Дети и музыка в Блокадном Ленинграде

Болюнова Рената Николаевна
Детский танцевальный ансамбль А.Е. Обранта - особая пронзительная нота блокадного города. В первую зиму блокады Ленинграда много детей было эвакуировано, но несмотря на это по разным причинам в городе оставалось ещё много детей. Дворец пионеров, расположенный в знаменитом Аничковом дворце, с началом войны перешёл на военное положение. Надо сказать, что за 3 года до начала войны на базе Дворца пионеров был создан Ансамбль песни и танца.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дети и музыка в осажденном Ленинграде.

Слайд 2

Военный балетмейстер А. Обрант

Слайд 3

Дети Ансамбля Детский танцевальный ансамбль А.Е. Обранта - особая пронзительная нота блокадного города. В первую зиму блокады Ленинграда много детей было эвакуировано, но несмотря на это по разным причинам в городе оставалось ещё много детей. Дворец пионеров, расположенный в знаменитом Аничковом дворце, с началом войны перешёл на военное положение. Надо сказать, что за 3 года до начала войны на базе Дворца пионеров был создан Ансамбль песни и танца.

Слайд 4

В конце первой блокадной зимы оставшиеся педагоги пытались найти в осаждённом городе своих воспитанников, и из оставшихся в городе ребят балетмейстер А.Е.Обрант создал танцевальный коллектив. Страшно даже представить себе и сопоставить страшные блокадные дни и довоенные танцы! Но тем не менее ансамбль родился.

Слайд 5

Так выглядел у обрантовцев танец «Тачанка».

Слайд 6

Юные танцоры тоже помогли отстоять родной город! Юные танцоры тоже помогли отстоять родной город!

Слайд 7

До войны ансамбль Ленинградского Дворца пионеров был одним из самых популярных и любимых коллективов города. Он создавался в 1938 г. замечательным композитором Исааком Дунаевским. Танцевальной студией руководил Аркадий Обрант и его верная помощница Р. Варшавская. Ребята изучали сценическое движение, музыкальную грамотность. Они учились, танцевали и вовсе не думали о том, что могут когда-нибудь угодить в огненное пекло. Весной сорок первого около трёхсот мальчишек и девчонок из студии художественного движения готовились на стадионе Таврического сада к участию в Физкультурном параде в Москве.

Слайд 8

Репетиция 22-ого июня 1941 года Очередная репетиция была запланирована на 22 июня... Этот день навсегда врезался в память ребят. Началась война. Аркадий Ефимович ушёл на фронт ополченцем, командовал взводом лыжников, сражаясь на южных подступах к Ленинграду. В феврале сорок второго Обранта перевели в один из опорных пунктов - Усть -Ижору, где согласно приказу как музыкант, хореограф -профессионал он должен был подготовить концертную программу агитвзвода при 55-й Армии

Слайд 9

Возродившийся ансамбль в Блокаду ...Придя в город, старший лейтенант Обрант отправился во дворец... В прекрасных залах бывшего Аничкова дворца, где еще недавно шумели юные поэты и астрономы, физики и танцоры, теперь звучало только глухое эхо шагов. Впрочем, как давно было это "недавно"! В политотделе 55-й армии, оборонявшей Ленинград, старшему лейтенанту Обранту , командиру агитвзвода , приказали найти бойцов, уме ющих танцевать. Своих бывших питомцев Аркадий Ефимович нашел уже ослабевшими: они еле двигались. Еле ворочали языком. Один из них уже не мог ходить. В таком состоянии Обрант довез их до места расположения армии, в село Рыбацкое, почти на фронт. Здесь его бывшие ученики составили небывалый творческий коллектив - детский военный танцевальный ансамбль.

Слайд 10

Еще крайне слабые мальчики и девочки приступили к репетициям. Командир агитвзвода надеялся, что движение поможет ребятам обрести форму. Настал день первого фронтового концерта - 30 марта 1942 года. Перед самым выходом Обрант с волнением посмотрел на своих танцоров. Их бледные лица производили удручающее впечатление. "Нет ли у кого-нибудь губной помады?" - спросил Обрант . Помада нашлась. На ввалившихся щеках девочек появился легкий румянец. Зазвучал гопак. На сцену переполненного зала местной школы

Слайд 11

Первый фронтовой концерт Настал день первого фронтового концерта - 30 марта 1942 года. Перед самым выходом Обрант с волнением посмотрел на своих танцоров. Их бледные лица производили удручающее впечатление. "Нет ли у кого-нибудь губной помады?" - спросил Обрант . Помада нашлась. На ввалившихся щеках девочек появился легкий румянец. Зазвучал гопак. На сцену переполненного зала местной школы выбежали Нелли Раудсепп, Валя Лудинова , Геннадий Кореневский и Феликс Морель . В зале улыбались. Но вдруг произошло непредвиденное: пустившись в присядку, Геннадий не смог подняться. Он делал отчаянные усилия - и не мог! Нелли быстро подала ему руку и помогла встать. Так повторялось несколько раз. Женщины, сидевшие в зале, - врачи, медицинские сестры, санитарки -не раз видели кровь, раны, страдания. Но, неотлучно находясь на передовой, они еще не видели детей осажденного Ленинграда. И теперь, глядя на этот гопак, плакали. Кричали "браво", вытирая слезы и улыбаясь. Но тут из первого ряда поднялся бригадный комиссар Кирилл Панкратьевич Кулик, обернулся к залу: - Запрещаю повторять танец! Это блокадные дети, надо же понять! Зал притих. Концерт окончился. - Ваши юные танцоры нам нужны, товарищ Обрант , - сказал военному балетмейстеру комиссар. - Только, конечно, выглядят они плохо. Их надо подлечить и подкормить. Всех ребят отправили в госпиталь...

Слайд 12

Вскоре танцевальная группа агитвзвода стала называться танцевальным ансамблем под художественным руководством А,Е. Обранта . Ансамблю приходилось теперь выступать в такой обстановке, какая в прежние времена, до войны, не могла им даже присниться. Танцевали в палатках медсанбатов. Не раз случалось, что танцы прерывались и артисты помогали переносить и перевязывать раненых. Надев рюкзаки, набитые костюмами и нехитрым реквизитом, исходили пешком дороги прифронтовой полосы. Ночные концерты в тесных избушках - их давали при свечах. От движения танцоров свечи гасли. Иногда танцевали даже без музыки - на самых передовых участках фронта, где каждый звук легко достигал вражеских укреплений. Тогда не играл аккордеонист, не аплодировали бойцы. Не слышно было стука каблуков - землю застилали сеном. Танцевали и на платформе бронепоезда. Эти концерты под огнем бойцы воспринимали как лучшее подтверждение всех прослушанных ими политбесед. Даже дети бесстрашно несут свою службу под самым носом у фашистов!.. ...Их репертуар был широк: "Яблочко" и "Танец татарских мальчиков", грузинский " Багдадури " и узбекский танец. ".

Слайд 13

Тачанка Уже на фронте родилась "Тачанка". Знаменитая песня била теперь по новому врагу старым, проверенным оружием. Помните, сколько длилась блокада Ленинграда? Так вот за это немалое время ансамбль дал около 3000 концертов. Где только не пришлось выступать ребятам: часто концерты приходилось заканчивать в бомбоубежище, так как по несколько раз за вечер выступления прерывались воздушными тревогами, бывало, юные танцоры выступали в нескольких километрах от передовой, а чтобы не привлекать врага лишним шумом, танцевали без музыки, а полы застилали сеном. Сильные духом, они поддерживали и вдохновляли наших солдат, вклад этого коллектива в освобождение города трудно переоценить. Позже ребята были награждены медалями "За оборону Ленинграда

Слайд 14

Про эти события снят художественный фильм «Мы смерти смотрели в лицо» , в главной роли Олег Даль.