Игры-опыты с физическими явлениями
Предварительный просмотр:
Игры-опыты
с физическими явлениями
(цвет, звук, свет, тепло, магнит, лупа)
Волшебные краски
Цель: показать детям, что при смешивании двух цветов появляется третий цвет.
Оборудование: гуашь жёлтого и синего цвета, палитры, трафареты яблока на каждого ребёнка, кисточки, баночки с водой.
Речевой материал: краска жёлтая, краска синяя, будем смешивать краски, какого цвета краска?, краска зелёная.
Описание:
Воспитатель предлагает детям раскрасить трафарет яблока в зелёный цвет. Перед детьми стоят краски жёлтого и синего цвета, зелёной краски нет.
Воспитатель предлагает детям, смешать краски и посмотреть краска какого цвета получилась.
Дети проводят опыт и раскрашивают яблоко. Воспитатель подводит детей к выводу о том, что при смешивании двух красок получается третья.
Тёплое - холодное
Цель: учить определять по тактильным ощущениям разные агрегатные состояния предметов (железные - холодные, деревянные - тёплые).
Оборудование: предметы деревянные и железные, салфетка.
Речевой материал: тёплая (ые)(ое), холодные(ое)(ая), деревянные -тёплые, железные - холодные.
Описание:
Воспитатель подводит детей к столу на котором заранее выложены разные предметы: деревянные кубики, ложки, палочки - предлагает потрогать их, приложить к щеке.
Затем предлагает потрогать предметы из железа. Какие предметы на ощупь? Предметы тёплые и холодные.
Будем играть. Накроем предметы салфеткой и будем находить тёплые деревянные предметы и холодные железные предметы.
Дети самостоятельно приходят к выводу, что предметы из дерева тёплые, а из железа холодные.
Солнечный зайчик
Цель: познакомить с естественным источником света – солнцем.
Материал: маленькие зеркала, солнечный свет
Описание: Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, поймайте с помощью зеркальца лучик и постарайтесь обратить внимание малыша на то, как солнечный «зайчик» прыгает по стене, по потолку, со стены на диван и т. д. предложите поймать убегающего «зайчика». Если ребёнку понравилась игра, поменяйтесь ролями: дайте ему зеркало, покажите, как поймать луч, а затем встаньте у стены. Постарайтесь «ловить» пятнышко света как можно более эмоционально, не забывая при этом комментировать свои действия: «Поймаю-поймаю! Какой шустрый зайчик – быстро бегает! Ой, а теперь он на потолке, не достать. … Ну-ка, заяц, спускайся к нам! » и т. д. Смех ребёнка станет вам самой лучшей наградой.
Что-то в коробке
Цель: познакомить со значением света и его источниками (солнце, фонарик, свеча, показать, что свет не проходит через прозрачные предметы.
Материал: коробка с крышкой, в которой сделана прорезь; фонарик, лампа.
Описание: Папа подарил зайке маленький фонарик, зайке понравилось играть с фонариком. Он включал фонарик и заглядывал под диван, светил внутрь шкафа и во все углы.
- Зайка, а где твой мячик? - спросила мама.
- Пойду искать! – сказал Зайка и пошёл в тёмную комнату.
- А я не боюсь! – весело сказал Зайка и зажёг фонарик.
Зайка посветил фонариком и нашёл мячик.
Взрослый предлагает детям узнать, что находится в коробке (неизвестно) и как обнаружить, что в ней (заглянуть в прорезь). Дети смотрят в прорезь и отмечают, что в коробке темнее, чем в комнате. Взрослый спрашивает, что нужно сделать, чтобы в коробке стало светлее (полностью открыть прорезь или снять крышку, чтобы свет попал в коробку и осветил предметы внутри неё).
Взрослый открывает прорезь, и после того, как дети убеждаются, что в коробке стало светло, рассказывает о других источниках света – фонарике и лампе, которые по очереди зажигает и ставит внутрь коробки, чтобы дети увидели свет через прорезь. Вместе с детьми сравнивает, в каком случае лучше видно, и делает вывод о значении света.
СВЕТ И ТЕНЬ
Цель: познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы.
Материалы: оборудование для теневого театра, фонарь.
Описание. Приходит медвежонок Миша с фонариком. Воспитатель спрашивает его: «Что это у тебя? Для чего тебе нужен фонарик?» Миша предлагает поиграть с ним. Свет выключается, комната затемняется. Дети с помощью воспитателя освещают фонариком и рассматривают разные предметы. Почему мы хорошо все видим, когда светит фонарик?
Миша перед фонариком помещает свою лапу. Что видим на стене? (Тень.) Предлагает то же проделать детям. Почему образуется тень? (Рука мешает свету и не дает дойти ему до стены.) Воспитатель предлагает с помощью руки показать тень зайчика, собачки. Дети повторяют. Миша дарит детям
подарок.
• Игра «Теневой театр». Воспитатель достает из коробки теневой театр. Дети рассматривают оборудование для теневого театра. Чем необычен этот театр? Почему все фигурки черные? Для чего нужен фонарик? Почему этот театр называется теневым? Как образуется тень? Дети вместе с медвежонком Мишей рассматривают фигурки животных и показывают их тени.
• Показ знакомой сказки, например «Колобка», или любой другой.
ТАИНСТВЕННЫЕ КАРТИНКИ
Цель: показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стекла.
Материалы: цветные стекла, рабочие листы, цветные карандаши.
Описание. Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг себя и назвать, какого цвета предметы они видят. Все вместе подсчитывают, сколько цветов назвали дети. Верите ли вы, что черепаха все видит только зеленым? Это действительно так. А хотели бы вы посмотреть на все вокруг глазами черепахи? Как это можно сделать?
Воспитатель раздает детям зеленые стекла. Что видите? Каким вы еще хотели бы увидеть мир? Дети рассматривают предметы.
Как получить цвета, если у нас нет нужных стеклышек? Дети получают новые оттенки путем наложения стекол — одно на другое.
Дети зарисовывают «таинственные картинки» на рабочем листе.
ВСЕ УВИДИМ, ВСЕ УЗНАЕМ
Цель: познакомить с прибором-помощником — лупой и ее назначением.
Материалы: лупы, маленькие пуговицы, бусинки, семечки кабачков, подсолнуха, мелкие камешки и прочие предметы для рассматривания, рабочие листы, цветные карандаши.
Описание. Дети получают «посылку» от Буратино, рассматривают его. Что это? (Бусинка, пуговица.) Из чего состоит? Для чего нужна?
Буратино предлагает рассмотреть маленькую пуговицу, бусинку. Как лучше видно — глазами или с помощью этого стеклышка? В чем секрет стеклышка? (Увеличивает предметы, их лучше видно.) Этот прибор-помощник называется «лупа». Для чего человеку нужна лупа? Как вы думаете, где взрослые используют лупы? (При ремонте и изготовлении часов.)
• Детям предлагается самостоятельно рассмотреть предметы
по их желанию, а потом зарисовать в рабочем листе, каков предмет на самом деле и какой он, если посмотреть через лупу.
Волшебная рукавичка
Цель: Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.
Материал: Магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с вшитым внутрь магнитом.
Описание: Взрослый демонстрирует фокус: металлические предметы не падают из рукавички при разжимании руки. Вместе с детьми выясняет почему. Предлагает детям взять предметы из других материалов (дерево, пластмасса, мех, ткань, бумага) — рукавичка перестает быть волшебной. Определяют почему (в рукавичке есть «что-то», что не дает упасть металлическим предметам). Дети рассматривают рукавичку, находят магнит, пробуют применить его.
Волшебный театр
Цель: Понять, что только предметы из металла взаимодействуют с магнитом.
Материал: «Театральная сцена» на подставке, персонажи сказки.
Описание: Взрослый вместе с детьми рассказывает сказку, используя фигурки персонажей и спрятанный под сценой магнит. Дети выясняют, как ожили герои. Рассматривают материал, из которого сделаны персонажи пробуют его на взаимодействие с магнитом. Делает вывод о том, какие предметы могут притягиваться (только металлические). Дети убирают металлические пластинки с фигурок и проверяют действие на них магнита (фигурки не притягиваются).
Мы — фокусники
Цель: Выделить предметы, взаимодействующие с магнитом.
Материал: Рукавичка с магнитом, бумажная салфетка, стакан с водой, гвоздик, деревянная игрушка с металлической пластиной внутри.
Описание:
Взрослый вместе с детьми рассматривает бумагу, делает из нее самолетик, подвязывает его на нить. Незаметно для детей заменяет его на самолет с металлической пластиной, подвешивает его и, поднося «волшебную» рукавичку, управляет им в воздухе. Дети делают вывод: если предмет взаимодействует с магнитом, значит в нем есть металл.
Затем дети рассматривают мелкие деревянные шарики. Выясняют, могут ли они сами двигаться (нет). Взрослый подменяет их предметами с металлическими пластинами, подносит «волшебную» рукавичку, заставляет двигаться. Определяют, почему это произошло (внутри должно быть что-то металлическое, иначе рукавичка не будет действовать).
Потом взрослый «нечаянно» роняет гвоздик в стакан с водой и предлагает детям подумать, как достать ее, не замочив руки (поднести рукавичку с магнитом к стакану).
- Мне нравится (10)