Детские конкурсы как инструмент личностного развития дошкольников

Максимова Лидия Евгеньевна
Детские конкурсы как инструмент личностного развития дошкольников. Создание условий для развития способностей всех детей является одной из основных задач общенациональной системы выявления и развития молодых талантов. В дошкольном образовании одним из приоритетных направлений является создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития их способностей и творческого потенциала [2, п.1.6., пп. 4]. Практика показывает, что такими взаимодополняющими условиями являются: эмоционально комфортная для ребёнка обстановка; развивающая предметно-пространственная среда, способствующая физической, познавательной и творческой активности дошкольника; организация самостоятельной, совместной и коллективной деятельности ребёнка, способствующая развитию имеющихся способностей, а также приобретение новых знаний, умений и навыков в соответствующих направлениях. В целях выявления и развития одаренности детей, осуществляется развитие и совершенствование системы интеллектуальных, творческих и спортивных состязаний [1, п.3, пп. «д»], которые направлены на определение уровня подготовки детей в том или ином виде деятельности. Детские конкурсы для дошкольников организуются на разных уровнях: от внутригрупповых – до международных. И на каждом уровне определяются кандидаты в победители, проявившие свои способности лучше других участников. В результате, ребенок-победитель получает поощрение, общественное признание и возможность проявить свои способности на более высоком уровне. В то же время, разные направления и тематики конкурсных мероприятий дают и другие преимущества для образовательного процесса: формируют интересы в разных видах детской деятельности, позволяют расширять кругозор, развивать когнитивные способности и мастерство участников; учат презентовать свои идеи, способности, достижения, производить рефлексию, выбирать и развивать дальнейшую деятельность; способствуют обогащению предметно-пространственной среды, в процессе подготовки приобретаются или создаются необходимые для участия материалы; создают внешнюю мотивацию к деятельности, способствуют мобилизации усилий участников, приобретению уверенности в своих силах, тренируют силу воли участников; учат взаимоотношению с победителями и другими участниками мероприятия, принимать признание и рекомендации. Разнообразие форм конкурсных мероприятий (конкурс детских работ, конкурс юных исполнителей, смотр-конкурс, тематический конкурс или фестиваль, выставка-конкурс, конкурс мастерства, соревнование) позволяет реализовать подготовку участников с применением разнообразных методик и педагогических технологий. Например, с помощью технологии проектов можно подготовить продукт, который станет конкурсной работой. Всё это позволяет использовать принципы конкурсных мероприятий и состязаний – в развитии и организации творческой, познавательной и физической активности не только одарённых детей, но и каждого дошкольника.