Технология "Путешествие по "реке времени"

Ельчанинова Оксана Александровна

Технология  -  «Путешествие по «реке времени».  Впервые эта технология была предложена Надеждой Александровной Коротковой, как одна из форм познавательно-исследовательской деятельности. Особенно актуально использование данной технологии в старшем дошкольном возрасте, когда у детей имеется уже определенный багаж знаний.  С помощью нее легко окунуться в прошлое, посмотреть с чего все начиналось, и проследить динамику изменений от прошлого к настоящему. 

Дидактическое пособие «Река времени» - это длинный бумажный лист / обои или склеенные листы ватмана размером 50*160 или 60*180 см, на котором полосой синего цвета во всю длину обозначена река. Вдоль «реки времени» намечаются несколько  «остановок» с нестрогими, интуитивно понятными детям названиями.                                                                                                                 Например,  «древность-старина-наше время». «Древность» - это эпоха древнего мира первобытных людей; «старина» - примерно мир средневековья и чуть позже; «наше время» - современный мир.    

Также понадобятся аналогичные по тематике (но в большем количестве и разнообразии) одноразовые картинки - «метки» для наклеивания на панно (размер картинок примерно 6 х 8 см или 7 х 10 см). Можно делать  прямоугольной формы, но интереснее вырезать по контуру, общая картинка времени становится более живой, не выставочной.                                                

Технология строится на следующих принципах:                                                      

 •        Принцип доступности, который предполагает отбор таких фактов, явлений, которые понятны детям старшего дошкольного возраста.           

 •        Принцип наглядности - предусматривает подбор демонстрационного и раздаточного материала.                                                                             

•        Принцип эмоционального восприятия информации - позволяет  использовать некоторые события, которые могли бы захватить детей и вызвать у них интерес.                                                                                          

 Чтобы предлагаемый материал был доступен и интересен дошкольникам,  используются следующие методы:                                                        

1.Словесный метод. Рассказ, беседы, чтение, объяснения, уточнения, пояснения, вопросы поискового характера, использование грамзаписей. Этот метод помогает лучше осмыслить жизнь того времени, с которым знакомятся дети, способствует выражению своей точки зрения, развивает память, кругозор, речь, словарный запас.                                                                                  

 2. Наглядный метод.                                                                                                    

а) Рассматривание сюжетных и предметных картинок, иллюстраций.                  

б) Схемы, модели, алгоритмы, знаки, таблицы. Использование видеофильмов и диафильмов.                                                                                           

в) Составление и оформление макетов.  Данный метод способствует развитию эмоционального отклика, яркому восприятию, умению выражать свои чувства и мысли.                                                                                                    

3. Практический метод.  Экспериментирование, опыты, изготовление поделок, знакомство со способами действия.                                                   

4. Игровой метод. Дидактические, сюжетно-ролевые, режиссерские, подвижные игры, игры на развитие умственной компетенции.             

Примерный алгоритм проведения путешествия по «Реке времени»                          

  •        Обсуждение реального или вымышленного события                                          

 •        Постановка цели исследования (узнать)                                                                                        

 •        Анализ-сравнение, активное обсуждение  демонстрационного иллюстративного или предметного материала                                                       

•        Работа в подгруппах: сортировка и закрепление мелких иллюстраций  на панно «река времени»                                                                         

•        Сборка общей таблицы, сопоставление результатов исследования                                        

 •        Вывешивание таблицы на стене группового помещения                                        

•        Дополнение таблицы детьми в самостоятельной деятельности.        

Считаю, что необходимо использовать данную технологию в своей педагогической практике, так как она интересна детям и проста в реализации. Использование подобных игр способствует развитию воображения, дают полную свободу для самовыражения, способствуют формированию пытливости ума, познавательной инициативы, умению сравнивать (различать и объединять) вещи и явления.                                                                Занимаясь исследовательской деятельностью, ребенок не только овладевает практическими навыками использования вещей, но и узнает их историю, расширяет кругозор, развивает зрительную память и воображение, приучается творчески мыслить, анализировать и обобщать.                              Введение технологии «Путешествие по реке времени» в образовательный процесс целесообразно, т.к. способствует познавательному развитию, развитию активного словаря, а также образному представлению о времени.

Итак, начинаем:

  1. Ой, мы, кажется, попали в водоворот времени. Перед нами осветительные приборы. Давайте поможем каждому из них вернуться в свою эпоху. Отгадайте загадку:

Она в избе горит, тихонько тает,

Девица с ней вечерами вышивает...

 

Как вы думаете, что это? (свеча)

 

В какую эпоху свеча «служила» для людей освещением? Пожалуйста, поместите свечу на макет «река времени» (желающие педагоги из зала, выходят и размещают предметы на макете времени)

Стоит терем, в тереме-то горит, 

А на тереме труба стоит. (керосиновая лампа)

Много ли она дает света? Удобна ли в использовании?

На столе грибок на ножке,

В шляпке солнышка немножко

Чудо кнопка на боку

Я нажать ее могу (настольная лампа)

Этот маленький цветок

Головою вниз растет. (кольцевая лампа)

  

     2. "Одежда во все времена"

     3. Достопримечательности