Программа саморазвития «Развитие познавательного интереса у детей 2-3 лет в процессе элементарного экспериментирования»
Программа по саморазвитию
«Развитие познавательного интереса у детей 2-3 лет в процессе элементарного экспериментирования»
Разработала воспитатель: Лыкова Е.М.
г.о.г. Шахунья
2019-2022 г.
Содержание
1. | Паспорт Программы | 3 |
2. | Пояснительная записка | 5 |
3. | Актуальность выбранной темы | 6 |
4. | Цель и задачи Программы | 7 |
5. | Предполагаемые результаты | 8 |
6. | Этапы реализации Программы | 9 |
7. | План деятельности по теме самообразования | 10 |
7.1. | Модуль «Научно-методическое обеспечение» | 10 |
7.2. | Модуль «Психолого-педагогическое обеспечение» | 15 |
7.3. | Модуль «Условия реализации темы по самообразованию» | 16 |
7.4. | Модуль «Обобщение результатов» | 17 |
8. | Литература | 18 |
Паспорт Программы
Название программы | «Развитие познавательного интереса у детей 2-3 лет в процессе элементарного экспериментирования»
|
Автор-разработчик | Воспитатель: Лыкова Елена Михайловна |
Нормативный срок освоения программы | с сентября 2019г. по май 2022г. |
Основания для разработки программы | 1.Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2.Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. № 30384); 3.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013года №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013 г., № 28564) 4.Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (зарегистрирован в Минюсте России 26.09.2013г., №30038); 5. Устав МБДОУ детского сада № 5 «Теремок» комбинированного вида от 12 августа 2015г. 6.Изменения в Устав от 3 июня 2019 года. 7.Лицензия на право осуществления образовательной деятельности №0001160 от 10.04. 2013г. бессрочная. 8.Приложения к лицензии на осуществление образовательной деятельности от 10 апреля 2013года №217 9.Программа разработана в соответствии с ФГОС Дошкольного Образования, с учетом основной образовательной Программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой (издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва, 2017г.)
|
Цель | Развитие познавательного интереса у детей 2-3 лет в процессе элементарного экспериментирования.
|
Задачи | Для педагога 1. Изучить научно- методическую литературу по теме; 2.Разработать перспективный план взаимодействия с детьми и родителями; 3.Организовать и провести вводную и итоговую диагностику по познавательному развитию детей раннего возраста: «Педагогический мониторинг (диагностика) в новом контексте образовательной деятельности. Изучение индивидуального развития детей». Афонькиной Ю.А. 4.Продолжать пополнять РППС (центр «Вода и песок»: пособиями, атрибутами; картотеки по экспериментированию, иллюстративный и информационный материал по данной теме; 5.Обобщить и транслировать накопленный педагогический опыт среди педагогов ДОУ, на муниципальном, региональном и всероссийском уровне, в средствах массовой информации и в сети Интернет. Для воспитанников 1.Формировать первичные представления об объектах окружающего мира, об их свойствах и отношениях; Взаимодействие с родителями Активизировать взаимодействие с родителями по вопросам познавательного интереса детей 2-3 лет в процессе элементарного экспериментирования.
|
Предполагаемые результаты | Для педагога: 1.Повысится профессионально значимые компетенции, необходимые для решения задач познавательного развития детей раннего возраста в процессе элементарного экспериментирования; 2.Разработан перспективный план взаимодействия с детьми и родителями, картотеки по экпериментированию, иллюстративный и информационный материал, консультации для родителей и воспитателей, презентации;. 3.Проведена вводная и итоговая диагностика по познавательному развитию детей раннего возраста: «Педагогический мониторинг (диагностика) в новом контексте образовательной деятельности. Изучение индивидуального развития детей». Афонькиной Ю.А. 4.Пополнится развивающая предметно-пространственная среда дидактическими пособиями, иллюстративными и информационными материалами; 5.Обобщен и транслирован накопленный педагогический опыт среди педагогов ДОУ, на муниципальном, региональном и всероссийском уровне, в средствах массовой информации и в сети Интернет. Для воспитанников: 1.Имеет начальные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях предметов; 2. Участвует в несложных экспериментах, организуемых взрослым; 3.Проявляет интерес к объектам окружающего мира, стремится с ними взаимодействовать.
|
| Для родителей: 1. Активизировано взаимодействие с родителями по вопросам познавательного интереса детей 2-3 лет в процессе элементарного экспериментирования.
|
2. Пояснительная записка
Настоящая программа по саморазвитию (далее – Программа) разработана в соответствии с моими профессиональными запросами, выявленными в процессе работы с детьми раннего возраста.
Программа ориентирована на овладение основными профессиональными компетенциями в зависимости от личных потребностей и возможностей, рассчитана на 3 года.
Данные компетенции реализуется с помощью:
- развития представлений о своих профессиональных возможностях;
- своей ответственности за развитие, обучение и воспитание детей раннего возраста;
- освоения познавательной базы решения проблемы;
- расширения собственного профессионального образовательного пространства;
- активного взаимодействия с родителями воспитанников.
Профессиональное саморазвитие проходит в определенных организационных формах (индивидуальных, групповых, коллективных) с привлечением разнообразных средств образования: учебных и методических текстов, наглядных пособий, технических видеосредств, информационно-коммуникационных технологий.
- Актуальность выбранной темы
В соответствии с ФГОС ДО одной из задач познавательного развития дошкольников является формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.
Целенаправленно и системно начинать работу по данному направлению рекомендуется уже с раннего возраста. Именно в этот период закладывается фундамент эмоционального отношения к окружающему миру, накапливаются яркие впечатления, развиваются познавательные действия и познавательная активность.
А чтобы поддержать эту активность, необходимо опираться на любознательность детей, которая наиболее ярко проявляется в познавательно-исследовательской деятельности.
Познавательно–исследовательская деятельность – это важнейший способ формирования мотивации для познания окружающего мира, поскольку она направлена на определение качеств, свойств предметов, связей между явлениями окружающего мира, их классификацию и систематизацию. Исследовательская деятельность позволяет расширить практические знания детей о свойствах и отношениях объектов и предметах.
Одна из задач педагога в этом направлении - обеспечить комплексный подход к организации совместной образовательной деятельности, психолого-педагогических условий для поддержки самостоятельности ребенка и развития у него интереса к исследованиям, открытиям.
Благодаря элементарным экспериментам ребенок находится в позиции исследователя и совместно с воспитателем ищет решение различных проблемно-поисковых ситуаций. В процессе поиска обогащаются знания и представления детей о свойствах и качествах предметов и объектов, формируется умение классифицировать, сравнивать, обобщать. Активизируются мыслительные процессы, развивается память и речь.
К тому же, очень ярко проявляется детская инициативность.
При реализации программы воспитанники будут вовлечены в деятельность, в процессе которой они получат возможность через личный опыт познать окружающий мир.
Таким образом, в соответствии с моими профессиональными запросами, выявленными в процессе самоанализа, работы с детьми раннего возраста, а также в соответствии с современной стратегией познавательного развития воспитанников, я определила цель и задачи Программы по самообразованию.
- Цель и задачи Программы
Цель: Развитие познавательного интереса у детей 2-3 лет в процессе элементарного экспериментирования.
Задачи:
Для педагога
1. Изучить научно- методическую литературу по теме;
2.Разработать перспективный план взаимодействия с детьми и родителями;
3.Организовать и провести вводную и итоговую диагностику по познавательному развитию детей раннего возраста: «Педагогический мониторинг (диагностика) в новом контексте образовательной деятельности. Изучение индивидуального развития детей». Афонькиной Ю.А;
4.Продолжать пополнять РППС (центр «Вода и песок»: пособиями, атрибутами; картотеки по экспериментированию, иллюстративный и информационный материал по данной теме;
5.Обобщить и транслировать накопленный педагогический опыт среди педагогов ДОУ, на муниципальном, региональном и всероссийском уровне, в средствах массовой информации и в сети Интернет.
Для воспитанников
1.Формировать первичные представления об объектах окружающего мира, об их свойствах и отношениях;
2.Формировать познавательные действия, становление сознания;
3 Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.
Взаимодействие с родителями
Активизировать взаимодействие с родителями по вопросам познавательного интереса детей 2-3 лет в процессе элементарного экспериментирования.
Предполагаемые результаты
Для педагога:
1.Повысится профессионально значимые компетенции, необходимые для решения задач познавательного развития детей раннего возраста в процессе элементарного экспериментирования;
2.Разработан перспективный план взаимодействия с детьми и родителями, разработаны картотеки по экпериментированию, подобраны иллюстративный и информационный материал, консультации для родителей и воспитателей, презентации;.
3.Проведена вводная и итоговая диагностика по познавательному развитию детей раннего возраста: «Педагогический мониторинг (диагностика) в новом контексте образовательной деятельности. Изучение индивидуального развития детей». Афонькиной Ю.А.
4.Пополнится развивающая предметно-пространственная среда дидактическими пособиями, иллюстративными и информационными материалами;
5.Обобщен и транслирован накопленный педагогический опыт среди педагогов ДОУ, на муниципальном, региональном и всероссийском уровне, в средствах массовой информации и в сети Интернет.
Для воспитанников:
1.Имеет начальные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях предметов;
2. Участвует в несложных экспериментах, организуемых взрослым;
3.Проявляет интерес к объектам окружающего мира, стремится с ними взаимодействовать.
Для родителей:
1. Активизировано взаимодействие с родителями по вопросам познавательного интереса детей 2-3 лет в процессе элементарного экспериментирования.
- Этапы реализации Программы
Программа по саморазвитию состоит из нескольких этапов, каждый из которых посвящен решению определенных задач развития профессиональной компетентности:
I этап – Организационный
Сроки: сентябрь 2019уч.г.-май 2020уч.г.
Задачи этапа:
- изучить научно-методическую литературу и опыт других педагогов по теме: «Развитие познавательного интереса у детей 2-3 лет в процессе элементарного экспериментирования»;
- разработать перспективный план по взаимодействию с детьми и родителями;
- продолжать пополнить РППС (Центр «Вода и песок»: пособиями, атрибутами.
На первом этапе анализируется собственная профессиональная деятельность, выявляются профессиональные затруднения (дефициты), изучается научно-методическая литература, разрабатывается перспективный план по взаимодействию с детьми и родителями. Пополняется РППС (Центр «Вода и песок»: пособиями, атрибутами.
II этап – практический
Сроки: сентябрь 2020-май 2021уч.г, сентябрь 2021-май 2022уч.г
Задачи этапа:
- реализовать перспективный план по взаимодействию с детьми и родителями.
организовать и провести вводные диагностики по выявлению уровня развития познавательного интереса: «Педагогический мониторинг (диагностика) в новом контексте образовательной деятельности. Изучение индивидуального развития детей». Афонькиной Ю.А.
- продолжать пополнять РППС; разработать картотеки по экспериментированию, подобрать иллюстративный и информационный материал по данной теме.
- активизировать взаимодействие с семьями воспитанников в вопросе развития познавательного интереса у детей 2-3 лет в процессе элементарного экспериментирования»;
- обобщать и транслировать накопленный педагогический опыт среди коллег на муниципальном, всероссийском уровнях и в сети Интернет.
На втором этапе разрабатывается план деятельности по теме саморазвития. План включает комплекс различных форм саморазвития: изучение методической литературы, показ открытых образовательных мероприятий для педагогов и родителей, презентация педагогического опыта и др. Проводятся вводные и итоговые диагностики. По результатам, которых выявляется уровень развития познавательного интереса у детей 2-3 лет. Реализация перспективного плана по познавательному интересу у детей 2-3 лет в процессе элементарного экспериментирования. Пополняется РППС; разработаны картотеки по экспериментированию: «Игры с песком», «Игры с водой», «Игры с камешками», подобраны иллюстративный и информационный материал по данной теме. Организовано взаимодействие с семьями воспитанников в вопросе развития познавательного интереса у детей 2-3 лет в процессе элементарного экспериментирования.
Формирование практических умений осуществляется на различных мероприятиях, включенных в программу. Главная цель этих мероприятий - обеспечить возможность использовать теоретические знания применительно к особенностям изучаемой теме, а также овладеть необходимыми навыками и умениями.
III этап – заключительный
Сроки: апрель –май 2022уч.г.
Задачи этапа:
1. Провести сравнительные диагностики за 2020-2021уч.г и 2021-2022 уч. г.
2. Обобщить опыт работы по теме «Развитие познавательного интереса у детей 2-3 лет в процессе элементарного экспериментирования».
3. Определить перспективы дальнейшего развития своей профессиональной деятельности.
На третьем этапе проводится обработка полученных результатов, их теоретическая значимость. Анализируются и обобщаются результаты деятельности, внедряется в практику полученный опыт работы.
- План деятельности по теме саморазвития
Планирование педагогической деятельности разработано на основании модулей и включает основные направления профессионального саморазвития.
- Модуль «Научно-методическое обеспечение»
№/№ | Направления деятельности по теме
| Содержание деятельности | Сроки |
1. | Обучение по теме самообразования
| - изучение опыта других педагогов по вопросам познавательного развития воспитанников в процессе элементарного экспериментирования.
| Сентябрь-ноябрь 2019г |
2. | Ознакомление с научной и методической литературой по теме
| - изучить методические пособия:
- . |
Сентябрь-ноябрь 2019г.Январь-март2020г. |
3. | Разработка программно-методического обеспечения образовательной деятельности
|
1) Дыбина О.В., Поддьяков Н.Н. Ребенок в мире поиска. Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2005. 2) Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М,: ТЦ Сфера, 2002. 3)Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. – Волгоград: Учитель, 2012
анкетирование «Организация познавательно-исследовательской деятельности ребенка дома», консультации «Детское экспериментирование», «Игры с манкой», «Игры с песком», «Игры с водой»; буклет, презентация: «Развитие познавательного интереса детей раннего возраста через экспериментирование» | Сентябрь- 2019г. апрель -2020г.
|
4. | Проектирование деятельности | - разработка перспективного и тематического планов по теме саморазвития. Проект долгосрочный: «Малыши-исследователи»
Проект: «Песочные фантазии»
Проект: «Снег-снежок»
Проект: «Загадочные камешки»
Проект: «Ах вода, вода, вода….»
| Март 2020г.
Октябрь2020г. Март 2021г
Сентябрь 2020г
Декабрь 2020г- февраль2021г
Октябрь 2021г.
Ноябрь-декабрь 2021г. |
5. | Педагогический мониторинг | - проведение диагностических наблюдений; - обработка полученных данных;
- соотнесение полученных результатов с планируемыми результатами. | Сентябрь 2020уч.г. 2021уч.г.
Апрель 2021уч.г. 2022уч.г. |
- «Психолого-педагогическое обеспечение»
№/№ | Направления деятельности по теме
| Содержание деятельности | Сроки |
1. | Создание безопасной и психологически комфортной образовательной среды
| - проведение ситуаций позитивного общения в различные режимные моменты; - поддерживание доброжелательных отношений воспитанников друг к другу; - поддерживание взаимодействия воспитанников друг с другом в разных видах деятельности; - ориентировка на интересы и возможности каждого ребенка; - применение в образовательной деятельности форм и методов работы, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей | В течение года |
Перспективное планирование взаимодействия с педагогами и родителями
Сроки | Формы взаимодействия | |
с педагогами | с родителями | |
Сентябрь 2020 уч.г. |
| Анкетирование родителей «Организация познавательно-исследовательской деятельности ребенка дома»
Консультация «Игры с песком» |
Октябрь 2020уч.г. |
| Родительское собрание «Развитие познавательного интереса детей раннего возраста в процессе элементарного экспериментирования» Фотоотчет «Игры с песком» через инфозону |
Ноябрь 2020 | Буклет «Развитие познавательного интереса детей раннего возраста через экспериментирование»
| Консультации «Детское экспериментирование» |
Декабрь 2020 |
| Беседа «Волшебный песок» Папка – передвижка «Игры с песком или песочная терапия»
|
Январь 2021 |
| Буклет «Развитие познавательного интереса детей раннего возраста через экспериментирование» Фотоотчет «Игры с водой и снегом» через инфозону |
Февраль 2021 |
| Консультация «Экспериментирование в раннем возрасте»
|
Март 2021 |
| Презентация «Развитие познавательного интереса детей раннего возраста в процессе элементарного экспериментирования»
|
Апрель 2021 | Презентация «Развитие познавательного интереса детей раннего возраста в процессе элементарного экспериментирования» (из опыта работы)
| Консультация «Игры с манкой» Анкетирование родителей «Организация познавательно-исследовательской деятельности ребенка дома»
|
Май 2021 |
| Фотоотчет «Маленькие исследователи» через инфозону |
Сентябрь 2021уч.г. |
| Анкетирование родителей «Организация познавательно-исследовательской деятельности ребенка дома» Памятка для родителей «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».
|
Октябрь 2021 |
| Консультация «Игры с камешками на улице и дома», Консультация «Царство камней», Беседа «Каменные сказки» |
Ноябрь 2021 | Консультация «Детское экспериментирование» | Консультация «Игры с водой», «Опыты и эксперименты с водой в домашних условиях» через соц.сети. |
Декабрь 2021 |
| Информация «Опыты с водой» через инфозону:
|
Январь 2022 |
| Семинар – практикум для родителей «Играя - развиваем» |
Февраль 2022 |
| Памятка для родителей: «Песок – хорошее психопрофилактическое средство» |
Март 2022 | Показ открытого ООД «Путешествие с Петрушкой» | Консультация для родителей: «Роль семьи в развитии поисково- исследовательской активности ребенка»
|
Апрель 2022 |
| Фотоотчет «Познаем мир» через инфозону |
Май 2022 |
| Анкетирование родителей «Организация познавательно-исследовательской деятельности ребенка дома»
|
7.3. Модуль «Условия реализации темы по саморазвитию»
№/№ | Направления деятельности по теме
| Содержание деятельности | Сроки |
1. | Создание развивающей предметно-пространственной среды | - пополнение атрибутами и пособиями центра «Песок и вода» - оснащение пространства группы оборудованием, пособиями и атрибутами к различным познавательным играм;
- создание объектов и предметов, обеспечивающих разнообразную деятельность детей по методической теме: подбор специальных книг, альбомов; подбор демонстрационного материала по теме | В течение года 2019-2021г |
7.4. Модуль «Обобщение результатов»
№/№ | Направления деятельности по теме
| Содержание деятельности | Сроки |
1. | Описание и обобщение деятельности по теме саморазвития | - презентация «Развитие познавательного интереса детей раннего возраста в процессе элементарное экспериментирование» - выступлений «Организация предметно-пространственной среды в группе по познавательной деятельности»; - проведения непосредственно образовательной деятельности; - публикаций «Развитие познавательного интереса у детей 2-3 лет в процессе элементарное экспериментирование»
| В течение года 2020-2021гг. |
- Литература:
Нормативно-правовые документы:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.1.3049 – 13). Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся;
5.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 года №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
6.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021г. №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»
Научная и методическая литература:
- Основная образовательная программа От рождения до школы под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой; Мозаика-Синтез, 2017г.
- Афонькина Ю.А. Педагогический мониторинг в новом контексте образовательной деятельности: Изучение индивидуального развития детей. Первая младшая группа. Волгоград. Учитель, 2016г-57с.
- Дыбина О.В., Поддьяков Н.Н. Ребенок в мире поиска. Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М,: ТЦ Сфера, 2002.
- Зеленцова-Пешкова Н. В. Элементы песочной терапии в развитии детей раннего возраста, Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС 2015г.
- Ефанова З.А. Познание предметного мира. Комплексные занятия. Группа раннего возраста (от 2 до 3 лет). – Волгоград, Учитель, 2016.
- Иванова А.И. Организация детской исследовательской деятельности. – М.: Сфера 2017.
- Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
- Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. – Волгоград: Учитель, 2012.
- Печора К.Л. Развиваем детей раннего возраста. Современные проблемы и их решение в ДОУ и семье. – М.: Сфера, 2017.
- Погудкина И.С. Развивающие игры, упражнения, комплексные занятия для детей раннего возраста (с 1 года до 3-х лет). – СПб.: Детство-Пресс, 2017.
- Познавательное развитие ребенка раннего возраста. Планирование образовательной деятельности. – СПб, Детство-Пресс, 2016.
- Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. - М.: АРКТИ, 2004.
- Соломенникова О.А. «Ознакомление с природой в детском саду детей 2-3 лет» М.: Мозаика-Синтез, Москва 2015г.
- Четвертаков К.В. Играем вместе. Развивающие игры для малышей и их родителей. – М.: Сфера, 2015.
- Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста 1-3 лет, М., Мозаика-синтез, 2011г., 72с.