обобщение опыта по экологии
Обобщение опыта работы по теме:
" Экологическое воспитание
детей дошкольного возраста – зеленая тропинка".
Мункуева Светлана Базаровна
воспитателя первой квалификационной категории
МБДОУ №7 «Солнышко»
Цель: Продолжать повышать педагогический уровень, профессиональную компетентность. Внедрять в работу новые методы и направления в воспитании и обучении детей. Привлекать родителей в воспитание экологической культуры поведения у детей.
Актуальность:
В наше современный, высокотехнологичный век, остро стоит проблема ухудшение экосистемы нашей планеты. Сегодня все человечество решает и обсуждает глобальные проблемы окружающей среды, много работы проводится во благо сохранения природы. Обретение экологической культуры, экологического сознания, мышления – это единственный выход из сложившейся ситуации для нас. Психологи, педагоги доказали, что на основе возрастных, умственных и познавательных способностей старшие дошкольники способны проявить устойчивый интерес к природе и окружающему миру у детей среднего и старшего дошкольного возраста под руководством взрослых может быть сформирована система знаний об окружающем мире, которая становится основой их сознательного отношения к нему. Психологи выявили, что в старшем дошкольном возрасте имеются необходимые предпосылки для успешного решения проблемы экологического воспитания детей данного возраста.
1 этап: Информационно-аналитический
Изучение психолого – педагогической, методической литературы по теме кружковой работы
1.
С.Н.Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду».2002г.
Составление перспективного плана работы
2.
Создание условий для формирования у детей основ экологической культуры
П. Г. Саморукова «Как знакомить детей с природой?»
М. В. Лучич «Детям о природе».
Н. А. Рыжова « Не просто сказки»
Н. А. Гуняга «Воспитание основ экологической культуры у детей дошкольного возраста».
П. Г. Саморукова «Как знакомить дошкольника с природой»
В.Дрязгунова «Дидактические
игры для ознакомления детей с растениями»
В течение года
При проведении НОД и других форм работы с детьми. Материал для педсоветов, педагогических часов, родительских собраний. При организации игровых досугов, праздничных утренников
3.
- Интегрированное НОД по экологии
- Тематическое планирование "Природа родного края"
- Тематическое планирование по Бурятии
Изучить пособие С.Н. Николаевой «Система экологического воспитания детей в дошкольном учреждении», на основе данного пособия разработать проект по экологическому воспитанию «Экология души» с детьми дошкольного возраста.
4.
Изготовление демонстрационного и раздаточного материала для непосредственно образовательной деятельности с детьми.
Выставка игр, пособий для практической деятельности.
5.
Разработать карты мониторинга.
Разработать анкеты опроса педагогов и родителей.
Обобщить опыт работы по организации экологического воспитания дошкольников.
6.
Организовать вместе с родителями выставку поделок из листьев, овощей и фруктов.
II. ЭТАП — внедрение в практику
Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса
1.
Разработать перспективные планы работы по экологическому воспитанию в ДОУ
Календарно – тематическое планирование
2.
Составить конспекты занятий по экологическому воспитанию детей.
Наглядный материал
3.
Семинар-практикум для воспитателей: «Экологическое воспитание –экологическая тропинка в детском саду».
Просмотр деятельности педагога
4.
Родительское собрание «Дошкольник и экология».
Подготовка анкет, памяток, рекомендаций для педагогов, родителей и детей.
5.
Накопление практического материала по теме «Формирование речевого творчества дошкольников», внедрение в практику работы передового педагогического опыта по выбранной теме, апробация собственных проектов.
Подбор методического оснащения.
Пополнение методической копилки.
Составление перспективного плана работы.
6.
Подготовка материала к информационным стендам.
III. ЭТАП — представление опыта работы по теме
1.
Обобщение опыта работы, систематизация полученного материала для его распространения.
Составление конспектов занятий, консультаций для родителей и воспитателей, развлечений по экологическому воспитанию.
2.
Участие в профессиональных конкурсах по теме самообразования
Предполагает проведение диагностики с целью отслеживания результатов работы, самоанализ педагогической деятельности.
3.
Подготовка статьи для публикации в СМИ
Оформление отчета
Информационные листы в виде таблицы с результатами
IV. Работа с семьёй
1.
Наглядная агитация
1. Оформление родительских уголков по теме "Наш режим", "Примите наши правила" "Расписание НОД"
2. В родительских уголках отразить вопросы развития индивидуальных способностей детей в ДОУ и семье.
2.
Анкетирование
3.
Выставка
Фотовыставки
Презентация
4.
Групповые родительские собрания
По плану работы с родителями
5.
Фотоотчет и презентация
О летней оздоровительной работе «Вот оно какое – наше лето!»
V. Мероприятия для детей
1.
«Волшебный сундучок осени»
Выставка поделок из природного материала и овощей
2.
«Дети о животных»
Выставка детских рисунков
3.
"Земля - наш дом родной"
Экологическое мероприятие
4.
«Ребенок и природа», «Природа –наш дом»; конкурс стенгазет «Экология в жизни ребенка»
5.
«Цветок моего настроения»
Экологическая игра-наблюдение
6.
«Что растет на грядке?» Дидактическая игра «Собираем урожай»
«Что нужно растениям для роста» и др.
Чтение стихов, загадывание загадок, наблюдение, беседа.
Приложение №1
Проект
«Экология души»
Тип проекта: групповой, долгосрочный, творческо-исследовательский.
Интеграция образовательных областей: познаний (природный мир), коммуникация, художественное творчество, труд, социализация, здоровье, безопасность.
Участники проекта: педагоги, дети старшей группы, родители
Длительность проекта: долгосрочный
Цель проекта: Формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Основные задачи проекта:
- Сформировать представление о растениях, животных, человеке как живых существах
- Показать взаимосвязь живых систем с окружающей средой, т.е. приспособление растений и животных к среде обитания и её сезонным изменениям
- Сформировать осознание того, что все живые существа на Земле связаны друг с другом сложной системой связей (все друг другу нужны, все друг от друга зависят и исчезновение любого звена нарушает равновесие в природе)
- Убедить в жизненной необходимости разумного и бережного отношения человека к природе.
Актуальность проблемы:
От нас, взрослых, зависит какими вырастут наши дети! Мы, родители, воспитатели должны научить наших детей не только брать от природы, но и заботиться о ней, охранять её и приумножать её богатства.
Проблема загрязнения окружающей среды сейчас очень актуальна. Экономический рост, с точки зрения экологов, идёт дикими, необузданными шагами, не оглядываясь ни на что: зарабатывая деньги, бизнес губит леса, загрязняются и становятся безжизненными моря и реки, теряют плодородие почвы Страна в погоне за экономических процветанием приносит в жертву окружающую среду. Пришла пора осознать , что человек не властелин природы, а её часть и выходец, Человек – единственный зоологический вид, наделённый разумом и нарушает законы экологии, уничтожая собственную среду обитания. Учёные доказали, что ныне до 80 % заболеваний прямо или косвенно связаны с факторами внешней среды. Это тревожный сигнал, призывающий нас разумно относиться к окружающему нас миру.
Проблемные вопросы. Уничтожая собственную среду обитания, люди задумываются над простыми вопросами «Что съесть?», «Чем обогреться?», и над сложными «Как сохранить природу? Как обрести истинную культуру мышления и сознания по отношению к природе?
Гипотеза. Выход один – взрослые должны «прозреть», а детей надо воспитывать в духе экологической культуры и грамотности. Опыт показывает , людей с уже сложившимися взглядами трудно убедить и перевоспитать, сформировать человека с новым экологическим типом мышления можно только с раннего детства,
Дошкольный возраст является первым звеном в системе непрерывного экологического образования, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие , эмоциональные впечатления, которые надолго ( а порой на всю жизнь) остаются в памяти человека.
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды , развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, основы познания окружающей действительности. Поэтому необходимо максимально использовать данный период времени, воспитывая у детей осознанно правильное отношение к природе, которое рассматривается не только как совокупность экологическим знаний, но и эффективная деятельность с их учетом. Единственный и надёжный помощник – культура, духовность. И вся нравственная направленность ребёнка ориентирована на развитие таких чувств и состояний, как любовь, волнение совести, переживание общения с природой и людьми в качестве высшего счастья. Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний.
Дети, которые ощущают природу: дыхание растений, ароматы цветов, шелест трав, пения птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. У них появляется потребность помогать жить этим творением, любить их, общаться с ними. Установление гармонических отношений с живой и неживой природой, развивает органы чувств, которые являются посредниками между окружающей средой и мозгом, трансформаторами и ретрансляторами энергий природы в тело ребенка. Активная позиция детей – показатель степени экологической воспитанности и культуры подрастающего поколения, умение оценивать действия людей и формировать собственное отношение к природе.
Цель проекта: Формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Основные задачи проекта:
- Сформировать представление о растениях, животных, человеке как живых существах
- Показать взаимосвязь живых систем с окружающей средой, т.е. приспособление растений и животных к среде обитания и её сезонным изменениям
- Сформировать осознание того, что все живые существа на Земле связаны друг с другом сложной системой связей (все друг другу нужны, все друг от друга зависят и исчезновение любого звена нарушает равновесие в природе)
- Убедить в жизненной необходимости разумного и бережного отношения человека к природе.
Формы и методы проекта:
- Интеграция образовательных областей: познание (природный мир), коммуникация, художественное творчество, труд.
- наблюдения за животными и растениями на прогулке и в уголке природы
-экскурсии и целевые прогулки на территории д/с (по экотропе) и в природе ( в парк, поле, луг)
-работа с календарями природы
- сбор коллекций семян, камней, листьев
- опыты, поисковая деятельность
- создание проблемных ситуаций
- экологические досуги, праздники, фольклорные вечера
- беседы, рассказы, чтение художественной литературы на экологические темы
- дидактические игры
- игры с моделями
- подвижные игры
- диагностика экологической воспитанности детей
- консультативная работа с родителями
Ожидаемые результаты:
- повышение экологической грамотности , развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы.
- у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
- формирование первоначальных основ экологической культуры дошкольников на основе воспитания осознанного отношения детей к природе, развитие личности неравнодушной, с эмоционально-ценностным эстетическим отношением к миру, в котором сочетаются качества нравственности, эстетического вкуса, коммуникативных навыков, эмпатии, образного мышления, творческих способностей.
- приходит понимание в необходимости бережного, заботливого и созидательного отношения к окружающему миру, предметам созданным руками человека.
Совершенствование психических процессов:
- Развитие чувства эмоциональной отзывчивости, экологической эмпатии, воображения;
- Стимулирование активности, развитие сплоченности, снятие мышечного и психоэмоционального напряжения;
- Развитие логического мышления и памяти;
- Речевое развитие.
Линии развития личности:
Физическое развитие :
- формирование здорового образа жизни.
Социальное развитие:
- формирование способов общения.
Познавательное развитие:
-обогащение и расширение представлений об окружающем мире;
- формирование системы экологических знаний и представлений.
Эстетическое развитие:
- развитие эстетических чувств (умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть красоту природы, восхищаться ею, желание её сохранить)
Нравственное воспитание:
- воспитание гуманного отношения к природе.
Трудовое воспитание:
- участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными,
по охране и защите природы.
Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:
- Осознание поставленной цели.
- Овладение различными способами решения поставленных задач;
- Способность предвидеть результат, основываясь на своём прошлом опыте;
- Поиск различных средств для достижения цели.
Задачи для педагога:
- развивать социально – профессиональную компетентность и личностный потенциал.
Задачи для родителей:
- освоить некоторые педагогические приёмы, необходимые в семейном воспитании;
- создавать в семье благоприятные условия для развития личности, учитывая опыт детей, приобретенный в детском саду;
- объективно оценивать возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнёрами.
1 ЭТАП . ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ :
- определение педагогом темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результатов.
- вовлечение родителей в активное эколого-образовательное пространство детского сада
- выявление интересных идей по модернизации дизайна территории детского сада;
- сбор необходимой информации , литературы, материала, средств, необходимых для реализации проекта;
- определение содержания деятельности всех участников проекта.
2 ЭТАП .ОСНОВНОЙ :
- работа с детьми по перспективному плану;
- оформление выставок на разную тематику;
- оформление и создание развивающей среды на прогулочном участке детского сада
ПОДПРОЕКТЫ:
- «Детский сад моей мечты»
Цель: создание нового культурного образа дошкольного учреждения через улучшение дизайна территории детского сада. Создание развивающей среды из бросового материала
( автопокрышек, пластиковых бутылок, брёвен и др)
Практические результаты:
- современный дизайн и создание развивающей среды на прогулочном участке детского сада с наибольшей пользой для детей;
- удовлетворение от того, что всем посетителям приятно прогуливаться с детьми по участку нашего детского сада, полюбоваться и подышать ароматами цветов, высаженных воспитателями на клумбах , отдохнуть на лавочке, оформленной в виде льва, а детям по кататься на импровизированной машине.
- «Экологическая тропа». Обозначение и экскурсии по экологической тропе детского сада,
Цель: формирование первоначальных основ экологической культуры дошкольников на основе воспитания осознанного отношения детей к природе, исследования и природоохранная деятельность по изучению растений и животных во взаимосвязи с его экосистемой, развивать коммуникативные качества детей.
3.Выставка поделок из природного материала «Осень», с участием родителей
4. Осеннее развлечение с участием детей «Пушкинская осень!»
Цель: воспитание патриотизма, приобщение детей к истокам народной культуры и духовности на основе изучения народного фольклора., воспитание творчески развитой личности.
Летний экологический праздник ко Дню охраны окружающей среды: «Земля – наш общий дом» Цель: развивать у детей познавательный интерес к миру природы, воспитывать в детях желание помогать животным, попавшим в беду. Доставлять радость от участия в празднике. Развивать логическое мышление, память, речь.
- Новогодняя акция с участием родителей «Умный взгляд на мусор»
Цель: расширение знаний детей о зависимости мира природы и деятельности человека, формирование представлений о целесообразности вторичного использования бытовых отходов в изготовлении новогодних украшений.
В ходе акции были проведены:
- украшений для ёлки.
- Мастерская природы . Цель: создание сувениров-подарков для мам и бабушек на 8 Марта, с использованием природного материала.
- Огород на подоконнике. Цель: заинтересовать детей перспективой выращивания «зелёных витаминов», дать представление об условиях, необходимых для наиболее быстрого прорастания посевов, формировать навыки труда в природе.; развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о комнатных растениях, об условиях их жизнедеятельности, об особенностях ухода за ними и учить детей видеть их красоту и создавать её своими руками.
- Цветочная мозаика. Цель: закреплять знания детей о цветочных растениях, правилах посадки и ухода за ними , формировать трудовые навыки ,учить пользоваться садово-огородным инвентарём, обучать правилам дизайна цветников,, развивать творчество и фантазию детей.
3 ЭТАП . ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
- Анализ деятельности и обобщение результатов работы
- Презентация проекта (фото, видеозаписи развлечений, выставки рисунков и поделок детей)
- Удовлетворенность всех участников проекта
Работа с родителями
- - Беседы, консультации, собрания
- - Анкетирование «Экологическое образование в семье»
- - Выставка на тему « Пасхальное яичко»
- -Развлечение «Пасха»
- - Выставка на тему «Осень»
- -Развлечение «Покровские посиделки»
- - Новогодняя акция «Умный взгляд на мусор»
- - Летний экологический праздник «Земля – наш общий дом»
Приложение №2
Перспективное планирование по экологическому воспитанию в старшей группе
неделя
Тема: «Лес – многоэтажный дом»
Беседа о деревьях, кустах, травянистых растениях, о правилах поведения на природе.
Дидактическая игра «Найди дерево по описанию».
Дидактические игры «Найди свое дерево», «Узнай и назови».
Изготовление природоохранительных и запрещающих знаков
Настольно-печатная игра «Прогулка в лес».
Дидактическая игра «Магазин «Семена».
Экскурсия в парк.
Сбор осенних листьев для гербария. Дидактическая игра «Что помогает растениям расти».
2-ая
неделя
Тема: «Животные леса осенью»
Беседа с детьми о животных леса, среде обитания, о подготовке зверей к зиме, о поведении человека в лесу. Рассматривание иллюстраций, книг о животных леса.
Беседа о взаимосвязях, существующих в природе, составление пищевых цепочек. Дидактическая игра «Кто чем питается?».
Рассказ воспитателя о подготовке зверей к зиме.
Отгадывание загадок.
Рисование деревьев и лесных зверей.
Дидактическая игра
«Кто где живет?».
3-я
неделя
Тема: «Насекомые»
Наблюдение за насекомыми.
Беседа на тему «Насекомые осенью»
Словесно-дидактическая игра «Четвертый лишний»
Чтение художественной литературы:
В. Бианки «Как муравьишка спешил домой»; Д.Н. Мамин-Сибиряк «Про комара Комаровича»
Дидактические игры «В слова», «Летает-не летает».
4-ая
неделя
Тема: «Водоем и его жители»
НОД.
«Водоем и его жители»
Рисование водоема и его обитателей.
Словесно-дидактическая игра «Кому нужна вода»
Чтение художественной литературы: рассказа
Д.Н. Мамин-Сибиряк
«Серая шейка»
Поход к водоему.
Подвижная игра
«Ходят капельки по кругу».
неделя
Тема: «Декоративные рыбки»
Наблюдение за аквариумными рыбками.
Дидактическая игра «Чем похожи? Чем отличаются».
Дидактическая игра
«Угадай по описанию».
Чтение художественной литературы: Л. Бере
«Рыбка» (пер. с англ. О. Образцовой)
О.Г. Зыкова «Камбала», «Рыба-прилипала».
Рисование
«Моя любимая рыбка».
2-ая
неделя
Тема: «Человек – часть живой природы»
Наблюдения за людьми, внешним видом, поведением.
Беседа о характере, поступках, интересах
Беседа о живой и не живой природе.
Рассматривание иллюстраций, книг о животных леса.
Беседа о человеке, о строении человеческого организма.
Дидактическая игра «Из чего состоит человек»
Чтение художественной литературы: А. Дайнеко «Вот на земле огромный дом», С. Кирсанов «Что значишь ты без трав и птиц».
Художественное творчество. Рисование человека.
3-я
неделя
Тема: «Овощи и фрукты на нашем столе»
НОД.
«Овощи и фрукты».
Дидактическая игра–сказка «Фрукты и овощи».
Беседа о холодных и горячих блюдах из овощей и фруктов.
Дидактическая игра «Определи на вкус».
Чтение художественной литературы: Ю. Тувин «Овощи»; Э. Хогарт «Мафин и его знаменитый кабачок».
Дидактические игры «Съедобное - не съедобное»; «Вершки-корешки».
Художественное творчество. Аппликация «Ваза с фруктами», «Овощи на тарелке».
4-ая
неделя
Тема: «Растения в нашем уголке природы»
НОД.
Беседа о комнатных растениях;
о необходимости для них условий жизни; об элементах труда.
Познавательно-исследовательская деятельность. Опыты (различная потребность комнатных растений во влаге, тепле, свете).
Труд в уголке природы.
Сюжетно-ролевая игра «Цветочный магазин».
Дидактические игры «Садовник», Угадай растение», Назовите растение».
Чтение художественной литературы:
Б. Житков «Что я видел», «Сад».
Дни недели
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Ноябрь
1-ая
неделя
Тема: «Осень золотая».
Наблюдение за живой и неживой природой. Экскурсии по экологической тропе детского сада.
Рассматривание репродукций художников об осени.
Беседа об осени.
Развлечение
«Осень –русская краса».
Дидактические игры
«Когда это бывает?», «Кто больше назовет», «Ботаническое лото».
Составление коллажа из листьев и ягод «Осенний пейзаж».
2-ая
неделя
Тема: «Птицы осенью»
НОД «Птицы осенью» (беседа о перелетных птицах).
Наблюдения за птицами на участке.
Дидактические игры «Кто лишний», «Кто где живет», Перелетные- зимующие».
Подвижная игра «Перелет птиц», «Совушка».
Чтение художественной литературы:
Е. Благинина «Улетают, улетели», В. Бианки «Синичкин календарь», Г. Ладонщиков «Загрустил воробышек», И. Крылов «Кукушка и петух», Е. Чарушин «Утка».
Просмотр фильма «Перелетные птицы».
3-я
неделя
Тема: «Птицы живого уголка»
Наблюдения за птицами живого уголка (попугаями).
Дидактическая игра
«Кто наблюдательный».
Уход за обитателями живого уголка.
Игра –имитация
«Я загадаю, а вы угадайте».
Дидактическая игра Перелетные- зимующие».
Подвижная игра «Перелет птиц».
Художественное творчество. Лепка
«Красивая птица»
4-ая
неделя
Тема: «Жизнь хомяка в природе»
Наблюдение за хомяком в клетке: окрас, повадки, чем питается, как ест (рассмотреть корм, покормить), уход.
НОД
«Жизнь хомяка в природе».
Чтение художественной литературы:
М. Зверев «Суслики», «Хомяки».
Дидактическая игра
«Замаскируй хомячка».
Художественное творчество. Рисование «Хомячок».
Дни недели
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Декабрь
1-ая
неделя
Тема: «Зимующие птицы».
Наблюдение за зимующими птицами на участке (внешний вид, сравнение разных птиц, выделяя общее и различия, повадки). Рассматривание следов на снегу, кормление птиц.
Рассматривание иллюстраций о зимующих птицах, беседа.
Просмотр фильма «Зимующие птицы».
Изготовление кормушек для птиц.
Чтение художественной литературы:
Г. Серебрецкий «Берегите птиц»,
И. Поленов «Синичкины кладовки».
Работа в дневнике наблюдений.
Дидактические игры
«Голоса птиц», «Я -загадаю, а вы -отгадайте».
2-ая
неделя
Тема: «Как лесные звери проводят зиму».
НОД «Как лесные звери проводят зиму».
Беседа о труде лесника (рассматривание картины «Лес», иллюстраций, чтение художественной литературы).
Дидактические игры
«Мы маленькие зайчики», «Закончите предложение», «Животные в лесу».
Чтение художественной литературы:
В. Бианки «Купание медвежат»,
Е. Чарушин «Волчишко»,
В. Варанжин
«Как ежик зиму перезимовал».
Художественное творчество. Лепка
«Звери на новогодний праздник».
3-я
неделя
Тема: «Зимушка- зима».
Наблюдение зимних красот в природе. Выделение характерных признаков зимы.
НОД
«Пришла красавица зима».
Дидактические игры
«Найди ошибку», «Когда это бывает?», «Чей силуэт?».
Ритмопластика «Снежинки».
Чтение художественной литературы:
С. Маршак «Сыплет, сыплет снег охапками…»,
Н. Павлова «Под снегом на лугу»,
С. Есенин «Пороша».
Экскурсия в парк «Вот и к нам пришла зима»
4-ая
неделя
Тема: «Деревья зимой».
Наблюдение деревьев на участке (название деревьев, строение, польза).
Работа в фенологическом календаре.
Беседа о деревьях.
Дидактические игры
«Что где растет?», «С чьей ветки детки». Сюжетно-ролевая игра «в лес за дровами».
Изготовление игрушек для украшения искусственной ели в группе.
Чтение художественной литературы:
Т. Шорыгина «Сосновые леса»,
«Зимний ельник», «Прогулка в лес».
Художественное творчество. Рисование.
«Нарядная ёлка».
неделя
_
_
_
_
_
2-ая
неделя
_
_
_
_
_
3-я
неделя
Тема: «Мой любимый цветок».
Наблюдение за ростом и состоянием комнатных растений. Рассматривание схем способов ухода. Труд в уголке природы.
НОД.
«Узамбарская фиалка –цветущее растение».
Чтение художественной литературы:
Е. Серов «Фиалка».
Дидактические игры
«Кому что нужно», «Как выросла фиалка».
Художественное творчество. Рисование.
«Мой любимый цветок».
4-ая
неделя
Тема: «Мы все такие разные».
НОД
«Мы все такие разные».
Беседа «Кто чем любит заниматься?»
Дидактические игры
«Мы все разные»,
«Найди себе пару».
Чтение художественной литературы:
Л. Гальперштейн «Моя первая энциклопедия»
Художественное творчество. Рисование.
«Портрет своего друга».
неделя
Тема: «Живое – неживое»
НОД
«Живое – неживое»
(Признаки живого на примере человека – разговаривают, двигаются, дышат, слышат, видят и т.д.).
Наблюдения за птицами живого уголка (попугаями).
Труд – уборка клетки, кормление.
Дидактические игры
«Какая она?», «Кто чем питается».
Чтение художественной литературы:
В. Бианки «Рыбий дом», Н. Осипов «В воде и у воды», «Животные морей».
Просмотр фильма «Животные».
2-ая
неделя
Тема: «Глаза – зеркало души»
НОД.
«Глаза – зеркало души» - беседа о зрении и глазах.
Беседа о правилах сохранения зрения.
Гимнастика для глаз.
Дидактическая игра
«Жмурки». Сюжетно-ролевая игра «На прием к офтальмологу».
Заучивание стихотворения. «Видеть папу,
Видеть маму,
Видеть небо и леса. Помогают нам глаза».
Экспериментирование «Волшебные стеклышки». Знакомство с приборами для наблюдения – микроскоп, лупа, бинокль.
3-я
неделя
Тема: «Особенности слуха у животных и человека».
НОД.
«Особенности слуха у животных и человека».
Беседа о правилах сохранения слуха.
«Психогимнастика»
Дидактические игры
«Проверяем слух», «Хвастушка», Что услышал?», «Чьи уши?».
Сюжетно-ролевая игра «На прием к отоларингологу».
Чтение художественной литературы:
Э. Мошковская «Уши»,
Е. Бахдуренко «Уши и язык».
Работа по картинкам.
4-ая
неделя
Тема: «Зима
недаром злится,
Прошла её пора…»
НОД
«Прошла зима холодная»
Рассматривание иллюстраций и картин художников о зиме.
Дидактические игры
«Приметы зимы»,
«Когда это бывает?».
Игра-имитация «Снежные явления».
Чтение художественной литературы:
Конкурс-викторина стихотворений о зиме.
Художественное творчество. Рисование.
«Чем красива зимняя природа».
неделя
Тема: «Как поссорились март и февраль»
Наблюдение за весенними явлениями: изменениями цвета снега, таяние снега, капели.
Беседа «Ранняя весна» или «Смена дня и ночи»
Дидактические игры
«Сравни и найди», «Бывает – не бывает».
Чтение художественной литературы:
И. Токмакова «Весна», Ф Тютчев
«Весенние воды»
Рассматривание картин И. Левитана «Март»,
И. Грабарь «Февральская лазурь».
2-ая
неделя
Тема: «Русское поле»
НОД.
«Хлеб – наше богатство».
Рассматривание иллюстраций в книге «Хлеб – главное богатство России», гербария.
Пословицы, поговорки о труде.
Чтение художественной литературы:
Н. Юсупов «Голубь и пшеничное зерно», Ю. Круторогов
«Дождь из семян».
Дидактические игры
«Каравай», «Узнай растение», «Пищевые цепочки», «Ботаническое лото».
3-я
неделя
Тема: «Птицы весной»
Беседы и наблюдения за птицами на участке детского сада.
Обобщающая беседа с использованием схем, моделей.
Рассматривание иллюстраций (разные виды гнезд, появление птенцов и т.д.)
Игра-имитация
«Строим гнёзда».
Дидактическая игра
«Попрыгунчики-воробышки».
Чтение художественной литературы:
В. Бианки «Лесные домики», И. Поленов «Синичкины кладовки»
Художественное творчество (оригами).
«Голубь», «Воробей» или «Лебедь».
4-ая
неделя
Тема: «Органы чувств»
НОД.
«Как мы чувствуем запахи» (беседа с элементами самонаблюдения).
Беседа
«Какие бывают болезни и как уберечься от инфекций».
Дидактические игры
«Узнай запах»,
«Можно-нельзя»
Чтение художественной литературы:
Л. Гальперштейн «Моя первая энциклопедия».
Художественное творчество. Лепка человека.
неделя
Тема: «Домашние животные».
Наблюдение за кошкой, собакой (внешний вид, повадки, что едят, какую пользу приносят и т.д.).
Рассматривание картин, иллюстраций.
Дидактические игры
«Вспомни и назови», «Кто что ест».
НОД
«Домашние животные»
Чтение художественной литературы:
А. Введенский «Щенок и котенок»,
К. Ушинский «Слепая лошадь».
Показ фильма «Домашние животные»
2-ая
неделя
Тема: «Цветущие деревья».
Рассматривание картинок цветущих деревьев.
Составление описательного рассказа о деревьях по схеме, модели
Чтение художественной литературы:
«Литературный калейдоскоп».
Экскурсия в парк.
Художественное творчество. Рисование. «Цветущая ветка».
3-я
неделя
Тема: «Космос. Вселенная».
НОД
«Вселенная».
Экскурсия в мини-музей «Космос».
Наблюдения вечером «Кого можно увидеть на небе».
Чтение художественной литературы:
Н. Носов «Незнайка на луне», А. Митяев
«12 апреля – День космонавтики».
Показ фильма
«Космические путешествия».
4-ая
неделя
Тема: «Тело человека».
НОД
«Тело человека» (беседа о коже, о скелете, о росте, как человек спит и т.д.)
Рассказ воспитателя «Что могут делать руки и ноги».
Беседа «Как люди заботятся о своем здоровье весной».
Чтение художественной литературы:
Л. Гальперштейн «Моя первая энциклопедия»,
К. Чуковский «Доктор Айболит»
Поделки из природного материала.
неделя
Тема: «Первые цветы на участке»
Наблюдение за растениями на участке.
Работа в дневнике наблюдений и фенологическом календаре.
НОД.
«Первые цветы на участке»
(сравнительный рассказ о мать-мачехе и одуванчике).
Эстафета-игра «Собери цветок».
Игра-имитация
«Собери нектар с цветов».
Дидактическая игра «Отгадайте: «Почему?».
Чтение художественной литературы:
Н. Павлова «Хитрый одуванчик»,
Т. Белозёров
«Одуванчик».
Художественное творчество (оригами).
«Красивые тюльпаны».
2-ая
неделя
Тема: «Весенние заботы птиц».
Наблюдение за появлением перелетных птиц (скворец, соловей).
Послушать пение птиц.
Беседа с детьми о соловье, дятле, голубе.
Подвижные игры
«Совушка»,
«Перелет птиц», «Коршун и наседка».
Чтение художественной литературы:
Г. Скребицкий «Берегите птиц»,
А. Барков «Голоса леса».
Художественное творчество (оригами).
«Сова», «Воробей».
3-я неделя
Тема: «Как человек охраняет природу».
Рассматривание и беседа о Красной
книге.
НОД
«Национальный парк «Завидово» (беседа, рассматривание, книг, иллюстраций)
Экскурсия в лес.
Составление природоохранительных знаков и их обсуждение.
Беседа «Чем мы можем помочь природе?»
4-ая
неделя
Тема: «Строим экологический город».
Наблюдения за растениями, птицами, насекомыми. Наблюдение разных видов дождя: кратковременный, затяжной, грибной, слепой, ливневый.
Оформление клумб перед детским садом. Посадка рассады цветов.
Беседа «Чистый воздух и вода – богатство страны».
Художественное творчество. Рисование.
«Придумай и нарисуй экологически чистый вид транспорта».
Литература.
1. С. Н. Николаева «Юный эколог». Программа формирования начал экологической культуры у детей 2-7 лет в ДОУ.
2. О.Ф. Горбатенко. «Система экологического воспитания в ДОУ»2- издание 2008г. «Учитель» Волгоград.
3. Л. Г. Селихова. «Ознакомление с природой и развитие речи» - интегрированные занятия для работы с детьми
старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Москва. Издательство «Мозаика-синтез» 2005г.
4. Л. Г. Селихова. «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» - интегрированные занятия для работы с детьми
старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Москва. Издательство «Мозаика-синтез» 2005г.
5. Т.И. Попова. «Мир вокруг нас» Москва. Издательство «Линка-пресс».1998г.
6. Л.С. Журавлева. «Солнечная тропинка» Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром. Москва. Издательство «Мозаика-
синтез» 2006г.
7. С.А. Козлова. «Я человек» Программа социального развития ребенка. Москва. «Школьная Пресса» 2004г.
8. Т.И. Гризик. «Ребенок познает мир» Издательский дом «Воспитание дошкольника» 2003г.
9. Л.Я. Гельперштейн. «Моя первая энциклопедия» Москва. РОСМЭН. 2013г.
10. С. Мусиенко, Г. Бутылкина. «Оригами в детском саду». Пособие для воспитателей детского сада. Москва. «Обруч» 2010г.
11. Н.А. Рыжова «Не просто сказки» Экологические рассказы, сказки и праздники. Москва. «Линка-пресс» 2002г.
12. Н.П. Ильчук, В.В. Гербова, Л.Н. Елисеева, Н.П. Бабурова «Хрестоматия для дошкольников 5-7 лет» Москва. Издательство АСТ 1997г.