Воспитание

11 июля 1762 гoдa на одной из парижских площадей был приведен в
исполнение очередной приговор городского парламента (суда). Палач
торжественно бросил в огонь преступное сочинение под названием «Эмиль».
Сожжение книги никого удивить не могло. Удивительным могло показаться
лишь то, что на этот раз на костер был отправлен не злободневный памфлет,
а роман о воспитании. 
В своем романе «Эмиль, или О воспитании», Жан-Жак Руссо изложил
теорию воспитания ребенка. В книге он описал особенности формирования
физического, морального и умственного воспитания ребенка на разных
этапах его развития.
Автор излагает свой идеал в воспитании подрастающего поколения. Он
считал, что ребенка нельзя к чему-либо принуждать, бить, ругать и
заставлять читать книги, он сам сможет освоить то, что ему необходимо.
Нужно дать ребенку выбор, больше свободы, он сам проявит желание
обучаться тому, что ему действительно нравится.
Если ребенок провинился в чем-то не нужно читать ему мораль или
наказывать, он должен получить урок исходя из личного опыта.  Например,
ребенок разбил окно, наказание холод в комнате, ребенок испачкался на
улице, наказание грязная одежда.
Вместе с тем, Жан-Жак Руссо утверждает, что главное орудие в руках
педагога - это хорошо направленная свобода. И поясняет свою мысль так:
«Не нужно и браться за воспитание ребенка, когда не умеешь, вести его, куда
хочешь, с помощью одних законов возможного и невозможного».
Несмотря на происшествие нескольких веков, методы воспитания детей
указанного писателя и философа эпохи Просвещения актуальны и по сей
день.