Утренний круг в детском саду

Утренний сбор как способ организации

свободного речевого общения детей.

 

     Для полноценного речевого развития ребенка необходима соответствующая речевая среда. В дошкольных учреждениях этим вопросам уделяется особое внимание. Так, организационная образовательная деятельность, направленная на речевое развитие, призвана обогащать речь дошкольников. Педагоги проводят работу по расширению словарного запаса детей, развитию звуковой культуры и связности речи, грамматического строя и т. д.

      Особое значение для формирования речевых навыков имеет свободное общение.  Общаясь с взрослыми, ребенок овладевает речевыми нормами, узнает новые слова и словосочетания. Однако, усвоенные слова могут остаться у дошкольника в пассиве. Чтобы пассивные потенциальные знания стали активными, нужна жизненная потребность, которая возникает у ребенка, когда он общается со сверстниками. Разговаривая со сверстниками, дошкольник не прикладывает особых усилий для того, чтобы его поняли. Взрослые всегда постараются найти с ним общий язык. Другое дело – сверстники. Они не будут пытаться угадывать желания и настроение друг друга. Детям очень хочется общаться, поэтому они стараются связно и четко выражать свои намерения, мысли и желания. Именно потребность быть услышанным делает речь дошкольников более понятной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл utrenniy_sbor_kak_sredstvo._-_kopiya.docx24.48 КБ

Предварительный просмотр:

Утренний сбор как способ организации

свободного речевого общения детей.

     Для полноценного речевого развития ребенка необходима соответствующая речевая среда. В дошкольных учреждениях этим вопросам уделяется особое внимание. Так, организационная образовательная деятельность, направленная на речевое развитие, призвана обогащать речь дошкольников. Педагоги проводят работу по расширению словарного запаса детей, развитию звуковой культуры и связности речи, грамматического строя и т. д.

      Особое значение для формирования речевых навыков имеет свободное общение.  Общаясь с взрослыми, ребенок овладевает речевыми нормами, узнает новые слова и словосочетания. Однако, усвоенные слова могут остаться у дошкольника в пассиве. Чтобы пассивные потенциальные знания стали активными, нужна жизненная потребность, которая возникает у ребенка, когда он общается со сверстниками. Разговаривая со сверстниками, дошкольник не прикладывает особых усилий для того, чтобы его поняли. Взрослые всегда постараются найти с ним общий язык. Другое дело – сверстники. Они не будут пытаться угадывать желания и настроение друг друга. Детям очень хочется общаться, поэтому они стараются связно и четко выражать свои намерения, мысли и желания. Именно потребность быть услышанным делает речь дошкольников более понятной.

      В ходе организации режима пребывания детей в дошкольном учреждении педагог должен использовать разнообразные методы и формы включения всех детей в совместную деятельность. Прежде всего, это касается создания условий организации режимных моментов, сюжетно – ролевой игры, театрализованной деятельности, продуктивных видов деятельности, которые являются прекрасным средством освоения дошкольниками образовательной области «Коммуникация».

      На практике видно, что детям с речевыми нарушениями, а также застенчивым дошкольникам трудно реализовывать себя и почувствовать значимыми в  какой – либо сфере деятельности. Непрерывный личностный диалог воспитателя и воспитанника, живой отклик в процессе взаимодействия, нацеленность на создание условий для индивидуального опыта ребенка, воздействие на личностные черты и качества будут способствовать повышению активности ребенка с речевыми нарушениями.

      Одной из форм организации образовательного процесса с детьми, где ребенок может проявить свою речевую активность, является общение в ходе утреннего сбора, как важного режимного момента.

      Ни для кого, ни секрет, что большинство детей с трудом встают утром, не хотят идти в детский сад. Ребенок замкнут и обижен на всех сразу. Между тем навязчивому общению с педагогом ребенок скорее предпочитает общение с другими детьми.

      В ходе свободного общения дети могут высказаться и выслушать друг друга, получая  удовольствие от общения; сопереживать друг другу; выбирать собеседника по своему желанию.

      Утренний сбор для дошкольников – это, прежде всего возможность несколько минут побыть вместе, что немаловажно для застенчивых детей, рассказать, о чем думает, что чувствует.

Утренний круг или утренний сбор – это ритмически организованная, эмоционально и сенсорно наполненная играми, направленная на стимуляцию активного участия ребенка в общей игре, на развитие его коммуникативных возможностей часть режимного момента, проводимого в определенное время.

В зависимости от возраста детей утренний сбор длится от 10 до 15 минут.

Технология «Утренний круг» позволяет задать тон для благоприятного и дружеского общения и устанавливает атмосферу доверия, основанную на демократических принципах на весь день. Утренний сбор строится на позиции интегративного подхода, создаёт условия для социального, эмоционального и интеллектуального развития каждого члена сообщества группы. Во время утреннего сбора развиваются навыки внимательного, уважительного слушания, высказывания своих мыслей и кооперативного взаимодействия, чувство принадлежности, которые, в свою очередь, являются основой для социальных взаимодействий в группе в течение всего дня и года.

Целью организации утреннего круга является организация свободного речевого общения детей, установление эмоционального контакта.

Основными задачами утреннего сбора являются:

создание условий и формирование у детей мотивации к взаимодействию и общению;

формирование своего образа через игровое взаимодействие с детьми и взрослыми;

стимуляция собственной игровой, коммуникативной, речевой активности;

развитие произвольной регуляции поведения;

развитие познавательной сферы: зрительного и слухового внимания, восприятия, памяти и др.;

формирование представлений об окружающем мире

      Педагогам утренний сбор дает возможность создать атмосферу коллективного творчества, что помогает развитию у воспитанников чувства взаимного уважения и доброты. Следовательно, одно из основных требований, предъявляемых к профессиональному мастерству педагога – это умение руководить межличностным общением детей, разрешать конфликтные ситуации, организовывать созидательную деятельность.

      С целью установления эмоционального контакта утренний сбор начинается с приветствия, в котором педагог и остальные дети выражают чувство радости от встречи или сожаления по поводу отсутствия заболевшего товарища, а также высказывают комплементы, касающиеся внешнего вида, душевных и деловых качеств. Например: «Даша, ты вчера хорошо дежурила по столовой, ты такая трудолюбивая»; «Глеб, ты очень сильный и добрый, ты защищаешь слабых»; «Настенька у тебя сегодня такая красивая прическа».

      Сигналом утреннего сбора может быть колокольчик. Дети усаживаются в круг, воспитатель  занимает выгодную позицию для работы и контроля ситуации, поскольку каждый ребенок находится в поле зрения. Воспитатель поворачивается к ребенку, сидящему слева, и приветствует: «Доброе утро, Вика! Я рада, что ты сегодня с нами!» Вика, повернувшись к своему соседу, приветствует его таким же образом. Дети продолжают приветствовать друг друга по кругу, пока приветствие не вернется к воспитателю.

      Обмен информацией – второй этап утреннего сбора, основной темой которого являются «Добрые дела». Дети рассказывают, какие наиболее интересные события произошли в их жизни. Так, например, один ребенок сообщил, что они с папой сделали кормушку для птиц, другой помог маме убраться в комнате и т. д. Затем педагог организует обсуждение. Дети задают вопросы и комментируют  услышанное. Для этого используется коробочка с кружочками красного и синего цветов. Таким образом  задаются три вопроса и звучит столько же комментариев.

      Следующий этап утреннего сбора – групповая деятельность. На этом этапе проводится игра «Скажи по – другому». Педагог предлагает детям, например, такие словосочетания: ваза из хрусталя, шляпа из соломы, а дети соответственно отвечают: хрустальная ваза, соломенная шляпа и т.д. При этом из рук в руки передается мягкая игрушка, и каждый ребенок имеет возможность принять участие в игре. На этом этапе используется еще одна игра – «Моя тетушка приехала и привезла мне в подарок…», которая проводится аналогичным образом.

      Ежедневные новости – четвертый этап утреннего сбора – настраивает детей на активное общение между собой, как вербальное, так и невербальное.  В ходе этого этапа педагог сообщает воспитанникам информацию:

      - о календарных событиях ( времени года, дате, дне недели, изменениях погоды);

      - плане деятельности на текущий день ( чем они будут заниматься);

      - особом событии – дне рождения одного из воспитанников, празднике.

       Таким образом, утренний сбор – один из способов организации свободного общения и развития речи дошкольников, что особенно важно для детей с речевыми нарушениями. В ходе утреннего сбора дошкольники учатся правилам речевого диалога, умению выражать свои чувства, обогащается и активизируется их словарный запас. У детей развивается эмоциональная отзывчивость, эмпатия, толерантность, формируются нравственные представления и понятия для анализа норм и правил поведения, появляется уверенность в том, что их любят и принимают такими, какие они есть. Благодаря творческому подходу и организации данного компонента режима пребывания в ДОУ как у детей, так и у педагогов формируется положительный настрой на весь день, что благоприятно сказывается на воспитательно – образовательном процессе в целом.

 

         

Использованные информационные источники:

- https://nataly-ds71.edusev.ru/articles/post/2584989 Правила "Утреннего круга"

-https://kras-dou.ru/68/images/18-19/str-ped/sinelnikova/utr-sbor.pdf Консультация для воспитателей "Утренний сбор"

- https://infourok.ru/doklad-utrenniy-sbor-kak-sposob-organizacii-svobodnogo-rechevogo-obscheniya-detey-2184431.html Доклад «Утренний круг»