Сообщение из опыта работы на тему: «Роль развивающей предметно – пространственной среды в математическом развитии детей дошкольного возраста»

Ланина Оксана Сергеевна

Добрый день! Уважаемые коллеги,мне хотелось бы поделится опытом по теме «Роль развивающей предметно – пространственной среды в математическом развитии детей дошкольного возраста». Расскажите о развивающей предметно-пространственной среде по математическому развитию в Вашем ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №8»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

Сообщение из опыта работы

на тему:

«Роль развивающей предметно – пространственной среды в математическом развитии детей дошкольного возраста»

Подготовил: воспитатель Ланина О.С.

2022 г.

              Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий. В этих условиях математическое развитие дошкольника не может сводиться к обучению счету, измерению и вычислению. Особую ценность сегодня приобретает развитие способности самостоятельно и творчески мыслить.

Поэтому для вхождения маленького ребенка в мир математики необходимо создать благоприятные и естественные условия. Важно, чтобы математика для ребенка была живой, наполненной положительными эмоциями от нового знания, от открытия ее закона, от преодоления трудностей, от общения на ее языке.

               Что же такое развивающая математическая среда?

Это единство специально организованного образовательного пространства и внеобразовательной сфер, которое способствует математическому развитию дошкольника, развитию способности самостоятельно и творчески мыслить.

С целью математического развития детей дошкольного возраста предлагается размещать в группе:

 игры, предметы и игровые материалы, с которыми ребенок действует преимущественно самостоятельно или в совместной со взрослым и сверстниками деятельности (геометрический конструктор, пазлы);

 учебно-методические пособия, модели, используемые взрослым в процессе обучения детей (числовая лесенка, модель числового ряда, обучающие книги);

 оборудование для осуществления детьми разнообразных деятельностей (материалы для экспериментирования, календари, часы, измерительные приборы).    

               Для достижения высоких результатов в организации работы в направлении «математическое развитие» в соответствии с требованиями ФГОС ДО и Концепции развития математического образования в РФ в нашем дошкольном учреждении созданы все условия для математического развития детей.

Особая роль в создании развивающей предметно-пространственной среды отводится дидактическим играм и пособиям, которые помогают учить детей мыслить, анализировать, сравнивать предметы и их группы, выявлять существенные признаки, устанавливать связи, моделировать объекты и др.

         В каждой группе оборудованы математические уголки  (центры), содержание которых направлено на реализацию математических задач согласно возрасту детей и обеспечивающие возможности для самостоятельной деятельности детей в центрах, поддержку интереса к логико-математическим играм.

     Основной задачей раннего развития ребенка в 2-3 года является развитие сенсорики, мелкой моторики и координации движений. Хорошим помощником в развитии мелкой моторики являются различные развивающие игры и пособия.

        В младшей группе созданы условия для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов.  

Дети играют с блоками Дьенеша, палочками Кюизенера, создавая несложных конструкций и картины.

      Уголок математики в средней группе пополняется новыми материалами, направленными на развитие абстрактного восприятия, поскольку и мышление детей становится более абстрагированным, отвлечённым от определённого образа. Это печатные игры как промышленного производства, так и самодельные, плакаты, серии картин.

       Содержание уголка старшей группы пополняется настольными играми не только на воспроизведение знаний, но и на смекалку, сообразительность: «Найди отличия», «Бывает—не бывает», «Что лишнее?» Применяются игры и пособия на классификацию по нескольким признакам, сопоставление групп, сериации, ориентировку по схеме или модели, установление последовательностей. 

       Математический уголок в подготовительной к школе группе оборудован так, что дети имеют возможность решать простейшие примеры, выполнять задания на сравнение чисел. Дидактические игры такого плана они применяют не только для самостоятельного изучения математических навыков, но и иногда проверяют друг друга, заключают небольшие состязания. Дошкольников начинают знакомить с часами и календарем, в которых присутствует не только числа, но и счет времени. Дети учатся определять дату, время, месяц, время года.

            В         методическом кабинете имеется:

-   консультативный материал по различным направлениям математического развития;

-  опыт педагогов ДОУ по данной теме;

-  методическая литература по разделу «Формирование элементарных математических представлений»;

-   демонстрационный и раздаточный материал, в том числе игры В.В. Воскобовича, коврографы «Ларчик», «Мини – ларчик», игровой набор Фребеля, палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, картинки-головоломки и другие средства обучения.

Педагоги используют их в своей работе.

        Таким образом, математическое содержание игровой деятельности при взаимодействии с развивающей предметно- пространственной средой способствует формированию у детей способности свободно ориентироваться в пространстве и времени, развитию самооценки, самоконтроля, самостоятельности, формированию навыков самоорганизации, самопознания, самовыражения, которые помогут им легко адаптироваться к школьной жизни.