Польза мимической гимнастики для детей с нарушениями речи
Польза мимической гимнастики для детей с нарушениями речи
Мимическая гимнастика – комплекс упражнений, направленный на развитие лицевых мышц и мимических движений. Такие упражнения держат мышцы лица в тонусе и учат управлять языком, губами и нёбом. Занятия можно начинать с дошкольного возраста. Для коррекции заикания, задержки речевого развития, неправильного звукопроизношения рекомендуется выполнять эти упражнения в комплексе с артикуляционной гимнастикой.
Польза мимической гимнастики
- развивается артикуляционный аппарат;
- снижается излишнее напряжение в лицевых мышцах;
- улучшается дикция;
- тренируется звукопроизношение;
- повышается выразительность речи и мимики;
- появляется эмоциональный интеллект, способность распознавать чувства и эмоции.
Правила выполнения
- Проводить ежедневно, по 5-10 минут. Сначала родителям нужно самим освоить упражнение, чтобы показать его ребенку.
- Малышу должно быть спокойно и комфортно. Важно, чтобы он хорошо себя чувствовал.
- Для занятий потребуется зеркало. Надо, чтобы ребенок видел, как он выполняет упражнение. Зеркало нужно еще и затем, чтобы наблюдать за взрослым, который делает упражнение рядом с ним.
- Важно не количество сделанных упражнений, а их качество. Язык, губы или челюсть не должны дрожать от напряжения. Нужно, чтобы движения происходили спокойно, без рывков.
- Сначала выполняют комплекс статических упражнений, затем приступают к динамическим.
- В динамических упражнениях переходы между движениями совершаются быстро и плавно.
- Упражнения повторяют по 3-5 раз, затем делают небольшой перерыв. После этого можно снова приступить к заданию.
- Чтобы занятия были интересными, стоит использовать красочные картинки или куклы с четкой выразительной мимикой.
- Если ребенку не дается какое-то упражнение, стоит его отложить на время, но затем обязательно к нему вернуться.
- Важно хвалить ребенка и отмечать его успехи. Нельзя ругать малыша, если у него что-то не получается.
Статические упражнения мимической гимнастики (в этих упражнениях мышцы лица удерживаются в определенном положении на 5-10 секунд)
«Улыбка»
Наши губки улыбнулись,
Прямо к ушкам потянулись. Улыбнуться, чтобы уголки губ оттянулись наверх.
«Удивление»
Удивляюсь я всему:
Граду, снегу и дождю.
Капле маленькой росы.
Крыльям пчёлки и осы.
Удивляюсь красоте,
Пенью птичек по весне.
Утром солнцу удивляюсь,
Лунной ночью восхищаюсь.
Удивляюсь каждый день,
Удивляться мне не лень.
Удивляюсь я с утра
И до вечера всегда!
Нужно широко раскрыть глаза и рот.
«Обида»
Я ушёл в свою обиду
и сказал, что я не выйду.
Вот не выйду никогда!
Буду жить в ней все года!
Опустить уголки рта вниз.
«Злость»
Поглядите, сегодня я злой.
Не играет никто со мной.
Я ногами стучу – стучу,
Во всё горло кричу – кричу.
Все соседи ушли со двора,
Заревела сестрёнка моя.
Пёс Барбос забежал в конуру,
Потому что я злой и кричу.
Кулаки я сжимал и пыхтел,
Хмурил брови, глазами вертел.
Посмотрел на себя в зеркала,
Испугался – так страшен был я.
Брови сдвинуть, оттопырить губы, при этом нижнюю губу выставить вперед, а кулаки стиснуть.
«Дразнилка»
Шла мартышка вдоль витрины,
Видела прохожих спины
И еще смешную рожу
Ты такую сделать сможешь?
Учимся делать смешную рожицу. Закладываем язык за нижнюю губу и оттягиваем руками ушные раковины. (Нищева Н. В.)
«Лягушки»
Состязались две лягушки как-то раз в вокале
Две лягушки на опушке цеки раздували:
Ква ква ква! Ква ква ква!
Вот такие вот слова
Учимся раздувать щеки, повторяем упражнение 3-5 раз. (Нищева Н. В.)
«Капризка»
Капризуля Наша Люба,
Как карась надула губы,
Говорит карась большой:
-Дуться так не хорошо!
Надуть губы с капризным выражением лица. (Нищева Н. В.)
«Закроем глазки»
Мы закрое крепко глазки
И во сне увидим сказки
Побываем на луне
И поедем на слоне.
Учимся спокойно закрывать и открывать глаза. Лицо при этом неподвижно. Только поднимаются и опускаются верхние веки. Держим глаза закрытыми под счет до 5, потом открываем. Повторяем упражнение 3-5 раз. Даем время для отдыха. Снова повторяем 3-5 раз. (Нищева Н. В.)
Динамические упражнения мимической гимнастики (в этих упражнениях позу из первой части удерживают 3-5 секунд, затем переходят к следующей)
«Нахмурились - улыбнулись»
Нахмурить лоб и брови, чтобы на лбу получились вертикальные морщины. Затем радостно вскинуть брови, чтобы на лбу получились горизонтальные морщины.
«Улыбнулись - обиделись»
Сомкнуть губы и зубы. затем растянуть губы в улыбке. При этом поочередно поднимать и опускать уголки губ.
«Улыбка - трубочка - лошадка»
Сомкнуть губы и зубы. Растянуть губы в улыбке. Вытянуть губы трубочкой и «пофыркивать» вибрацией губ.
«Толстячок - худышка»
Сильно надувать щеки, а потом втягивать их в себя. Другой вариант - попеременно надувать одну из щек.
«Облака»
По небу плыли облака,
А я на них смотрел.
И два похожих облачка
Найти я захотел.
Я долго всматривался ввысь
И даже щурил глаз,
А что увидел я, то вам
Все расскажу сейчас (наблюдать за воображаемыми облаками с выражением внимания интереса на лице).
Вот облачко веселое
Смеётся надо мной:
-Зачем ты щуришь глазки так? Какой же ты смешной!
Я тоже посмеялся с ним: -
Мне весело с тобой!
И долго-долго облачку
Махал я вслед рукой (мышцы лица расслабляются, на нём появляется улыбка).
А вот другое облачко –
Расстроилось всерьез:
Его от мамы ветерок
Вдруг далеко унес.
И каплями-дождинками
Расплакалось оно…
И стало грустно-грустно так,
А вовсе не смешно (выражение грусти на лице: уголки губ опущены, лоб сморщен, брови немного сдвинуты).
И вдруг по небу грозное
Страшилище летит
И кулаком громадным
Сердито мне грозит.
Ох, испугался я, друзья,
Но ветер мне помог:
Так дунул, что страшилище
Пустилось наутек (выражение страха: глаза широко раскрыты, брови сдвинуты, рот открыт в виде буквы «о», лицо напряжено).
А маленькое облачко
Над озером плывет,
И удивленно облачко
Приоткрывает рот: «Ой, кто там, в глади озера пушистенький такой? Такой мохнатый, мягонький, Летим, летим со мной!» (выражение удивления: глаза и рот широко открыты)
Так очень долго я играл
И вам хочу сказать,
Что два похожих облачка
Не смог я отыскать.
«Ночные звуки»
Лес ночной был полон звуков:
Кто-то выл, а кто - мяукал,
Кто-то хрюкал, кто-то топал,
Кто-то крыльями захлопал,
Кто-то ухал и кричал.
И глазищами вращал (угрожающе хмурить брови, насупить лоб, оскалиться, вращать глазами)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Польза мимической гимнастики для детей с нарушениями речи | 171.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Польза мимической гимнастики для детей с нарушениями речи
Мимическая гимнастика – комплекс упражнений, направленный на развитие лицевых мышц и мимических движений. Такие упражнения держат мышцы лица в тонусе и учат управлять языком, губами и нёбом. Занятия можно начинать с дошкольного возраста. Для коррекции заикания, задержки речевого развития, неправильного звукопроизношения рекомендуется выполнять эти упражнения в комплексе с артикуляционной гимнастикой.
Польза мимической гимнастики
- развивается артикуляционный аппарат;
- снижается излишнее напряжение в лицевых мышцах;
- улучшается дикция;
- тренируется звукопроизношение;
- повышается выразительность речи и мимики;
- появляется эмоциональный интеллект, способность распознавать чувства и эмоции.
Правила выполнения
- Проводить ежедневно, по 5-10 минут. Сначала родителям нужно самим освоить упражнение, чтобы показать его ребенку.
- Малышу должно быть спокойно и комфортно. Важно, чтобы он хорошо себя чувствовал.
- Для занятий потребуется зеркало. Надо, чтобы ребенок видел, как он выполняет упражнение. Зеркало нужно еще и затем, чтобы наблюдать за взрослым, который делает упражнение рядом с ним.
- Важно не количество сделанных упражнений, а их качество. Язык, губы или челюсть не должны дрожать от напряжения. Нужно, чтобы движения происходили спокойно, без рывков.
- Сначала выполняют комплекс статических упражнений, затем приступают к динамическим.
- В динамических упражнениях переходы между движениями совершаются быстро и плавно.
- Упражнения повторяют по 3-5 раз, затем делают небольшой перерыв. После этого можно снова приступить к заданию.
- Чтобы занятия были интересными, стоит использовать красочные картинки или куклы с четкой выразительной мимикой.
- Если ребенку не дается какое-то упражнение, стоит его отложить на время, но затем обязательно к нему вернуться.
- Важно хвалить ребенка и отмечать его успехи. Нельзя ругать малыша, если у него что-то не получается.
Статические упражнения мимической гимнастики (в этих упражнениях мышцы лица удерживаются в определенном положении на 5-10 секунд)
«Улыбка»
Наши губки улыбнулись,
Прямо к ушкам потянулись. Улыбнуться, чтобы уголки губ оттянулись наверх.
«Удивление»
Удивляюсь я всему:
Граду, снегу и дождю.
Капле маленькой росы.
Крыльям пчёлки и осы.
Удивляюсь красоте,
Пенью птичек по весне.
Утром солнцу удивляюсь,
Лунной ночью восхищаюсь.
Удивляюсь каждый день,
Удивляться мне не лень.
Удивляюсь я с утра
И до вечера всегда!
Нужно широко раскрыть глаза и рот.
«Обида»
Я ушёл в свою обиду
и сказал, что я не выйду.
Вот не выйду никогда!
Буду жить в ней все года!
Опустить уголки рта вниз.
«Злость»
Поглядите, сегодня я злой.
Не играет никто со мной.
Я ногами стучу – стучу,
Во всё горло кричу – кричу.
Все соседи ушли со двора,
Заревела сестрёнка моя.
Пёс Барбос забежал в конуру,
Потому что я злой и кричу.
Кулаки я сжимал и пыхтел,
Хмурил брови, глазами вертел.
Посмотрел на себя в зеркала,
Испугался – так страшен был я.
Брови сдвинуть, оттопырить губы, при этом нижнюю губу выставить вперед, а кулаки стиснуть.
«Дразнилка»
Шла мартышка вдоль витрины,
Видела прохожих спины
И еще смешную рожу
Ты такую сделать сможешь?
Учимся делать смешную рожицу. Закладываем язык за нижнюю губу и оттягиваем руками ушные раковины. (Нищева Н. В.)
«Лягушки»
Состязались две лягушки как-то раз в вокале
Две лягушки на опушке цеки раздували:
Ква ква ква! Ква ква ква!
Вот такие вот слова
Учимся раздувать щеки, повторяем упражнение 3-5 раз. (Нищева Н. В.)
«Капризка»
Капризуля Наша Люба,
Как карась надула губы,
Говорит карась большой:
-Дуться так не хорошо!
Надуть губы с капризным выражением лица. (Нищева Н. В.)
«Закроем глазки»
Мы закрое крепко глазки
И во сне увидим сказки
Побываем на луне
И поедем на слоне.
Учимся спокойно закрывать и открывать глаза. Лицо при этом неподвижно. Только поднимаются и опускаются верхние веки. Держим глаза закрытыми под счет до 5, потом открываем. Повторяем упражнение 3-5 раз. Даем время для отдыха. Снова повторяем 3-5 раз. (Нищева Н. В.)
Динамические упражнения мимической гимнастики (в этих упражнениях позу из первой части удерживают 3-5 секунд, затем переходят к следующей)
«Нахмурились - улыбнулись»
Нахмурить лоб и брови, чтобы на лбу получились вертикальные морщины. Затем радостно вскинуть брови, чтобы на лбу получились горизонтальные морщины.
«Улыбнулись - обиделись»
Сомкнуть губы и зубы. затем растянуть губы в улыбке. При этом поочередно поднимать и опускать уголки губ.
«Улыбка - трубочка - лошадка»
Сомкнуть губы и зубы. Растянуть губы в улыбке. Вытянуть губы трубочкой и «пофыркивать» вибрацией губ.
«Толстячок - худышка»
Сильно надувать щеки, а потом втягивать их в себя. Другой вариант - попеременно надувать одну из щек.
«Облака»
По небу плыли облака,
А я на них смотрел.
И два похожих облачка
Найти я захотел.
Я долго всматривался ввысь
И даже щурил глаз,
А что увидел я, то вам
Все расскажу сейчас (наблюдать за воображаемыми облаками с выражением внимания интереса на лице).
Вот облачко веселое
Смеётся надо мной:
-Зачем ты щуришь глазки так? Какой же ты смешной!
Я тоже посмеялся с ним: -
Мне весело с тобой!
И долго-долго облачку
Махал я вслед рукой (мышцы лица расслабляются, на нём появляется улыбка).
А вот другое облачко –
Расстроилось всерьез:
Его от мамы ветерок
Вдруг далеко унес.
И каплями-дождинками
Расплакалось оно…
И стало грустно-грустно так,
А вовсе не смешно (выражение грусти на лице: уголки губ опущены, лоб сморщен, брови немного сдвинуты).
И вдруг по небу грозное
Страшилище летит
И кулаком громадным
Сердито мне грозит.
Ох, испугался я, друзья,
Но ветер мне помог:
Так дунул, что страшилище
Пустилось наутек (выражение страха: глаза широко раскрыты, брови сдвинуты, рот открыт в виде буквы «о», лицо напряжено).
А маленькое облачко
Над озером плывет,
И удивленно облачко
Приоткрывает рот: «Ой, кто там, в глади озера пушистенький такой? Такой мохнатый, мягонький, Летим, летим со мной!» (выражение удивления: глаза и рот широко открыты)
Так очень долго я играл
И вам хочу сказать,
Что два похожих облачка
Не смог я отыскать.
«Ночные звуки»
Лес ночной был полон звуков:
Кто-то выл, а кто - мяукал,
Кто-то хрюкал, кто-то топал,
Кто-то крыльями захлопал,
Кто-то ухал и кричал.
И глазищами вращал (угрожающе хмурить брови, насупить лоб, оскалиться, вращать глазами)