Конспект открытого занятия по развитию речи « Мы юные защитники природы» (по произведению «Сова» В. Бианки.)

Рогова Ирина Владимировна

Конспект открытого занятия по развитию речи « Мы юные защитники природы» (по произведению «Сова» В. Бианки.)

Цель: формировать устойчивые знания об окружающем мире и взаимосвязи всего живого.

Задачи:

-  Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи между организмами в природе на основе пищевой цепочки, умение рассуждать;

-развивать память, воображение, речь;

-воспитывать бережное отношение к природным ресурсам родного края;

- формировать потребность беречь и охранять флору и фауну.

Словарная работа:  цветень, пойло.

Оборудование: Презентация «Сова». Картинки: сова, мыши, шмели, клевер, корова, молоко и магнитная доска; игрушка сова с конвертом, карточки природы в конверте, запрещающие знаки природы и эмблема панды; медали «Юные защитники природы». Фонограмма «Голос совы».

Предварительная работа: составление цепочек взаимосвязи, беседа о красной книге, чтение о Добровском заказнике, беседа об охраняемых животных и растениях Липецкой области, беседа о правилах поведения в природе, знакомство с пословицами и поговорками о сове «почему ее называют мудрой?».

 

НОД.

  1. Орг. момент.

-Ребята, а о ком мы говорим на этой неделе? (о зимующих птицах).

- Отгадайте загадку.

Всю ночь летает –

Мышей добывает.

А станет светло –

Спать летит в дупло. (сова)

- Мы сегодня с вами познакомимся со сказкой В. Бианки «Сова».

2.  Основная часть НОД.

Дети садятся на стульчики и смотрят презентацию «Сова».

Вопросы логопеда:

- Все ли слова вам понятны? Как вы думаете, что такое «цветень», «пойло»? (Ответы детей. Объяснение логопеда.)

- Давайте с вами поможем старику, чтобы у него было молоко. Кто первым должен  начать работу? (Сова. Она должна прилететь на луг и ловить мышей.) (Выставляется картинка совы)

- А что должно быть дальше? ( Мышей станет меньше и они не будут разорять шмелиные гнезда. Шмели не будут улетать на другие луга.) (Выставляется картинки мышей и шмелей).

-Что произойдет потом? (Шмели будут опылять клевер и клевера станет больше). (Выставляется картинка клевера).

- А дальше что будет? (Корова поест клевер и у нее будет много молока. Старик будет пить чай с молоком). (Выставляются картинки коровы и молока).

- Что у нас получилось? (Цепочка. Педагог приводит детей к выводу, что в природе все взаимосвязано. Если нарушается хоть одно звено – все  исчезает. Вывод, что в природе все важно и необходимо).

- Вот мы и помогли Старику.

Физкультминутка «Сова».

В лесу темно, все спят давно.              («Спим». Голова на  сложенных руках).

Все птицы спят, одна сова не спит.     (Поднимаем голову).

Совушка -сова, большая голова,          ( Руки над головой в кольце).

На суку сидит, головой вертит,       (Головой поворачиваемся  вправо и влево).

 Во все стороны глядит,                    (Делаем бинокль к глазам).

Да вдруг как полетит!                         (Размахиваем руками).

Звучит фонограмма «Голос совы».

-Что это? (ответы детей). К нам прилетела сова. (Достается игрушка - сова). Она принесла нам задания. Ей хочется посмотреть, как вы защищаете природу.

(Дети проходят к столу и садятся. Раздаются картинки природы. Дети должны запрещающие знаки природы положить на картинки и объяснить, почему они так решили. И почему эмблему панды они положили на бобра, зубра и кувшинки?).

- Молодцы, ребята, вот сколько правил важных и нужных мы с вами знаем.

- А вот и второе задание от совы. Отвечаем «Да» и «Нет».

 Если я приду в лесок и сорву ромашку? (Нет)

Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (Нет)

Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (Да)

Если ветку подвяжу, колышек поставлю? (Да)

Если разведу костёр, а тушить не буду? (Нет)

Если сильно насорю, а убрать забуду? (Нет)

Если мусор уберу, банку закопаю? (Да)

Я люблю свою природу, я ей помогаю! (Да)

- Трудно или легко выполнять эти правила? (Легко)

3.Итог нод.

- Что вам больше всего понравилось на занятии? Что нового узнали?

(Ответы детей).

- Молодцы, ребята! Мудрая Сова приготовила вам медали «Юные защитники природы». (Детям раздаются медали.)