ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОУ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОУ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Ельчанинова Оксана Александровна, воспитатель МБДОУ № 60 г.Воронеж
Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время все очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья среди подрастающего поколения. Проблема охраны и укрепления здоровья детей очень многогранна и сложна. Улучшение здоровья детей является одной из самых перспективных направлений оздоровления всего общества. Поэтому, забота о сохранении здоровья дошкольников – важнейшая обязанность дошкольных образовательных учреждений, отдельного педагога и самого ребенка. Дошкольникам, испытывающим проблемы со здоровьем, трудно усвоить программный материал, и педагоги должны помочь им справиться с этими трудностями.
Проблема сохранения здоровья – социальная, и решать ее нужно на всех уровнях образования. Использование игровых здоровьесберегающих технологий предполагает формирование у дошкольников осмысленного отношения к здоровью, как важной жизненной ценности, реализацию комплекса здоровьесберегающих технологий в ходе образовательного процесса, создание психолого-педагогических условий, развитие двигательной сферы и здоровья детей на основе их творческой активности.
Здоровьесберегающие технологии – это технологии, направленные на решение задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса: детей, педагогов и родителей. Именно поэтому проблема внедрения игровых здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс является актуальной.
Цель игровых здоровьесберегающих технологий: обеспечить дошкольнику возможность сохранения психического и физического здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни.
В дошкольном периоде воспитания детей главным видом деятельности является игра и именно поэтому, использование игровых технологий в ходе образовательного процесса помогает выполнению задач, направленных на здоровье сбережение. Игра выступает не только как средство всестороннего (умственного, нравственного, трудового, эстетического, физического) воспитания личности ребенка, но и помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, создает радостное настроение, облегчает процесс усвоения знаний. Игра является основным видом деятельности детей, посредством которого формируются, изменяются и закрепляются психические свойства, интеллектуальные операции и отношение к окружающей реальности, развивается побуждение к активизации самостоятельной познавательной деятельности. Основополагающие принципы применения игровых здоровьесберегающих технологий:
1. Создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебно-воспитательного процесса, атмосфера доброжелательности, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха.
2. Творческий характер образовательного процесса. Использование в работе активных методов и форм обучения и воспитания.
3. Обеспечение мотивации образовательной деятельности. Эмоциональное вовлечение ребенка в процесс социализации, для обеспечения повышения работоспособности и эффективности работы мозга не в ущерб здоровью.
4. Построение учебно-воспитательного процесса в соответствии с закономерностями становления психических функций.
5. Рациональная организация двигательной активности.
Игровые технологии, используемые для стимулирования и сохранения здоровья детей во время учебно-воспитательного процесса в дошкольном учреждении:
‒ подвижные и спортивные игры (обеспечение психологической разгрузки дошкольников). Примеры: «Поезд», «Мы играем», «Слушай команду, не запутайся», «Трамвайчик», «Летает – не летает», «Светофор»;
‒ релаксация (снятие эмоционального напряжения) Примеры: игра «Солнечный лучик», «Ветерок», «Солнечный лучик», «Цветочек», «Насос и мяч», «Солдат и тряпичная кукла»;
- пальчиковая гимнастика (овладение навыками мелкой моторики, развитие речи, повышение работоспособности головного мозга, развитие психических процессов: внимание, память, мышление, воображение, развитие тактильной чувствительности, снятие тревожности). Примеры: «Кулак-ребро-ладонь», «Колечко», «Лезгинка», «Зеркальное рисование», «Ухо-нос», «Грустный/веселый гном», «Пальчики в лесу», «Погода», «Прогулка»;
‒ гимнастика для глаз (предупреждение утомления глаз, укрепление глазных мышц, профилактика нарушений зрения дошкольников) Примеры: «Рисуем круг, квадрат...», «Рисуем фигуры»;
‒ дыхательная гимнастика (кроме традиционных упражнений, для выполнения дыхательной гимнастики можно использовать нестандартное оборудование: самодельные кораблики, воздушные шарики, ленточки, ветровые игрушки шарики для настольного тенниса и т. п.).
‒ физкультминутки (обеспечение психологической разгрузки дошкольников) Примеры: игра «Лесная фигура», «Кричалки-шепталки-молчалки», «Передай мяч», «Построй колонну-шеренгу-круг», «Снежинки-сугробы-сосульки», «Большой – маленький», «Все на места»;
‒ динамические паузы (комплексы физ. минуток, которые могут включать дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз, для создания благоприятной атмосферы, снятия напряжения, вызванного негативными эмоциями) Примеры: игра «Времена года», «Правильно – неправильно», «Лесные звуки», «Паук и мухи;
‒ приветствия и ритуалы (создают положительный эмоциональный настрой) Примеры: «упражнения – «Я рад вас видеть!», «Делай как я», «Пропой свое имя», «Подари мне свою улыбку», «Мы здесь!», «Колокольчик»; ритуалы – «Эстафета дружбы», «Костер дружбы», «Дружные сердца», «Молодцы», «Рукопожатие по кругу», «Комплименты»;
массаж и самомассаж (массаж разных частей тела осуществляется под руководством педагога на занятии: без предметов и с использованием массажных мячиков, валиков и т. п., а также в самостоятельной деятельности: массаж ног осуществляется при хождении по ребристым, корригирующим дорожкам). Примеры: «Массаж ушных раковин», «Зайкин огород», «Поезд»;
‒ гимнастика после сна (методика мышечной релаксации Э. Джекобсона);
‒ СМИ (ситуативные малые игры – ролевая подражательная имитационная игра) чаще всего используется на занятиях в младших и средних группах. Примеры: упражнение «Гномик», «Буратино», «Тряпочная кукла»;
‒ игротреннинги, игротерапия: – игры, направленные на улучшение общего психологического самочувствия («Самая дружная пара», «Доброе животное», «Приветствие с улыбкой», «Доброе тепло», «Присядьте те, кто…», «Комплименты»);
‒ игры, направленные на коррекцию агрессии: («Добрые приветствия», «Смешная газировка», «Воздушный шарик», «Котенок спит», «Кулачок», «Послушные лошадки», «Волшебное слово», «Зарядка», «Слушай команду»); – игры, развивающие коммуникативные навыки: «Ищем клад», «Найди себе пару», «Куклы», «Море волнуется», «Зоопарк», «Помогай-ка», «Трамвайчик».
Коррекционные технологии:
‒ технологии музыкального воздействия (слушание звуков природы, музыкальное сопровождение в ходе проведения игр со сменой движений, во время проведения упражнений релаксации, в ходе рисования и т. п.);
‒ арттерапия (выразить свое настроение с помощью рисунка и показать другим);
‒ сказкотерапия (серия сказки-подсказки Т.А. Шорыгина «Добрые сказки», «Общительные сказки» и т. п.);
‒ психогимнастика («Котята», «Хоровод», «Перевоплощение», «Хрустальная вода», «Корабль и ветер», «Дудочка», «Танцующие руки», «Шалтай-болтай»).
Игровые технологии оказывают положительное влияние на эмоциональное состояние дошкольников, способствуют развитию внимания, концентрации, усидчивости, снижению нарушений поведения на занятиях, проявлению заинтересованности воспитанников в выполнении своей работы. Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе игровых здоровьесберегающих игровых технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения.
Главное условие при этом – доброжелательное отношение к детям. Если к ребенку проявляют искренний интерес – любое занятие для него будет в радость! Необходимо, чтобы все упражнения и игры выполнялись на позитивной ноте – «Играйте вместе с детьми!».