конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности "Воздух - невидимка"

Колузанова Елена Олеговна

Материал знакомит детей со свойствами воздуха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspek_vozduh-nevidimka.docx30.47 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Воздух - невидимка»

Форма проведения: экспериментальная лаборатория.

Вид детской деятельности: «Познавательно-исследовательская»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие»

Цель: Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования с воздухом (представление детей о воздухе, его свойствах и обнаружении).

Задачи: 

  • уточнить представление детей о том, кто такие ученые, о способе познания мира — эксперименте (опыте), о назначении лаборатории;
  • в ходе экспериментальной деятельности изучить свойства воздуха (невидим, не имеет формы, не имеет запаха, не имеет цвета);
  • способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;
  • формировать умение работать в коллективе и индивидуально во время опытов.
  • развивать у детей мыслительные операции: умение выдвигать гипотезы, делать выводы, подбирать способы действия.
  • воспитывать любознательность, взаимопомощь.

Материалы, оборудование: музыкальное сопровождение; магнитная доска; полиэтиленовые мешочки (по количеству детей); пластмассовые стаканчики (200 мл); коктейльные трубочки; вода; бумажные салфетки; чеснок, корка апельсина, опорные картинки с изображением свойств воздуха, картинки с изображением учёных в лаборатории; маленькие баночки для чеснока, апельсина, воздуха; воздушные шары разной формы; мыльные пузыри.

 Словарная работа: лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты.

   Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение энциклопедий, просмотр презентации «Свойства воздуха».

   Планируемые результаты: В ходе экспериментальной деятельности изучить свойства воздуха.

Методы и приемы:

Практические:

- Игра «Раз, два, три – свойство воздуха назови!».

-  Опыт1 «Обнаружение воздуха при помощи прозрачного пакета».

-Опыт 2 «Есть ли воздух внутри людей».

- Опыт 3 «Имеет ли воздух форму».

- Опыт 4 «Есть ли у воздуха запах?».

- Физминутка «Мыльные пузыри».

Наглядные:

Показ иллюстраций. Работа с опорными картинками.

Словесные:

- чтение заданий;

- загадки воспитателя;

- ответы на вопросы воспитателя.

Формы организации детской деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Физминутка «Мыльные пузыри».

Игровая

- Игра «Собрались все дети в круг»

- Игра «Раз, два, три – свойство воздуха назови»;

- Опыты с воздухом «Покажи какой?»

Коммуникативная

-  Рассказ и вопросы воспитателя.

Логика образовательной деятельности:

 

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1

Собрались все дети в круг

Я твой друг, и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

- Ребята, я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу, мне и нашим гостям, чтобы у нас с вами было хорошее настроение.

  1. Знакомство с лабораторией

Ребята, сегодня я не воспитатель, а научный сотрудник лаборатории. Я приглашаю вас ко мне в лабораторию. Присаживайтесь, пожалуйста. На этом стенде фотографии моих коллег– ученых, исследователей.

Как вы думаете, чем занимаются ученые, исследователи

Ученые — это люди, изучающие наш мир и его устройство.

Они задают себе вопросы, а затем пытаются ответить на них.

Как вы думаете, как же ученые находят ответы на свои вопросы?

Исследователи сначала исследуют предмет, затем проводят эксперимент и делают выводы.

 При проведении экспериментов ученые пользуются разными приборами, предметами: и острыми, и стеклянными. Все эти приборы находятся в лаборатории.

Ребята, мои коллеги сегодня отсутствуют, а мне нужна помощь в проведении опытов. Вы сможете мне помочь? Тогда сегодня вы тоже будете научными сотрудниками.

Скажите, какими качествами должен обладать научный сотрудник? 

Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории?

Дети здороваются с гостями и друг с другом.

Дети: Ученые занимаются наукой, открывают что-то новое, изучают свойства предметов).

Дети: Ученые наблюдают за происходящим в мире, проводят опыты, эксперименты.

Дети: ответы детей.

Дети: Быть внимательным, аккуратным, спокойным.

Дети: Работать аккуратно, внимательно, не трогать ничего без разрешения, соблюдать тишину.

Умеют эмоционально откликаться на воображаемую ситуацию

Развит интерес к предложенному заданию

Развит интерес к совместной беседе.

2

3

  1.  
  2.  Создание проблемной ситуации (загадка).

Коллеги, теперь послушайте интересную головоломку и попробуйте угадать, о чем здесь говорится:

Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь.

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не сможем.

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

И не ощутим он для нас!

Правильно, это воздух!

Скажите, а можем ли мы с вами увидеть воздух? Почувствовать? 

Уважаемые исследователи! Вам предстоит изучить свойства воздуха, проделать опыты, сделать выводы. В лаборатории есть всё необходимое для этого.

ОПЫТ 1. Обнаружение воздуха при помощи прозрачного пакета.

Что у меня в руках?  В нем что - нибудь лежит?

Воспитатель предлагает коллегам хорошенько рассмотреть пакет. Воспитатель показывает «фокус» с пакетом:

- показывает со всех сторон,

- складывает в несколько раз,

- взмахивает пакетом, ловя воздух вокруг себя, закручивает пакет.

 Что вы теперь скажете? И теперь пакет пустой? (дает потрогать надутый пакет).

Почему пакет изменил форму? (подвести высказывания коллег к тому, что в пакете воздух).

В пакете воздух, он занял все пространство в пакете, пакет стал похож на подушку.

А теперь вы возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте сами поймать воздух вокруг себя.

 Мы поймали воздух и заперли его в мешочке.

 Коллеги, к какому выводу вы пришли? (Матвей, что ты можешь сказать, а ты, Маша, к какому выводу пришла).

Что произойдет, если проткнуть пакет?

Что ж, давайте убедимся, что там находится именно воздух. Возьмите палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него. Что вы чувствуете? Итак, если мы не можем увидеть воздух, то мы его можем что? Почувствовать, как легкий ветерок на коже лица.

Уважаемые коллеги, какой вывод можно сделать из этого опыта?

Вывод: Воздух прозрачный, бесцветный; чтобы его увидеть, его надо поймать. Это мы и сделали. Мы поймали воздух и закрыли в пакет, а потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас. Воздух можно почувствовать кожей.

ВЫВОД: ВОЗДУХ ПРОЗРАЧНЫЙ И НЕВИДИМЫЙ, НЕ ИМЕЕТ ЦВЕТА. ВОЗДУХ ОКРУЖАЕТ НАС ПОВСЮДУ.

Наш вывод обозначим вот такими схемами (прикрепляю на доску две схемы).

 Воздух везде, вокруг нас. И даже там, где кажется пусто, там спрятался воздух. А вот, интересно, внутри человека воздух есть?

 Как вы думаете, коллеги?  Давайте проверим.

ОПЫТ 2. Есть ли воздух внутри людей?

Коллеги, подойдите к столам, на которых стоят стаканчики с водой и трубочки. Возьмите трубочку и подуйте, опустив ее в стаканчик с водой. Что же происходит?

Откуда они взялись?

Значит, внутри нас тоже есть воздух? 

Верно, сначала мы вдыхаем воздух через нос, он попадает к нам в легкие, затем мы его выдыхаем в трубочку и получаются пузырьки. Мы с вами дышим, а значит, воздух находится в нас.

ВЫВОД: ВОЗДУХ ВНУТРИ НАС. ЧЕЛОВЕК ДЫШИТ ВОЗДУХОМ.

Давайте прикрепим к доске карточку -обозначение свойства «Воздух внутри нас. Человек дышит воздухом».

Дети: Воздух.

Дети: ответы детей: да, нет, воздух невидимый, прозрачный.

Дети: пакет (коллеги высказывают свои предположения: пустой, в нем ничего нет).

Дети: трогают пакет, выясняют, что в пакете воздух.

Дети: проводят опыты с целлофановым пакетом, кружатся вокруг себя, ловят воздух

Дети: ответы детей

Дети высказывают свои предложения.

Дети: дует легкий ветерок, выходит воздух.

Дети: (воздух мы не видим, но мы его чувствуем

Высказывания детей.

Дети: Пузырьки появились.

Дети говорят свои версии (Мы выдыхаем воздух, и он выходит пузырьками.)

Дети повторяют вывод.

Дети отвечают на вопросы, высказывают своё мнение.

Дети повторяют вывод.

 

Развит интерес к совместной беседе

Развит интерес к предложенному заданию

Развит интерес к совместной беседе

Развит интерес к предложенному заданию

Развит интерес к совместной беседе

4

Коллеги, а какие еще пузыри можно пускать?

Я буду надувать пузыри воздухом, а вы, коллеги, будете воздух из пузырей выпускать. (лопать пузыри)

Физминутка «Мыльные пузыри» (под музыку из м/ф «Осторожно, обезьянки!»)

Дети: Мыльные!

Дети двигаются под музыку, ловят мыльные пузыри

Развиты ловкость, быстрота реакции.

Развито умение координировать речь и движения.

5

ОПЫТ 3. Имеет ли воздух форму? (воздушные шары разной формы)

 Коллеги, а как вы думаете имеет воздух свою форму или нет? (Давайте проведем еще один опыт. У меня на столе лежат воздушные шарики.

Надуйте шарики. Посмотрите, коллеги, мы наполнили шары воздухом. А шары все какие по форме?  Форму чего принял воздух?  Сделайте вывод, имеет ли воздух свою форму?

ВЫВОД: ВОЗДУХ НЕ ИМЕЕТ СВОЕЙ ФОРМЫ. ОН ПРИНИМАЕТ ФОРМУ ТОГО ПРЕДМЕТА, В КОТОРЫЙ МЫ ЕГО ПОМЕЩАЕМ.

Давайте прикрепим к доске карточку – обозначение свойства воздуха «Воздух не имеет своей формы»

ОПЫТ 4. Есть ли у воздуха запах?

Уважаемые исследователи. Переходим к следующему опыту.

У меня на столе три баночки. Давайте понюхаем, чем пахнет из каждой баночки? (В одной банке лежит мандарин, в другой – чеснок, а третья банка пустая – из нее ничем не пахнет, сначала дать понюхать пустую баночку).

(Дети нюхают банки и говорят, что в одной ничем не пахнет, из другой пахнет апельсином, из третьей чесноком).

Давайте проверим ваши предположения (открываю баночки после каждой версии, чтобы ученые смогли посмотреть, что находилось в баночках).

Посмотрите, из баночки, в которой лежит мандарин, пахнет мандарином, где лежит чеснок – пахнет чесноком, а из баночки, в которой только воздух, шел какой-нибудь запах?

 Коллеги, подумайте, какое новое свойство воздуха мы открыли?  

Уважаемые исследователи, вы сказали правильно: воздух действительно не имеет запаха.

Давайте прикрепим на доску карточку-обозначение свойства воздуха «Воздух не имеет запаха».

ВЫВОД: ВОЗДУХ НЕ ИМЕЕТ ЗАПАХА. (повторение детьми)

Дети: (обоснованные ответы детей)

Дети: форму шара.

Дети высказывают свои выводы.

Дети повторяют вывод.

(высказывания детей: не имеет своего запаха, передает чужие запахи).

Дети повторяют вывод.

Развит интерес к предложенному заданию

Развит интерес к совместной беседе

Развит интерес к предложенному заданию

6

  1. Итог

1). Игра «Раз, два, три – свойство воздуха назови!» (воспитатель показывает схемы-карточки на доске, а ребята называют свойство воздуха)

- Воздух бесцветный и прозрачный (воздух не имеет цвета).

- Воздух окружает нас повсюду.

- Воздух не имеет своего запаха -только передает чужие запахи.

- Воздух внутри нас - человек дышит воздухом.

- Воздух не имеет своей формы.

- Воздух невидимый.

2). Теперь подведем итоги сегодняшней встречи. Что вас, уважаемые коллеги, сегодня удивило, чему вы новому сегодня научились, что нового узнали? 

– Мне очень понравилось быть ведущим сотрудником научной лаборатории. У меня в лаборатории сегодня работали очень хорошие сотрудники. Вы с помощью опытов и экспериментов смогли изучить свойства воздуха. Все умеют договариваться, доброжелательны, готовы выручить друг друга в любую минуту, справедливо решали возникшие несогласия.

- На этом научная деятельность в лаборатории опытов и экспериментов не заканчивается. Я надеюсь, что мы с вами продолжим работу в нашей лаборатории. Наблюдайте за миром вокруг, задавайте вопросы и задавайтесь вопросами, экспериментируйте и открывайте законы природы и мироздания! До новых встреч, друзья!

На память о нашем сотрудничестве дарю вам эти воздушные шары.

Дети называют свойства воздуха по опорным картинкам.

Дети отвечают на вопросы

Высказывают своё мнение.

Развит интерес к предложенному заданию

Сформировано умение оценивать свои действия.

Развито активное и доброжелательное взаимодействие с педагогом, сверстниками.

Сформирован положительный эмоциональный настрой.