Статья «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников»
Статья «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников»
Автор: Сокка О.В.
Детство - пора поисков ответов на самые разные вопросы. Дошкольники прирожденные исследователи. И тому подтверждение их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание постоянно находить решение в проблемной ситуации. Детское экспериментирование - замечательное средство интеллектуального, познавательного развития дошкольников.
В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. Мир вокруг ребенка разнообразен, поэтому у него постоянно существует потребность в новых впечатлениях.
Проектно-исследовательская деятельность учит управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, помогает в овладении универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Согласно ФГОС, познавательное развитие является одним из основных направлений развития ребёнка, таким образом, познавательно-исследовательская деятельность (исследование объектов окружающего мира экспериментирование с ними) приобретает колоссальное значение в процессе становления ребёнка
Познавательно-исследовательская деятельность – это специально организованная деятельность, которая позволяет ребенку под руководством педагога или самостоятельно добывать информацию и овладевать представлениями о предмете, объекте, физическом или природном явлении. Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.
Цель организации познавательно-исследовательской деятельности состоит в развитии у дошкольников исследовательского типа мышления. Это не значит, что взрослый должен видеть в подопечных будущих профессиональных исследователей, экспериментаторов и учёных, он должен дать ребятам ощутить восторг открытия. Неправильно вкладывать в детей информацию в чистом виде. Правильно позволять им открывать мир заново. В процессе формирования познавательно-исследовательских умений у детей должны быть созданы условия для максимальной реализации самостоятельности, инициативности и активности детей. Процесс детской познавательно-исследовательской деятельности должен быть соотнесен с актуальными потребностями и интересами детей.
При помощи визуального, акустического и сенсорного восприятия дошкольники выявляют качества и свойства предметов, с развитием аналитических умений — устанавливают причинно-следственные связи в окружающей действительности, обобщают и систематизируют накапливаемые знания.
Перед педагогом или родителем стоят задачи активного воздействия на всестороннее развитие детей: обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать).
Методы и приемы организации исследовательской деятельности:
— эвристические беседы;
— постановка и решение вопросов проблемного характера;
— наблюдения;
— моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);
— опыты;
— фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;
— «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;
— подражание голосам и звукам природы;
— использование художественного слова;
— дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;
— трудовые поручения, действия.
Следовательно, для получения положительных результатов большое внимание в исследовательской деятельности уделяется организации развивающей среды в группах дошкольных учреждений. Создаются мини-лаборатории (центр науки), где размещаются различные материалы (природные, бросовые) для проведения опытов, экспонаты, выращиваются растения. В центрах познавательно-исследовательской деятельности дошкольников пространства организовываются таким образом, чтобы появилась возможность для самостоятельной деятельности детей.
Работа по познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников должна осуществляться систематически и последовательно, может быть включена в: режимные моменты, игры (дидактические, подвижные др.), занятия, трудовую деятельность, прогулки и экскурсии. Следовательно, воспитательно-образовательный процесс в образовательном учреждении и дома должен включать познавательно-исследовательскую деятельность дошкольников, а также следовать рекомендациям по организации исследовательской деятельности:
- Не заниматься наставлениями; помогать детям действовать независимо, не давать прямых инструкций относительно того, чем они будут заниматься.
- На основе тщательного наблюдения и оценки определять сильные и слабые стороны детей.
- Не сдерживать инициативы детей и не делать за них то, что они могут сделать самостоятельно.
- Научить детей прослеживать межпредметные связи; не торопится с вынесенными суждениями.
- Помогать детям научится управлять процессом усвоения знаний.
- Подходить ко всему творчески.
Список литературы:
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] : Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Режим доступа:и https://fgos.ru/fgos/fgos-do/
- Дыбина, О.В. Организация поисково-познавательной деятельности – один из путей развития познавательной активности ребенка / О.В. Дыбина, В.В. Щетинина / Психологические аспекты социального развития детей дошкольного возраста, – Тольятти: Изд-во ТГУ, 2003
Слащева Е. Ю. «Технология исследовательской деятельности в работе с детьми дошкольного возраста» /"Академия педагогических проектов Российской Федерации" Режим доступа: https://педпроект.рф/слащева-е-ю-публикация/#:~:text=Этапы%20исследовательской%20деятельности%3A%20—%20младший,становятся%20более%20целенаправленными%20и%20обдуманными
- Исследовательская деятельность учащихся. Научно-методический сборник в двух томах / Под общей редакцией А.С. Обухова. Т. 2: Практика организации. – М.: Общероссийское общественное движение творческих педагогов «Исследователь», 2007 – 495 с.