Роль народных подвижных игр в физическом развитии Детей дошкольного возраста.
«Игры – путь детей к познанию мира, в котором они
Живут и который призваны изменить».
М. Горький.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
подвижные игры в физическом развитии детей дошкольного возраста. | 22.17 КБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ детский сад «Сказка»
Воспитатель: Шалина С.А
Роль народных подвижных игр в физическом развитии
Детей дошкольного возраста.
«Игры – путь детей к познанию мира, в котором они
Живут и который призваны изменить».
М. Горький.
Находится в движении, особенно для детей дошкольного возраста, является насущной потребностью, обусловленной возрастными анатомическими особенностями, связанными с окостенением позвоночника. Это стремление детей к движению лучше использовать в подвижных играх, регулируя нагрузку на организм.
Исследования ученых показали, что двигательную активность, влияющую на здоровье и жизнедеятельность человека, необходимо прививать в раннем детском возрасте, формируя одновременно физическую и умственную активность, укрепляя здоровье. Именно развитость движений может служить показателем нервно – психического развития детей дошкольного возраста.
По своей природе игра многофункциональна, оказывает разностороннее влияние на детей и способствует развитию гармоничной личности.
Во время игры дети всегда непосредственны, эмоциональны. Поэтому при умелом проведении подвижных игр, наряду с физическим развитием, проявляется их большое воспитательное значение.
У детей развиваются сообразительность, внимательность, дисциплинированность, чувство здорового соперничества, вырабатывается инициатива и самостоятельность, а в командных играх – чувство товарищества, ответственности, желание сделать всё для общей победы команды.
Игры разных народов позволяют определить действительное значение национальных традиций каждого народа в развитии игровой деятельности, выявить самобытность и многообразие национальных форм игр, а вместе с тем общность их основного содержания и идейной направленности.
Национальная форма подвижных игр выражается в том, что по своему происхождению и развитию она является характерной для конкретной нации, определена общественно – историческим её развитием, своеобразием быта, культуры, традиций.
В принципе, многие национальные игры по своим правилам и содержанию напоминают нам уже хорошо известные игры, но они имеют другие названия и несколько видоизменены. Это связано с тем, что любая игра, попадая в иную среду, в зависимости от условий бытования либо получает дальнейшее развитие, либо трансформируется в новый вариант с сохранением основного сюжета. Каждый народ вносит в игру новые элементы, выражающие самобытность культуры и характер данного народа. Например: армянская народная игра «Пастух», очень похожа на русскую народную игру «Волк во рву». А грузинская народная игра «Снятие шапки», на белорусскую народную игру «Посадка картофеля».
Большая часть народных подвижных игр направлена на общее физическое развитие детей. Основным содержанием игр являются основные виды движений: бег, ходьба, прыжки, лазанье, метание. Кроме этого особое внимание уделялось уровню развития силы, ловкости, гибкости, быстроты реакции.
Во время традиционных народных обрядов (свадьба, праздник урожая, проводы на военную службу и др.) всегда устраивались игры и состязания, связанные с проявлением ловкости, сообразительности, поднятия духа и других качеств, необходимых в жизни.
Народные игры актуальны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш компьютеризированный век. Дети с удовольствиеим принимают в них участие. Педагогическая ценность этих игр ещё и в том, что в них много шуток, доброжелательного юмора. Умная, увлекательная игра может оказать большее воспитательное влияние, чем длительные и монотонные словесные замечания. Народные игры не требуют специального игрового оборудования. Их можно проводить в любое время года, в различных ситуациях повседневного общения с ребенком, во время досугов и развлечений.
Во многих играх важная роль отводится водящему, который своим поведением оказывает влияние на играющих. Поэтому желательно, чтобы в роли водящего побывало как можно больше детей. Выбор первого водящего может сразу создать ту или иную атмосферу начала игры и влиять на весь её ход. Для выбора водящего могут служить переходящие из поколения в поколение считалки, когда на каждого играющего приходится по одному слову: на кого выпало последнее слово – тому и водить. Также можно использовать существующие наравне со считалкой жеребьевки, особенно при разделении детей на команды, когда каждому ребенку задается вопрос: например красное яблочко или золотое блюдечко? Ниточка или иголочка? Вершки или корешки?
Но еще до начала подвижной игры и проведения считалок необходимо определить цель каждой игры, её длительность и величину физической нагрузки, выпадающей на ребенка в процессе игры. Народные игры должны быть общедоступными и увлекательными как по своему содержанию, так и по форме, но никак не утомительными для ребенка.
Народные подвижные игры являются не только средством физического и духовного формирования человека, но в первую очередь патриотического и интернационального воспитания подрастающего поколения.
Казачья народная игра «Казаки и казачки».
Задачи: знакомить с народными играми казаков, с их традициями, укладом жизни, направленными на воспитание терпения, ловкости, патриотического духа казаков.
Цель: развивать физические качества, внимание, выдержку, быстроту реакции.
Ход игры: мальчики – казаки. Девочки – казачки.
Казаки строятся шеренгой и уходят.
Казачки не спеша идут за ними, при этом пританцовывают, воображают, кривляются со словами:
Казаки ушли в поход
А казачки у ворот
Завертелись, закружились
«Гопака» плясать пустились.
Казаки резко поворачиваются:
Что за шум тут? Что за гам?
Ну – ка быстро по домам!
После этих слов «казачки» разбегаются, «казаки» - догоняют.
Правила игры: девочки не убегают, а мальчики не догоняют, пока не произнесены последние слова.
Кубанская частушка: Топ, топ гопачек
Вышел в круг казачек.
Вин ногой туды – сюды
Тай отправился к соби.
Грузинская народная игра «Снятие шапки».
(Кудис агеба).
Задачи: знакомить детей с народными играми жителей Кавказа, отличающихся своими острыми сюжетами, духом состязания.
Цели: воспитание коллективизма, чувства ответственности, а также ловкости, внимательности, укрепление мышц ног.
Ход игры. На одном конце игровой площадки у стартовой линии на расстоянии
3 -4м. друг от друга выстраиваются две колонны играющих. Напротив каждой из них в землю втыкаются по 2 палки (или ставятся стойки высотой 1м.): ближние на расстоянии 2 – 3м, дальние – 7 – 8м. от стартовой линии. На дальние палки вешаются по одной шапке.
Первые игроки обеих команд по сигналу бегут в дальний конец площадки, снимают шапки с палок, возвращаются к палкам у стартовой линии и вешают шапки на палки. Затем подбегают к последующему игроку своей команды, касаются ладони его вытянутой руки и становятся в конец колонны.
Последующие игроки команд быстро бегут вначале к ближним палкам, снимают с них шапки, затем бегут к дальним палкам и вешают на них шапки. После этого они возвращаются к стартовой линии, чтобы коснуться рукой ладони следующего игрока своей команды, и так далее, пока все дети не примут участие в игре.
Правила игры:
- дети делятся на команды с помощью жеребьевки например:
Конь вороной остался под горой.
Выбираешь какого коня:
Сивого или златогривого?
- последний игрок вступает в игру лишь после того, как его руки коснется предыдущий
- если игрок уронит шапку, он обязан подобрать её и повесить на палку.
Белорусская народная игра «Михасик».
Задачи: знакомить детей с играми славянских народов, в которых отражены сельскохозяйственные сюжеты, культовые и бытовые обряды.
Цели: развитие ловкости, внимания, координации.
Ход игры: для проведения игры по кругу ставятся столько пар лаптей, сколько участников. Ведущий произносит слова:
- Ты Михасик, не зевай, лапоточки обувай, обувай! (Убирает одну пару лаптей).
После этих слов все участники подскоками, легким бегом, или шагом белорусской польки (игру можно проводить под музыку) движутся по кругу.
С окончанием музыки (или по сигналу) все останавливаются и каждый старается быстрее обуть лапти. Ребенок, оставшийся без лаптей, выбывает из игры.
Игра продолжается до тех пор, пока останется один игрок. Он и считается победителем.
Правила игры:
- игроки обувают лапти только по сигналу (или по окончании музыки);
- двигаться по кругу, составленному из лаптей, надо с его наружной стороны.
Считалка: Я куплю себе дуду
И по улице пойду.
Громче, дудочка, дуди:
Мы играем, ты – води.
Армянская народная игра «Пастух».
Задачи: знакомить детей с играми народов Кавказа. Через игру передавать национальные традиции.
Цель игры: воспитание смелости, коллективизма;
Развитие внимания, ловкости, быстроты реакции.
Ход игры: На игровой площадке чертится линия – ручеёк, по одну сторону от которого собираются выбранные пастух и овцы, по другую сидит волк. Овцы стоят позади пастуха, обхватив друг друга за пояс.
Волк обращается к пастуху со словами: «Я волк горный, унесу!» Пастух отвечает: «А я пастух смелый, не отдам». После этих слов пастуха волк перепрыгивает через ручеек и старается дотянуться до овец. Пастух, расставив руки в стороны, защищает овец от волка, не давая ему возможности дотронуться до них. В случае удачи волк уводит добычу с собой.
Игра начинается сначала, но меняются роли.
Правила игры: волк переходит линию только после слов пастуха «не отдам»;
Овца, до которой дотронулся волк, должна без сопротивления идти за волком.
Армянская считалочка: Ала баланица (Алла – баловница)
Дус каданица! (Дуську боится).
Эй, гедеванчо! (Эй, где ты Ванька)
Раз капитанчо! (Разбуди Таньку)
Паланчо!