Кружок "Веселый язычок"
Дошкольный возраст – важный и неповторимый период в развитии ребенка, особенно в плане развития его речи. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение правильным звукопроизношением у дошкольников заканчивается к 4-5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается.
В наш век «высоких технологий» и глобальной компьютеризации общества, уровень развития речи и коммуникативных навыков дошкольников оставляет желать лучшего.
В средней группе мы часто наблюдаем детей, речь которых мало понятна для окружающих: отдельные звуки не произносятся, пропускаются или заменяются другими, ребенок не умеет правильно построить фразу и, тем более, составить рассказ по картинке.
Очень часто речевое нарушение, являясь первичным дефектом, влечет за собой заметное отставание в психическом развитии. Нарушение произносительной стороны речи требует специальной логопедической помощи. И, как известно, чем раньше начата коррекционная работа, тем она эффективнее.
В настоящее время наблюдается неумолимый рост числа детей с различными речевыми расстройствами. Поэтому проблема ранней профилактики и ранней коррекции речевых нарушений представляется на сегодняшний день очень актуальной.
Кружковая логопедическая работа является пропедевтической перед занятиями по коррекции звукопроизношения в старшем дошкольном возрасте, она дает возможность охватить логопедическим воздействием всю группу детей и запустить механизм самокоррекции.
Программа логопедического кружка «Веселый язычок» позволяет оказывать специализированную логопедическую помощь детям 4-7 лет.
При составлении программы были использованы методические разработки О.С.Гомзяк, О. И. Крупенчук , Н.В. Нищевой, Т. А. Ткаченко.
Данная программа составлена с учѐтом и использованием современных инновационных технологий и методик в области профилактики и коррекции речевых нарушений у детей.
В основу планирования занятий кружка положен комплексно-тематический принцип. Таким образом, осуществляется взаимосвязь с занятиями воспитателей и узких специалистов и закрепление пройденного лексического материала каждой темы посредством разнообразных речевых игр и упражнений.
Цель работы кружка: создание благоприятных условий для совершенствования звукопроизношения у детей 4-7 лет в условиях дошкольного учреждения.
Задачи:
- Развитие слухового внимания и слухового восприятия, фонематического слуха.
- Развитие моторики артикуляционного аппарата.
- Развитие дыхания.
- Развитие мелкой моторики.
- Формирование умения регулировать силу голоса.
- Формирование правильного звукопроизношения.
- Работа над интонационной выразительностью речи (использование логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма, тембра).
- Расширение словарного запаса.
- Формирование связной речи.
- Воспитание культуры речевого общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma1.docx | 694.23 КБ |
Предварительный просмотр:
СОГЛАСОВАНО председателем Совета родителей МАДОУ детский сад № 36 Протокол от ________№_____ ПРИНЯТО на заседании педагогического совета МАДОУ детский сад № 36 Протокол от ________№_____ | УТВЕРЖДЕНО приказом заведующего МАДОУ детский сад № 36 Приказ от _____________№_____ |
ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВЕСЕЛЫЙ ЯЗЫЧОК»
на 2021-2022 учебный год.
Разработчик программы: Воспитатель
Сеньгина Нонна Ирековна
г.Нефтекамск
2021 год
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка……………………………………………… …..3
Цели и задачи логопедического кружка…………………………………4
Структура и содержание кружковой деятельности……………………..4
Планируемые результаты освоения Программы логопедического кружка………………………………………………...................................6
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Тематическое планирование занятий по кружковой
деятельности………………………………………………………............6
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Игры и упражнения на развитие речевого дыхания……………………10
Дыхательно – голосовые упражнения…………………………………..11
Игры и упражнения на релаксацию……………………………………..14
Упражнения для активизации работы мышц глаза…………………….18
Массаж…………………………………………………………………….20 Ритмодекламация…………………………………………………………27
Логоритмические упражнения…………………………………………..32
Театрализованные игры………………………………………………….33
4. ИНФОРМАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ ……………..………………………………………………………..41
1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – важный и неповторимый период в развитии ребенка, особенно в плане развития его речи. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение правильным звукопроизношением у дошкольников заканчивается к 4-5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается.
В наш век «высоких технологий» и глобальной компьютеризации общества, уровень развития речи и коммуникативных навыков дошкольников оставляет желать лучшего.
В средней группе мы часто наблюдаем детей, речь которых мало понятна для окружающих: отдельные звуки не произносятся, пропускаются или заменяются другими, ребенок не умеет правильно построить фразу и, тем более, составить рассказ по картинке.
Очень часто речевое нарушение, являясь первичным дефектом, влечет за собой заметное отставание в психическом развитии. Нарушение произносительной стороны речи требует специальной логопедической помощи. И, как известно, чем раньше начата коррекционная работа, тем она эффективнее.
В настоящее время наблюдается неумолимый рост числа детей с различными речевыми расстройствами. Поэтому проблема ранней профилактики и ранней коррекции речевых нарушений представляется на сегодняшний день очень актуальной.
Кружковая логопедическая работа является пропедевтической перед занятиями по коррекции звукопроизношения в старшем дошкольном возрасте, она дает возможность охватить логопедическим воздействием всю группу детей и запустить механизм самокоррекции.
Программа логопедического кружка «Веселый язычок» позволяет оказывать специализированную логопедическую помощь детям 4-7 лет.
При составлении программы были использованы методические разработки О.С.Гомзяк, О. И. Крупенчук , Н.В. Нищевой, Т. А. Ткаченко.
Данная программа составлена с учѐтом и использованием современных инновационных технологий и методик в области профилактики и коррекции речевых нарушений у детей.
В основу планирования занятий кружка положен комплексно-тематический принцип. Таким образом, осуществляется взаимосвязь с занятиями воспитателей и узких специалистов и закрепление пройденного лексического материала каждой темы посредством разнообразных речевых игр и упражнений.
Цель работы кружка: создание благоприятных условий для совершенствования звукопроизношения у детей 4-7 лет в условиях дошкольного учреждения.
Задачи:
- Развитие слухового внимания и слухового восприятия, фонематического слуха.
- Развитие моторики артикуляционного аппарата.
- Развитие дыхания.
- Развитие мелкой моторики.
- Формирование умения регулировать силу голоса.
- Формирование правильного звукопроизношения.
- Работа над интонационной выразительностью речи (использование логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма, тембра).
- Расширение словарного запаса.
- Формирование связной речи.
- Воспитание культуры речевого общения.
Периодичность занятий: 1 раз в неделю, во второй половине дня, всего 30 занятий (с середины сентября по апрель включительно).
Продолжительность занятия: 20 минут.
Форма организации детей: фронтальная.
Занятие строится в форме единой сюжетной линии. Главный герой занятий кружка и любимец детей – веселый язычок -игрушка, у которого много друзей среди животных. По мере изучения тем, дети знакомятся с разными персонажами, которых приглашает с собой веселый язычок: бегемотиком Жужей, змейкой Шушей, лошадкой Динь-Динь, лягушкой Квакушей и др. Эти персонажи – логопедические игрушки - надеваются на руку взрослого и оживляют эмоциональное общение педагога с детьми.
Вовлечение детей в сюжет становится для них эмоционально значимым, позволяет раскрыть их личностные качества, преодолеть речевой негативизм, воспитывает чувство взаимопомощи.
Частая смена и, соответственно, новизна заданий увеличивают концентрацию внимания, снижают утомляемость малышей; дозированность заданий способствует прочности усвоения материала.
В содержание занятий включены следующие виды работы:
- Артикуляционная гимнастика, самомассаж органов артикуляции.
- Упражнения на развитие слухового восприятия, фонематических процессов, внимания, памяти.
- Дыхательные и фонопедические упражнения.
- Упражнения на развитие темпа, ритма и координации речи и движений с музыкальным сопровождением (логоритмика) и без музыкального сопровождения.
- Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук, самомассаж кистей рук, игры с су-джок мячиками.
- Лексико-грамматические упражнения и упражнения для формирования связной речи. Упражнения на расслабление (релаксация).
Для оздоровления детей, снятия мышечного и нервного напряжения используются нетрадиционные методы, такие как элементы Су – джок терапии, самомассаж ладоней и стоп массажными мячиками, игры с бельевыми прищепками, эластичными кольцами и палочками для точечного массажа , кинезиологические упражнения. Для активизации внимания детей на занятии применяются средства ИКТ.
Результаты: данная программа апробирована на базе МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 15» в 2015 - 2016 учебном году. Анализ результатов работы кружка показал, что систематические занятия по данной программе способствовали:
- коррекции звукопроизношения;
- развитию просодической стороны речи,
- формированию слоговой структуры слова;
- коррекции лексико-грамматической стороны речи;
- формированию связной речи, коммуникативных возможностей каждого ребенка.
У детей наблюдается стойкая положительная мотивация к логопедическим занятиям и работе над речью в целом.
Данная программа может быть рекомендована для использования как на коррекционно-развивающих занятиях учителя-логопеда, так и для работы воспитателей групп общеразвивающей направленности с целью профилактики речевых недостатков у детей 4-7 лет.
2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Тематическое планирование занятий по кружковой деятельности «Веселый язычок»
| 1. Дыхательное упражнение «Петух». 2.Релаксационные упражнения: «Улыбка», «Спящий котѐнок».
|
3.Гимнастика для глаз «Солнышко и тучки».
| 1.Дыхательное упражнение «Регулировщики». 2.Релаксационные упражнения: «Качели», «Порхание бабочки» 3. Ритмодекломация №1 4. Пальчиковая гимнастика. 5. Игровое занятие. | |
1. Дыхательное упражнение «Часики». 2.Релаксационные упражнения «Бабочка», «Муравей». 3Логоритмические упражнения. 4.Массаж лица «Воробей». 5. «Сказку ты дружок послушай и сыграй». | 1.Дыхательное упражнение «Паровоз».
| 1.Дыхательное упражнение «Насос».
«Драгоценность», «Водопад».
| 1. Дыхательное упражнение «Лыжник». 2.Релаксационные упражнения «Шишки», «Водопад». 3Логоритмические упражнения. 4.Массаж лица «Пчѐлка». 5.Учимся говорить по разному (интонация). |
1 Дыхательное упражнение «Часики». 2.Релаксационные упражнения «Сорви яблоко», «Воздушный шарик».
| 1.Дыхательное упражнение «Ветерок». 2.Релаксационные упражнения «Холодно-жарко», «Воздушный шарик». 3. Ритмодекламация №1 4.Логоритмическиеупражнения 5.Постучимся в Теремок. | 1.Дыхательное упражнение «Шарик». 2.Релаксационные упражнения «Солнечный зайчик», «Качели». 3.Гимнастика для глаз.
| 1.Дыхательное упражнение «Трубач». 2.Релаксационные упражнения «Качели», «Улыбка».
| |||
1.Дыхательное упражнение «Лыжник». 2. Релаксационные упражнения «Сосулька», «Снежинка». 3.Массаж спины «Паровоз». 4Логоритмические упражнения 5. Раз, два, три, четыре, пять стихи мы будем сочинять. | 1.Дыхательное упражнение «Снежинки». 2. Релаксационные упражнения «Снежинки», «Бабочка». 3.Упражнения для коррекции зрения. 4.Весѐлые стихи сочиняем и слово – рифмы добавляем. | 1.Дыхательные упражнения «Звѐздочки». 2.Релаксационные упражнения «Лентяи», «Улыбка». 3. Массаж БАТ «Снеговик». 4. театрализованная игра «Толстячки и худышки».
| 1.Дыхательное упражнение «Снежинка». 2.Релаксационные упражнения «Драгоценность», «Лентяи». 3. Гимнастика для глаз «Ёлочка». 4.Разыгрывание эпизодов. |
1.Дыхательное упражнение «Лыжник». 2.Релаксационные упражнения «Каждый спит», «Тихое озеро». 3.Логоритмические упражнения 4. Оздоровительный массаж. 5.Театральная игра «Угадай, что я делаю». | 1.Дыхательное упражнение «Гуси летят». 2. Релаксационные упражнения «Игра с песком», «Тихое озеро» 3.Пальчиковая гимнастика. 4.Ритмодекламация №2. 5. Театральная игра «Любительрыболов».
| 1 Дыхательное упражнение «Часики». 2.Релаксационные упражнения «Солнечный зайчик», «Облака» 3.Оздоровительный массаж шеи. 4Логоритмические упражнения 5.Театрализованная игра «Любитель-рыболов». | 1 Дыхательное упражнение «Сдуй снежинку». 2.Релаксационные упражнение «Солнечный зайчик», «Облака» 3. Ритмодекламация №2. 4. Театральная игра «Одно и то же по-разному». | |
1.Дыхательное упражнение. «Паровоз». 2.Релаксационные упражнения «Муравей», «Радуга». 3.Массаж лица. 4. Пальчиковая гимнастика. 5.Культура и техника речи. | 1.Дыхательное упражнение «Снежинки». 2.Релаксационные упражнения «Винт», «Радуга». 3.Гимнастика для глаз «Ёлочка» 4.Массаж для глаз «Снеговик». 5. Наши Эмоции. | 1.Дыхательное упражнение «Шарик». 2.Релаксационные упражнения «Штанга», «Ручей». 3.Массаж ушей «На границе». 4.Распознаѐм по мимике и интонации. | 1.Дыхательное упражнение «Свеча». 2.Релаксационные упражнения «Бабочка», «Шишки». 3.Пальчиковая гимнастика. 4Логоритмические упражнения. 5. «Кругосветное путешествие». |
1 Дыхательное упражнение «Аромат роз». 2. Релаксационные упражнения «Холодно-жарко», «Игра с песком». 3.Массаж ушных раковин. 4. Ритмодекламация №3. 5.Чтение пьесы «Теремок». | 1.Дыхательное упражнение «Цветы». 2.Релаксационные упражнения «Солнечный зайчик», «Отдых на море». 3. Массаж для пальцев рук «Ёжики». 4.Обсуждение пьесы «Теремок». Работа над эпизодами пьесы «Теремок». | 1 Дыхательное упражнение «Звѐздочки». 2.Релаксационные упражнения «Бабочка», «Шишка». 3.Ритмодекламация №3 4.Оздоровительный массаж спины. 5.Репитиция эпизода пьесы «Теремок». | 1. Дыхательное упражнение «Ветерок». 2.Релаксационные упражнения «Игра с песком», «Холодножарко». 3.Массаж БАТ «Что делать после дождика?!». 4. Культура и техника речи, Драматизация по сказке «Теремок». | |
1 Дыхательное упражнение «Подуй на ленточку». 2. Релаксационное упражнение «Холодно-жарко». 3.Самомассаж рук. 4.Гимнастика для глаз. 5. Злая, злая нехорошая змея укусила молодого воробья. | 1.Дыхательное упражнение «Шар лопнул». 2.Релаксационное упражнение «На полянке». 3Логоритмическое упражнение 4.Пропал бы бедный воробей, если б не было друзей. | 1.Дыхательное упражнение «Аромат цветов».
4.Гимнастика для глаз. 5. Театральная игра «Морское путешествие».
| 1.Дыхательное упражнение «Паровоз». 2.Релаксационные упражнения «Холодно-жарко», «Водопад». 3.Пальчиковая гимнастика. 4. Массаж лица «Воробей». 5.Слава, слава Айболиту, слава, слава всем друзьям. | |
1 Дыхательное упражнение «Ворона». 2. Релаксационное упражнение «Драгоценность». 3.Массаж ушных раковин.
| 1.Дыхательное упражнение «Семафор». 2.Релаксационные упражнения «Драгоценность», «Воздушный шарик». 3 Логоритмические упражнения 4.Ритмодекломация №3 5. Каждому страх большим кажется. | 1.Дыхательное упражнение «Дровосек». 2.Релаксационные упражнения «Каждый спит», «Бабочка». 3.Оздоровительный массаж ушных раковин. 4.Пальчиковая гимнастика. 5. Преодолеем страх. | 1. Дыхательное упражнение «Звѐздочки». 2 Релаксационное упражнение «Бабочка». 3. Ритмодекломация № 3 4.Массаж лица «Зайка». 5.У страха глаза велики. |
3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ Игры и упражнения на развитие речевого дыхания.
Игры и упражнения на развитие речевого дыхания без участия речи.
развитие длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ;
Увеличить объѐм дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, длительный, экономный выдох.
- «Цветочек». Сделать вдох и задержать дыхание, понюхать цветочек (вдохнуть аромат).
- «Одуванчик» (проводится на свежем воздухе). Сорвать одуванчик, подуть на него так, чтобы с первого-третьего раза слетели все пушинки.
- «Узнай по запаху». Узнать яблоко, сок, одеколон и т.п. по запаху, сначала с открытыми глазами, потом с закрытыми.
- «Свеча» («Задуй свечу»). Сделать вдох. По сигналу «Тихий ветерок» медленно выдохнуть на пламя свечи, так, чтобы оно отклонялось, но не гасло. По сигналу «Сильный ветер» - задуть свечу резким выдохом.
- «Костѐр». Воспитатель кладѐт перед детьми картинку (или макет) костра из полосок тонкой бумаги. Детям предлагается «раздуть угасающий костѐр», вдыхая через нос и медленно выдыхая через рот.
- «Не разбуди игрушку». Дети двигаются шагом под музыку в четырѐхдольном размере. На первую, вторую долю – два коротких шага и вдох носом, на третью-четвѐртую доли – остановка и долгий выдох.
- «Погрей руки». Дети вдыхают через нос и дуют на «озябшие» руки, плавно выдыхая через рот.
- «Султанчик». Детям предлагается долго дуть на султанчик из полосок бумаги или цветных перьев на палочке, на цветные метѐлочки, на хвосты у птичек или лошадок, на плавники у рыбок, на «хвостики» у девочек и т.п.
- «Листья шелестят». Детям предлагают полоски тонкой зеленой бумаги, вырезанные в виде листиков и прикреплѐнные к «ветке». По сигналу «Подул ветерок» дети плавно дуют на листики, так, чтобы они отклонялись и шелестели.
- «Чья птичка дальше улетит». Фигурки птичек из тонкой бумаги ставят на самый край стола. Двое детей садятся – каждый напротив своей птички – и по сигналу дуют на неѐ. Продвигать птичек нужно только на выдохе. Остальные дети следят: чья птичка дальше улетит (проскользит по столу)?
- «Бурлящая вода». Детям предлагается подуть в бутылку с водой через трубочку. Выдох должен быть ровный и длительный – тогда вода
будет долго и равномерно бурлить.
Дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале согласных звуков.
Цель. Отработка удлинѐнного выдоха через рот с одновременным произношением согласных звуков.
1. «Ветерок».
Педагог:
Дует лѐгкий ветерок – Ф-Ф-Ф…
И качает так листок – Ф-Ф-Ф… Выдох спокойный, ненапряжѐнный.
Дует сильный ветерок – Ф-Ф-Ф… И качает так листок – Ф-Ф-Ф… Активный выдох.
Дует ветерок, качаются осенние листочки и поют свои песенки… Осенние листочки на веточках сидят, Осенние листочки детям говорят:
Осиновый - А-А-А…
Рябиновый – И-И-И…
Берѐзовый – О-О-О…
Дубовый – У-У-У…
Дети хором поют: «А-А-А», «И-И-И», «О-О-О», «У-У-У».
- «Трубач».
Сидя, медленно вдыхая, громко произносить: ПФ-Ф-Ф. Повторить 4-5 раз.
- «Ёжик»
Сидя на коврике, ноги вместе, упор на кисти рук сзади, согнуть ноги в коленях и подтянуть их к груди – медленный выдох на звуке Ф-ФФ-Ф_. Выпрямить ноги – вдох (4-5 раз).
- «Регулировщики»
Стоя, ноги расставлены на ширину плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлинѐнного выдоха произносить: Р-Р-Р-Р-Р (5-6 раз).
- «Каша кипит».
Сидя, одна рука лежит на животе, другая – на груди. Втягивая живот – вдох, выпячивая живот – выдох. Выдыхая, громко произносить: ФФ-Ф-Ф (3-4 раза).
- «Гуси шипят».
Ноги на ширине плеч, руки опущены. Наклониться вперед с одновременным отведением рук в стороны – назад (в спине прогнуться, смотреть вперѐд) – медленный выдох на звуке Ш-Ш-Ш-Ш-Ш (5-6 раз).
- «Шар лопнул». Педагог:
Надувала кошка шар, А котѐнок ей мешал:
Подошѐл и лапкой – топ!
А у кошки шарик – лоп
Ноги слегка расставлены, руки опустить вниз. Разведение рук в стороны – вдох. Хлопок перед собой – медленный выдох на звуке Ш-ШШ-Ш-Ш (5-6 раз).
- «Насос».
Встать прямо, ноги вместе, руки вдоль туловища. Вдох (при выпрямлении) и выдох с одновременным наклоном туловища в сторону и произнесением звука С-С-С-С-С (руки скользят вдоль туловища)(6-8 раз).
- «Семафор».
Сидя, ноги сдвинуты вместе. Поднимать руки в стороны – вдох, медленно опускать вниз – длительный выдох на звуке С-С-С-С-С (5-6 раз).
- «Лыжник».
Ноги полусогнуты и расставлены на ширину ступни. Имитация ходьбы на лыжах в течение 1,5-2 минуты. На выдохе произносить М-ММ-М-М (5 раз).
Дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале слогов.
- «Часики».
Стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперѐд-назад, произносить: тик-так.
- «Петух».
Встать прямо, руки опущены. Поднять руки в стороны, затем похлопать ими по бѐдрам. Выдыхая произносить ку-ка-ре-ку.
- «Паровозик».
Ходить по комнате, выполняя попеременно движения руками и приговаривая: чух-чух-чух.
- «Дровосек».
Ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Поднять сцепленные руки вверх – вдох, опустить – вниз медленный выдох с произнесением слова ух-х-х-х.
- «Гуси летят».
Медленная ходьба в течении 1-2 минут. Поднимать руки в стороны – вдох, руки вниз – выдох, произносить: гу-у-у-у.
Дыхательно-голосовые упражнения на материале слов.
Цель: Тренировка удлинѐнного выдоха через рот с одновременным проговариванием слов с изменением силы и высоты голоса.
- Произнесение ряда слов на одном выдохе.
Вдох – папа, папа; пока, пока, кипа; папа, пока, кипа, пика и т.п.
- Перечисление названий месяцев.
Например: январь, февраль; январь, февраль, март и т.д.
- Перечисление времѐн года. Зима; зима, весна; зима, весна, лето.
Дыхательно-голосовые упражнения на материале предложений, фраз.
- Произнесение фразы с постепенным усложнением.
Цель: Тренировка удлинѐнного выдоха с одновременным произнесением фразы.
Во время беседы по сюжетной картинке, произносится короткая фраза. Первый ребѐнок повторяет фразу, дополняя еѐ одним словом, второй – ещѐ одним и т.д. Фраза должна произноситься на одном выдохе.
- «Цветы».
В вазе знакомые детям цветы. Дети называют их. Затем по очереди нюхают какой-либо цветок и на одном выдохе произносят заданную фразу. Фразы постепенно усложняются. Например: «Роза пахнет. Роза очень хорошо пахнет. Красная роза очень хорошо пахнет».
Игры и упражнения на релаксацию: Настрои на релаксацию: 1. Этап
Лечь удобно и расслабиться.
- Этап
Прочувствовать и «осмотреть» всѐ своѐ тело мысленным взором, вызывая чувство тепла, и последовательно «осмотрев» все его части:
голову, руки, ноги, туловище. Желательно при этом закрыть глаза.
- Этап
Ощущение приятного тепла, удовольствия, покоя, комфорта от расслабленного тела.
Вводная часть перед каждым настроем
Дети ложатся на ковѐр, устраиваются поудобнее. Руки вытянуты вдоль туловища, расслаблены. Ноги прямые, не скрещенные. Играет тихая, спокойная музыка.
Педагог:
«Ложитесь поудобней. Закройте глаза. Дышим спокойно и ровно. Дадим нашим рукам и ногам отдохнуть, вытянем и расслабим их. Давайте помолчим и прислушаемся к звукам вокруг себя…(пауза). Прислушайтесь к вашему дыханию…(пауза). Дыхание ровное и спокойное. Позвольте своему телу расслабиться и отдохнуть… (пауза). Послушайте, что я хочу вам рассказать…»
Релаксационные настрои:
- «Воздушные шарики».
Представьте себе, что все вы – воздушные шарики, очень красивые и весѐлые. Вас надувают, и вы становитесь всѐ легче и легче. Всѐ ваше тело становится лѐгким и невесомым. И ручки лѐгкие и ножки стали лѐгкие, лѐгкие. Воздушный шарик поднимается всѐ выше и выше. Дует тѐплый, ласковый ветерок, он нежно обдувает каждый шарик… (пауза – поглаживание детей)… Обдувает шарик, ласкает шарик… Вам легко и спокойно. Вы летите туда, куда дует ласковый ветерок. Но вот пришла пора возвращаться домой. Вы снова в этой комнате. Потянитесь и на счѐт три откройте глаза. Улыбнитесь своему шарику.
- «Облака».
Представьте себе тѐплый летний вечер. Вы лежите на траве и смотрите на проплывающие в небе облака – такие белые, большие, пушистые облака в голубом небе. Вокруг всѐ тихо и спокойно, вам тепло и уютно. С каждым вздохом и выдохом вы начинаете медленно и плавно подниматься в воздух, всѐ выше и выше, к самым облакам. Ваши ручки лѐгкие, лѐгкие, ножки – лѐгкие. Всѐ ваше тело становится лѐгким, как облачко. Вот вы подплываете к самому лѐгкому, самому пушистому, самому красивому облаку на небе. Ближе и ближе. И вот вы уже лежите на этом облаке, чувствуете, как оно нежно гладит вас, это пушистое, нежное облако… (пауза – поглаживание детей). Гладит…, поглаживает… Вам хорошо и приятно. Вы расслаблены и спокойны. Но вот облачко опустило вас на полянку.
Улыбнитесь своему облачку. Потянитесь и на счѐт «три» откройте глаза. Вы хорошо отдохнули на облачке.
- «Лентяи».
Сегодня мои дети много занимались, играли и наверное устали. Я предлагаю вам немного полениться. Представьте себе, что вы - лентяи и нежитесь мягком, мягком ковре. Вокруг тихо и спокойно, вы дышите легко и свободно. Ощущение приятного покоя и отдыха охватывает всѐ ваше тело. Вы спокойно отдыхаете, вы ленитесь. Отдыхают ваши руки, отдыхают ваши ноги…(пауза – поглаживание детей). Отдыхают ручки у. … Отдыхают ножки у … Приятное тепло охватывает всѐ ваше тело, вам лень шевелиться, вам приятно. Ваше дыхание совершенно спокойно. Ваши руки, ноги, всѐ тело расслаблено. Чувство приятного покоя наполняет вас изнутри. Вы отдыхаете, вы ленитесь. Приятная лень разливается по всему телу. Вы наслаждаетесь полным покоем и отдыхом, который приносит вам силы и хорошее настроение. Потянитесь, сбросьте с себя лень и на счѐт «Три» откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение.
- «Водопад».
Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Чудесный день, голубое небо, тѐплое солнце. Горный воздух свеж и приятен. Вам дышится легко и свободно. Но водопад наш необычен, вместо воды в нѐм падает мягкий, белый свет. Представьте себе, что вы стоите под этим чудесным водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове. Вы чувствуете, как он струится по лбу…, голове…, шее… Белый свет течѐт по вашим плечам…, помогает им стать мягкими и расслабленными… (пауза – поглаживание детей). А нежный свет течѐт всѐ дальше по груди, по животу.… Пусть свет гладит ваши ручки, пальчики. Свет течѐт и по ногам, и вы чувствуете, как он обтекает всѐ ваше тело. Оно становится мягким и расслабленным. Вы чувствуете себя совершенно спокойно, и с каждым вздохом вы всѐ сильнее расслабляетесь. А теперь потянитесь и на счѐт «три» откройте глаза. Волшебный свет наполнил вас свежими силами и энергией.
Релаксационные упражнения для снятия напряжения с мышц лица:
- «Солнечный зайчик».
Представьте себе, что солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладьте его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щѐчках, на подбородке. Поглаживайте аккуратно, чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки, ноги. Он забрался за шиворот – погладьте его и там. Он не озорник – он ловит и ласкает вас, а вы погладьте его и подружитесь с ним. (Повторить 2-3 раза).
- «Пчѐлка».
Представьте себе тѐплый, летний день. Подставьте солнышку ваше лицо, подбородок тоже загорает (разжать губы и зубы на вдохе). Летит пчелка, собирается сесть кому-нибудь на язык. Крепко закрыть пот (задержка дыхания). Прогоняя пчѐлку можно энергично двигать губами. Пчѐлка улетела. Слегка открыть рот, облегчѐнно выдохнуть воздух (повторить 2-3 раза).
- «Бабочка».
Представьте себе тѐплый летний день. Ваше лицо загорает, носик тоже загорает – подставьте нос солнцу, рот полуоткрыт. Летит бабочка, выбирает, на чей носик сесть. Сморщить нос, поднять верхнюю губу кверху, рот оставить полуоткрытым я (задержка дыхания). Прогоняя бабочку можно энергично двигать носом. Бабочка улетела. Расслабить мышцы губ и носа (на выдохе) (повторить 2-3 раза).
- «Качели».
Представьте себе тѐплый летний день. Ваше лицо загорает, ласковое солнышко гладит вас (мышцы лица расслаблены). Но вот летит бабочка, садится к вам на брови. Она хочет покачаться как на качелях. Пусть бабочка качается на качелях. Двигать бровями вверх - вниз.
Бабочка улетела, а солнышко пригревает (расслабление мышц лица) (повторить 2-3 раза).
- «Улыбка».
Представьте себе, что вы видите перед собой на рисунке красивое солнышко, рот которого расплылся в широкой улыбке. Улыбайтесь в ответ солнышку и почувствуйте, как улыбка переходит в ваши руки, доходит до ладоней. Сделайте это ещѐ раз и попробуйте улыбнуться пошире. Растягиваются ваши губы, напрягаются мышцы щѐк.… Дышите и улыбайтесь…, ваши руки и ладошки наполняются улыбающейся силой солнышка (повторить 2-3 раза).
Релаксационные упражнения на снятие напряжения с мышц туловища, рук, ног:
1.«Спящий котѐнок».
Представьте себе, что вы весѐлые, озорные котята. Котята ходят, выгибают спинку, машут хвостиком. Но вот котята устали…, начали зевать, ложатся на коврик и засыпают. У котят равномерно поднимаются и опускаются животики, они спокойно дышат (повторить 2-3 раза).
2.«Шишки».
Представьте себе, что вы – медвежата и с вами играет мама – медведица. Она бросает вам шишки. Вы их ловите и с силой сжимаете в лапах. Но вот медвежата устали и роняют лапки вдоль тела – лапки отдыхают. А мама – медведица снова кидает шишки медвежатам… (повторить 2-3 раза).
- «Холодно-жарко».
Представьте себе, что вы играете на солнечной полянке. Вдруг подул холодный ветер. Вам стало холодно, вы замѐрзли, обхватили себя руками, голову прижали к рукам – греетесь. Согрелись, расслабились.… Но вот снова подул холодный ветер… (повторить 2-3 раза).
- «Солнышко и тучка».
Представьте себе, что вы загораете на солнышке. Но вот солнце зашло за тучку, стало холодно – все сжались в комочек, чтобы согреться (задержать дыхание). Солнышко вышло из-за тучки, стало жарко, все расслабились (на выдохе) (повторить 2-3 раза).
- «Драгоценность».
Представьте себе, что вы держите в руках что-то очень ценное, дорогое для вас, и кто-то хочет у вас это отнять. Вы сжимаете кулачки всѐ крепче и крепче…, ещѐ крепче, уже побелели косточки, кисти начинают дрожать.… Но вот обидчик ушѐл, а вы разжимаете свои кулачки, пальцы становятся расслабленными, кисти рук спокойно лежат на коленях… Они отдыхают… (повторить 2-3 раза).
- «Игра с песком».
Представьте себе, что вы сидите на берегу моря. Наберите в руки песок (на вдохе). Сильно сжав пальцы в кулак – удержите песок в руках (задержка дыхания). Посыпать колени песком, постепенно раскрывая кисти и пальцы. Уронить бессильно руки вдоль тела, лень двигать тяжѐлыми руками (повторить 2-3 раза).
- «Муравей».
Представьте себе, что вы сидите на полянке, ласково греет солнышко. На пальцы ног залез муравей. С силой натянуть носки на себя, ноги напряжены, прямые. Прислушаемся, на каком пальце сидит муравей (задержка дыхания). Сбросим муравья с ног (на выдохе). Носки идут вниз – в стороны, расслабить ноги: ноги отдыхают (повторить 2-3 раза).
Упражнения для активизации работы мышц глаза. (Гимнастика для глаз)
Комплекс №1. (способствует снятию статического напряжения мышц глаза, улучшает кровообращение и.п. сидя)
- Плотно закрыть глаза, а затем широко открыть глаза с интервалом 30 сек. (5-6 раз).
- Посмотреть вверх, вниз, влево, вправо не поворачивая головы (2-3 раза).
- Вращать глазами по кругу 2-3 сек. (3-4 раза).
- Быстро моргать (1 мин).
- Смотреть вдаль, сидя перед окном (3-4 мин).
Комплекс №2. (способствует снятию утомления, улучшению кровообращения, расслаблению мышц глаза и.п. - стоя).
- Смотреть прямо перед собой (2-3 сек.), поставить указательный палец на расстоянии 25-30 см. от глаз. Перевести взгляд на кончик пальца, смотреть на него 2-3 сек., опустить руку (повтор 4-5 раз).
- Опустить голову, посмотреть на носок левой ноги; поднять голову посмотреть в правый верхний угол комнаты; опустить голову, посмотреть на носок правой ноги; поднять голову посмотреть в левый верхний угол комнаты (ноги на ширине плеч; 2-3 раза).
- Посмотреть на вершины деревьев перед окном; перевести взгляд и назвать любой предмет на земле; отыскать в небе птиц или самолѐт и
проследить за ними взглядом; назвать транспорт проезжающий мимо или стоящий на обочине дороги.
Комплекс №3 (улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости, восстанавливает кровообращение и.п. - сидя).
- Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко одноименного глаза 1-2 сек.; отвести пальцы (3-5 раз).
- Смотреть на концы пальцев вытянутой вперѐд руки (по средней линии лица) медленно приблизить указательный палец к лицу, не отводя от него взгляда (3 раза).
- Отвести полусогнутую правую руку с игрушкой в сторону; медленно передвигать игрушку справа налево, следит за ней двумя глазами;
тоже самое, но в обратную сторону (4-5 раз).
Комплекс №4 (способствует улучшению координации движений глаз и головы, развитию сложных движений, улучшению функций вестибулярного аппарата и.п. - стоя).
- Поднять глаза вверх, опустить вниз; посмотреть вправо, влево, не поворачивая головы (3-4 раза).
- Поднять голову вверх; совершать круговые движения глазами по часовой стрелке, против часовой стрелки (2-3 раза).
- Посмотреть на левый носок ног; поднять голову посмотреть на люстру; опустить голову, посмотреть на правый носок; поднять голову,
посмотреть на люстру (2-3 раза).
Комплекс №5 (тренирует мышцы глаза, улучшает упругость век, восстанавливает циркуляцию внутриглазной жидкости).
- И.п. – сидя на полу. Ноги согнуть в коленях, руки в упоре сзади; повернуть голову назад и увидеть предметы, расположенные сзади (2 раза).
- И.п. – стоя, руки на палке, расположенной вертикально. Отвести руки от палки и успеть удержать падающую палку; попеременно перехватывать палку двумя руками (3-4 раза).
- И.п. – стоя. «Спрячь глазки» (зажмуриться). «У кого глазки большие» (широко открыть глаза).
Комплекс № 6 (способствует тренировке мышц глаза, формированию сложных движений глазных мышц).
- И.п. – стоя, руки с мячом внизу. Поднять мяч до уровня лица, широко открытыми глазами посмотреть на него; опустить мяч; поднять мяч до уровня лица, прищурить глаза, посмотреть на мяч; опустить его.
- И.п. – стоя, мяч в вытянутых перед собой руках. Двигать руками вправо-влево, следить глазами за мячом (5-6 раз).
- И.п. – руки с мячом внизу. Совершать медленные круговые вращения руками снизу вверх, вправо и влево, следить глазом за мячом (4-5 раз).
- И.п. – стоя, мяч в вытянутых руках. Согнуть руки, поднести мяч к носу; вернуться в исходное положение, следить за мячом (4-5 раз).
Гимнастика для глаз (с текстом)
1. «Солнышко и тучки» Педагог:
Солнышко с тучками в прятки играло.
Посмотреть глазами вверх-вниз, вправо-влево.
Солнышко тучки-летучки считало:
Серые тучки, чѐрные тучки. Лѐгких - две штучки,
Тяжѐлых – три штучки.
Тучки попрятались, тучек не стало.
Закрыть глаза ладонями.
Солнце на небе вовсю засияло.
Поморгать глазками.
Продавало солнышко на весѐлой ярмарке Платья разноцветные, яркие-преяркие.
Приходил на ярмарку весѐлый народ. Побывал на ярмарке весь огород.
2. «Ёлочка»
Дети берут в руки маленькую ѐлочку на палочке, чѐтко проговаривая чистоговорку.
При выполнении гимнастики голова всѐ время находится в одном положении, двигаются только глаза.
Хором.
Ашу-Ашу-Ашу – Нарядим ѐлку нашу.
Передвигают ѐлочку вправо-влево, прослеживая движение взглядом.
Ишки-Ишки-Ишки –
Поднимают вверх и опускают вниз.
Вот золотые шишки.
Ош-Ош-Ош –
Рисуют в воздухе круг.
Шар большой хорош.
Ша-ша-ша –
Рисуют в воздухе ѐлочку.
Ёлка тоже хороша.
Педагог.
Едут в поезде, ребята. Белочки и зайчики К девочкам и мальчикам.
Массаж.
Гигиенический (поглаживающий) массаж.
Гигиенический массаж – прекрасная разминка. Она придаѐт телу чувство лѐгкости и комфортности, а лицу выражение спокойной уверенности. Для ощущения плавной ритмичности эффективно использование плавной музыки, которая создаст дополнительное чувство эмоционального комфорта.
- Массаж лба. Поглаживать лоб кончиками пальцев обеих рук от середины лба к ушам. 4-6 раз.
- Массаж верхней части лица. Кончиками пальцев обеих рук поглаживать лицо от спинки носа к ушам. Повторить 4-6 раз.
- Массаж средней части лица. Кончиками пальцев обеих рук поглаживать от середины верхней губы к ушам. 4-6 раз.
- Массаж верхней и нижней губы. Натягивать то верхнюю, то нижнюю губу на зубы, массировать кончиками пальцев от середины губы к углам рта. 4-6 раз.
- Массаж нижней челюсти. Поглаживать от середины подбородка сначала тыльными сторонами кистей обеих рук до ушей, затем ладонями от ушей обратно к середине подбородка. 4-6 раз.
- Массаж слизистой оболочки рта и дѐсен. Губы сомкнуты. Кончиком языка, энергично нажимая на дѐсны, облизывать справа налево и наоборот верхние и нижние дѐсны с наружной стороны. 4-6 раз.
- Массаж твѐрдого нѐба. Губы полуоткрыты. Кончиком языка энергично провести по твѐрдому нѐбу от передних зубов по направлению к глотке и обратно. 4-6 раз.
- Массаж шеи:
- Поглаживание передней части шеи (горло) то правой, то левой рукой сверху вниз. 4-6 раз.
- Поглаживание затылочной части шеи. 4-6 раз.
- Поглаживать боковую часть шеи, поворачивая голову то вправо, то влево.
9.Массаж лица.
1. «Воробей».
Сел на ветку воробей И качается на ней.
Обеими ладонями проводят от бровей до подбородка и обратно вверх (не слишком надавливая). Раз-два-три-четыре-пять – Неохота улетать.
Массируют височные впадины большими пальцами правой и левой руки, совершая вращательные движения.
10.Массаж спины.
1. «Дождик».
Дети встают друг за другом «паровозиком» и выполняют следующие движения. Педагог:
Дождь! Дождь! Надо нам Расходиться по домам.
Хлопки ладонями по спине. Гром! Гром, как из пушек.
Нынче праздник у лягушек.
Поколачивание кулачками.
Град! Град! Сыплет град!
Все под крышами сидят.
Постукивание пальчиками.
Только мой братишка в луже Поглаживание спины ладошками.
Ловит рыбу нам на ужин.
2. «Паровоз». Педагог.
Паровоз кричит: «Ду-ду! Я иду, иду, иду!»
Поколачивание кулачками.
А вагоны стучат, а вагоны говорят:
«Так-так-так! Так-так-так!
Похлопывание ладошками.
Так-так-так! Так-так-так!»
11.Массаж биологически активных точек:
1. «Наступили холода». Педагог.
Ехать в поезде тепло Поглядим-ка мы в окно. А на улице зима,
Наступили холода.
Давайте сделаем массаж от простуды. Педагог.
Да-да-да –
Наступили холода.
Потереть ладошки друг о друга.
Да-да-да – Превратилась в лѐд вода.
Мягко провести большими пальцами рук по шее сверху вниз. Ду-ду-ду – Поскользнусь я на льду.
Указательными пальцами помассировать крылья носа.
Ду-ду-ду – Я на лыжах иду.
Растереть ладонями уши.
Ды-ды-ды –
На снегу есть следы.
Приставить ладони ко лбу «козырьком» и энергично растирать лоб движениями в стороны – к середине лба. Ди-ди-ди –
Хлопки в ладоши.
Ну, заяц погоди!
Погрозить пальцем.
2. «Снеговик». Педагог.
Раз – рука, два – рука.
Вытянуть вперѐд одну руку, потом – другую.
Лепим мы снеговика.
Имитировать лепку снежков. Три-четыре, три-четыре,
Погладить ладонями шею.
Нарисуем рот пошире. Пять – найдѐм морковь для носа, Угольки найдѐм для глаз.
Кулачками растереть крылья носа. Шесть – наденем шляпу косо, Пусть смеѐтся он у нас.
Приставить ладони ко лбу «козырьком» и растереть лоб. Семь и восемь, семь и восемь – Мы плясать его попросим.
Погладить колени ладошками.
- «Труба». Педагог.
Ба-ба-ба –
Провести всеми пальцами по лбу от середины к вискам - 7 раз.
На крыше есть труба.
Бу-бу-бу –
Кулачками провести по крыльям носа – 7 раз.
Надо чистить трубу.
Бы-бы-бы –
Растереть ладонями уши. Валит дым из трубы.
- «Что делать после дождика».
Что делать после дождика?
Энергично массируют «дорожку» по спирали от уровня сосков вдоль переднее-среднего меридиана до яремной ямки.
По лужицам скакать!
Большими пальцами рук мягко поглаживают шею сверху вниз – 3 раза.
- Что делать после дождика?
Сильно раздвинув указательные и средние пальцы, кладут их за и перед ушами и с силой растирают кожу.
- Кораблики пускать!
Сжав руки в кулаки, возвышениями больших пальцев растирают крылья носа – 3 раза.
- Что делать после дождика?
Кладут три пальца на середину лба и массируют, мягко надавливая.
- На радуге качаться!
Слегка касаясь пальцами, проводят по лбу 3 раза.
- Что делать после дождика?
Энергично растирают ладони.
- Да просто улыбаться!
Протягивают ладони вперѐд и улыбаются.
- «Вышел зайчик погулять».
Раз, два, три, четыре, пять – Вышел зайчик погулять.
Приставляют ладони ко лбу, пальцы выпрямлены и прижаты друг к другу («козырѐк»), и растирают лоб. Вдруг охотник выбегает,
Прямо в зайчика стреляет.
Кулачками массируют крылья носа.
Но охотник не попал, Серый зайчик убежал.
Всей ладонью растирают уши.
12.Массаж пальцев:
1. «Умывание».
Знаем, знаем – да, да, да, Где ты прячешься, вода!
Поочерѐдно массируют каждый палец. Выходи, водица, Мы пришли умыться! Лейся на ладошку По-нем-нож-ку.
Нет, не понемножку –
Энергично растирают ладони и кисти рук.
Посмелей!
Будет умываться посмелей!
2. «Рукавицы».
Вяжет бабушка Лисица
Всем лисятам рукавицы:
Поочерѐдно потереть большим пальцем подушечки остальных пальцев.
Для лисѐнка Саши,
Для лисички Маши,
Для лисѐнка Коли, Для лисички Оли,
Поочерѐдный массаж пальцев левой руки, начиная с большого (при повторении массировать пальцы правой руки). А маленькие рукавички Для Наташеньки-лисички.
В рукавичках – да-да-да!- Потереть ладони друг о друга.
Не замѐрзнем никогда!
- А у нас есть валенки, -
Отвечали Заиньки. – Что нам вьюга да метель?...
Хочешь Мишенька - примерь.
3. «Самомоссаж»
(По Йосиро Цуцуми модифицированный)
- Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца.
Растирать зубной щѐткой сначала подушечку пальца, затем медленно опускаться к его основанию. Я возьму зубную щѐтку,
Чтоб погладить пальчики. Станьте ловкими скорей, Пальчики-удальчики.
- Массаж поверхностей ладоней мячиками-ѐжиками, прыгунками. Вертеть их в руках, щѐлкать по ним пальцами «стрелять» состязаясь в меткости.
Мальчик мой не отдыхает, На ладошке он гуляет. Взад-вперѐд его качу, Вправо, влево, как хочу. Сверху – левой, снизу – правой Я его катаю, браво.
- Массаж шестигранными карандашами. Грани карандаша легко «укалывают» ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение.
Пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами, удерживая его в определѐнном положении в правой и левой руке. Карандаш в руках катаю, Между пальчиков верчу. Непременно каждый пальчик, Быть послушным научу.
- Массаж грецкими орехами (каштанами).
Катать два ореха между ладонями. Прокатывать один орех между двумя пальцами.
Научился два ореха,
Между пальчиков катать. Это в школе мне поможет Буквы ровные писать.
- Массаж «чѐтками». Перебирание «чѐток» (бус) развивает пальцы, успокаивает нервы. Считать количество бус (в прямом и обратном порядке).
Дома я одна скучала, Бусы мамины достала. Бусы я перебираю,
Свои пальцы развиваю.
Ритмодекломация №1
- Ходьба в колонне по одному: сделать два шага, остановиться, притопнуть левой ногой, два раза ударить по бѐдрам, похлопать в ладоши (повторить 6-8 раз).
Топ, топ!
Хлоп, хлоп!
- Ходьба в полуприседе, руки на поясе (дети представляют себя котятами, спешащими к маме-кошке).
Тук, тук, тук, тук!
Моих пяток слышен стук, Мои пяточки идут,
Меня к мамочке ведут.
- Ходьба на внутреннем своде стопы (дети изображают пингвинов).
Лѐд да лѐд, лѐд да лѐд, А по льду пингвин идѐт.
Лѐд да лѐд, скользкий лѐд,
Но пингвин не упадѐт,
- Ходьба на наружном своде стопы (дети - медвежата).
Мишка, мишка косолапый,
Мишка по лесу идѐт, Мишка хочет сладких ягод, Да никак их не найдѐт.
- Ходьба с высоким подниманием коленей (дети представляют себя лошадками).
Цок, цок! Конь живой, С настоящей головой, С настоящей гривой.
Вот какой красивый!
- Прямой галоп (выполняя движения, дети щѐлкают языком).
- Боковой галоп со сменой направления.
- Бег с выносом прямых ног вперѐд. Бу-ра-ти-но…
- Марш со сменой направления по сигналу (все бодро идут под музыку).
- Свободная ходьба с упражнениями на дыхание.
Ритмодекломация №2
1. Ходьба в колонне по одному (см. №1) 2. Ходьба в полуприседе. Чок, чок, чок, чок
Наступлю на каблучок (повторить 6-8 раз).
- Ходьба с высоким подниманием колен, с хлопком по бѐдрам.
Возле дома во дворе
Петушок гуляет
И любимую свою Песню распивает.
- Ходьба на носках с хлопками над головой.
Ку-ка-ре-ку, Ку-ка-ре-ку
(повторить 4 раза).
- Прыжки с продвижением вперѐд, руки на пояс.
Скачут зайцы –
Прыг да скок –
На лесной опушке,
А у зайчиков торчат Ушки на макушке.
- Ходьба на внутреннем своде стопы. Я пингвин не один, Нас, пингвинов, стая. Мы живѐм среди льдин И не замерзаем.
- Ходьба на наружном своде стопы. Три медведя шли домой,
Папа был совсем большой,
Мама чуть поменьше ростом, А сынок малютка просто.
- Лѐгкий бег на носках (0.5мин). Побежали наши дети
Все быстрее и быстрей, Не догонит косолапый… Ну, давай веселей!
- Свободная ходьба.
Ритмодекломация №3
- Свободная ходьба. На огород мы наш пойдѐм И овощей там наберѐм. Дорога коротка, узка, Идѐм, ступая, мы, с носка.
- Ходьба в полуприседе. Дождик, дождик, веселей, Капай, капай, не жалей.
Только нас не замочи,
Зря в окошко не стучи.
- Ходьба приставным шагом вправо в полуприседе.
И по бордюру мы пойдѐм,
И приседаем мы на нѐм, Потом обходим деревца И пробежимся мы слегка.
- Свободная ходьба.
А что в нынешнем году
В нашем выросло саду? Всѐ мы вам покажем, Обо всѐм расскажем.
Ритмодекломация №4
- Ходьба на носках в среднем темпе, руки за головой.
мы весѐлые ребята, наше имя – медвежата.
Любим лазать и метать, Любим прыгать и играть.
- Ходьба в глубоком приседе. Мишка шѐл, шѐл, шѐл, Землянику он нашѐл.
Он присел, попыхтел,
Землянику всю он съел.
- Ходьба с высоким подниманием бедра, поворотом на 360 градусов.
Мишка шѐл, шѐл, шѐл,
К тихой речке он пришѐл, Сделал полный поворот,
Через речку пошѐл вброд.
- Прыжки с продвижением вперѐд. Мишка шѐл, шѐл, шѐл,
На лужайку он пришѐл,
Он попрыгал на лужайке Быстро, ловко, словно зайка.
- Легкий бег на носках (0.5 мин.).
- Спокойная ходьба 7. .
Ритмодекломация №5
- Ходьба в полуприседе, хлопки по бѐдрам. Вышли уточки на луг – Кря, кря, кря, кря.
- Лѐгкий бег на носках. Прилетел лохматый жук – Жу-жу-жу-жу.
- Ходьба с перекатом с пятки на носок или ходьба на носках, руки назад. Гуси шею выгибают –
Га, га, га, га.
- Прыжки с продвижением вперѐд. А лягушки на болоте – Ква, ква, ква.
- Ходьба с высоким подниманием бедра, руки на поясе. Едем, едем на лошадке, Цок, цок, цок, цок! По дорожке гладкой, гладкой, Цок, цок, цок, цок! В гости нас звала принцесса, Цок, цок, цок, цок!
Кушать пудинг
Сладкий, сладкий,
Цок, цок, цок, цок!
- Бег с захлѐстыванием голени назад.
Бей, бей, барабан, Помоги солдату. Если лопнет барабан, Положу заплату.
- Свободная ходьба под марш.
Логоритмические упражнения.
1. «Прогулка». Педагог.
Раз-два-три-четыре-пять – В лес отправимся гулять.
Обычная ходьба. По извилистым тропинкам Потихоньку мы пойдѐм.
Ходьба «змейкой» между листьями, лежащими на полу, взявшись за руки. Может быть, и под листочком Сладку ягодку найдѐм. На носочки дети встали,
По дорожкам побежали.
Бег на носках И на каблучках пойдѐм, Через лужи перейдѐм.
Ходьба на пятках.
Где ты прячешься, грибок? Полезай-ка в кузовок!
2. «Ёжик» По сухой лесной дорожке – Топ –топ – топ – топочут ножки. Ходит, бродит вдоль дорожек Весь в иголках серый ѐжик.
Ищет ягодки, грибочки
Для сыночка и для дочки Если подкрадѐтся волк – Превратится ѐж в клубок.
Ребята стоят, слегка согнувшись. Руки, согнутые в локтях, - перед грудью, кисти рук опущены вниз. Ноги, слегка согнутые в коленях, делают мелкие, частые шажки. «Собирают ягодки» - кончики пальцев соединяются, «срывают ягодки». Сворачиваются на полу клубком. Ощетинит ѐж иголки – Не достанется он волку. Ёж не тронет никого,
Но и ты не тронь его! Встают и продолжают топать по дорожке.
А как идѐт мама-медведица?
Как идет Мишутка?
2.«Зеркало и обезьяны».
Цель: научить детей элементам пальчиковой гимнастики «театр в руке», которая развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение.
Взрослый стоит напротив детей и боком к центру круга. Все участники сидят по-турецки. Ведущий показывает сюжетные пальчиковые упражнения под речитативы (В.В. Цевынтарный), дети выполняют.
Петушок.
Петушок стоит весь яркий, Гребешок он чистит лапкой.
Кисть вверх. Ладонь раскрыта. Указательный палец опирается на большой. Остальные пальцы оттопырены в стороны и подняты вверх.
Гусь.
Гусь стоит и всѐ гогочет,
Ущипнуть тебя он хочет.
Предплечье вертикально. Кисть под прямым углом, большой палец отставлен, остальные четыре прижаты друг к другу.
Кошка.
У кошки ушки на макушке,
Чтоб лучше слышать мышь в норушке.
Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец согнуты в дуги и прижаты к среднему и безымянному пальцу.
3. «Толстячки и худышки»
(на развитие выразительности речи, мимики и движений).
Педагог:
«Встретились однажды во дворе Толстячки-Снеговички и Сосульки-Худышки».
Удивились Сосульки:
«Ах, какие вы толстые!»
Дети смотрят, подняв брови и широко открыв глаза.
Рассердились Снеговички:
«Не такие уж мы и толстые!
Хмурят брови, морщат губы, смотрят сердито.
Ещѐ больше удивились сосульки:
«О, да вы ещѐ и сердитые!»
Округляют губы (как звук о), поднимают брови. Ещѐ больше рассердились Снеговички:
«У-у-у, мы действительно сердитые!» Вытягивают брови трубочкой, сводят брови.
Сморщили нос Сосульки:
«Фу! Не хотим с вами разговаривать!»
Морщат нос, произносят слова с недовольством.
Скривили губы Снеговички:
«ПФ! Ну и не надо».
Изображают на лице возмущение, кривят уголки рта.
Отвернулись друг от друга Толстячки и Худышки, насупились. Но ведь всем известно, что врозь-то жить скучно. Повернулись они друг к друг, подошли, обнялись и улыбнулись. Добро и дружба всегда побеждают!
4. Инсценировка «Кошкин дом» Хором.
Бом-бом, бом-бом!
Энергично поднимают и опускают руки, сжатые в кулаки Загорелся Кошкин дом!
Постепенно поднимают руки вверх и опускают их, описывая в воздухе круг и быстро перебирая пальцами.
Кошка выскочила,
Схватиться руками за голову и покачать головой.
Глаза выпучила,
Приставить к глазам «очки» из больших и указательных пальцев.
Побежала к дубу,
Бежать друг за другом поочередно выпуская «лапки-царапки».
Прикусила губу.
Остановиться, прикусить губу верхними зубами. Бежит курочка с ведром Заливать Кошкин дом.
Расставить сжатые в кулаки руки в стороны и бежать на носках.
А собачка - с помелом,
Наклониться вперѐд, одна рука на поясе, другая, как бы подметает землю.
А лошадка – с фонарѐм,
Поднять руку, сжатую в кулак, вверх.
Серый заинька – с листом.
Обеими ладонями делать махи движением от себя.
Раз- раз, раз-раз!
И огонь погас!
Поднять руки вверх. Ладони раскрыты вниз. На каждый слог постепенно рывками опускать их вниз.
Педагог.
Хоть огонь мы потушили, но дом у кошки сгорел. Что нужно делать? Правильно, надо строить новый дом. Бум, бум, та-ра-рам
Это что случилось там
А случилась то беда
Эй, строители, сюда
Тили-бом, тили-бом
Будем строить новый дом.
Речевые игры, способствующие обогащению словаря формированию грамматического строя речи.
1. “Узнай героя” Цели:
- находить по словам-определениям героя;
- самостоятельно придумывать и подбирать слова-определения к характеристике героев:
Гадкий, нехороший, жадный – Бармалей.
Добрый, внимательный, заботливый – Айболит.
Грозный, зубастый, бессовестный – Крокодил.
Маленькие, толстопятые, неуклюжие – медвежата.
Маленький, бесстрашный, храбрый – комарик.
Кривоногий, хромой, хороший – Мойдодыр.
Кровожадный, беспощадный, злой – Бармалей.
- “Все наоборот”
Цель: уметь подбирать к словам-определениям слова с противоположным значением
Больные – здоровые (зверята)
Злой – добрый (Бармалей)
Грустная – Веселая (Федора)
Грязный – чистый (мальчик)
Темно – светло (краденное солнце)
Высокий – низкий (жираф, бегемот)
- “Что делает?”
Цель: подобрать к предметам и героям сказок слова-действия
Подушка – ускакала
Простыня – улетела
Брюки – сбежали
Стол – ушел
Умывальник – выбегает Муха – пошла на базар и т.д.
- “Кто? Что?”
Цель: уметь различать живое – неживое, правильно ставя вопросы; кто?, что?.
Муха-Цокотуха – самовар
Айболит – градусник Федора – посуда Крокодил – солнце и т.д.
- “Четвертый лишний”
Цель: определить какой предмет из названных лишний. Объяснить свой выбор.
Айболит, волки, корабль, орел
Самовар, Муха-Цокотуха, уж, комарик
Утюг, скалка, блюдца, магнитофон
- “Скороговорки”
Цель: учить четко проговаривать текст, постепенно увеличивая темп.
Слишком много ножек у сороконожек. Расскажи-ка про покупки Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки Про покупочки свои.
- “Загадки”
Цель: учить детей отгадывать загадки по содержанию текста сказки.
- “Маленькие слова”
Цель: правильно употреблять в речи предлоги, знать их значение.
- И упал Айболит и лежит на снегу. - Он в Африке, он в Африке Под пальмою сидит.
- А рядом бегемотики Схватились за животики.
- Я пришью ему новые ножки Он опять побежит по дорожке.
9. “Один-много”
Цель: упражнять в умении ставить слова в форму множественного числа родительного падежа
Одно дерево – много …
Одна пальма – много …
Один крокодил – много …
Одна обезьяна – много …
Одна зверушка – много …
Одно насекомое – много …
Игры на развитие связной речи.
Цели:
Целенаправленно развивать диалогическую речь. Формировать у детей умение отвечать на вопросы и задавать их, участвовать в коллективном разговоре.
Учить формулировать свою мысль в виде полных предложений, составлять из них небольшой рассказ. 1. “Не плачь, мышонок”
В этой игре взрослый берет на себя роль мышонка, который остался один. Он горюет и плачет, а разные герои сказок Чуковского пытаются развлечь его беседой.
Воспитатель, исполняющий роль мышонка, причитает:
- Бедный я, бедный. Кто со мной поговорит, кто мои слезки вытрет.
Ребенок: Я с тобой поговорю, я твои слезки вытру.
- А ты кто?
Ребенок: Я Муха-цокотуха и т.д.
По просьбе мышонка дети поют песенки, читают стихи, показывают книги, приглашают поиграть и т.д. 2. “Бюро находок” (игра демонстрируется) Воспитатель-ведущий:
- Работает бюро находок. В бюро находок потерянные вещи. Забрать их можно только тогда, когда расскажешь строчку из произведения К.И. Чуковского с этим словом
3. “Помогите!” (игра демонстрируется)
Горе! Горе! Крокодил
Солнце в небе проглотил
Воспитатель берет на себя роль крокодила (в руках игрушка с солнышком в пасти) Эй вы, звери, выходите
Крокодила победите, Чтобы жадный крокодил Солнце в небо воротил.
Но мохнатые боятся:
Где нам с этаким сражаться! Он и грозен и зубаст Он нам солнце не отдаст!
Останавливаем сказку! Кто нам поможет. Позовем героев из других сказок К. Чуковского, ну хотя бы из сказки “Муха-Цокотуха” (дети берут на себя роль Мухи-цокотухи, паука, бабочки-красавицы и т.д.) и пытаются уговорить крокодила вернуть солнце. А может, придут герои сказки “Телефон” и будут звонить крокодилу.
- “Гости”
Герои сказок ходят друг к другу в гости. Муха-цокотуха к бабушке Федоре. Рассказывает о своей истории, слушает Федору, дает советы, помогает. Мойдодыр к Федоре. Учит Федору быть чистоплотной. Учит мыть посуду и т.д.
Мальчик к бабушке Федоре. Бармалей к Айболиту и т.д.
- “Неожиданная встреча”
Мойдодыр – Муха-цокотуха
Айболит – паук (обыывание)
- “Незнайка
Незнайка никогда не читал сказок Чуковского – дети знакомят его с героями сказок по фотографии (картинке).
Мойдодыр – это умывальник, который рассердился на мальчика-грязнулю
Муха-цокотуха – это именинница, которая пригласила к себе на чай букашек, таракашек и с ней приключилась серьезная неприятность. Комарик – это …
Бармалей – это …
Тараканище – это …
Федора – это …
- “Объяснялки”
Продолжи предложения.
Комарик храбрый, потому что …
Таня и Ваня непослушные, потому что …
Море погасло, потому что …
Мойдодыр рассердился, потому что …
Посуда убежала от Федоры, потому что…
- “Путаница”
Рассмотри рисунки. Что перепутал художник?
Из болота тянут жирафа.
Муха цокотуха в шапочке Айболита. Краденое солнце в зубах волка и т.д. 9. “Письмо” (пишем письмо герою)
4.ИНФОРМАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Используемая литература
- Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Логопедические игры с мячом. – СПб.: «Литера», 2010. – 64 с.: ил. – (Серия «Уроки логопеда»).
- Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты фронтальных занятий в старшей логогруппе.
- Крупенчук О. И., Воробьева Т. А. Исправляем произношение: комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. - СПб.: «Литера», 2010. – 96 с.: ил. – (Серия «Уроки логопеда»).
- Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно.
- Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи.
- Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии.
- Ткаченко Т.А. Звуки и знаки. Гласные. - Юнвес, 2001 г. - 24 с. (Серия «Подготовка дошкольников к чтению и письму»)
- Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.