Работа дошкольников в паре.
Тема : «Работа старших воспитанников в паре: методы и приемы организации совместной деятельности детей.»
Введение : Смысл методики работы детей в паре состоит в том, что задание получает не каждый ребенок группы в отдельности, а пара воспитанников, которая должна его выполнить совместно.
Взаимодействие в паре – это вид совместной деятельности, который обеспечивается общением, и это общение должно быть направлено на обеспечение успешности этого взаимодействия.
Основная часть:
Организация работы детей в паре включает четыре этапа:
1 – Вербальное обозначение взрослым ситуации занятия (напоминание правил игры или содержания продуктивной деятельности, обсуждение вместе с детьми адекватного способа совместного выполнения задания).
2 – Образование пар (естественное объединение дошкольников по собственному желанию; помощь взрослого детям, испытывающим затруднения в выборе партнеров).
3– Взаимодействие ребенка со сверстником (самостоятельное распределение обязанностей в паре, разделение операций, совместное выполнение задания, помощь взрослого в тех случаях, когда возникающие между детьми разногласия могут привести к разрушению совместных действий). Педагог должен акцентировать важность договора пары для того, чтобы цель совместной деятельности была достигнута (создание рисунка, поделки, картинки, любого продукта совместной деятельности).
Четвертый этап – Анализ и оценка продуктов деятельности.
Для успешного совместного выполнения заданий могут быть применены следующие педагогические методы и приемы, направленные на групповое взаимодействие и сотрудничество в продуктивной деятельности:
1- Использование мотивационного компонента при постановке задач (сделать для кого-то подарок, поделку);
Пример: При подготовке к Новому году можно предложить детям изготовить красивую цепочку из цветной бумаги для украшения группы. Спрашиваем, как будем работать. Выслушиваем ответы детей. Большинство хотят работать в одиночку и обещают, что сделают самую длинную цепочку. Тогда предлагаем: «Давайте попробуем работать парами. Один ребенок будет резать полоски бумаги, другой – склеивать их». Дети трудятся с удовольствием. Во время работы общаются, помогают друг другу, радуются полученному результату. Особенно довольны, когда, полюбовавшись на все изготовленные цепочки, им предлагают соединить их в одну большую.
2 - Формирование у детей̆ способности распознать ситуацию сотрудничества, выбрать и принять такую позицию в социальных отношениях, которая отвечает его возможностям в данной̆ деятельности (умение выслушивать и считаться с мнением других при изготовлении коллективных панно, коллажей);
Пример: Чтобы работа была продуктивной, дошкольников нужно научить объединяться в пары. Для этого сначала необходимо постепенно вводить более простые упражнения. Например: упражнение «Рукавички»
Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички, их количество равно количеству пар участников игры. Воспитатель раздает по одной рукавичке детям, Дети отыскивают свою «пару» и с помощью трех общих карандашей разного цвета стараются, как можно быстрее, раскрасить совершенно одинаково рукавички. Воспитатель наблюдает, как организуют совместную работу пары, как делят карандаши, как при этом договариваются.
3 - Разыгрывание проблемных ситуаций (реализуя данные ситуации, педагог воздействует на чувство сострадания, которое доступно в дошкольном возрасте, побуждают детей̆ к сочувствию, сопереживанию при решении поставленной̆ задачи);
Пример: Инструкция: Сегодня мы сделаем интересную работу, в ходе которой вы будете не только изготавливать изделие, но и учиться дружить, взаимодействовать с товарищем в паре, обсуждать общую задачу, договариваться. Каждая пара создаст свою неповторимую пару рукавичек.
Детям раздаются заготовки рукавичек, карандаши или краски. Воспитанникам нужно придумать одинаковый узор на рукавички
Дети дошкольного возраста с удовольствием отзываются на создание совместных работ, в результате которых они чувствуют значимость каждого ребенка в создании коллективной работы и понимают, что это общая работа получилась благодаря усилиям каждого малыша. Приемы работы в паре, помогают детям наглядно увидеть, как можно создать совместную работу.
Вывод: Весь процесс работы проходит в обсуждении: обсуждение замысла, распределение материалов, непосредственное выполнение работы, поскольку работа в паре предполагает обсуждение всех моментов. Ребята разговаривают между собой и тем самым развивают свои коммуникативные навыки.
Наряду с творческими задачами, решаются задачи нравственного воспитания, а именно: выбрать место для своей работы на коллективном панно, выполнить работу не мешая друг другу, прийти на помощь .
При работе в парах дети учатся общаться, контролировать друг друга, находить компромиссы. Воспитатель рассказывает и показывает, как правильно это делать. Разговаривать спокойно, уметь выслушивать другого, правильно строить предложение. Особое внимание обращает воспитатель на фразы, которыми обмениваются дети. Это важно, когда один ребенок принимает роль «лидера», а второй «подчиненного»