Конспект открытого занятия по развитию речи « Мы юные защитники природы» (по произведению «Сова» В. Бианки.)
Конспект открытого занятия по развитию речи « Мы юные защитники природы» (по произведению «Сова» В. Бианки.)
Цель: формировать устойчивые знания об окружающем мире и взаимосвязи всего живого.
Задачи:
- Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи между организмами в природе на основе пищевой цепочки, умение рассуждать;
-развивать память, воображение, речь;
-воспитывать бережное отношение к природным ресурсам родного края;
- формировать потребность беречь и охранять флору и фауну.
Словарная работа: цветень, пойло.
Оборудование: Презентация «Сова». Картинки: сова, мыши, шмели, клевер, корова, молоко и магнитная доска; игрушка сова с конвертом, карточки природы в конверте, запрещающие знаки природы и эмблема панды; медали «Юные защитники природы». Фонограмма «Голос совы».
Предварительная работа: составление цепочек взаимосвязи, беседа о красной книге, чтение о Добровском заказнике, беседа об охраняемых животных и растениях Липецкой области, беседа о правилах поведения в природе, знакомство с пословицами и поговорками о сове «почему ее называют мудрой?».
НОД.
- Орг. момент.
-Ребята, а о ком мы говорим на этой неделе? (о зимующих птицах).
- Отгадайте загадку.
Всю ночь летает –
Мышей добывает.
А станет светло –
Спать летит в дупло. (сова)
- Мы сегодня с вами познакомимся со сказкой В. Бианки «Сова».
2. Основная часть НОД.
Дети садятся на стульчики и смотрят презентацию «Сова».
Вопросы логопеда:
- Все ли слова вам понятны? Как вы думаете, что такое «цветень», «пойло»? (Ответы детей. Объяснение логопеда.)
- Давайте с вами поможем старику, чтобы у него было молоко. Кто первым должен начать работу? (Сова. Она должна прилететь на луг и ловить мышей.) (Выставляется картинка совы)
- А что должно быть дальше? ( Мышей станет меньше и они не будут разорять шмелиные гнезда. Шмели не будут улетать на другие луга.) (Выставляется картинки мышей и шмелей).
-Что произойдет потом? (Шмели будут опылять клевер и клевера станет больше). (Выставляется картинка клевера).
- А дальше что будет? (Корова поест клевер и у нее будет много молока. Старик будет пить чай с молоком). (Выставляются картинки коровы и молока).
- Что у нас получилось? (Цепочка. Педагог приводит детей к выводу, что в природе все взаимосвязано. Если нарушается хоть одно звено – все исчезает. Вывод, что в природе все важно и необходимо).
- Вот мы и помогли Старику.
Физкультминутка «Сова».
В лесу темно, все спят давно. («Спим». Голова на сложенных руках).
Все птицы спят, одна сова не спит. (Поднимаем голову).
Совушка -сова, большая голова, ( Руки над головой в кольце).
На суку сидит, головой вертит, (Головой поворачиваемся вправо и влево).
Во все стороны глядит, (Делаем бинокль к глазам).
Да вдруг как полетит! (Размахиваем руками).
Звучит фонограмма «Голос совы».
-Что это? (ответы детей). К нам прилетела сова. (Достается игрушка - сова). Она принесла нам задания. Ей хочется посмотреть, как вы защищаете природу.
(Дети проходят к столу и садятся. Раздаются картинки природы. Дети должны запрещающие знаки природы положить на картинки и объяснить, почему они так решили. И почему эмблему панды они положили на бобра, зубра и кувшинки?).
- Молодцы, ребята, вот сколько правил важных и нужных мы с вами знаем.
- А вот и второе задание от совы. Отвечаем «Да» и «Нет».
Если я приду в лесок и сорву ромашку? (Нет)
Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (Нет)
Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (Да)
Если ветку подвяжу, колышек поставлю? (Да)
Если разведу костёр, а тушить не буду? (Нет)
Если сильно насорю, а убрать забуду? (Нет)
Если мусор уберу, банку закопаю? (Да)
Я люблю свою природу, я ей помогаю! (Да)
- Трудно или легко выполнять эти правила? (Легко)
3.Итог нод.
- Что вам больше всего понравилось на занятии? Что нового узнали?
(Ответы детей).
- Молодцы, ребята! Мудрая Сова приготовила вам медали «Юные защитники природы». (Детям раздаются медали.)