Опыты и эксперименты с водой для малышей в домашних условиях
Знакомство со свойствами воды
Наливаем в большую чашку воду и предлагаем детям потрогать её. Рассказываем, что в воде хорошо плавают рыбки, уточки, и предлагаем детям опустить эти игрушки в воду, подуть, чтобы появились волны и уточки с рыбками поплыли.
Исследуем свойства воды. Форма
Следующее свойство воды – отсутствие формы. Увидеть это свойство легко, если переливать воду в разные сосуды или разливать ее по подносу.
Попросите ребенка налить на поднос немного воды и зарисовать образовавшуюся лужицу. Затем сотрите эту лужицу губкой и снова налейте воду на поднос. Сравните вместе с ребенком рисунок первой лужицы с тем, что получилось на этот раз. Обратите внимание ребенка, что форма лужиц не одинакова, значит, постоянной формы вода не имеет.
Учим детей пользоваться сачком для вылавливания игрушек из воды
Предлагаем детям опустить рыбок в чашку с водой, чтобы рыбки поплавали. Затем показываем детям, как надо ловить рыбок сачком, приговаривая: «Ловись, рыбка, большая и маленькая». Повторяем 4-5 раз, затем предлагаем детям самостоятельно ловить рыбок сачком.
Учим детей пользоваться черпаком для доставания шариков из воды
Бросаем в чашку наполненную наполовину водой, шарик и показываем, как его выловить черпаком. Повторяем свои действия несколько раз. Потом раздаем детям чашки с водой, предлагаем бросить в них шарики и самостоятельно достать их черпаком. Детям надо напомнить, что делать это нужно аккуратно, чтобы не разбрызгать воду.
Уточняем представление детей, что в помещении вода льется из крана струёй вниз
Это наблюдение делается, когда ребенок моет руки. Каждый раз уточняем, то вода чистая, прозрачная и льется из крана для того, чтобы можно было чисто помыть ручки. При этом можно проговаривать потешки про воду.
Научить детей мыть посуду для кукол
Расскажите ребенку, как теплая вода помогает сделать посуду чистой. Затем налейте в чашку теплой воды и покажите, как надо мыть посуду для кукол. Потом поручите это ребенку. Напомните про аккуратность.
Знакомство с разноцветной водой
Понадобится несколько баночек с прозрачной водой и крышечек с разведенной гуашью. При помощи пипетки в баночки по очереди капается разведенная гуашь, и дети наблюдают, как вода меняет окраску – превращается из прозрачной в цветную. Бросаем в окрашенную воду маленький предмет и его не видно. Делается вывод, что окрашенная вода не прозрачна.
Из цветной воды получаются разноцветные льдинки
Полученную разноцветную воду берем на прогулку и выливаем в формочки. В конце прогулки показываем детям, какие разноцветные льдинки получились из воды
Проверяем, как взаимодействуют воздух и вода
Давайте теперь проверим, как вода взаимодействует с другими веществами. Предложите ребенку «смешать» воздух с водой. Как это сделать? Все просто – для этого надо будет «вдувать» воздух в стакан с водой через трубочку. Любой ребенок с удовольствием с этим справиться.
Но наша задача не только устроить бурю в стакане, но и обратить внимание ребенка на то, что дальше происходит с воздухом, попавшим в воду. Как выглядит воздух в воде? (Это пузыри) Остается ли воздух на дне в стакане или поднимается вверх? Почему?
Опыт с водой для детей «Тонет – не тонет»
Заранее пройдитесь по дому и подготовьте небольшие предметы, отличающиеся по форме и плотности. Например, для этого исследования можно взять зубочистки, перышко, кусочек ваты, болтик, пуговицу, монету, декоративные камешки, пустой пузырек, кубик и т.п. Наблюдайте, как каждый предмет будет вести себя, если его бросить в миску с водой – потонет или нет?
Перед тем, как бросить что-то в воду, спрашивайте у ребенка, пойдет ли этот предмет ко дну. Объяснять маленькому ребенку физику процесса и что такое плотность, конечно, еще рано. Однако, экспериментируя с разными предметами, ребенок научится интуитивно определять, какой из них удержится на воде. Оперируйте такими понятиями, как тяжелый, легкий, пустой, плотный и т.п.
Опыт с окрашиванием пекинской капусты
Ну и в заключение еще один эффектный эксперимент. Сделать его можно как с листами пекинской капусты, так и с белыми цветами, например, с тюльпанами или розами.
Все просто. Если цветы или капусту поставить в крашеную воду, то очень скоро они окрасятся в тот же самый цвет, который был использован нами для окрашивания воды. Уже через час будут видны первые результаты. А через два – цвет станет еще более насыщенным. Очень интересные результаты можно получить, если разрезать основание листа капусты на две части и погрузить в воду разных цветов. Тогда вы увидите, как красители будут «бороться» за свою территорию на листе. Вывод : вода питает растение, проникая через капилляры во все части растения.
Знакомство со свойствами воды
Наливаем в большую чашку воду и предлагаем детям потрогать её. Рассказываем, что в воде хорошо плавают рыбки, уточки, и предлагаем детям опустить эти игрушки в воду, подуть, чтобы появились волны и уточки с рыбками поплыли.
Исследуем свойства воды. Форма
Следующее свойство воды – отсутствие формы. Увидеть это свойство легко, если переливать воду в разные сосуды или разливать ее по подносу.
Попросите ребенка налить на поднос немного воды и зарисовать образовавшуюся лужицу. Затем сотрите эту лужицу губкой и снова налейте воду на поднос. Сравните вместе с ребенком рисунок первой лужицы с тем, что получилось на этот раз. Обратите внимание ребенка, что форма лужиц не одинакова, значит, постоянной формы вода не имеет.
Учим детей пользоваться сачком для вылавливания игрушек из воды
Предлагаем детям опустить рыбок в чашку с водой, чтобы рыбки поплавали. Затем показываем детям, как надо ловить рыбок сачком, приговаривая: «Ловись, рыбка, большая и маленькая». Повторяем 4-5 раз, затем предлагаем детям самостоятельно ловить рыбок сачком.
Учим детей пользоваться черпаком для доставания шариков из воды
Бросаем в чашку наполненную наполовину водой, шарик и показываем, как его выловить черпаком. Повторяем свои действия несколько раз. Потом раздаем детям чашки с водой, предлагаем бросить в них шарики и самостоятельно достать их черпаком. Детям надо напомнить, что делать это нужно аккуратно, чтобы не разбрызгать воду.
Уточняем представление детей, что в помещении вода льется из крана струёй вниз
Это наблюдение делается, когда ребенок моет руки. Каждый раз уточняем, то вода чистая, прозрачная и льется из крана для того, чтобы можно было чисто помыть ручки. При этом можно проговаривать потешки про воду.
Научить детей мыть посуду для кукол
Расскажите ребенку, как теплая вода помогает сделать посуду чистой. Затем налейте в чашку теплой воды и покажите, как надо мыть посуду для кукол. Потом поручите это ребенку. Напомните про аккуратность.
Знакомство с разноцветной водой
Понадобится несколько баночек с прозрачной водой и крышечек с разведенной гуашью. При помощи пипетки в баночки по очереди капается разведенная гуашь, и дети наблюдают, как вода меняет окраску – превращается из прозрачной в цветную. Бросаем в окрашенную воду маленький предмет и его не видно. Делается вывод, что окрашенная вода не прозрачна.
Из цветной воды получаются разноцветные льдинки
Полученную разноцветную воду берем на прогулку и выливаем в формочки. В конце прогулки показываем детям, какие разноцветные льдинки получились из воды
Проверяем, как взаимодействуют воздух и вода
Давайте теперь проверим, как вода взаимодействует с другими веществами. Предложите ребенку «смешать» воздух с водой. Как это сделать? Все просто – для этого надо будет «вдувать» воздух в стакан с водой через трубочку. Любой ребенок с удовольствием с этим справиться.
Но наша задача не только устроить бурю в стакане, но и обратить внимание ребенка на то, что дальше происходит с воздухом, попавшим в воду. Как выглядит воздух в воде? (Это пузыри) Остается ли воздух на дне в стакане или поднимается вверх? Почему?
Опыт с водой для детей «Тонет – не тонет»
Заранее пройдитесь по дому и подготовьте небольшие предметы, отличающиеся по форме и плотности. Например, для этого исследования можно взять зубочистки, перышко, кусочек ваты, болтик, пуговицу, монету, декоративные камешки, пустой пузырек, кубик и т.п. Наблюдайте, как каждый предмет будет вести себя, если его бросить в миску с водой – потонет или нет?
Перед тем, как бросить что-то в воду, спрашивайте у ребенка, пойдет ли этот предмет ко дну. Объяснять маленькому ребенку физику процесса и что такое плотность, конечно, еще рано. Однако, экспериментируя с разными предметами, ребенок научится интуитивно определять, какой из них удержится на воде. Оперируйте такими понятиями, как тяжелый, легкий, пустой, плотный и т.п.
Опыт с окрашиванием пекинской капусты
Ну и в заключение еще один эффектный эксперимент. Сделать его можно как с листами пекинской капусты, так и с белыми цветами, например, с тюльпанами или розами.
Все просто. Если цветы или капусту поставить в крашеную воду, то очень скоро они окрасятся в тот же самый цвет, который был использован нами для окрашивания воды. Уже через час будут видны первые результаты. А через два – цвет станет еще более насыщенным. Очень интересные результаты можно получить, если разрезать основание листа капусты на две части и погрузить в воду разных цветов. Тогда вы увидите, как красители будут «бороться» за свою территорию на листе. Вывод : вода питает растение, проникая через капилляры во все части растения.