«Животный мир Воронежского заповедника».

Рогова Ирина Владимировна

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад «Золотой петушок» здание №2 села Доброе Добровского муниципального района Липецеой области.

 

 

 

 

 

 

 

Конспект непосредственной образовательной деятельности

«Животный мир Воронежского заповедника».

Старшая группа компенсирующей направленности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рогова Ирина Владимировна - учитель – логопед.

Сотовый телефон: 89205198815

e-mail  rogovamail1963.ru@mail.ru

 

Пояснительная записка.

Экологическое образование дошкольников – это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир, а так же бережно относиться к нему. Дети очень любят животных. Общение с ними обогащает их духовную сферу, способствует формированию положительных моральных качеств.

В настоящее время требования экологической образованности и культуры становятся главными качествами общей культуры личности.

В «Концепции дошкольного воспитания» говорится о том, что в дошкольном возрасте закладывается позитивное отношение к природе, к себе и окружающим людям.

Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой, поэтому при проведении занятия, я использовала игрушки – зайца, белочку, черепаху, набор насекомых, все, что было у детей, чтобы оформить тропу в «Воронежский заповедник», чтобы дети оказались как бы на природе. Деревья и комнатные живые цветы украсили наш быт.  Важно, чтобы в процессе экологического воспитания приобретение знаний, умений и навыков способствовало формированию основ экологической культуры. Экологическое сознание ребёнка постепенно поднимается на более высокий уровень, если создаётся интерес, установка на восприятие природы, занятия затрагивают чувства ребёнка, вызывают сопереживания.

Важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение, мнение, а также понять и принять позицию другого.

В своей разработке я использовала игру. Ведь игра — основной вид деятельности в дошкольном детстве, посредством которой ребенок изучает свойства предметов, в данном случае – образ жизни животных. Игра – путешествие, игра настольная «Чего нельзя делать в природе?», игра дидактическая «Покорми животных». Так же использовала двигательный вид деятельности, обеспечивающий возможность удовлетворения естественной физиологической потребности в движении. А для меня, как учителя – логопеда, важен еще и коммуникативный вид деятельности: составление рассказа по схеме, рассказ из личного опыта, рассказывание стихов, пение песни, умение обосновать свой ответ и связная речь. Даже малоговорящий ребенок сможет в игре ответить, чего нельзя делать в природе.

Ожидаемый результат прост – заинтересовать детей так, чтобы им захотелось обязятельно побывать в Воронежском заповеднике, чтобы была мотивация к познанию нового, интересного материала. Поэтому и привлекла к работе родителей.

Данная разработка позволяет подвести детей к осознанию  бережного отношения к животным родного края и природы в целом.

НОД  «Животный мир Воронежского заповедника».

Цель: формирование у детей основ экологического сознания и экологической культуры.

Задачи.

          Образовательные:

- пробудить  познавательный интерес, любознательность к окружающему миру природы;

- обогатить детей знаниями о  животных Воронежского заповедника – в том числе выхухолем;

- закрепить знания детей о животных, с которыми познакомились.

Развивающие:

- сформировать навыки осознанной деятельности по охране окружающей среды;

- закрепить элементарные нормы поведения по отношению к природе;

- развивать связную речь детей: обогащать и активизировать словарный запас, развивать монологическую речь, обучать составлению рассказов.

Воспитательные:

- подвести к осознанию  бережного отношения к животным родного края и природы в целом.

Предварительная работа.

  1. Знакомство с Воронежским заповедником. (Просмотр презентации).
  2. Беседа о бобронариуме.
  3. Изучение образа жизни животных заповедника: лисы, совы, белки, ушастого ежа, летучих мышей, степной пеструшки,барсука, черепахи, бобра, оленя.
  4. Знакомство с красной книгой.
  5. Работа с родителями: изготовление поделок из природного материала «Животные родного края».
  6. Словарная работа: заповедник, бобронариум, хатка, гайно.

Оборудование.

1.Зал оформлен в виде леса и тропы. Деревья, игрушки различных животных, насекомые, материя для озера с лягушками, головастиками, ящерицами, поделки из бросового материала, сделанные детьми совместно с родителями, пеньки.

2.Часы «День-ночь» с наклееными животными и карточки с кормом (на двустороннем скотче)

3. Схема для рассказа о животном.

4. Картинка «Выхухоль».

5. Фотографии пейзажа Воронежского заповедника.

6. Запрещающие значки.

7. Медали «Юный защитник природы» - по количеству детей.

8. Запись песни «Защитники природы» и алодисментов.

9. Книжная полка с книгами о животных и красной книгой Воронежской области. (Мы ее делали сами, материал брали из интернета).

Организационный момент.

- Ребята, а вы любите путешествовать? (Да.) Я хочу вам предложить пройтись по тропе Воронежского заповедника.(Приложение№1) А вы знаете что такое «заповедник»? (Ответы детей). (Заповедное место, где оберегаются и сохраняются редкие и ценные растения, животные.)

-А слово «заповедь»-означает правило, которому рекомендуется следовать. Мы обязательно вспомним о правилах поведения в природе.

Основная часть.

- Давайте представим себе, что мы пришли в Воронежский заповедник. Какие животные здесь живут? Давайте посмотрим. (Дети подходят к дереву, где сидит сова, которую делали дети совместно с родителями)

- Что вы знаете о сове? (ответы детей).

- Идем дальше. Кто здесь? (белочка) Что вы знаете о ней? (Ответы детей).

- Ребята, посмотрите, кто спрятался в кустах. (еж) Кто хочет рассказать о ежике? Что мы о нем знаем?(Ответы детей).

- Какие еще животные живут в заповеднике?(ответы детей).

-Мы с вами живем в определенном жизненном ритме. Животные тоже живут в своем ритме. Посмотрите на эти часы. (Приложение №2) Что вы видите? (Половина часов черная,а половина белая и там есть животные).

-Как вы думаете, почему они такие? (Потому, что некоторые животные ведут ночной образ жизни, а другие – дневной).

-Кто хочет рассказать о каком-либо животном? (Домашнее задание)

(Вызвать 2-3 детей, они выбирают, о ком будут рассказывать. Остальные дети «садятся на полянку» и слушают).

Дети поворачивают стрелку часов на соответствующее животное и рассказывают о нем по плану. (Выставляется схема (приложение№6) рассказа в помощь детям: Внешний вид, образ жизни, чем питается, какую пользу  приносят человеку.)

Примерные рассказы детей.

Бобер — строит плотины. Он небольшой. Шерсть у него покрыта жиром, чтобы не промокнуть в воде. Между пальцами у него есть перепонки, чтобы он мог плавать. Когти  крепкие, он ими расчесывает свой мех. У него острые зубы. Он ими работает, как пила .Он строит себе хатки и роет норы. Бобры едят кору и молодые ветки деревьев. Бобров  называют «хранителями рек». В водном бассейне они строят плотины и не дают  водоёму пересыхать.  

Ушастый еж . Он похож на обычного ежа, только у него уши длиннее – 5 см. Мордочка у него вытянутая.Когда его подстерегает опасность, ежик сворачивается в клубок и может уколоть противника.Он умеет быстро бегать. Ест еж  насекомых, дождевых червей и личинки насекомых. Может есть  фрукты, ягоды и семена растений. Он может съесть даже змею и не отравиться ее ядом. Еж ищет себе пищу ночью, а днем спит в своей норке. Еж - санитар посевов, потому, что ест вредных насекомых и грызунов.

(Аналогично рассказывают о других животных по выбору)

- Ребята, а кто из этих животных занесен в Красную книгу? Почему? (Ответы детей). (Обращаем внимание на полку с кигами. Приложение№8.)

- Этих животных охраняют звповедники. Стихи о заповеднике нам расскажут Артем и Илья.

 Не в злате и серебре

Богатство России.

И не шелками

Славится Русь.

Лесами зелеными,

Полями широкими,

Краями озерными,

Богата страна.

Хранят заповедники

Эти сокровища.

Чтоб сохранились

Они на века.

И пусть же на них

Никогда не поднимется

Злого и жадного

Человека рука!

Илья:

Береги природу с детства,

Сней живешь ты по соседству,

Пусть заповедники и парки

Всегда чисты, красивы, ярки!

Желаем быть неравнодушным

Всем к окружающей среде

И помогать, коль это нужно,

Не оставлять ее в беде!

- Ребята, а что в этих часах не так? (Присутствует пустое место на черном фоне). Как вы думаете, кто может занять это место? (Животное, которое ведет ночной образ жизни.Дети называют знакомых им животных: крота, ежа, сову и т.д.)

-Я хочу поместить сюда вот эту каринку.(Помещается картинка выхухоля). Это выхухоль. Выхухоль появилась на нашей планете  очень давно. (Рассматривается внешний вид). Выхухоль – небольшой зверёк, она всего двадцать сантиметров. Ушки у зверька маленькие, мех плотный, красивый, тёплый. Шкурка зверька смазана жиром, который называется мускусом и почти не намокает. Выхухоль чувствует себя в воде, почти как рыба.  Она ест водяных жуков, улиток, раков, рыб, головастиков, а также употребляет в пищу камыш, тростник, кувшинки.  Посмотрите, какой у нее длинный хоботок, она опускает его в ил и копается в нём  захватывая добычу. Охотится выхухоль  по ночам. Она имеет  кладовочки в своей норке, где хранит пищу. Зимой зверьки спят, редко выходят из нор, чтобы подкрепиться. Занесена  в Красную книгу. Охраняется в Воронежском заповеднике.

- Давайте с вами сделаем физ.минутку  «Выхухоль».

Выхухоль в реке ныряет (руки сложены ладонями друг к другуи изображают            «погружение» в воду)

Все улиток собирает(хватательные движения пальчиками)

Всюду длинный нос сует (рукой «улдиняем» нос, повороты головы вправо и влево)

Важно и легко плывет. (руки сложены ладонями друг к другуи изображают            плавательные движения)

Выхухоль что за зверек? (пожимаем плечами)

Вроде – бобр, а вроде – крот (повороты туловища вправо и влево, руки изображают ком)

Вроде крыса водяная (приседание)

Выхухоль, кто ты такая? (вытягиваем руки вперед и разводим их, удивляясь и пожимаем плечами).

- Ребята, а давайте покормим наших животных. Игра «Покорми животного». (Предлагается корм с использованием одностороннего скотча. Дети приклеивают «еду» напротив каждого животного (приложение№3)  и мотивируют свой выбор: хищный зверь или травоядный).

Паша: День защиты животных сейчас

Мы давайте начнем с доброты.

Будем помнить всегда, каждый час,-

У животных есть тоже мечты!

Чтоб им люди не делали зла,

Чтобы пища пригодной была.

Чтоб на преданность им отвечали,

Чтобы их никогда не бросали!

Экологическая игра «Чего нельзя делать в природе?»

- А теперь я вам предлагаю посмотреть на фотографии Воронежского заповедника. (Приложение№4). (Детям раздаются фотографии заповедника) Давайте обозначим правила поведения в природе. (Раздаются запрещающие знаки (приложение№5)  и дети их кладут на фото. Каждый ребенок рассказывает, почему он выбрал соответствующий знак).

Например: - У меня на фото изображен лес. В лесу нельзя мусорить, разжигать костер, нельзя ломать ветки, разорять гнезда, брать животных в руки и т.д. Если ребенок использовал эмблему красной книги - панду, значит животное занесено в красную книгу.

Вова:

Пускай заповедники наши

Живут и цветут всем на славу.

Будут на свете всех краше

И радуют нашу державу.

Ваня:

Давайте ж сохраним тогда

Природу чистой  и красивой,

А заповедные места

Дадут потомкам нашим силу.

- Молодцы, ребята, с заданием вы справились.

Итог:

Что вам больше всего понравилось ? Что нового вы сегодня узнали? Чем понравилось заниматься? (Ответы детей).

- Вы молодцы! Я хочу вам подарить медали, что вы юные защитники природы.(Приложение№7).  Вручаются под аплодисменты (в записи) - медали.

Ангелина:

Стремись животных защищать,

Они ведь братья наши!

Стремись чуть-чуть добрее стать,

Мир этот сделать краше!

Их дружба крепкая верна,

Животные -  как люди!

И нам их доброта нужна,

Кем без добра мы будем?

Дети исполняют песню «Защитники природы».

Так решили Федя с Петей: «За природу мы в ответе,

И готовы обещать, мы, природу защищать.

Очень будем мы стараться на газонах не валяться.

И не будем рвать цветы, и ломать в саду кусты»

Припев.

Всё вокруг живое лучик и травинка,

Всё вокруг живое лес и ручеёк.

Даже этот камень, даже паутинка.

Даже эта тучка – утра новичок.

2.Так решили Федя с Петей: «Мы экологи на свете,

Хватит бегать нам с сачком за прекрасным мотыльком.

Очень будем мы стараться на деревьях не качаться.

И башмак с открытым ртом в речку мы не зашвырнём».

Припев.

3.Так решили Федя с Петей песню спеть об этом лете,

Как опрятно жили в нём и лужок, и водоём.

Как по сойке, мы, и галке не стреляли из рогатки.

Как природу всю любя, защищали от себя.

 

Использованная литература.

1. С.И.Ожегов «Словарь русского языка» под редакцией доктора филологических наук, профессора Н.Ю. Шведовой, М. «Русский язык»1982г.

2.Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999.

3.Источник: https://kratkoe.com/soobshhenie-o-bobrah-kratko

4. Ильина Е. Бобровое хозяйство Воронежского заповедника // Брошюра ВСХВ. — М., 1954. — С. 3–15.

5. Красная книга России(Животные). 1. Бородин, 1963; 2. Хахин, Лопырев, 1973; 3. Хахин, 1977; 4. Хахин, Иванов, 1979; 5. Хахин, Иванов, 1990. Составитель: Г.В. Хахин. Изобр.: «Desmana moschata MHNT.INS.10» участника Didier Descouens - собственная работа. Под лицензией CC BY-SA 3.0 с сайта Викисклада - https://commons.wikimedia.org/wiki/

6. Стародубцева Е.А. Бобровый заповедник: как все начиналось/источник интернет.

7. Воронежский заповедник: по страницам красной книги.(интернет)

8. Картины природы заповедника брала на сайте заповедника.