Проект в старшей группе «Предания старины далёкой»
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2022/02/15/29.jpg)
Одна из задач ФГОС ДО «….приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности….» Наши дети мало получают информации о русской культуре, быте. Мы хотим, чтобы дети выросли любящими свою Родину, свой народ и свою культуру. Именно поэтому мы серьезно задумались над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры.
Система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.
Цель методической разработки: развитие познавательной активности в процессе знакомства детей среднего и старшего дошкольного возраста с русской избой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 516 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект в старшей группе «Предания старины далёкой»
МКДОУ Детский сад «Рябинка» г. Тайшет
Воспитатель: Моськина Галина Викторовна
Актуальность:
Одна из задач ФГОС ДО «….приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности….»
Наши дети мало получают информации о русской культуре, быте. Мы хотим, чтобы дети выросли любящими свою Родину, свой народ и свою культуру. Именно поэтому мы серьезно задумались над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры.
Система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.
Цель методической разработки: развитие познавательной активности в процессе знакомства детей среднего и старшего дошкольного возраста с русской избой.
Наш деревянный макет «Русская изба»-
-познакомит воспитанников с жилищем русского человека – избой, её устройством и особенностями проживания;
-разовьет познавательную активность и любознательность через ознакомление с бытом и традициями русских людей;
-активизирует и пополнит словарный запас новыми словами;
-позволит проявить инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности.
Особенность данного дидактического пособия заключается в том, что оно включает в себя макет избы.
Дети самостоятельно могут трансформировать пособие (добавить или убрать содержимое, внести экспонаты). Изба получилась мобильной, ее можно переставлять с места на место.
Данное методическое пособие можно использовать и в работе с детьми старшего дошкольного возраста, соответственно усложнив задачи и добавив материал.
Дидактическое пособие макет «Русская изба» с наборами: утвари, посуды, мебели, кукол .
Дидактическое пособие познакомит дошкольников с убранством русской избы, укладом русской семьи, а также традициями русского народа. Дети небольшими группами (до 8 человек) могут самостоятельно организовать режиссерские игры.
Методическая разработка может быть использована воспитателями при проведении образовательной деятельности по ознакомлению дошкольников с русской избой, русскими народными сказками, в театрализованной и изобразительной деятельности.
Вид проекта: творческий, исследовательский.
Участники проекта: воспитатели, дети, родители.
Продолжительность проекта: долгосрочный
Цель проекта: Создание макет «Русская изба» для ознакомления дошкольников с историей и культурой своего народа, формирования у детей представления о старинных предметах быта.
Задачи проекта:
1. Создать предметно-развивающую среду в ДОУ, способствующую приобщению детей дошкольного возраста к народной культуре.
2. Сформировать конкретные представления о предметах народного быта и их назначений.
3. Познакомить детей с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой, национальными блюдами.
4. Повысить уровень знаний воспитателей о системе музейной педагогики.
5. Привлечь родителей к активному взаимодействию по приобщению детей к народной культуре, к созданию мини-музея, расширить представления родителей об истории и традициях русского народа.
6. Воспитывать любовь и бережное отношение к русской народной культуре.
Ожидаемый результат:
-Дошкольники приобщатся к традициям, обычаям русского народа.
-Обогатится словарный запас названиями старинных предметов быта.
-Сформируется нравственная личность посредством приобщения к народным традициям
Первый этап: (подготовительный)
- Сбор информации, подбор наглядного материала, подбор дидактических игр.
- Составление плана работы по реализации данного проекта.
3. Оформление, создание макета «Русской избы»
Второй этап; (основной)
1 | Октябрь | Тема «Знакомство с образом жизни людей» | 1.Беседа «Русская изба» 2. Дидактические игры « Что сначала, а что потом» 3.Заучивание пословиц, поговорок, скороговорок 4. Чтение художественной литературы : сказка « По щучьему веленью», сказка «Василиса Прекрасная» 5.Слушание песни « Русская изба» М.Пляцковского 6. Обыгрывание песни « Где был Иванушка» |
2 | Ноябрь | Тема «Фольклор нашего народа» | 1 НОД по развитию речи « Русское народное творчество» 2.Знакомство с пословицами, поговорками, загадками 3.Беседа на тему «Живет в народе частушка» 4. Выставка в группе русских народных сказок 5. Рассматривание иллюстраций к сказкам 6. Дидактическая игра « Узнай сказку» |
3 | Декабрь | Тема « История русской одежды» | 1.Беседа о том, что носили на Руси. 2.Рассматривание альбома «Русская национальная одежда в будни и праздники» 3.Декоративное рисование «Раскрась сарафан» 4. Ручной труд «Сделай свою игрушку из ниток» 5. Аппликация « Кукла в национальном костюме» |
4 | Январь | Тема «Народные поверья, приметы» | 1.Беседа «Рождественские посиделки» 2.Мастер- класс с родителями «Обереги» 3. Развлечение «Святки- колядки» 4.Разучивание колядок 5. Знакомство детей с приметами и поверьями |
5 | Февраль | Тема « Народные праздники» | 1.Ручной труд «Изготовление куклы Масленица» 2.Беседа о празднике Масленица» 3.Разучивание закличек, прибауток, игр, песен 4.Лепка « Жаворонки» 5. Проведение праздника на свежем воздухе « Прощай ,масленица» |
6 | Март | Тема «Чем питались наши предки» | 1. Беседа «Знакомство с традициями русского национального стола» 2.Чтение художественной литературы: К.Паустовский «Теплый хлеб», Н.Телешов «Уха», русская народная сказка «Крылатый, мохнатый, масленый» 3. Беседа «Веселые ложки» 4. Рисование «Раскрась ложку»(хохлома) |
7 | Апрель | Тема « Праздник русских народных игр» | 1. Разучивание русских народных игр « Гуси-лебеди», «Ручеек» , «Заря- заряница» 2. Рисование «Раскрась пасхальное яйцо» 3. Конкурс на лучшее украшенное яйцо 4. Совместный досуг «Игры нащих бабушек» |
8 | Май | Тема «В мастерской народных умельцев» | 1.Изготовление лэпбука «Русские народные промыслы России» 2.Беседа с детьми «Народные игрушки» 3.Составление рассказов «Что я знаю о русской культуре» 4.Дидактические игры «Обведи и раскрась», «Найди дымковскую игрушку», «Откуда пришла матрешка», «Магазин игрушек», «Собери посуду» (по видам росписи) 5. НОД для родителей «День русской березки» |
Третий этап (заключительный)
- Викторина «Как люди раньше жили на Руси»
- Выставка «Предметы русского быта»
- Презентация результатов проектной деятельности
Работа с родителями:
1.Оформление макета «Русская изба»
2.Организация экскурсии в краеведческий музей
3.Консультации для родителей «Народное искусство и детское творчество», «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей»