ЗНАЧЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ А. С. ПУШКИНА В ФОРМИРОВАНИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Дошкольники любят интересную сказку, особенно выраженную в поэтической форме красивым литературным языком Александра Пушкина: мысли и чувства, вызванные ими долгое время, не исчезают, они проявляются в действиях, рассказах, играх, последующих детских рисунках. Новые мотивы деятельности, сформированные в общем процессе развития ребенка в результате его воспитания, впервые позволяют реальное понимание произведений искусства, проникновение их идеологического содержания. Восприятие народных сказок-основа знания фантастики. Сказка-один из элементов культуры, а главное ее эстетическая составляющая. Он основан на национальной этической культуре, корнях фольклора и обладает богатым социальным, моральным и педагогическим потенциалом.
Творчество А. С. Пушкина-явление, поэтическое настроение, идея яркого искусства. Он имеет русскую природу, русскую душу, русский язык, русский характер.
С каждым десятилетием пушкинская эпоха отдаляется от нас, и великий поэт все больше обращается к нам как к хорошему наставнику, учителю и другу-спутнику всей нашей жизни, от рождения до старости. Рано или поздно, в детстве или в зрелом возрасте, произведения этого автора будут касаться сердца каждого. Сказки Пушкина-это глубокие произведения, которые будут интересны как взрослым, так и детям.
Трудно переоценить значение сказок Пушкина для возникающей личности. Они открывают маленькому читателю огромный мир человеческих мыслей, чувств, переживаний, придают ему универсальные культурные ценности и богатство родного языка.
Сказка играет важную роль в духовном развитии дошкольника. Весь мир живет в своем воображении, образы сказок оживают, дальние путешествия его называют, растет жажда знаний.
Сказки Пушкина любят дошкольники. В эти годы они очень чувствительны к ярким изображениям, динамичному сюжету, основанному на действиях персонажей. Для них человек проявляется только поступками. А для сказочных героев у них очень точное отношение: удивление и веселье со своей доблестью, ум и изобретательность, порождают чувство враждебности и неприятия – других. Их оценки людей категоричны. Для дошкольников есть хорошие и плохие люди, нет середины. Ребенок не понимает и не признает человека, который одновременно обладает хорошими и плохими качествами. Его интересует и фантастическая атмосфера, ярко оформленная в воображении, благоприятная для мечтаний – яркая и запоминающаяся картина события. Несомненно, вовлекает ребенка во все это старомодную, простую и сочную русскую речь. И в итоге самое главное-ребенок берет из сказки Александра Пушкина чувство жизненной радости, живую веру в достижение чуда, мечту. Понятно, что сказки Александра Пушкина прекрасно отвечают особенностям психологии дошкольников.
Дети, имея точку зрения народной сказки, попадают в особенности литературных сказок, размышляя о ее сходствах и отличиях от народных сказок. Сказки Пушкина близки к людям. Их близость к образу героев, превосходство верности и справедливости, искусство изображения магических событий в сказке, его поэтический дар. Главное, что важно для детей осознать, – это истинное народное происхождение поэзии, гимн добра и справедливости. Гуманизм Пушкина, пронизывающий всю его поэзию, находит свое начало в настоящей русской народной поэзии. Формирование художественных и эстетических идей в процессе восприятия произведений Пушкина зависит не только от объективных возможностей самого текста, но и от мастерства педагога.
В жизни дошкольников большое место занимает поиск настоящего друга. Они начинают беспокоиться о социальных процессах, проблемах добра и зла. Именно в этом возрасте персонаж начинает развиваться. Поэтому вопросы гордости, чести и достоинства так важны для детей. И воспитателю необходимо воспользоваться этой возможностью и обязательно познакомить детей со сказками А. С. Пушкина и его детскими и юношескими годами.
Таким образом, мы видим, что произведения Александра Пушкина играют большую роль в воспитании чувств. Его также можно назвать источником воспитания чувств, так как он отражает всю реальную жизнь со злом и добром, счастьем и горем. Но чтобы маленький читатель экспериментировал во всем богатстве эмоционального состояния чужой жизни, ему нужно говорить языком чувств, уметь читать их в сердцах персонажей. В этом случае эмоциональная культура должна органично сливаться с читателем. Ребенку, особенно маленькому, нужно читать вслух, чтобы ребенок эмоционально отвечал на прочитанное. Дети склонны ко всему яркому, необычному, как преувеличение, способны удивлять и удивляться. Все это встречается в сказочной фантазии произведений А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о Золотом петушке», «Сказка о попе и его работнике Балде», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Сказка пленяет ребенка, она смотрит на мир глазами, приспосабливается к его понятиям.