Образовательный проект "Мой дом, моя семья"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 11 «Голубой вагон» г. Сальска

 

 

 

 

 

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

«МОЙ ДОМ, МОЯ СЕМЬЯ»

группы общеразвивающей направленности 3-4 лет «Радуга»

 

 

 

 

Разработали воспитатели:

Гайворонская О.Н.,

            Дорошенко Т.И.

 

 

 

2021-2022 учебный год

Участники проекта

 

- Дети группы общеразвивающей направленности 3-4 лет "Радуга".

 

- Воспитатели группы общеразвивающей направленности 3-4 лет «Радуга» Гайворонская О.Н., Дорошенко Т.И.

 

- Родители группы общеразвивающей направленности 3-4 лет "Радуга".

 

                                                                    

                                                                     Актуальность проекта

 

         В младшем дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни, нормах человеческого общения. Детям этого возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет воспитывать в них любовь, добрые чувства, положительные отношения к окружающим людям, прежде всего, к близким, к своей семье.  Ведь это основа из основ нравственно – патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Ребёнок должен осознать себя членом семьи. Именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей. Ознакомление детей с понятием «семья» невозможна без поддержки самой семьи.

 

Цель проекта

 

         Формировать образ «Я», умение называть своё имя, фамилию, имена членов семьи, развивать представление  о своей семье. Воспитывать чувство привязанности и любви к своим родителям, родственникам.

 

Задачи проекта

Познавательное развитие:

  • вызвать положительные эмоции в беседе о семье, развивать умение выражать свои чувства (радость, нежность);
  • познакомить детей с понятиями «семья», «имя» и «фамилия».

Социально коммуникативное развитие:

  • воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях;
  • способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада;
  • развивать диалогическую форму речи, вовлекать детей в разговор во время рассматривания картин;
  • формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него.

Чтение художественной литературы:

  • формировать умение составлять короткий рассказ о семье, читать короткие стихи о семье.

Художественно-эстетическое развитие:

обращать внимание на подбор цвета, соответствующего изображаемому предмету;

  • развивать эстетическое восприятие.

 

Продолжительность

 

Долгосрочный (5 месяцев).

 

           Итоговое мероприятие

 

          Создание группового альбома «Мой дом, моя семья».

 

 

               Предполагаемый результат

 

  • Обогатятся и расширятся знания детей о семье: членах семьи, традициях;
  • сформируется понимание значимости семьи в жизни каждого человека;
  • сформируется положительное и заботливое отношение ко всем членам семьи;
  • умение организовывать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье;
  • пополнится словарный запас детей;
  • сформируется активность и заинтересованность в образовательном процессе у родителей.

 

Взаимодействие с родителями

- Участие родителей в совместном проекте способствует сближению в общении «педагог – родитель».                                                    - Приобретение родителями практических навыков в области нравственно-патриотического развития ребёнка.                                                                          - Обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье.                                             - В процессе реализации проекта устанавливается эмоциональный контакт между ребёнком, родителями и педагогами.

 

Этапы организации проекта

  1. Подготовительный: 1 - 10 декабря 2021.
  2. Основной: 13 декабря 2021 - 8 апреля 2022.
  3. Заключительный: 11 апреля – 29 апреля 2022.

 

 

Этапы реализации проекта

 

 

Этапы

Содержание                        

Сроки

1 этап.

Подготовительный.

Цель:

Создание условий                                     для реализации проекта.

1. Поиск идей проекта, изучение интереса детей для определения целей проекта.
2. Подбор методической, справочной, энциклопедической литературы по выбранной тематике проекта.

3. Подбор материала и оборудования для ООД, бесед, игр с детьми, детских стихов, пословиц и поговорок, загадок.

 

4. Подбор иллюстративного материала разных художников-иллюстраторов по теме проекта.
5. Разработка плана проведения мероприятий проекта.

6. Подбор дидактических пособий, игр, мультфильмов.

7. Размещение информации для родителей в групповом чате.

 1 - 10 декабря 2021.

2 этап.

Основной.

Цель:                                                 Организация                               образовательно-воспитательной  деятельности                                               по реализации задач проекта                        с активным участием родителей.

ООД.

Беседа с детьми «Моя дружная семья» - формировать представления о семье и её членах, о доброжелательных отношениях родных людей.

Беседа по картинке «Кошка и котёнок» -  уточнить и расширить знания детей о домашних животных, подвести к пониманию, что котенку тоже нужна мама.

 Игровая ситуация «Большой и маленький» - учить понимать и различать понятия «большой», «маленький».

Игровая ситуация «Путешествие в лес за грибами» - продолжать формировать знания и умения определять предметы по количеству «много», «один». 

 Чтение русской народной сказки «Три медведя» - познакомить детей с русской народной сказкой "Три Медведя", поговорить о прочитанном.

 Пальчиковая игра «Моя семья» - развивать мелкую моторику.

 Конструирование «Мебель для куклы Оли» - развивать у детей умение отражать свои представления о мебели в постройках.

 Рисование «Красивые воздушные шары для мамы»-  учить рисовать предметы круглой формы, создать радостное настроение для мамы.

  Лепка «Бублики для всей семьи» - продолжать учить лепить колбаски и соединять концы, образуя колечко.

 Пение колыбельных; песни «Пирожки»

А. Филиппенко – развивать музыкальные способности.

            Совместная деятельность.

Беседы по фотографиям:

«Моя семья»,

«Праздники в моей семье»,

«В нашей  семье трудятся все»,

«Любимые занятия членов нашей семьи».

Чтение и обсуждение сказок, стихов

Отгадывание загадок.

Ситуативный разговор «Что готовит мама?»,

«Что умеет делать папа?» 

Беседа по картинкам:

Моя семья вместе.

Помогаем бабушке (дедушке).

Что делать, если кто-то заболел?

Что такое хорошо и что такое плохо?

Чтение художественной литературы.

Чтение потешек «Из-за леса из-за гор, едет дедушка Егор», «Ладушки – ладушки»;

Сказки: «Волк и козлята», «Маша и медведь», «Три медведя».

Д. Габе «Моя семья»;

К. Ушинский «Петушок с семьёй»;

А. Барто «Посидим в тишине»;

Ю. Жуковой «Про нас»,  

Н.Майданник «Моя семья».

Экспериментирование с водой  «Что лучше подойдет для изготовления праздничного торта? (глина, песок, опилки)».

Игровая деятельность

Дидактические игры и упражнения

 «Назови ласково», «Вежливые слова»;

«Помоги маме (папе)», «Встречаем гостей»,

«Где мы были, что мы видели»,  «Хорошо или плохо?»;

«Накормим куклу», «Уложим куклу спать», «Кукла заболела».

Подвижные игры

«Наседка и цыплята», «Птички в гнёздышках», «Попади в цель», «Гуси – лебеди», «Карусель».

Сюжетно - ролевые игры

«Семья принимает гостей», «День рожденья куклы», «Дочка заболела»,

«Семья», «Дочки - матери», «Детский сад», «Больница», «Магазин».

Моделирование ситуаций

Настольные игры

«Большие и маленькие», «Собери семью», «Ассоциации», лото «Продукты», «Одежда», «Мой дом».

Театрализованная игра

По сказке «Три медведя».

 13 декабря 2021 –

  8 апреля 2022.

 

 

3 этап.

Заключительный.

Цель:                                                 Подведение  итогов,                        определение направлений и содержания дальнейшей работы.

1. Анализ проведенной работы.

  • 2. Презентация проекта на педагогическом совете.
  • 3. Публикация проекта на персональных интернет-сайтах педагогов группы.
  • 4. Размещение видеоролика для родителей «Проект «Мой дом, моя семья» в групповом чате.

11 апреля –

29 апреля 2022.

 

 

 

           Список литературы

 

  1. Давидчук А. Н. Дидактическая игра - средство развития дошкольников 3-7 лет. Методическое пособие / А.Н. Давидчук Л.Г. Селихова. - М.: Сфера, 2013. - 176 c.
  2. Деркунская В. А. Игровые приемы и коммуникационные игры для детей старшего дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие / В.А. Деркунская, А.Г. Рындина. - М.: Центр педагогического образования, 2012. - 112 c.
  3. Нищева Н. В. Играйка 12. Маленькая хозяйка. Дидактические игры для развития речи, мышления, внимания / Н.В. Нищева. - М.: Детство-Пресс, 2011.
  4. Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома: 3-4 года.-М.:МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2017.-272 с.
  5. Книга для чтения детском саду и дома. Составители : В.В. Гербова, Н.П. Ильчук. При участии Л.Н. Елисеевой, Н.П.Бабуровой/ Пособие для воспитателей детского сада и родителей. –М.: Издательство Оникс, 2011.- 272 с
  6. Материалы сайта https://nsportal.ru/ .