конспект логопедического занятия на тему "Деревья"
Занятие на тему: «Деревья»
Цели:
-коррекционно-образовательные: закрепить названия деревьев, их строение, внешние признаки; учить детей различать деревья по внешним признакам; закрепить умение детей составлять описательные рассказы; образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных, согласовывать числительные с существительными; учить правильно употреблять существительные в единственном и множественном числе в различных падежных формах; образовывать прилагательные от существительных; учить согласовывать притяжательные местоимения с существительными.
- коррекционно-развивающие: развивать словарь; развивать внимание, мышление, память.
- коррекционно-воспитательные: воспитывать усидчивость, сосредоточенность, положительные эмоции, умение слушать собеседника не перебивая.
Оборудование: демонстрационный материал — картинки деревьев; картинно-графический план; раздаточный материал –листочки с заданием, цветные карандаши.
Ход занятия:
Организационный момент.
Отгадывание загадки
Его весной и летом
Мы видели одетым.
А осенью с бедняжки
Упали все рубашки.
Что это? (Дерево.)
Основная часть
Где растут деревья? (В саду, в парке, в лесу, в сквере и т.д.). Что есть у дерева? (Корень, ствол, ветки, крона, почки, листья, плоды. Какую пользу приносит корни? (из земли корни берут воду и питательные вещества), ствол? (по нему вверх и вниз текут питательные вещества), листья? (они поглощают из воздуха углекислый газ и выделяют кислород), кора? (защищает от холода). Какую пользу приносят деревья? (очищают воздух, плодами питаются птицы и звери).
Деревья бывают лиственные и хвойные. Лиственные деревья — это те, которые имеют листву. Хвойные деревья имеют вместо листьев - иголки, называемые «хвоей». Зимой лиственные деревья опадают, а хвойные — сохраняют свою хвою.
Назовите лиственные деревья. (Береза, дуб, осина и т.д.). Назовите хвойные деревья. (Сосна, ель, лиственница, пихта.).
В саду растут фруктовые деревья: яблони, груши сливы и т.д. В лесу растут деревья. Если в лесу растут одни хвойные деревья- лес хвойный, а если лиственные– лес лиственный, а если и лиственные деревья и хвойные, то лес - смешанный. Если в лесу растут одни берёзы, то такой лес называется берёзовая роща, осины… осиновая роща, клёны…липы… ,если одни дубы – дубрава, если одни ели – ельник, если одни сосны – сосновый бор.
Рассмотреть картинки с изображением деревьев, уточнить их название.
Логопед помогает детям рассказывать о деревьях, используя картинно-графический план.
Русская красавица стоит на поляне В зелёной косынке, в белом сарафане…(берёза)
Береза получила свое название за белую кору. Ствол тонкий, стройный, прямой, белый, листья округлой формы, зубчатые по краю. Ранней весной во время цветения с ветвей березы свешиваются длинные желтоватые сережки. Береза – очень доброе дерево, она дает человеку силу. Очень вкусен чай из березовых почек, березовый сок, который собирают весной.
Стоит над кручей Богатырь могучий: Плечи пораздвинул Руки пораскинул… (дуб)
Дуб – это могучее лиственное дерево. Его мощный ствол покрыт плотной, крепкой корой. У него толстый морщинистый ствол с толстыми ветками. Лист резной, овальной формы, Плоды дуба - желуди созревают ранней осенью. Живут дубы около тысячи лет.
Клён — ствол у клена темно-серый, лист имеет форму звездочки.
Липа - это лиственное дерево с черной растрескивающейся корой и раскидистой кроной. Цветки липы желтовато – белые душистые. Из них заваривают полезный липовый чай. Цветет это дерево в конце июня – в начале июля.
Ольха –лиственное дерево.
Никто её не пугает, А она вся дрожит…(осина)
Осина – это лиственное дерево с кроной округлой формы, с прямым зеленоватым гладким стволом и желтовато - белой кроной. Высокие, стройные осины очень красивы. Листья дрожат на высоких вершинах даже в самый тихий безветренный день. Кажется, осинки переговариваются друг с другом. Листья осины зеленые, зубчатые по краю, на длинных черешках. Цветки мелкие, собранные в свисающие сережки.
Тополь
У тополя - высокий ствол серого цвета, лист овальной формы, почки липкие. Тополя прекрасно очищают воздух от пыли и копоти и выделяют в атмосферу кислорода больше, чем другие деревья. Один тополь вырабатывает его столько, сколько три липы, четыре сосны, семь елей.
Каштан –лиственное дерево.
Рябина — ствол тонкий, прямой, коричневого цвета, дерево высокое, лист овальной формы, состоит из мелких листочков, расположенных попарно. У рябины есть красные ягоды.
Ель, сосна, кедр – хвойные деревья. У ёлки ствол зеленого цвета, а у сосны, кедра — коричневого цвета. Все хвойные деревья имеют вместо листьев иголки - хвою. У них есть шишки. У ели и сосны шишки крупные, а у лиственницы — маленькие.
Физкультминутка
Мы вокруг березы
Весело пойдем, - Дети становятся в круг и идут,
Руки вверх поднимем, - поднимают,
Покружимся слегка - кружатся,
И подбросим листья
Вверх под облака - делают движения подбрасывания.
Чем отличаются друг от друга дуб и ель? (разные листья, разный цвет стволов, разное расположение веток). Ель и сосна? Берёза и клён?
Дидактическая игра «С какого дерева лист?»
Логопед показывает картинки с изображением листьев разных деревьев и предлагает определить с какого дерева лист.
Дидактическая игра «Какой?»
Образование прилагательных от существительных.
Лист клена. Лист какой? — Кленовый.
Лист березы ...
Лист липы ...
Лист тополя ...
Лист дуба ...
Лист клёна ...
Лист рябины ...
Как называется явление в природе, когда падают листья? (Листопад.)
Дидактическая игра «Скажи ласково»
Например: лист — листочек, береза — ... , ветка — ... , дуб — ..., дерево — ... и т.д.
Дидактическая игра «Один - много»
Образование существительных множественного числа родительного и именительного падежей.
Например: лист - листьев, береза - берёз, дерево — ..., тополь — ... , ветка — ... и т.д.
Дидактическая игра «Сосчитай»
Согласование числительных с существительными.
Например: один лист, два листа, три... , четыре ... , пять листьев.
Одна ветка и т.д. Одно дерево и т.д. Один корень и т.д. Одна почка и т.д.
Дидактическая игра «Скажи наоборот»
Образование слов-антонимов.
Например: ствол высокий — низкий, корень длинный — короткий, ветка толстая — тонкая, дерево большое — маленькое, У сосны иглы длинные, а у ели... У клёна листья большие, а у берёзы... У дуба ствол толстый, а у берёзы... У берёзы ствол светлый, а у клёна...
Как человек должен относиться к деревьям (не вырубать, не ломать, не разжигать в лесу костры, не бросать мусор, сажать деревья ).
Пальчиковая гимнастика с массажным мячом - катать мяч между ладонями, приговаривая
У сосны, у пихты, елки
Очень колкие иголки.
Но еще сильней, чем ельник
Вас уколет можжевельник!
Выполнение задания на листочках.
Итог занятия.
- Мне нравится (1)