Консультации

smiley

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esli_rebenok_bet_mamu.docx13.86 КБ
Файл kak_razvit_rech.docx16.48 КБ
Файл moy_rebenok_kakoy_on.docx18.42 КБ
Файл puteshestvie_v_stranu_dobroty.docx16.63 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация психолога: «Если ребенок бьет маму …»

Довольно распространенное явление, когда ребенок может ударить маму или папу. Такое проявление детской агрессии часто встречается у дошкольников в 2-3 года. Таким образом ребенок может отреагировать на запрет, упрек, а иногда даже без видимой на то причины.

В такие моменты мама теряется, возмущается и часто не знает, как на это реагировать правильно. А ведь именно с этого возраста важно не упустить время и начать корректировать поведение ребенка, чтобы в дальнейшем это не повторялось.

Почему же ребенок может себя вести агрессивно?

Первой из причин является неумение говорить — проявлять свои эмоции вербально (особенно, если ребенок совсем не говорит или говорит плохо) при проявлении эмоций. Трудно себе представить, что ребенок, которому 2-3 года и который очень сильно разозлился может выразить свои эмоции конструктивно. Поэтому ему легче отреагировать физически — в этом возрасте это естественно.

Второй причиной является поведение взрослых. Ребенок может видеть со стороны, как плохо и неуважительно относятся к маме другие члены семьи. Дети это считывают на раз: «Ага, значит с ней так можно».

Третьей причиной может быть отношение к самому ребенку. Резкое, импульсивное поведение с ребенком вызывает ответную реакцию.

Четвертая причина — проверка границ. Ребенок исследует мир. Он проверяет окружающую среду на то, что можно делать, а что нельзя. Что будет, если я сделаю так? Что трогать, что нельзя, с какой силой можно нажимать?

Если это происходит с ребенком более старшего возраста, возможно, вы упустили тот момент, когда нужно было это правильно прекратить и такое поведение у него вошло в норму (справиться с этим уже сложнее, но можно)

Что нельзя делать родителям:

терпеть и не обращать внимания (показывая ребенку, что с вами так поступать нельзя)

реагировать на это с улыбкой: «Он же еще маленький, так мило и неловко машет кулаком»

уговаривать и просить «Зайчик, не надо меня бить, ну, пожалуйста»

стукнуть в ответ (в этом случае вы ничем не отличаетесь от ребенка)

Что же делать, если ребенок бьет маму?

Обязательно сохранять спокойствие, но будьте очень серьезным. При попытке ударить вас, останавливать его руку, не давать себя ударить и решительно проговорить: «Меня бить нельзя!». Если ребенок продолжает кричать и бить вас, продолжайте повторять решительно и уверенно: «Меня бить нельзя», задерживая его руку.

После того, как ребенок успокоится, вы должны с ним поговорить. Проговорить, что вы мама, вы нуждаетесь в защите, заботе, и ни в коем случае вас бить нельзя.

И, конечно, быть последовательным в своем поведении. То есть в следующий раз вести себя так же, а не терпеть или простить.

Такой же стратегии вы должны придерживаться и по отношению к ребенку — «Его бить нельзя».

Очень эффективной в такой ситуации была бы помощь отца, когда он встает на защиту мамы и проговаривает: «Маму бить нельзя».

Основная идея сейчас — это все-таки реагировать не обидой на его поведение, а с позиции взрослого помочь ему осознать и понять, что и почему произошло, рассказать, как действовать, если такие ситуации (злость, гнев) будут повторяться в будущем. Так вы учите уважать вас, быть авторитетом для ребенка!



Предварительный просмотр:

Советы психолога родителям: «Как развить речь ребенка»

В мире, где гаджеты занимают ведущую роль в жизни людей, у детей все чаще начали проявляться различные недостатки речи, предлагаю вам ряд упражнений, которые легко провести как дома, так и специалистами в детском саду. Данные советы, при регулярном и постоянном повторении, помогут вам развить речь у ваших малышей.

Разговариваем с ребенком, комментируем свои действия, задаем вопросы, побуждаем к разговору.

Чтение книг, сказок и стихов.

Поем вместе песни.

Развиваем мелкую моторику рук.

Лепка из глины, теста, песка, сортируем пуговицы, нанизываем бусинки и т.д.

Массаж пальчиков, ладоней, пальчиковая гимнастика («Сорока – ворона», «Этот пальчик наш дедушка» и т.д.)

Развивайте понимание речи, давая ребенку простые инструкции типа: «дай ручку», «где пальчики» и т.д.

Чаще выключайте телевизор, компьютер, телефон.

Учите ребенка различать предметы по размеру, форме, количеству, цвету.

Никогда не рассказывайте другим людям в присутствии ребенка о его недостатках, пороках.

Развитие межполушарного взаимодействия.

Упражнение «Фонарики» (Положить кисти на стол. Одна сжата в кулак, другая лежит на столе ладонью. Одновременно менять положение рук (если правая в кулаке, а левая – ладонь, то изменить на: правая – ладонь, левая – кулак и так далее). Упражнение «Кольцо» (Поднимаем вверх обе ладони и начинаем перебирать пальцы на обеих руках, соединяя в кольцо с большим пальцем поочередно указательный, средний, безымянный и др. Выполняется сначала правой рукой, потом левой, потом обеими. Ведущий меняет темп выполнения, то ускоряя, то замедляя его).

Упражнение «Кулак — ребро – ладонь» (Психолог показывает ребенку три положения ладони на столе, последовательно сменяющих друг друга: раскрытая ладонь на столе, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на столе. Сначала упражнение выполняется вместе с ведущим:

а) ладонью правой руки;

б) ладонью левой руки;

в) обеими ладонями одновременно.

При этом меняем темп выполнения, то ускоряя, то, замедляя его. Затем ребенок выполняет упражнение самостоятельно).

Упражнение «Ухо – нос» (Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, измените положение рук «с точностью до наоборот).

Упражнения на речевое дыхание.

Дыхательная гимнастика проводится до приема еды, в хорошо проветренном помещении, ежедневно по 5-10 мин. Дуйте через трубочки разных диаметров, надувайте мыльные пузыри, воздушные шарики, сдувайте со стола кусочки бумаги или ваты, тушение свечи, дуйте на бумажные лодочки, плавающие на воде.

Упражнение «Бабочки» (Бабочка красивая на цветке сидела. Мы подули, она улетела. (Бумажные бабочки привязаны на ниточке. Ребенок держит бабочку и дует на нее)).

Упражнение «Прокололась шина»(Воздух мы вдыхаем, затем медленно выдыхаем. Так прокололась шина у нашей машины. (Сделать легкий вдох (накачать шину воздухом), выдохнуть (показать, как воздух медленно выходит через прокол в шине (со звуком [ш]).

Артикуляционные упражнения.

Занятие должно проводиться ежедневно в течение 10 минут. Каждое упражнение ребенок должен повторить 5 — 10 раз. Шея и плечи должны быть не напряжены.

Упражнение «Волк». Попросить малыша показать, как воет волк (вытянуть губы вперед и произнести звук у – у – у).

Упражнение «Котенок». Попросите ребенка похлебать, как котенок, быстро высовывая и втягивая губы.

Упражнение «Пузырек». Научите ребенка надувать щеки и резко разрывать смычку губ.

Упражнение «Лягушка». Рот немного приоткрыть. Улыбнуться, губы растянуть так, чтобы были видны верхние зубы. Удерживать такое положение под счет 10-15 секунд (Лягушка есть захотела, враз взялась она за дело).

Упражнение «Щеточка». Улыбнуться. Закусить сначала верхнюю, а потом нижнюю губу зубами.

Упражнение «Лопаточка». Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Удерживать в таком положении 10-15 секунд.

Упражнения на равновесие.

Катание на самокате, роликовых и простых коньках, скейтборде, на велосипеде без вспомогательных колес. Неустойчивые поверхности – хождение по неустойчивым поверхностям (например, по подушкам, креслам-мешкам или одеялам на полу) заставляет туловище работать над тем, чтобы сохранять вертикальное положение. Неустойчивые качели и подвижные игры, подвешенные лестницы и канаты. Когда качели движутся неожиданным образом, это заставляет мышцы тела интенсивнее работать. Ходьба типа «Тачки» (ребенок ходит на руках, а взрослый поддерживает его ноги).

Плавание — заставляет туловище бороться с сопротивлением воды, обеспечивая тем самым более глубокое ощущение себя в пространстве. Приседания на колени, не касаясь рукой пола, подъем и передача воздушного шарика рукой другому игроку. Игра в классики – требует от ребенка изменения направления движения и прыжков быстро и часто.

Уважаемые родители, если ваш малыш не начал разговаривать до 2,6 – 3 лет, вам необходимо обратиться за дополнительной консультацией к узким специалистам, таким как невролог, логопед, дефектолог, оториноларинголог, психиатр.



Предварительный просмотр:

Тренинг психолога с родителями детей старшего возраста: «Мой ребенок. Какой он?»

Актуальность

Проблема взаимоотношений родителей и детей является традиционной для отечественной и зарубежной психологии. В её исследование внесли свой вклад А.Г. Ковалев, В. Леви, В.Я. Титаренко, И.С. Кон, а также зарубежные ученные: Я. Корчак, К. Росс, А. Дела Торе и др. И конечно большую ценность для понимания структуры и генезиса детско-родительских отношений представляют работы наших классиков: Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина,  Л.И. Божович и мн.др. Вопрос взаимодействия и понимания друг друга в последнее время становится все более актуален среди родителей. Используя в своей работе опросник И.М.Марковской «Взаимодействие родителя с ребенком» (ВРР), вариант для родителей дошкольников показал, что 68% родителей детей старшего возраста имеют трудности во взаимодействии с детьми и взаимопонимании. К сожалению, многие родители фактически не знают, как их ребенок видит, что чувствует, что любит, о чем мечтает, потому что мало времени проводят вместе. Очень часто бывает так, что гаджеты заменяют общение и взаимодействие родителя и ребенка.

В результате, мною был разработан тренинг для родителей «Мой ребенок. Какой он?» с использованием технологии АРТ-терапии, который позволил родителям лучше узнать и понять своего ребенка, найти точки соприкосновения друг с другом. Ведь групповые формы работы дают уникальную возможность снять ощущение единственности, уникальности собственных трудностей, позволяют получить обратную связь и взглянуть на свой опыт в воспитании с иной точки зрения.

Ожидаемые результаты: участие позволяет родителям лучше понять себя и ребенка, мотивы своего поведения, проанализировать взаимодействия и взаимоотношения с ребенком. В результате прохождения тренинга родители начинают лучше понимать собственные стереотипы воспитания, которые не являются результатом осознанного выбора, а обычно перенимаются либо «по наследству» от своих родителей, либо являются следствием представлений об отношениях ребёнка и родителя, полученных из близкого социального окружения, средств массовой коммуникации и информации.

В результате, родитель анализирует рисунки и ответы своего ребенка и начинает выстраивать более эффективное взаимодействие с своим ребенком.

Цель: повышение психологической компетентности родителей во взаимодействии с детьми дошкольного возраста.

Задачи:

осознание собственных родительских позиций через рисунок и ответы мамы и ребенка;

расширение возможностей понимания своего ребенка;

оптимизация форм родительского-детских отношений в процессе воспитания детей;

Предварительная работа:

— дети в группе рисуют рисунки «Мама и ребенок»,  имена детей подписываются  с обратной стороны листа.

— ведется опрос детей и результаты фиксируются педагогом печатным шрифтом на листе поделенном на 4 части.  1 —  «Чем я горжусь?», 2 — «Мое заветное желание», в 3 – «Моя любимая игрушка»,  в 4 – «Мой любимый мультфильм».  Подписываются имена детей с обратной стороны листа.

Материалы: готовые рисунки детей, ответы детей на бланке, карандаши, бумага формата А4, бумага для визиток, булавки. «Волшебная палочка».

Ход проведения психологом детского сада тренинга для родителей

Приветствие

Психолог. — Добрый день, уважаемые родители! Для «самопрезентации» необходимо на карточке (визитке) написать имя, как бы Вы хотели, чтобы к Вам обращались на тренинге. Затем необходимо предъявить свою «визитку», рассказать коротко o себе, o своих ожиданиях и опасениях, связанных c тренингом.

Родители садятся в круг, знакомятся и рассказывают коротко о себе, передавая по кругу «волшебную палочку».

— Вот мы и познакомились, надеюсь на плодотворную работу.

Правила группы

— В совместной работе нужно придерживаться определенных правил. Давайте обсудим и выберем те правила, которые подходят нам для эффективного взаимодействия (на слайде).

Обращение по имени, и на ты.

Не давать друг другу оценок, никого не обсуждать.

Слушать, не перебивать.

Конфиденциальность.

Правило активного добровольного участия.

Правило спасательного круга (если возникают трудности во время проведения тренинга, любой из его участников может взять паузу).

Правило хорошего настроения.

Итак, правила мы определили. Возможно, кто-то хочет внести коррективы, дополнить правила?

— А сейчас прочитайте на экране высказывание психолога Карла Густава Юнга:

«Если существует нечто, что мы желаем изменить в ребенке, нужно вначале исследовать и посмотреть, не является ли это тем, что лучше было бы изменить в нас самих.

— «Как Вы думаете, о чем это высказывание?» (психолог выслушивает мнения родителей, передавая по кругу «волшебную палочку»)

Упражнение № 1 «Поменяйся местами»

— А теперь, я предлагаю вам сыграть в игру «Поменяйся местами».

(Участники сидят в кругу. Убирается один стул, так чтобы игроков было больше чем стульев. Тот, у кого нет стула, предлагает поменяться тем, кто, читает своему ребенку перед сном, те, кто играет с ребенком каждый день в игры, те, кто рисует вместе с ребенком,   и т.д.).

Если участники тренинга согласны с высказыванием ведущего, то они меняются местами. Ведущий в это время старается занять свободный стул. Тот, кому не хватило стула, становится ведущим и предлагает свой вариант.

— А сейчас послушайте притчу о родителях и детях (включается аудио-запись притчи).

Притча о родителях и детях

Однажды к мудрецу пришел человек.

— Ты мудрый. Помоги мне. Мне плохо. Моя дочь не понимает меня. Она не слышит меня. Она не говорит со мной. Зачем ей тогда голова, уши, язык. Она жестокая. Зачем ей сердце?

Мудрец сказал: «Когда ты вернешься домой, напиши, ее портрет, отнеси его дочери и молча отдай ей».

На следующий день к мудрецу ворвался разгневанный человек и воскликнул: — Зачем ты посоветовал мне вчера совершить этот глупый поступок? Было плохо. А стало еще хуже. Она вернула мне рисунок, полная негодования.

«Что же она сказала тебе» — спросил мудрец.

Она сказала: «Зачем ты мне это принес? Разве тебе недостаточно зеркала?»

— О чем эта притча? (выслушивается мнение родителей).

— Спасибо, ваше мнение очень важно мне было услышать!

Упражнение № 2 «Рисунок мамы»

— Уважаемые мамы, перед вами лежат материалы для рисования, нарисуйте рисунок «Мама и ребенок». (Если родители задают вопросы, по ходу работы над рисунком, то психолог комментирует, отвечает не вопросы, но не говорит как рисовать.

— А теперь посмотрите на свой рисунок и скажите: Какая у вас на рисунке мама? Что она чувствует? Какой ребенок? Что он чувствует?  Сколько лет ребенку на рисунке? Соответствует возраст вашего ребенка с нарисованным? Что они делают с мамой?  Что вокруг них? Как близко друг от друга они?  Держатся за руки или нет? Кто нарисован впереди, мама или ребенок?

(Открыть мольберт с рисунками детей).

— Дорогие мамы, ранее Ваши дети тоже рисовали маму и ребенка, угадайте, где рисунок Вашего ребенка.

(Например, мама девочки сказала: «Это рисунок моей дочки, она именно так рисует губы и каблуки»).

— Если затрудняетесь, с выбором, читайте имя с обратной стороны. Сравните свой рисунок с рисунком своего ребенка. Что общего у них? Чем отличаются? Что бы вы  хотели изменить в общении с ребенком?

Мамы знакомятся с рисунком своего ребенка, сравнивают свой рисунок с рисунком ребенка, анализируют их.

Упражнение № 3 «Какой мой ребенок?»

 Родителям раздают листы бумаги и карандаши.

— Дорогие мамы, прошу вас  поделить лист на 4 части и ответить на вопросы. В 1 части напишите ответ на вопрос «Чем гордиться мой ребенок», во 2 части «Заветное желание моего ребенка», в 3 – «Любимая игрушка моего ребенка»,  в 4 – «Любимый мультфильм моего ребенка».

Когда родители справились с заданием, психолог раздает бланки с ответами детей. Мамы знакомятся и сравнивают свои ответы и ответы своего ребенка. Анализируют и делятся впечатлениями.

Рефлексия

— Наша встреча подошла к своему концу, поэтому поделитесь впечатлениями, эмоциями, передавая по кругу «волшебную палочку».

— Что вы чувствуете сейчас?

— Что нового вы узнали о своем ребенке?

— Что интересно и полезно было для Вас?

— Что хотите изменить в отношениях со своим ребенком?



Предварительный просмотр:

Занятие психолога с дошкольниками: «Путешествие в страну доброты»

Цели:
совершенствование нравственного представления детей о добре и зле;
формирование представлений дошкольников  о нравственных качествах человека;
стимулирование познавательной активности, логического мышления, мелкой моторики, обогащение словаря;

Задачи:
вызвать положительные эмоции;
научить дошкольников взаимодействовать друг с другом, снимать нервное напряжение, говорить друг другу приятные слова – комплименты;

Предварительная работа: чтение художественных произведений, проведение дидактических игр и упражнений «Хорошо-плохо», беседы с рассматриванием иллюстраций «Уроки доброты»

Оборудование и материалы: гелевые шарики, коврик с различными зернами, емкость с водой, мяч, корзина, бумажная тучка, фломастеры, сердца из ткани, бумажные цветы, бумажное сердце, корзина с подарками, сюжетные картинки, музыкальное сопровождение.

Ход занятия психолога в детском саду

Этап I. Организационный.

Дети заходят в группу и становятся на коврик.

Психолог:

Солнышко встало, пришел новый день
Дорогие ребята, всем добрый день!

Психолог:

Сегодня, ребята, к нам пожаловали гости.

Давайте поздороваемся с ними.
(В группе под потолком воздушные шарики с письмом.)

Этап II. Мотивационный.

Психолог:

Ребята, посмотрите, к нам прилетело письмо из страны Доброты от доброй Феи. Она пишет, что на ее страну напал колдун Злюка и наделал много вреда. И она нуждается в нашей помощи. Поможем? Не боитесь?

(Ответ детей).
Путешествие наше очень необычное. Отправимся мы в страну Доброты не обычным способом, а на воздушном шаре.
Времени терять не будем, и отправимся на воздушном шаре в путешествие!

Все вместе скажем:

«Раз, два, три, шар вверх лети.

Донеси нас до небес, солнца и звезд.

Не страшен нам ни ветер, ни мороз.

«Раз, два, три, в страну Добра нас перенеси»
(все садятся в воображаемый воздушный шар и под музыкальное сопровождение отправляются в полет)

Этап III. Практический.

Психолог:

Вот мы и попали в волшебную страну, где злой колдун хочет нас с вами испытать и проверить какие мы, добрые дети или нет, умеем ли мы делать добрые дела. А все наши добрые дела мы будем складывать в корзинку и отдадим ее фее Доброты.

Коммуникативная деятельность
— Что такое доброта?
— Каких людей мы называем добрыми, а каких злыми?
— Какие добрые дела вы знаете?
— Что произошло бы, если бы в мире не было доброты?
— Что вы чувствуете, когда вам делают добро?

Дидактическая игра: «Оцени поступок»
(с помощью сюжетных картинок дети анализируют поступки и разделяют их на хорошие и плохие.)
Психолог:

Добрые поступки вы знаете, а умеете ли вы их делать? (Ответ детей)
Вот, посмотрите, цветущая поляна. Злой колдун разбросал между цветами  зерна зла. Нам нужно эти зерна собрать, чтобы они не успели прорости.

Игра «Собери зернышки»
(дети собирают зернышки и кладут их в мешочек)

Психолог:

Собранные зерна от зла в волшебной воде омоем. А чтобы простая вода стала волшебной, мы будем произносить волшебные слова.  Давайте вспомним, какие волшебные слова вы знаете?  (Ответы детей)
А на зерна, говорите: «Зло исчезает – добро побеждает!» От добрых волшебных слов зло исчезает, и зерна становятся добрыми. И из них прорастут чудесные цветы. Давайте положим эти зерна в нашу корзинку. Доброе дело мы сделали, ребята. Зерна мы от зла освободили.
Мы хорошо с вами поработали, а теперь давайте поиграем.

В круг все дружно становитесь.  А чтобы нам начать игру, надо ответить на вопрос: дети, а что бывает сладким? (конфеты, шоколад, груша, тортик, пирожные). А я вам расскажу один секрет, что и слова бывают сладкие, теплые и ласковые, добрые и нежные. Вот, например, можно сказать грубо «Машка!». А можно ласково «Машенька».  А еще все очень любят комплименты.

Речевая игра «Скажи ласковое слово»
Психолог:

«Мяч ты другу передай,

Ласковым словом называй

И про комплимент не забывай».

(все по кругу передают мяч и говорят друг другу ласковые слова и комплименты)

Игра «Оживи капельку»

(Звучит музыка «Звуки дождя»)
Психолог:

Смотрите, ребята! Дождевая тучка, а вот и ее капельки (шарики с мукой)! Капельки были веселые, но злой колдун забрал их улыбки. Давайте им поможем: согреем теплом своих рук и подарим свои улыбки. (Дети формируют плоскую фигуру из шарика с мукой и рисуют фломастером улыбки). Вот мы и сделали еще одно доброе дело. Давайте положим капельки в корзину. Теперь можно немножко отдохнуть.

Физкультминутка «Всегда-никогда»
(Если ответ «всегда» — дети поднимают руки вверх, если ответ «никогда» — приседают, скрещивая руки)

Черную злость в себе храните?

Помогаете родным и друзьям?

Спорите и ссорьтесь?

Помогайте старшим?

Будете равнодушными и злыми?

Подкармливайте бездомных животных?

Уважайте старших?

Заботитесь о себе и о других?

Психолог:  А вот, посмотрите, ребята, злой Колдун превратил добрые детские сердца в злые. Дети начали делать плохие поступки! А какие поступки вы считаете плохими? (Ответы детей).

Давайте эту злость уберем и сделаем сердца детей снова добрыми и чистыми.

Психолог:

Зло из сердец вытягивайте и сердца от зла освобождайте. Черную злость в мешочек складывайте. (Дети выдергивают нити из сердец из ткани.)
Вот, еще одно доброе дело сделали. Положим мешочек в нашу корзинку.
Но это еще не все. Смотрите, вот большое пустое сердце, оно и не хорошее и не плохое, какое-то безликое. А вы хорошие дети? Давайте, ребята, поделимся с ним своей добротой. Для этого используем волшебные цветы.

Главные качества вы называйте

И к сердцу цветы прикрепляйте.
Игра «Наполни пустое сердце»

(Дети прикрепляют цветы к сердцу, называя качества  хорошего человека: терпимость, забота, смелость, сострадание, нежность, любовь, радость, доброту, честность, справедливость, уважение,)
Этап IV. Рефлексивный.

Психолог:

Молодцы, малыши! Безликое сердце мы наполнили добротой. Красное сердце – символ добра и любви. Значит, добро живет в наших сердцах. Мы помогли Фее доброты и доказали злому колдуну, что мы добрые и умеем делать добрые поступки. В народе говорят: «Делай добро, и оно к тебе обязательно вернется».

А вы знаете пословицы о доброте? (Ответы детей)
(«Доброе имя лучше богатства»; «За добро добром платят»; «Первый шаг к добру – не делай зла»; «Все хорошее получай, а злого избегай»; «Кто не делает хорошо людям, тот сам себя не любит») Так, добро всегда побеждает зло.

А теперь в детский сад обратно отправимся.

За веревочку возьмемся,

И в садик вернемся.

Раз, два, три,

Волшебный шар нас в садик верни.
Психолог:

Вот мы и в садике, а что это случилось с нашей корзиной? А это же Добрая Фея превратила наши добрые поступки в подарки! Из добрых зерен и капелек образовались прекрасные цветы, а сумочка наполнилась сладким добром.

Цветы возьмите и нашим гостям подарите, и не забудьте улыбнуться! (Дети дарят каждому из гостей цветы. Звучит музыка. Психолог  угощает детей сладостями.)