Программа саморазвития «Развитие познавательного интереса у детей 2-3 лет в процессе элементарного экспериментирования»

Лыкова Елена Михайловна

Программа по саморазвитию

«Развитие познавательного интереса у детей 2-3 лет в процессе элементарного экспериментирования»       

Разработала воспитатель: Лыкова Е.М.

г.о.г. Шахунья

2019-2022 г.

Содержание

 

1.

Паспорт Программы

3

2.

Пояснительная записка

5

3.

Актуальность выбранной темы

6

4.

Цель и задачи  Программы

7

5.

Предполагаемые результаты

8

6.

Этапы реализации Программы

9

7.

План деятельности по теме самообразования

10

7.1.

Модуль «Научно-методическое обеспечение»

10

7.2.

Модуль «Психолого-педагогическое обеспечение»

15

7.3.

Модуль «Условия реализации темы по самообразованию»

16

7.4.

Модуль «Обобщение результатов»

17

8.

Литература

18

Паспорт Программы

Название

программы

 «Развитие познавательного интереса у детей 2-3 лет в процессе элементарного экспериментирования»

 

 

 

Автор-разработчик

Воспитатель: Лыкова Елена Михайловна

Нормативный срок освоения

программы

 с сентября 2019г. по май 2022г.

Основания для разработки

программы

1.Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2.Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. № 30384);

3.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013года №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013 г., № 28564)

4.Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (зарегистрирован в Минюсте России 26.09.2013г., №30038);

5. Устав МБДОУ детского сада № 5 «Теремок» комбинированного вида от 12 августа 2015г.

6.Изменения в Устав от 3 июня 2019 года.

7.Лицензия на право осуществления образовательной деятельности  №0001160 от 10.04. 2013г. бессрочная.

8.Приложения к лицензии на осуществление образовательной деятельности от 10 апреля 2013года №217 

9.Программа  разработана в соответствии с ФГОС Дошкольного Образования, с учетом основной образовательной Программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой (издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва, 2017г.)

 

 

 

Цель

Развитие познавательного интереса у детей 2-3 лет в процессе элементарного экспериментирования.

 

Задачи

Для педагога

1. Изучить научно- методическую литературу по теме;

2.Разработать перспективный план взаимодействия с детьми и родителями;

3.Организовать и провести вводную и итоговую диагностику по познавательному развитию детей раннего возраста:  «Педагогический мониторинг (диагностика) в новом контексте образовательной деятельности. Изучение индивидуального развития детей». Афонькиной Ю.А.

4.Продолжать пополнять РППС (центр «Вода и песок»: пособиями, атрибутами;  картотеки по экспериментированию, иллюстративный и информационный материал по данной теме;

5.Обобщить и транслировать накопленный педагогический опыт среди педагогов ДОУ, на муниципальном, региональном и всероссийском уровне, в средствах массовой информации и в сети Интернет.

 Для воспитанников

1.Формировать  первичные представления об объектах окружающего мира, об их свойствах и отношениях;
2.Формировать познавательные действия, становление сознания;
3
Развитие интересов детей, любо­знательности и познава­тельной мотивации.

Взаимодействие с родителями

Активизировать взаимодействие с родителями по вопросам  познавательного интереса детей 2-3 лет в процессе элементарного экспериментирования.

 

Предполагаемые результаты

Для педагога:

1.Повысится профессионально значимые компетенции, необходимые для решения задач познавательного развития детей раннего возраста в процессе элементарного экспериментирования;

2.Разработан перспективный план взаимодействия с детьми и родителями,  картотеки по экпериментированию, иллюстративный и информационный материал, консультации для родителей и воспитателей, презентации;.

3.Проведена вводная и итоговая диагностика по познавательному развитию детей раннего возраста:  «Педагогический мониторинг (диагностика) в новом контексте образовательной деятельности. Изучение индивидуального развития детей». Афонькиной Ю.А.  

4.Пополнится развивающая предметно-пространственная среда дидактическими пособиями, иллюстративными и информационными материалами;

5.Обобщен и транслирован накопленный педагогический опыт среди педагогов ДОУ, на муниципальном, региональном и всероссийском уровне, в средствах массовой информации и в сети Интернет.

Для воспитанников:

1.Имеет начальные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях предметов;

2. Участвует в несложных экспериментах, организуемых взрослым;

3.Проявляет интерес к объектам окружающего мира, стремится с ними взаимодействовать.

 

 

Для родителей:

1.  Активизировано взаимодействие с родителями по вопросам  познавательного интереса детей 2-3 лет в процессе элементарного экспериментирования.

 

 

2.  Пояснительная записка

 

Настоящая программа по саморазвитию (далее – Программа) разработана в соответствии с моими профессиональными запросами, выявленными в процессе работы с детьми раннего возраста.

Программа ориентирована на овладение основными профессиональными компетенциями в зависимости от личных потребностей и возможностей, рассчитана на 3 года.

Данные компетенции реализуется с помощью:

-   развития представлений о своих профессиональных возможностях;

- своей ответственности за развитие, обучение и воспитание детей раннего возраста;

-   освоения познавательной базы решения проблемы;

-   расширения собственного профессионального образовательного пространства;

-   активного взаимодействия с родителями воспитанников.

 

Профессиональное саморазвитие проходит в определенных организационных формах (индивидуальных, групповых, коллективных) с привлечением разнообразных средств образования: учебных и методических текстов, наглядных пособий, технических видеосредств, информационно-коммуникационных технологий.

 

  1. Актуальность выбранной темы

 

В соответствии с ФГОС ДО одной из задач познавательного развития дошкольников является формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.

Целенаправленно и системно начинать работу по данному направлению рекомендуется уже с раннего возраста. Именно в этот период закладывается фундамент эмоционального отношения к окружающему миру, накапливаются яркие впечатления, развиваются познавательные действия и познавательная активность.

А чтобы поддержать эту активность, необходимо опираться на любознательность детей, которая наиболее ярко проявляется в познавательно-исследовательской деятельности.

Познавательно–исследовательская деятельность – это важнейший способ формирования мотивации для познания окружающего мира, поскольку она направлена на определение качеств, свойств предметов, связей между явлениями окружающего мира, их классификацию и систематизацию. Исследовательская деятельность позволяет расширить практические знания детей о свойствах и отношениях объектов и предметах.

Одна из задач педагога в этом направлении - обеспечить комплексный подход к организации совместной образовательной деятельности, психолого-педагогических условий для поддержки самостоятельности ребенка и развития у него интереса к исследованиям, открытиям.

Благодаря элементарным экспериментам ребенок находится в позиции исследователя и совместно с воспитателем ищет решение различных проблемно-поисковых ситуаций. В процессе поиска обогащаются знания и представления детей о свойствах и качествах предметов и объектов, формируется умение классифицировать, сравнивать, обобщать. Активизируются мыслительные процессы, развивается память и речь.

К тому же, очень ярко проявляется детская инициативность.

При реализации программы воспитанники будут вовлечены в деятельность, в процессе которой они получат возможность через личный опыт познать окружающий мир.

 

Таким образом, в соответствии с моими профессиональными запросами, выявленными в процессе самоанализа, работы с детьми раннего возраста, а также в соответствии с современной стратегией познавательного развития воспитанников, я определила цель и задачи Программы по самообразованию.

 

  1. Цель и задачи Программы

 

Цель: Развитие познавательного интереса у детей  2-3 лет в процессе элементарного экспериментирования.

 

Задачи:

 Для педагога

1. Изучить научно- методическую литературу по теме;

2.Разработать перспективный план взаимодействия с детьми и родителями;

3.Организовать и провести вводную и итоговую диагностику по познавательному развитию детей раннего возраста:  «Педагогический мониторинг (диагностика) в новом контексте образовательной деятельности. Изучение индивидуального развития детей». Афонькиной Ю.А;

4.Продолжать пополнять РППС (центр «Вода и песок»: пособиями, атрибутами;  картотеки по экспериментированию, иллюстративный и информационный материал по данной теме;

5.Обобщить и транслировать накопленный педагогический опыт среди педагогов ДОУ, на муниципальном, региональном и всероссийском уровне, в средствах массовой информации и в сети Интернет.

 

 Для воспитанников

1.Формировать  первичные представления об объектах окружающего мира, об их свойствах и отношениях;
2.Формировать познавательные действия, становление сознания;
3
Развитие интересов детей, любо­знательности и познава­тельной мотивации.

 

Взаимодействие с родителями

Активизировать взаимодействие с родителями по вопросам  познавательного интереса детей 2-3 лет в процессе элементарного экспериментирования.

 

Предполагаемые результаты

Для педагога:

1.Повысится профессионально значимые компетенции, необходимые для решения задач познавательного развития детей раннего возраста в процессе элементарного экспериментирования;

2.Разработан перспективный план взаимодействия с детьми и родителями,  разработаны картотеки по экпериментированию, подобраны иллюстративный и информационный материал, консультации для родителей и воспитателей, презентации;.

3.Проведена вводная и итоговая диагностика по познавательному развитию детей раннего возраста:  «Педагогический мониторинг (диагностика) в новом контексте образовательной деятельности. Изучение индивидуального развития детей». Афонькиной Ю.А.

4.Пополнится развивающая предметно-пространственная среда дидактическими пособиями, иллюстративными и информационными материалами;

5.Обобщен и транслирован накопленный педагогический опыт среди педагогов ДОУ, на муниципальном, региональном и всероссийском уровне, в средствах массовой информации и в сети Интернет.

 

Для воспитанников:

1.Имеет начальные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях предметов;

2. Участвует в несложных экспериментах, организуемых взрослым;

3.Проявляет интерес к объектам окружающего мира, стремится с ними взаимодействовать.

 

Для родителей:

1.  Активизировано взаимодействие с родителями по вопросам познавательного интереса детей 2-3 лет в процессе элементарного экспериментирования.

 

 

  1. Этапы реализации Программы

 

Программа по саморазвитию состоит из нескольких этапов, каждый из которых посвящен решению определенных задач развития профессиональной компетентности:

 

I этап – Организационный

Сроки: сентябрь 2019уч.г.-май 2020уч.г.

Задачи этапа:

  1.  изучить научно-методическую литературу и опыт других педагогов по теме:  «Развитие познавательного интереса у детей 2-3 лет в процессе элементарного экспериментирования»;
  2.  разработать перспективный план по взаимодействию с детьми и родителями;
  3. продолжать пополнить РППС (Центр «Вода и песок»: пособиями, атрибутами.

 

На первом этапе анализируется собственная профессиональная деятельность, выявляются профессиональные затруднения (дефициты), изучается научно-методическая литература, разрабатывается перспективный план по взаимодействию с детьми и родителями.  Пополняется РППС (Центр «Вода и песок»: пособиями, атрибутами.   

II этап –  практический

Сроки: сентябрь 2020-май 2021уч.г, сентябрь 2021-май 2022уч.г

Задачи этапа:

  1. реализовать перспективный план по взаимодействию с детьми и родителями.

организовать и провести вводные диагностики по выявлению уровня развития познавательного интереса: «Педагогический мониторинг (диагностика) в новом контексте образовательной деятельности. Изучение индивидуального развития детей». Афонькиной Ю.А.

  1. продолжать пополнять РППС; разработать картотеки по экспериментированию, подобрать иллюстративный и информационный материал по данной теме.
  2. активизировать взаимодействие с семьями воспитанников в вопросе развития познавательного интереса у детей 2-3 лет в процессе элементарного экспериментирования»;
  3. обобщать и транслировать накопленный педагогический опыт среди коллег на муниципальном, всероссийском уровнях и в сети Интернет.

 

На втором этапе разрабатывается план деятельности по теме саморазвития. План включает комплекс различных форм саморазвития: изучение методической литературы, показ открытых образовательных мероприятий для педагогов и родителей, презентация педагогического опыта и др. Проводятся вводные и итоговые диагностики. По результатам, которых выявляется уровень развития познавательного интереса у детей 2-3 лет. Реализация перспективного плана по познавательному интересу у детей 2-3 лет в процессе элементарного экспериментирования.  Пополняется РППС; разработаны картотеки по экспериментированию: «Игры с песком», «Игры с водой», «Игры с камешками», подобраны иллюстративный и информационный материал по данной теме. Организовано взаимодействие с семьями воспитанников в вопросе развития познавательного интереса у детей 2-3 лет в процессе элементарного экспериментирования. 

Формирование практических умений осуществляется на различных мероприятиях, включенных в программу. Главная цель этих мероприятий - обеспечить возможность использовать теоретические знания применительно к особенностям изучаемой теме, а также овладеть необходимыми навыками и умениями.

 

 

III этап – заключительный

Сроки: апрель –май 2022уч.г.

Задачи этапа:

1.         Провести сравнительные диагностики за 2020-2021уч.г и 2021-2022 уч. г.

2.         Обобщить опыт работы по теме «Развитие познавательного интереса у детей 2-3 лет в процессе элементарного экспериментирования».      

3.         Определить перспективы дальнейшего развития своей профессиональной деятельности.

На третьем этапе проводится обработка полученных результатов, их теоретическая значимость. Анализируются и обобщаются результаты деятельности, внедряется в практику полученный опыт работы.

 

 

  1. План деятельности по теме саморазвития

 

Планирование педагогической деятельности разработано на основании модулей и включает основные направления профессионального саморазвития.

 

  1. Модуль «Научно-методическое обеспечение»

 

№/№

Направления деятельности

по теме

 

Содержание деятельности

Сроки

1.

Обучение по теме самообразования

 

- изучение опыта других педагогов по вопросам познавательного развития   воспитанников  в процессе  элементарного экспериментирования.

 

Сентябрь-ноябрь

2019г

2.

Ознакомление с  научной и методической литературой по теме
 

 

- изучить методические пособия:

  • Печора К. Л., Пантюхина Г. В., Голубева Л. Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях.— М.: Просвещение, 1986.
  • Ефанова З.А.  Познание предметного мира. Комплексные занятия. Группа раннего возраста (от 2 до 3 лет). – Волгоград, Учитель, 2016.
  • Печора К.Л.  Развиваем детей раннего возраста. Современные проблемы и их решение в ДОУ и семье. – М.: Сфера, 2017.
  • Погудкина И.С. Развивающие игры, упражнения, комплексные занятия для детей раннего возраста (с 1 года до 3-х лет). – СПб.: Детство-Пресс, 2017.
  • Иванова А.И. Организация детской исследовательской деятельности. – М.: Сфера 2017.

 

  • Зеленцова-Пешкова Н. В. Элементы песочной терапии в развитии детей раннего возраста, Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС 2015г.
  • Щербакова, А.А., Барышева, Т.А. Игровые технологии в эстетическом воспитании детей раннего возраста. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007;

 

-

.

 

Сентябрь-ноябрь

2019г.

 

 

 

 

 

 

 

Январь-март

2020г.

 

 

 


 

 

3.

Разработка программно-методического обеспечения образовательной деятельности

 

  • разработка  конспекты занятий  по элементарному экспериментированию на основании методических  пособий:

1) Дыбина О.В., Поддьяков Н.Н. Ребенок в мире поиска. Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

2) Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М,: ТЦ Сфера, 2002.

3)Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. – Волгоград: Учитель, 2012

  • разработка картотек: «Картотека простейших опытов и экспериментов», «Игры с водой», «Игры с песком», «Игры с камешками».
  • подбор рекомендаций и консультаций для родителей и педагогов:

анкетирование «Организация познавательно-исследовательской

деятельности ребенка дома»,

консультации «Детское экспериментирование», «Игры с манкой», «Игры с песком», «Игры с водой»;

буклет, презентация: «Развитие познавательного интереса детей раннего возраста через экспериментирование»

Сентябрь- 2019г.

апрель

-2020г.

 

 

 

 

 

4.

Проектирование деятельности

- разработка перспективного и тематического планов по теме саморазвития.

Проект долгосрочный: «Малыши-исследователи»

 

 

 

Проект: «Песочные фантазии»

 

 

Проект: «Снег-снежок»

 

 

Проект: «Загадочные камешки»

 

Проект: «Ах вода, вода, вода….»

 

 Март 2020г.

 

 

Октябрь2020г.

Март 2021г

 

 

 

Сентябрь

2020г

 

Декабрь 2020г-

февраль2021г

 

Октябрь 2021г.

 

Ноябрь-декабрь 2021г.

5.

 Педагогический мониторинг

- проведение диагностических наблюдений;  

- обработка полученных данных;

 

- соотнесение полученных результатов с планируемыми результатами.

Сентябрь

2020уч.г.

2021уч.г.

 

Апрель

2021уч.г.

2022уч.г.

  1.  «Психолого-педагогическое обеспечение»

 

№/№

Направления деятельности по теме

 

Содержание деятельности

Сроки

1.

Создание безопасной и психологически комфортной образовательной среды

 

- проведение ситуаций позитивного общения в различные режимные моменты;

- поддерживание

доброжелательных отношений воспитанников  друг к другу;

-  поддерживание взаимодействия воспитанников  друг с другом в разных видах деятельности;

- ориентировка на интересы и возможности каждого ребенка;
- поддерживание инициативы и самостоятельности воспитанников;

- применение в образовательной деятельности форм и методов работы, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей

В течение года

 

Перспективное планирование взаимодействия с педагогами и родителями

 

Сроки

Формы взаимодействия

с педагогами

с родителями

Сентябрь

2020 уч.г.

   

 

 Анкетирование родителей «Организация познавательно-исследовательской

деятельности ребенка дома»

 

Консультация «Игры с песком»

Октябрь 2020уч.г.

 

Родительское собрание

«Развитие познавательного интереса детей раннего возраста в процессе элементарного экспериментирования»

Фотоотчет «Игры с песком» через инфозону

 Ноябрь 2020

  Буклет «Развитие познавательного интереса детей раннего возраста через экспериментирование»

 

Консультации «Детское экспериментирование»

 Декабрь 2020

   

 Беседа «Волшебный песок»

Папка – передвижка «Игры с песком или песочная терапия»

 

 Январь 2021

 

 

Буклет «Развитие познавательного интереса детей раннего возраста через экспериментирование»

Фотоотчет «Игры с водой и снегом» через инфозону

Февраль 2021

 

Консультация «Экспериментирование в раннем возрасте»

 

Март 2021

 

Презентация «Развитие познавательного интереса детей раннего возраста в процессе элементарного экспериментирования»

 

Апрель 2021

Презентация «Развитие познавательного интереса детей раннего возраста в процессе элементарного экспериментирования» (из опыта работы)

 

 Консультация «Игры с манкой»

Анкетирование родителей «Организация познавательно-исследовательской

деятельности ребенка дома»

 

Май 2021

 

Фотоотчет «Маленькие исследователи» через инфозону

Сентябрь 2021уч.г.

 

Анкетирование родителей «Организация познавательно-исследовательской

деятельности ребенка дома»

Памятка для родителей «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания

интереса детей к познавательному экспериментированию».

 

Октябрь 2021

 

Консультация «Игры с камешками на улице и дома»,

Консультация «Царство камней»,

Беседа «Каменные сказки»

Ноябрь 2021

 Консультация «Детское экспериментирование»

Консультация «Игры с водой»,  «Опыты и эксперименты с водой в домашних условиях» через соц.сети.

Декабрь 2021

 

 Информация «Опыты с водой» через инфозону:  

 

Январь 2022

 

Семинар – практикум для родителей «Играя - развиваем»

Февраль 2022

 

 Памятка для родителей: «Песок – хорошее психопрофилактическое средство»

Март 2022

Показ открытого ООД «Путешествие с Петрушкой»

Консультация для родителей: «Роль семьи в развитии поисково-

исследовательской активности ребенка»

 

 

 

Апрель 2022

 

Фотоотчет «Познаем мир» через инфозону

Май 2022

 

 Анкетирование родителей «Организация познавательно-исследовательской

деятельности ребенка дома»

 

7.3. Модуль «Условия реализации темы по саморазвитию»

 

№/№

Направления деятельности по теме

 

Содержание деятельности

Сроки

1.

Создание развивающей предметно-пространственной среды

- пополнение атрибутами и пособиями центра «Песок и вода»

- оснащение пространства группы оборудованием, пособиями и атрибутами к различным познавательным играм;

 

- создание объектов и предметов, обеспечивающих разнообразную деятельность детей по методической теме:

подбор специальных книг, альбомов; подбор демонстрационного материала по теме

В течение года

2019-2021г

 

 

 

7.4. Модуль «Обобщение результатов»

 

№/№

Направления деятельности по теме

 

Содержание деятельности

Сроки

1.

Описание и обобщение деятельности по теме саморазвития

 - презентация «Развитие познавательного интереса детей раннего возраста в процессе элементарное экспериментирование» 

- выступлений «Организация предметно-пространственной среды в группе по познавательной деятельности»;

- проведения непосредственно образовательной деятельности;

- публикаций «Развитие познавательного интереса у детей 2-3 лет в процессе элементарное экспериментирование»

 

 

В течение года

2020-2021гг.

 

 

  1. Литература:

 

Нормативно-правовые документы:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  3. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».

4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации  от 15 мая 2013 года № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы  дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.1.3049 – 13). Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся;

5.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 года №28  «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».

6.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021г. №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»

 

Научная и методическая литература:

 

  1. Основная образовательная программа От рождения до школы под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой; Мозаика-Синтез, 2017г.
  2. Афонькина Ю.А. Педагогический мониторинг в новом контексте образовательной деятельности: Изучение индивидуального развития детей. Первая младшая группа. Волгоград. Учитель, 2016г-57с.
  3. Дыбина О.В., Поддьяков Н.Н. Ребенок в мире поиска. Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  4. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М,: ТЦ Сфера, 2002.
  5. Зеленцова-Пешкова Н. В. Элементы песочной терапии в развитии детей раннего возраста, Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС 2015г.
  6. Ефанова З.А.  Познание предметного мира. Комплексные занятия. Группа раннего возраста (от 2 до 3 лет). – Волгоград, Учитель, 2016.
  7.  Иванова А.И. Организация детской исследовательской деятельности. – М.: Сфера 2017.
  8. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
  9. Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. – Волгоград: Учитель, 2012.
  10. Печора К.Л.  Развиваем детей раннего возраста. Современные проблемы и их решение в ДОУ и семье. – М.: Сфера, 2017.
  11. Погудкина И.С. Развивающие игры, упражнения, комплексные занятия для детей раннего возраста (с 1 года до 3-х лет). – СПб.: Детство-Пресс, 2017.
  12. Познавательное развитие ребенка раннего возраста. Планирование образовательной деятельности. – СПб, Детство-Пресс, 2016.
  13. Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. - М.: АРКТИ, 2004.
  14. Соломенникова О.А. «Ознакомление с природой в детском саду детей 2-3 лет» М.: Мозаика-Синтез, Москва 2015г.
  15. Четвертаков К.В. Играем вместе. Развивающие игры для малышей и их родителей. – М.: Сфера, 2015.
  16.   Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста 1-3 лет, М., Мозаика-синтез, 2011г., 72с.