Материал конкурсных заданий на городской конкурс "Воспитатель года-2022"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Эссе на конкурс «Воспитатель года – 2022»
«Воспитатель цифровой эпохи»
Время летит - это плохая новость.
Хорошая новость - вы пилот своего времени.
Майкл Альтшулер
Мы живём в эпоху цифровых преобразований– это наша сегодняшняя реальность. То, что казалось научной фантастикой двадцать - тридцать лет назад сегодня стало документальным фильмом.
Цифровые технологии вызывают кардинальные перемены в нашей жизни, учёбе, работе и досуге, позволяют по-новому думать, планировать и принимать решения, открывают новые возможности на всех уровнях государственного и общественного развития.
Благодаря цифровым технологиям мы моментально узнаем новости с другого конца света, можем обмениваться мыслями, новостями, проектами по всем интересующим нас вопросам и направлениям.
Благодаря цифровым технологиям активно идет процесс модернизации образования, меняются способы и средства обучения детей. Принцип один - современным детям - современное образование.
Использование информационных технологий в дошкольном образовании способствует моделировать ситуации, которые сложно пронаблюдать и обыграть с помощью традиционных форм обучения. Например, использование компьютера как средства демонстрации космического пространства наглядно повышает интерес детей к занятию. Более того, такой способ несет образный тип информации, который хорошо понятен для дошкольников. Возможность манипулировать объектами на экране способствует надолго привлечь внимание ребенка.
Цифровые технологии мне представляются неким катализатором, который делает информацию доступной, ускоряет и мобилизует процессы во всех сферах жизнедеятельности людей, в том числе и в педагогике.
Как же меняется роль педагога в мире, где цифра меняет все?
Чем быстрее летит вперед неугомонный технологический прогресс, тем чаще нам хочется крикнуть ему во след – «Постой, мы не успеваем». И, если в нашей обычной, повседневной жизни дома, мы можем с этим смириться и закрыть на него глаза, то требования, которые предъявляет нам наша профессия и внедрение новых образовательных стандартов, не позволяет нам расслабиться и обучать «по старинке». Как ни крути, нам придется соответствовать нашим детям, которые, по мнению многих, в корне отличаются от нас, но «Надо успевать жить со скоростью ребенка».
Сегодня педагогу необходимо научиться пользоваться компьютерной техникой, владеть информационными технологиями и умело применять полученные знания и навыки для повышения качества образовательного процесса. Для педагога цифровые технологии - это уже не роскошь – это НЕОБХОИМОСТЬ.
Какие цифровые инструменты уже помогают в работе?
Хочется отметить, что мы - воспитатели благодаря цифровизации чувствуем себя более уверенно, потому что важная информация всегда под рукой. У нас появилась возможность постоянно расти профессионально. Для этого мы создаем персональные сайты, странички, группы, каналы, где публикуем свои методические разработки, отчеты о проведенных мероприятиях, передаем и перенимаем у коллег лучшие практики и обмениваться идеями и опытом.
На мой взгляд, роль современного педагога со знанием цифровых технологий, играет не маловажную роль в обществе, педагог растет и шагает в ногу со временем, повышая свой профессионализм через прохождение аттестации, повышения квалификации и уровня самообразования. Здесь важно ещё и то, что если каждый педагог будет владеть и грамотно использовать цифровые технологии - то это позволит разнообразить форму подачи и закрепления учебного материала, и самое главное, что у воспитанников будет желание и интерес к познавательному развитию в целом.
В связи с этим, в моей работе появился существенные изменения. Сейчас мне нужно не только разработать и качественно провести какое-либо занятие с детьми, а нужно сделать фотографии или видео, создать презентации, опубликовать в сети интернет, одним словом, его еще надо «оцифровать». Но возможности современных технологий помогают мне при подготовке и проведению занятий, праздников. Мне очень нравится, что в сети интернет можно найти любую необходимую информацию, будь то конспект занятия, иллюстрации, аудио - или видеофайлы.
Достоинства публикаций деятельности воспитателя становятся достоянием широкого круга обозревателей: родителям, коллегам, руководству. Можно сказать, что педагогическая деятельность воспитателя становится доступна и любые ошибки и неточности педагог имеет возможность увидеть, получив очень ценную обратную связь, а затем действовать в правильном направлении, или, наоборот, может поработать над своими ошибками.
Ежедневно ведётся общение с родителями воспитанников в социальных чатах, мессенджерах, так как им хочется больше знать о том, как проходит день ребёнка в детском саду, сообщаем важные новости, совместно обсуждаем ключевые вопросы. Мы всегда на связи. Такой способ общения позволяет нам стать ближе и поэтому через группу обсуждаем мастер классы родителей с детьми или договариваемся о проведении мероприятий, находим ответы на насущные вопросы с обеих сторон и довольно быстро их решаем. В первую очередь мы, конечно, ценим живой контакт и общение, но каждый день родителей наших воспитанников наполнен большим списком дел: нужно много успеть и найти время побыть с семьёй, и поэтому в период пандемии проводим родительские собрания онлайн.
По моему мнению, компьютерные технологии расширяют возможности в преподнесении развивающего и дидактического материала в плане интерактивных игр для дошкольников, которые позволяют дать дополнительную информацию детям.
Использование интерактивной доски обогащает не только знания ребенка, но и опыт педагога. Например, практикуем различные
форматы, включаем в сценарии материалы из других занятий и вместе с детьми создаём новые истории. Таким образом, изучаем новые возможности всемирной сети, чтобы научить детей новой эпохи ориентироваться в цифровом мире: понимать, как он устроен, и уметь ценить реальные знания. Причём, цифровые технологии можно включить во все виды детской деятельности.
Безусловно, информатизация образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательного, образовательного и коррекционного процессов.
Несмотря на все головокружительные возможности цифровой эпохи, с какими сложностями сталкиваются педагоги? Мы не супермены. Мы не можем знать всех деталей, как работает технология. Или починить браузер, если вдруг завис вебинар. Мы задействуем лишь малую часть потенциала цифрового мира. Наши дети принадлежат новому миру гаджетов, а нам приходится его изучать.
А иногда очень хочется быть просто воспитателем, чувствовать и проживать свою жизнь с воспитанниками непосредственно, а не стараться совмещать должности воспитателя, режиссера-постановщика, оператора и пиар-директора в одном лице. И, честно говоря, я, будучи педагогом цифровой эпохи, позволяю себе эту роскошь.
Таким образом, я считаю, что в наш век «интернета» и «телевизора», как бы не стремилась развиваться быстрее наука и общество, первоначальное образование на дошкольном этапе является одной из основ целостного и всестороннего формирования личности человека. И никуда не денется от нас с вами развивающая игра, рисование, лепка и остальные «мало-прогрессивные занятия», т.к. дети должны начинать свое развитие с познания окружающего, развития мелкой моторики, общекультурного познания себя и мира вокруг. Кроме того, далеко не все наши воспитанники в будущем станут программистами и инженерами, кто-то займет и наше место, и продолжит учить и воспитывать последующие поколения маленьких граждан.
Конкуренцию с машинами, вероятно, смогут выдержать только педагоги по призванию. Даже в далеком будущем пока невозможно представить технологию, способную заменить истинный талант и творчество на основе любви к своему делу. Как сказал К.Д. Ушинский
«Если вы удачно выберите труд и вложите всю душу, то счастье само отыщет вас».
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «город Бугуруслан»
«Детский сад присмотра и оздоровления №1»
КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по формированию финансовой грамотности
Тема: «Молочный магазин для Матроскина»
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Форма организации деятельности: игровая ситуация
Возрастная группа: подготовительная группа (6-7 лет)
Подготовила: воспитатель первой
квалификационной категории Ю.Ю. Шеховцова
г. Бугуруслан, 2021
СОДЕРЖАНИЕ
№ | Раздел | Стр. |
I. | Пояснительная записка | 3 |
II. | Конспект образовательной деятельности | 6 |
III. | Список литературы | 13 |
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дошкольный возраст является важным этапом в становлении личностного опыта ребенка, именно в этот период закладывается позитивное отношение к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям, формируются первичные представления о деньгах и их применении. Приобщение ребенка к миру экономической действительности – одна из сложных и в то же время важных проблем.
В связи с этим работа по формированию первичных экономических знаний детей ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Ее нужно проводить планово, систематически, постоянно.
Для этого необходимы неординарные методы и подходы. Занятие с использованием мультимедиа игровой технологии, через сюжетные, ролевые и дидактические игры с экономическим содержанием, увлекательные ситуационные задачи, интерактивные игры является эффективным аспектом в воспитательно-образовательном процессе. Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание.
Таким образом, использование в педагогическом процессе интерактивных образовательных технологий служит разумному экономическому воспитанию. Грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, это поможет им в будущем аккуратно вести свой бюджет.
Играя, дети учатся работать слаженно, дружно, обдумывать свои ответы, тренируются самостоятельно разбираться в ситуации и реагировать на неё, опираясь на полученные ранее знания и собственный опыт. Дети овладевают способностью быть самостоятельными, творчески действовать, оценивать и анализировать ситуацию.
Образовательная деятельность (конспект занятия)
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ИНФОРМАЦИЯ | ||
1. | Ф.И.О. педагога | Шеховцова Юлия Юрьевна |
2. | Доминирующая образовательная область | Социально-коммуникативное развитие |
3. | Вид деятельности детей | Коммуникативная Двигательная Игровая Познавательная |
4. | Форма организации | Игровая ситуация |
МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ | ||
1. | Тема образовательной деятельности | «Молочный магазин для Матроскина» |
2. | Методы и приемы реализации содержания занятия |
обращение к детям, обсуждение ситуации; предложение помочь коту Матроскину открыть молочный магазин
проектирование рекламной вывески на магазине, интерактивная игра на компьютере.
игровые ситуации и ситуация выбора; работа в подгруппах; чередование видов деятельности, похвала.
словесное поощрение в ходе ОД; самоанализ; взаимопомощь. |
3. | Интеграция образовательных областей | Социально-коммуникативное развитие: диалоговая беседа. Познавательное развитие: знакомство с понятием банк и бизнес-план. Художественно-эстетическое развитие: музыка, творческие задания. Речевое развитие: ответы детей. Физическое развитие: подвижная игра, гимнастика для глаз |
4. | Возрастная группа: | Подготовительная группа (6-7 лет) |
5. | Цель: | Формирование элементарных экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста, средствами игровых технологий. |
6. | Задачи: | Образовательные: формировать у детей элементарные представления о работе банка, о сотрудниках банка, о банковских операциях. Закрепить полученные ранее знания об отраслях экономики, о понятиях «доход», «расход», «товар», «банк», «валюта»; о том, сколько продуктов можно получить из молока, формировать самостоятельность детей в коллективных действиях. Развивающие: развивать связную речь, творческое мышление, стимулировать к участию в беседе. Совершенствовать умение грамматически верно формулировать свои рассуждения. Развивать зрительное и слуховое восприятие, словесно-логическое мышление, память, умение быть внимательным, сосредоточенным. Воспитательные: воспитывать культуру поведения на занятие, воспитывать интерес и осознанное отношение к деньгам, воспитывать любознательность, познавательную активность, дружеские доброжелательные взаимоотношения со сверстниками. |
7. | Планируемые результаты: | - ребенок активен в разных видах познавательной деятельности; по собственной инициативе смотрит и слушает, рассуждает; - ребенок владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (умеет договаривается, поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения; интересуется новым, неизвестным в мире финансовой грамотности, распределяет действия при сотрудничестве); - ребенок способен самостоятельно действовать в различных видах детской деятельности; в случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. - ребёнок имеет элементарные представления о банке, понимают значимость рекламы; использует изобразительные навыки в выполнении творческого задания по экономической грамотности. |
8. | Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) | Центр познавательной активности: ноутбук, фонограмма песни «Тридцать три коровы», ватман, экран, смонтированная видеозапись с голосом Матроскина, презентация «Наш банк», карточки-иллюстрации с изображением молочных и других продуктов, картинки для изготовления рекламы молочного магазина, клей, фломастеры, цветные карандаши, маркеры, посылка с воздушными шарами и конфетами по количеству детей, смайлики-наклейки для молочной бутылки. |
9. | Подготовка к образовательной деятельности на занятиях, в режимных моментах | С воспитателями: просмотр мультфильма «Как старик корову продавал». Фиксики - Фиксипелки – Молоко. «Бурёнка из Маслёнкино». Дидактические игры: «Найди что лишнее?», «Найди ошибку», «Угадай по вкусу», «Что общее, чем отличаются?» Сюжетно – ролевая игра «Магазин молочных продуктов». Исследование молочных продуктов: рассматривание через увеличительное стекло, в микроскоп. С родителями: создание родителями с детьми кисломолочного продукта по домашнему рецепту. Экскурсия в супермаркет. Проведение опытов с молоком: кипячение, замораживание, скисание. Смешивание молока с какао, с клубникой, малиной. Приглашали маму-экономиста, она рассказала о профессии экономиста и как правильно составлять бизнес-план, чтобы производство было рентабельным. |
Литература:
- Аменд А.Ф., Саламатов А.А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. 2003.
- Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб.: «Детство – пресс», 2001.
- А. А. Смоленцева «Введение в мир экономики, или, как мы играем в экономику», издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС» г. Санкт-Петербург 2001год
- Татьяна Попова, Ольга Меньшикова, Лариса Кнышова «Экономика для малышей, или Как Миша стал бизнесменом»
- Е. Н. Табих «дошкольникам об Экономике»,издательство «Высшая школа» 2007год.
- Т. А. Шорыгина «Беседы об экономике», издательство «Сфера» г. Москва 2009год.
- "Финансовая грамотность дошкольника". / Поварницина Г.П., Киселева Ю.А. - Волгоград: Учитель