Индивидуальный план самообразования воспитателя. Тема: «Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста в процессе игровой деятельности».

Валишина Ильмира Ильнуровна

Тема: «Развитие речи детей раннего и дошкольного

возраста в процессе игровой деятельности».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуальный план самообразования

воспитателя

Тема: «Развитие речи детей раннего и дошкольного

возраста в процессе игровой деятельности».

Ф.И.О. педагога: Валишина Ильмира Ильнуровна

Специальность (должность): воспитатель

Образование: высшее

Стаж педагогической работы: 4 года

Квалификационная категория: нет

Индивидуальная тема: «Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста в процессе игровой деятельности».

Актуальность темы: Вопросы развития правильной речи у детей очень актуальны. Благодаря речи дети познают окружающий мир, накапливают знания, расширяют круг представлений о предметах. При помощи речи выражают свои потребности, рассказывают о своих чувствах и переживаниях.

На сегодняшний день – образная, богатая синонимами и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем: бедность речи, недостаточный словарный запас, употребление не литературных слов и выражений, не способность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, отсутствие навыков культуры речи и культуры общения. Все это связано, во-первых, с недоразвитостью речевого аппарата и его анатомического строения, во-вторых, из-за недостаточного общения детей друг с другом и со взрослыми. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников очень сложное и важное дело.

Дети, не получившие в дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие. Именно в дошкольном возрасте нужно обогащать пассивный словарь ребѐнка, приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать речевую активность и познавательные интересы.

Эта проблема подвела меня к мысли о необходимости больше внимания уделить именно развитию речи детей раннего и дошкольного возраста. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты.

Дата начала работы над темой: сентябрь 2017 год.

Предполагаемая дата окончания работы: май 2022 год.

Цель: повысить профессиональную компетентность по речевому развитию детей раннего и дошкольного возраста. Способствовать развитию речи детей посредством игровой деятельности. Развитие речи детей дошкольного возраста при косвенном и прямом участии педагога.

Задачи:

1. Изучить научно – методическую литературу по данной теме.

2. Создать условия для развития речи детей раннего и дошкольного возраста

через игровую деятельность.

3. Создание предметно-развивающей среды.

4. Развитие словесно-логического мышления; речевого внимания,

фонематического слуха и восприятия, артикуляционного и голосового аппарата.

5. Поддерживать интерес детей к личности и деятельности сверстников, содействовать налаживанию их диалогического общения в совместных играх и занятиях.

Сроки

Содержание

Формы работы (с детьми, с педагогами, с родителями)

Практические выходы (рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ и т.д.)

Теоретический этап

Сентябрь 2017 г.- март2022 г.

.

Изучение нормативных

документов,

методической

литературы по

данной теме.

Детальное

изучение

имеющегося опыта

ДОУ.

Подбор литературы

по теме и возрасту

детей

1. Анкетирование

родителей по вопросам

речевого развития.

2. Консультации для

родителей.

3. Игры занятия в адаптационны

й период по развитию

речи.

4. Выявление у детей

уровней развития речи.

5. Изучение мониторинга

по программе «От

рождения до школы»

автор составитель

В.И.Лободина. сбор и

обработка данных.

6. Мониторинг по

образовательной

области «Речевое

развитие» на начало и

конец учебного года».

7. Подборка игр и

дидактических пособий

по развитию речи

детей.

8. Проведение с детьми

игр и игровых ситуаций

на развитие речи.

9. Пальчиковые игры.

10. Составление

конспектов занятий,

развлечений.

11. Создание наглядных

пособий для детей.

1.Анализ анкетирования.

2. Мониторинг

3.Родительское собрание

4.Индивидуальная

работа с родителями.

5. Папка с накопленным

материалом

Практический этап

Сентябрь

2018 г.

-

Март 2023 г

Подбор литературы

по теме и возрасту

детей.

Изготовление

наглядного и

раздаточного

материала, игровых

пособий.

Участие в

конкурсах и

выставках

различного уровня.

Освещение данной

темы на сайте

МБДОУ № 27.

Пополнение и

расширение

предметно развивающей

среды.

Работа с детьми:

1. Проведение ООД по

звуковой культуре речи.

2. Артикуляционная

гимнастика.

3. Проговаривание и

разучивание

чистоговорок, скороговорок.

4.Театрализованные игры.

5. Сюжетно-ролевые игры.

6. Пальчиковые игры и

упражнения.

7. Дидактические игры.

8. Игры-викторины.

9. Использование приёмов

мнемотехники –

моделирование,

мнемотаблицы,

пиктограммы.

10. Словесные игры.

11.Театрализованные

постановки.

Работа с родителями:

1.Предоставление

наглядного материала

по развитию речевых

умений (папки передвижки,

памятки, методическая

литература).

2.Организация и

проведение утренников

и театрализованных

праздников,

3.Организация и

проведение совместно с

логопедом

тематических

родительских собраний,

4.Составление

рекомендаций для

родителей по

организации домашних

занятий по развитию

речи,

5. В дальнейшем

планируется проведение

открытого занятия

по развитию речи.

Работа с педагогами:

1. Семинар-практикум.

2. Выступления на

методическом и

педагогическом совете с

целью поделиться опытом

по данной теме.

3. Мастер-классы.

1. Папки-передвижки

по речевому

развитию.

2. Сборник

консультаций для

родителей по

речевому развитию.

3. Родительские собрания.

4. Консультации для

педагогов ДОУ.

5. Выступление на

педсоветах.

6. Открытые занятия

7. Посещение

открытых занятий

других педагогов

8. Картотека

дидактических игр,

упражнений и

методических

приемов по развитию

речи у дошкольников.

Заключительный (аналитический)

Март-май

2023 г.

Анализ

результатов,

подведение итогов

работы.

Систематизация

накопленного

материала.

1. Проведение итогового

мониторинга.

2. Анализ его результатов.

3. Родительское собрание.

4. Выступление на

заседании

методического

объединения с отчетом

о проделанной работе.

1. Выступление на

заседании методического

объединения с отчетом о

проделанной работе.

2. Родительское

собрание.

3. Диссеминация опыта

Предполагаемый результат: при систематической работе над речевым развитием значительно увеличится словарный запас у детей, речь станет предметом активности детей, они начнут активно сопровождать свою деятельность речью, будет совершенствоваться разговорная речь; а также будет сформирован грамматический строй и звуковая культура речи.

Форма отчетности: выступление по итогам работы и обмену опытом.

Литература:

1. Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи

дошкольников. – АСТ, 2011. – 64с.

2. Быкова Н.М. «Игры и упражнения для развития речи». СПб.: ООО

Издательство «Детство-Пресс», 2010.

3. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. - М.: 1974г.

4. Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду. Программа и методические

рекомендации». -2-е изд., испр. и доп., М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

5. Дьяченко В.Ю. «Развитие речи: тематическое планирование

занятий» Учитель, 2007.

6. Маханѐва М.Д., Рещикова С.В. «Игровые занятия с детьми от одного до трѐх

лет». -М.: Творческий центр Сфера, 2009.

7. От рождения до школы: программа / под ред. Н. Е. Веракса, Т. С.

Комаровой, М. А. Васильевой.

8. Пименова Т.М. «Формирование художественно-речевых навыков у детей 5-

7 лет: занятия по былинам, богатырские игры и потешки.», Учитель, 2013.

9. Степаненкова Э.Я. «Методика проведения игр», М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,

2009.

10. Швайко Т.С. «Игры и игровые упражнения для развития речи». - М.: 1983г.

Воспитатель Валишина И.И.



Предварительный просмотр:

Индивидуальный план самообразования

воспитателя

Тема: «Развитие речи детей раннего и дошкольного

возраста в процессе игровой деятельности».

Ф.И.О. педагога: Валишина Ильмира Ильнуровна

Специальность (должность): воспитатель

Образование: высшее

Стаж педагогической работы: 4 года

Квалификационная категория: нет

Индивидуальная тема: «Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста в процессе игровой деятельности».

Актуальность темы: Вопросы развития правильной речи у детей очень актуальны. Благодаря речи дети познают окружающий мир, накапливают знания, расширяют круг представлений о предметах. При помощи речи выражают свои потребности, рассказывают о своих чувствах и переживаниях.

На сегодняшний день – образная, богатая синонимами и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем: бедность речи, недостаточный словарный запас, употребление не литературных слов и выражений, не способность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, отсутствие навыков культуры речи и культуры общения. Все это связано, во-первых, с недоразвитостью речевого аппарата и его анатомического строения, во-вторых, из-за недостаточного общения детей друг с другом и со взрослыми. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников очень сложное и важное дело.

Дети, не получившие в дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие. Именно в дошкольном возрасте нужно обогащать пассивный словарь ребѐнка, приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать речевую активность и познавательные интересы.

Эта проблема подвела меня к мысли о необходимости больше внимания уделить именно развитию речи детей раннего и дошкольного возраста. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты.

Дата начала работы над темой: сентябрь 2017 год.

Предполагаемая дата окончания работы: май 2022 год.

Цель: повысить профессиональную компетентность по речевому развитию детей раннего и дошкольного возраста. Способствовать развитию речи детей посредством игровой деятельности. Развитие речи детей дошкольного возраста при косвенном и прямом участии педагога.

Задачи:

1. Изучить научно – методическую литературу по данной теме.

2. Создать условия для развития речи детей раннего и дошкольного возраста

через игровую деятельность.

3. Создание предметно-развивающей среды.

4. Развитие словесно-логического мышления; речевого внимания,

фонематического слуха и восприятия, артикуляционного и голосового аппарата.

5. Поддерживать интерес детей к личности и деятельности сверстников, содействовать налаживанию их диалогического общения в совместных играх и занятиях.

Сроки

Содержание

Формы работы (с детьми, с педагогами, с родителями)

Практические выходы (рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ и т.д.)

Теоретический этап

Сентябрь 2017 г.- март2022 г.

.

Изучение нормативных

документов,

методической

литературы по

данной теме.

Детальное

изучение

имеющегося опыта

ДОУ.

Подбор литературы

по теме и возрасту

детей

1. Анкетирование

родителей по вопросам

речевого развития.

2. Консультации для

родителей.

3. Игры занятия в адаптационны

й период по развитию

речи.

4. Выявление у детей

уровней развития речи.

5. Изучение мониторинга

по программе «От

рождения до школы»

автор составитель

В.И.Лободина. сбор и

обработка данных.

6. Мониторинг по

образовательной

области «Речевое

развитие» на начало и

конец учебного года».

7. Подборка игр и

дидактических пособий

по развитию речи

детей.

8. Проведение с детьми

игр и игровых ситуаций

на развитие речи.

9. Пальчиковые игры.

10. Составление

конспектов занятий,

развлечений.

11. Создание наглядных

пособий для детей.

1.Анализ анкетирования.

2. Мониторинг

3.Родительское собрание

4.Индивидуальная

работа с родителями.

5. Папка с накопленным

материалом

Практический этап

Сентябрь

2017 г.

-

Март 2022 г

Подбор литературы

по теме и возрасту

детей.

Изготовление

наглядного и

раздаточного

материала, игровых

пособий.

Участие в

конкурсах и

выставках

различного уровня.

Освещение данной

темы на сайте

МБДОУ № 27.

Пополнение и

расширение

предметно развивающей

среды.

Работа с детьми:

1. Проведение ООД по

звуковой культуре речи.

2. Артикуляционная

гимнастика.

3. Проговаривание и

разучивание

чистоговорок, скороговорок.

4.Театрализованные игры.

5. Сюжетно-ролевые игры.

6. Пальчиковые игры и

упражнения.

7. Дидактические игры.

8. Игры-викторины.

9. Использование приёмов

мнемотехники –

моделирование,

мнемотаблицы,

пиктограммы.

10. Словесные игры.

11.Театрализованные

постановки.

Работа с родителями:

1.Предоставление

наглядного материала

по развитию речевых

умений (папки передвижки,

памятки, методическая

литература).

2.Организация и

проведение утренников

и театрализованных

праздников,

3.Организация и

проведение совместно с

логопедом

тематических

родительских собраний,

4.Составление

рекомендаций для

родителей по

организации домашних

занятий по развитию

речи,

5. В дальнейшем

планируется проведение

открытого занятия

по развитию речи.

Работа с педагогами:

1. Семинар-практикум.

2. Выступления на

методическом и

педагогическом совете с

целью поделиться опытом

по данной теме.

3. Мастер-классы.

1. Папки-передвижки

по речевому

развитию.

2. Сборник

консультаций для

родителей по

речевому развитию.

3. Родительские собрания.

4. Консультации для

педагогов ДОУ.

5. Выступление на

педсоветах.

6. Открытые занятия

7. Посещение

открытых занятий

других педагогов

8. Картотека

дидактических игр,

упражнений и

методических

приемов по развитию

речи у дошкольников.

Заключительный (аналитический)

Март-май

2022 г.

Анализ

результатов,

подведение итогов

работы.

Систематизация

накопленного

материала.

1. Проведение итогового

мониторинга.

2. Анализ его результатов.

3. Родительское собрание.

4. Выступление на

заседании

методического

объединения с отчетом

о проделанной работе.

1. Выступление на

заседании методического

объединения с отчетом о

проделанной работе.

2. Родительское

собрание.

3. Диссеминация опыта

Предполагаемый результат: при систематической работе над речевым развитием значительно увеличится словарный запас у детей, речь станет предметом активности детей, они начнут активно сопровождать свою деятельность речью, будет совершенствоваться разговорная речь; а также будет сформирован грамматический строй и звуковая культура речи.

Форма отчетности: выступление по итогам работы и обмену опытом.

Литература:

1. Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи

дошкольников. – АСТ, 2011. – 64с.

2. Быкова Н.М. «Игры и упражнения для развития речи». СПб.: ООО

Издательство «Детство-Пресс», 2010.

3. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. - М.: 1974г.

4. Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду. Программа и методические

рекомендации». -2-е изд., испр. и доп., М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

5. Дьяченко В.Ю. «Развитие речи: тематическое планирование

занятий» Учитель, 2007.

6. Маханѐва М.Д., Рещикова С.В. «Игровые занятия с детьми от одного до трѐх

лет». -М.: Творческий центр Сфера, 2009.

7. От рождения до школы: программа / под ред. Н. Е. Веракса, Т. С.

Комаровой, М. А. Васильевой.

8. Пименова Т.М. «Формирование художественно-речевых навыков у детей 5-

7 лет: занятия по былинам, богатырские игры и потешки.», Учитель, 2013.

9. Степаненкова Э.Я. «Методика проведения игр», М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,

2009.

10. Швайко Т.С. «Игры и игровые упражнения для развития речи». - М.: 1983г.

Воспитатель Валишина И.И.