Значение мониторинга в дошкольном образовании
Традиционно под результатом образовательного процесса понимается уровень развития ребенка: в физическом, личностном, интеллектуальном, социальном развитии воспитанников; готовность ребенка к школе.
Для контроля качества и результативности образовательного процесса, отслеживания динамики развития воспитанника и его образовательных достижений необходима специальная процедура – мониторинг.
Понятие «мониторинг» в сфере образования означает систему организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности образовательной системы. Мониторинг обеспечивает непрерывное слежение за состоянием педагогической системы и прогнозирование её развития.
Цель мониторинга в дошкольном образовательном учреждении– выявление и оценка уровня достижений ребёнком в социально-личностном, познавательно-речевом, художественно-эстетическом и физическом развитии согласно заявленным результативным показателям; отслеживание динамики развития данных качеств и осуществление на этой основе психолого-педагогического сопровождения ребёнка в образовательном процессе ДОУ.
Задачами мониторинга являются: выявление актуального уровня развития интегративных качеств личности ребенка на каждом возрастном этапе, определение уровня стартовой готовности к обучению на ступени старшего дошкольного возраста, выявление уровня освоения содержания программы; выявление личностных достижения ребёнка в процессе освоения основной общеобразовательной программы ДОУ, разработка индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения ребенка в соответствии с полученными данными, осуществление действенной обратной связи в системе «руководитель – педагог – родитель – ребенок» для принятия адекватных мер регулирования и прогнозирования развития, совершенствования образовательного процесса.
В «Федеральном образовательном стандарте дошкольного образования» (2014) отмечено, что система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы должна обеспечить комплексный подход к оценке промежуточных и итоговых результатов.
В связи с этим требованием с помощью мониторинга в дошкольном образовательном учреждении (организации) изучается качество:
- результатов деятельности такие как: личностные, физические и интеллектуальные качества ребенка; степень освоения им образовательной программы и образовательные достижения; степень готовности к обучению в школе; удовлетворенность разных групп потребителей деятельностью образовательного учреждения;
- образовательного процесса это качество образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации детских видов деятельности; организации самостоятельной деятельности детей; взаимодействие с семьей;
- и условий деятельности образовательного учреждения: кадровый потенциал, развивающая среда и др.
Мониторинг проводит аналитико-диагностическая группа дошкольного образовательного учреждения (, в состав которой входят: заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе, воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, специалист по изобразительной деятельности, медицинский работник.
Субъектами психолого-педагогического мониторинга выступают воспитатели; специалисты дошкольного образовательного учреждения (учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, специалист по изобразительной деятельности, медицинский работник); родители.
В образовательном процессе используются три вида мониторинга:
- текущий, в процессе которого происходит отслеживание динамики развития интегративных личностных качеств (текущая психолого-педагогическая диагностика проводится воспитателем группы ежедневно, согласно изучаемому программному материалу и освоению видов деятельности согласно возрасту);
- промежуточный, включающий отслеживание актуального уровня развития интегративных качеств личности ребенка на каждом возрастном этапе. Причем промежуточная комплексная психолого-педагогическая диагностика детского развития проводится один раз в год (в мае, в конце каждого возрастного периода в 3, 4 года, 5, 6, 7 лет;
- итоговый, предполагающий определение итоговой оценки уровня развития интегративных качеств личности ребенка по завершении каждого возрастного периода, а также стартовой готовности ребёнка к школе.
Процедура психолого-педагогической оценки предполагает двухуровневый подход к организации мониторинга.
Первый уровень – использование низкоформализованных методов, применяемых воспитателем, основным из которых является целенаправленное наблюдение.
Второй уровень – высокоформализованные методы, применяемые специалистами (тесты, опросники, проективные методики и т. п.).
Итоговый мониторинг предполагает применение разноуровневых методов, т. е. комплексной системы оценки уровня развития интегративных качеств личности детей и стартовой готовности к школе и др., например, изучение и отслеживание динамики социально-личностного развития детей дошкольного возраста осуществляется с помощью следующих методов:
- опрос (беседа, интервью);
- наблюдение (включенное и не включённое, открытое и скрытое, непосредственное и опосредованное);
- естественный, психолого-педагогический и лабораторный эксперимент;
- проблемные ситуации;
- метод экспертных оценок при ранжировании личностных качеств;
- социометрия;
- анализ продуктов детской деятельности;
- проективные методы (незаконченные предложения, интерпретация текстов, рисуночные тесты);
- игровые задания.
Формами фиксации результатов мониторинга могут являться тетрадь индивидуальных встреч; «портфолио здоровья»; диагностические карты, аналитические листы; карты готовности детей к школе и др.
Результатом психолого-педагогического мониторинга будет являться комплексная оценка сформированности интегративных качеств личности в соответствии с возрастом и освоением основной общеобразовательной программы ДОУ, стартовых возможностей готовности к школе.
В Федеральных государственных требованиях к основной общеобразовательной программе дошкольного образования предлагается перечень интегративных качеств личности ребенка, которые он может приобрести в процессе приобщения к разным видам культуры, интериоризации ценностей культуры и культуротворчества:
– физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками;
– любознательный, активный;
– эмоционально отзывчивый;
– овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
– способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения;
– способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту;
– имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе;
–овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции и др.
Примерные общеобразовательные программы, содержащие инвариантную составляющую стандарта дошкольного образования, ориентированы на получение в качестве образовательных результатов тех качеств, которые определены в Федеральных требованиях. Вместе с тем в каждой из них предлагаются разные варианты описания организационно-методических аспектов мониторинга в детском саду (разработка и использование экспресс-диагностики, комплексных диагностических заданий, сроки и периодичность проведения мониторинга в разных возрастных группах, варианты участия специалистов в изучении достижений детей и др.).