«Социально-коммуникативное развитие детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности»
Штундер Марина Петровна
Одним из приоритетных направлений развития детей в рамках ФГОС дошкольного образования является создание условий, открывающих возможности для позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного развития на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих дошкольному возрасту видах деятельности.
Социально - коммуникативное развитие - это процесс, позволяющий ребенку занять свое место в обществе в качестве полноценного члена этого общества, осуществляется широким набором универсальных средств, содержание которых специфично для определенного общества, социального слоя и возраста.
Коммуникация становится в современной жизни базовой деятельностью для всех других видов человеческой деятельности, пронизывающей их и являющейся условием их успешной реализации.
Актуальность формирования социально-коммуникативных умений и навыков дошкольников на педагогическом уровне определяется социальным заказом общества - формированием социально развитой личности ребенка. Достаточный уровень сформированности социально-коммуникативных навыков, являясь одной из необходимых составляющих готовности ребенка к обучению, обеспечивает ему возможность успешного освоения школьной программы. Первое общество для «маленького» человека - коллектив группы детского сада, и он во многом определяет дальнейший путь его личностного и социального развития. Думаю, что коллеги согласятся с моим мнением, что опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности самосознания ребенка, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди сверстников и в обществе.
Развитие личности ребенка, а в частности формирование социально-коммуникативных навыков, как доказано педагогической наукой, происходит в деятельности. Все мы, педагоги, знаем, что ведущим видом деятельности ребенка в дошкольном возрасте является игра. Чтобы способствовать социально-коммуникативному развитию ребенка, взрослому необходимо поощрять всевозможные формы игры как ведущей деятельности. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает, в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Именно с помощью игры малыш познает самого себя и окружающий мир.
Общие интересы, цели, задания, совместные действия в игре способствуют воспитанию положительных взаимоотношений между сверстниками. Именно игра позволяет выявить задатки ребенка и превратить их в способности, развивает умения и навыки, стимулирует развитие дошкольника в целом.
Работая с детьми младшего дошкольного возраста, создаем условия, которые способствуют постепенному развитию игры, как специфически ведущей деятельности дошкольника – незаменимой школы общения, мышления и произвольного поведения.
Знаем, что для детей этого возраста (младший дошкольный возраст) характерно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Дети «мыслят руками»: не столько размышляют, сколько непосредственно действуют. Именно поэтому используем в работе с детьми деятельностный подход в развитии социально-коммуникативных навыков у детей.
В своей работе придерживаемся следующих принципов:
1. Единство возрастного и индивидуального подхода в развитии социально-коммуникативной сферы ребенка (Д. Б. Эльконин).
2. Деятельностный принцип осуществления социально-коммуникативного развития ребенка в быту и игровой деятельности (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин).
3. Принцип дифференцированного и комплексного подхода к образовательной деятельности (Л. С. Выготский).
4. Принцип доступности (В. В. Давыдов).
Создаем условия:
• интеграция образовательных областей в различных видах деятельности;
• обогащение предметно-пространственной развивающей среды в группе;
• общение с детьми на основе субъект - субъектных отношений: педагог - ребёнок - ребёнок;
Целью своей деятельности по данному направлению считаем, развитие социально- коммуникативных умений и навыков детей посредством игровой деятельности в условиях педагогического процесса.
Где развиваем социально-коммуникативные способности детей, используя деятельностный подход.
Формируем связную речь ребёнка, его речевое творчество через игровую деятельность. Организовываем детско-родительское сотрудничество в разных видах деятельности. Обогащаем предметно-пространственную среду в группе дидактическими, методическими материалами по данной теме
И уже есть положительная динамика коммуникативных умений и навыков у детей, повышение речевой активности.
Используем такие формы работы с детьми:
- Индивидуальная работа
- Работа малыми подгруппами
- Групповая работа
- Игровые задания, и игр-драматизаций, в которые включается ребенок.
Детям очень нравятся:
- Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко - дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).
- Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).
- Ролевой диалог героев сказок («Курочка Ряба», «Заюшкина избушка», «Три медведя»).
- Инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок», «Кот, петух и лиса»).
- Настольный театр картинок. Персонажи и декорации - картинки. Их действия ограничены. Состояние персонажа, его настроение передается интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, что создает элемент сюрпризности, вызывает интерес детей.
- Кукольный театр, пальчиковый театр - одевают на руку или пальцы. Фигурки театра используем в импровизациях на заданные темы.
- Чтение и совместный анализ сказок. Сначала прочитывается сказка и проводится беседа, направленная на знакомство с эмоциями и чувствами, затем - выделяются герои с различными чертами характера, и предлагается ребенка сравнить себя с одним из персонажей.
- Проигрывание отрывков из сказки, передающих различные черты характера, с параллельным объяснением или разъяснением нравственных качеств и мотивов действий персонажей.
- Словесные, настольно-печатные и подвижные игры, направленные на усвоение нравственных правил и постановку нравственных задач в свободной деятельности детей после занятия.
Родительское участие необходимо в педагогическом процессе:
• помощь в оснащении группы игровым материалом;
• помощь в изготовлении костюмов, атрибутов к играм;
• ознакомление с материалами информационного стенда для родителей «Играем вместе с детьми», «Психология игры», «Игра в жизни дошкольника».
Результат нашей деятельности на сегодня. Под влиянием общения со взрослыми, различных игр и упражнений дети успешно используют простые и распространенные предложения, воспроизводят небольшие стишки и потешки. Дети могут спокойно, не мешая друг другу, играть рядом, объединяться в игре с общей игрушкой, развивать несложный игровой сюжет из нескольких взаимосвязанных по смыслу эпизодов, выполнять вместе простые поручения. Итогом работы является перевод ребенка на новый уровень социально-коммуникативного развития, который позволяет расширить круг его взаимоотношений и создает условия для более гармоничной и личностно актуальной социализации ребенка в детском саду.
Список литературы
1. Актуальные проблемы дошкольного образования / под ред. Т. М. Бабуновой. – Магнитогорск: Сфера, 2003.
2. Васильева О. К. Образная игрушка в играх дошкольников. М.: Издательство: Детство-пресс, 2003.
3. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка //Вопросы психологии. 1966. - №6.
4. Голованова, Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Н. Ф. Голованова. - СПб.: Речь, 2004.
5. Жукова Т. Путешествие в игромир. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.nachalka.com/igromir
6. Игра дошкольника / Под ред. С. Л. Новоселовой. - М.: Академия, 1989.
7. Игра в дошкольном возрасте: пособие для воспитателей детских садов. / Под ред. Дороновой Т. Н., Карабановой О. А., Соловьевой Е. В. М.: Издательский дом "Воспитание дошкольника", 2002.
8. Карабанова О. С. Игра в коррекции психического развития ребенка. – М.: Педагогика, 1997.