«Эффективность использования мультимедиа – техники в проектной деятельности»
«Эффективность использования мультимедиа – техники в проектной деятельности»
Автор: воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ детский сад №40 «Берёзка» Пряслихина Татьяна Александровна
Проектирование представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольника. Оно обладает целым рядом характеристик, оказывающих положительное влияние на развитие ребенка-дошкольника. Прежде всего, расширяются знания детей о различных областях действительности, а также развиваются общие способности дошкольников – познавательные, коммуникативные и регуляторные.
Выполнение проекта предполагает формирование оригинального замысла, навык определения этапов его реализации, следование задуманному плану, помогает активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей, способствует умению наблюдать и слушать, способствует развитию навыков обобщать и анализировать, помогает увидеть проблему с разных сторон, комплексно, развивают воображение, образное и логическое мышление, память, речь. Важно, что уже в дошкольном возрасте, дети приобретают навык публичного предъявления своих мыслей, выраженных в конкретном продукте.
Благоприятно проектная деятельность сказывается и на общем групповом развитии детей: дошкольники не просто с удовольствием занимаются, но и приобретают необходимые социальные навыки – они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными правилами.
В связи с проектной деятельностью меняется и содержание игровой деятельности – она становится более сложной, разнообразной, у детей повышается интерес друг к другу, всё это, безусловно, будет способствовать успешному обучению детей в школе.
В соответствии Законом РФ «Об образовании», Концепцией дошкольного воспитания, «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении» одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка».
В связи с этим важное место в деятельности дошкольного учреждения отводится работе с родителями: повышению их правовой и психолого-педагогической культуры; созданию единого образовательного пространства для дошкольника в семье и детском саду; выработке согласованных педагогически целесообразных требований к ребенку с учетом его самобытности, дарования, индивидуального темпа продвижения, возрастных особенностей и др.
Поэтому, проект в нашем ДОУ – продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей и родителей, что благоприятно сказывается на развитии отношений между родителями и детьми. Ребенок оказывается содержательно интересен родителям, поскольку он выдвигает различные идеи, открывает близким взрослым уже в знакомых ситуациях новое.
Педагога проектирование заставляет постоянно находиться в пространстве возможностей, не допускает применения только стандартных и шаблонных действий, а требует ежедневного творческого личностного роста, так как педагог должен:
иметь четкое представление о целях, задачах и этапах проекта и его проблематики;
донести это до детей;
познакомить с проектом родителей, помочь найти своё место в данном проекте;
заинтересовать каждого ребёнка;
использовать мотивацию и эмоциональную отзывчивость детей;
использовать индивидуальный подход;
оказывать содействие в реализации проекта на всех этапах;
информировать о его реализации.
Основная цель нашего группового познавательного проекта « Зимующие птицы» – это формирование познавательного интереса к окружающей среде, воспитание эмоционально-положительного отношения к природе родного края.
В соответствии с целью проекта были поставлены следующие задачи:
Уточнить представления детей о зимующих птицах , их внешнем виде, питании, особенностях жизни в зимних условиях;
Способствовать усвоению правил поведения при обращении с птицами;
Развивать представления о действенной заботе о птицах;
Формировать у детей основы экологической культуры.
Перед началом реализации проекта мы продумали и организовали предметную среду в группе, чтобы она являлась «фоном» к познавательной и поисковой деятельности детей. В книжном ЦЕНТРЕ поставили яркие книги – энциклопедии для детей, альбомы с изображением зимующих птиц, альбомы с рисунками детей. Повесили в группе плакаты с фотографиями местных зимующих птиц, плакаты в защиту птиц, изготовленные детьми, а также плоскостной макет зимнего дерева с кормушкой для птиц, где дети ежедневно отмечали, какие птицы прилетали к нам на участок. На «экологической тропе» и на участке детского сада дети повесили для птиц кормушки, изготовленные совместно с родителями.
Задание по теме проекта дети выбирали вместе с родителями на своё усмотрение, выполнение которого представляли в виде альбомов, плакатов, поделок.
В процессе выполнения проекта эффективно использовали мультимедиа, презентации, включающие слайд-шоу, анимацию, озвучивание, фото в сочетании с традиционными методами обучения, что значительно повысило эффективность обучения, а развивающий эффект обеспечивался доступностью знаний для детей, соответствием уровню их развития и интересам.
Мультимедиа не может заменить живое эмоциональное человеческое общение, не может заменить книги, а является дополнительным, рациональным и удобным источником информации и наглядности.
Просмотр презентации «Зимующие птицы» вызвал у детей повышенный интерес, так как аудиовизуальная информация, когда дети слышат и видят одновременно, является наиболее эффективной для восприятия и запоминания. Тестирующие вопросы при необходимости озвучивались, поэтому дети, не умеющие читать, легко справлялись с заданием. Применение мультимедиа позволило нам поставить перед детьми и помочь им решить познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.
Ещё одно преимущество использования мультимедиа в проектной деятельности - то, что просмотр можно начать с определённого места, сразу включив необходимый слайд, например, при составлении творческого рассказа детьми по фотографии, в дидактической игре, в решении кроссворда, в отгадывании загадок и т. д.
Созданная родителями презентация «Удивительное рядом…» была отличным дополнением в реализации нашего проекта, а озвучивание классической музыкой сделало её ещё более красочной и запоминающейся и способствовало формированию эстетического восприятия природы.
Применение мультимедиа в проекте «Зимующие птицы» активизировало познавательную деятельность детей и способствовало созданию положительного эмоционального настроя в реализации проекта.
Зрелищным стал последний этап проекта – подведение итогов. На защиту мы пригласили гостей, родителей, малышей, продемонстрировав вклад в проект каждого ребенка и родителя, подчеркнув социальную значимость проекта. За своё усердие все дети получили дипломы помощников птиц и приглашение на «Весенний праздник птиц».
Таким образом, интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все сферы диктуют педагогам необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания. Метод проектной деятельности является одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, а информационные технологии можно считать новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Использование информационных технологий является эффективным средством воспитания и развития творческих способностей у детей, формирования их личности, обогащения интеллектуальной сферы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_iz_opyta_raboty.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
«Эффективность использования мультимедиа – техники в проектной деятельности»
Автор: воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ детский сад №40 «Берёзка» Пряслихина Татьяна Александровна
Проектирование представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольника. Оно обладает целым рядом характеристик, оказывающих положительное влияние на развитие ребенка-дошкольника. Прежде всего, расширяются знания детей о различных областях действительности, а также развиваются общие способности дошкольников – познавательные, коммуникативные и регуляторные.
Выполнение проекта предполагает формирование оригинального замысла, навык определения этапов его реализации, следование задуманному плану, помогает активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей, способствует умению наблюдать и слушать, способствует развитию навыков обобщать и анализировать, помогает увидеть проблему с разных сторон, комплексно, развивают воображение, образное и логическое мышление, память, речь. Важно, что уже в дошкольном возрасте, дети приобретают навык публичного предъявления своих мыслей, выраженных в конкретном продукте.
Благоприятно проектная деятельность сказывается и на общем групповом развитии детей: дошкольники не просто с удовольствием занимаются, но и приобретают необходимые социальные навыки – они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными правилами.
В связи с проектной деятельностью меняется и содержание игровой деятельности – она становится более сложной, разнообразной, у детей повышается интерес друг к другу, всё это, безусловно, будет способствовать успешному обучению детей в школе.
В соответствии Законом РФ «Об образовании», Концепцией дошкольного воспитания, «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении» одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка».
В связи с этим важное место в деятельности дошкольного учреждения отводится работе с родителями: повышению их правовой и психолого-педагогической культуры; созданию единого образовательного пространства для дошкольника в семье и детском саду; выработке согласованных педагогически целесообразных требований к ребенку с учетом его самобытности, дарования, индивидуального темпа продвижения, возрастных особенностей и др.
Поэтому, проект в нашем ДОУ – продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей и родителей, что благоприятно сказывается на развитии отношений между родителями и детьми. Ребенок оказывается содержательно интересен родителям, поскольку он выдвигает различные идеи, открывает близким взрослым уже в знакомых ситуациях новое.
Педагога проектирование заставляет постоянно находиться в пространстве возможностей, не допускает применения только стандартных и шаблонных действий, а требует ежедневного творческого личностного роста, так как педагог должен:
иметь четкое представление о целях, задачах и этапах проекта и его проблематики;
донести это до детей;
познакомить с проектом родителей, помочь найти своё место в данном проекте;
заинтересовать каждого ребёнка;
использовать мотивацию и эмоциональную отзывчивость детей;
использовать индивидуальный подход;
оказывать содействие в реализации проекта на всех этапах;
информировать о его реализации.
Основная цель нашего группового познавательного проекта « Зимующие птицы» – это формирование познавательного интереса к окружающей среде, воспитание эмоционально-положительного отношения к природе родного края.
В соответствии с целью проекта были поставлены следующие задачи:
Уточнить представления детей о зимующих птицах , их внешнем виде, питании, особенностях жизни в зимних условиях;
Способствовать усвоению правил поведения при обращении с птицами;
Развивать представления о действенной заботе о птицах;
Формировать у детей основы экологической культуры.
Перед началом реализации проекта мы продумали и организовали предметную среду в группе, чтобы она являлась «фоном» к познавательной и поисковой деятельности детей. В книжном ЦЕНТРЕ поставили яркие книги – энциклопедии для детей, альбомы с изображением зимующих птиц, альбомы с рисунками детей. Повесили в группе плакаты с фотографиями местных зимующих птиц, плакаты в защиту птиц, изготовленные детьми, а также плоскостной макет зимнего дерева с кормушкой для птиц, где дети ежедневно отмечали, какие птицы прилетали к нам на участок. На «экологической тропе» и на участке детского сада дети повесили для птиц кормушки, изготовленные совместно с родителями.
Задание по теме проекта дети выбирали вместе с родителями на своё усмотрение, выполнение которого представляли в виде альбомов, плакатов, поделок.
В процессе выполнения проекта эффективно использовали мультимедиа, презентации, включающие слайд-шоу, анимацию, озвучивание, фото в сочетании с традиционными методами обучения, что значительно повысило эффективность обучения, а развивающий эффект обеспечивался доступностью знаний для детей, соответствием уровню их развития и интересам.
Мультимедиа не может заменить живое эмоциональное человеческое общение, не может заменить книги, а является дополнительным, рациональным и удобным источником информации и наглядности.
Просмотр презентации «Зимующие птицы» вызвал у детей повышенный интерес, так как аудиовизуальная информация, когда дети слышат и видят одновременно, является наиболее эффективной для восприятия и запоминания. Тестирующие вопросы при необходимости озвучивались, поэтому дети, не умеющие читать, легко справлялись с заданием. Применение мультимедиа позволило нам поставить перед детьми и помочь им решить познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.
Ещё одно преимущество использования мультимедиа в проектной деятельности - то, что просмотр можно начать с определённого места, сразу включив необходимый слайд, например, при составлении творческого рассказа детьми по фотографии, в дидактической игре, в решении кроссворда, в отгадывании загадок и т. д.
Созданная родителями презентация «Удивительное рядом…» была отличным дополнением в реализации нашего проекта, а озвучивание классической музыкой сделало её ещё более красочной и запоминающейся и способствовало формированию эстетического восприятия природы.
Применение мультимедиа в проекте «Зимующие птицы» активизировало познавательную деятельность детей и способствовало созданию положительного эмоционального настроя в реализации проекта.
Зрелищным стал последний этап проекта – подведение итогов. На защиту мы пригласили гостей, родителей, малышей, продемонстрировав вклад в проект каждого ребенка и родителя, подчеркнув социальную значимость проекта. За своё усердие все дети получили дипломы помощников птиц и приглашение на «Весенний праздник птиц».
Таким образом, интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все сферы диктуют педагогам необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания. Метод проектной деятельности является одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, а информационные технологии можно считать новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Использование информационных технологий является эффективным средством воспитания и развития творческих способностей у детей, формирования их личности, обогащения интеллектуальной сферы.