Сенсорное развитие детей третьего года жизни

Новицкая Марина Васильевна

Сенсорное развитие детей третьего года жизни

Знакомство с окружающим миром

Знакомство с окружающим миром является важнейшим средством формирования речи у ребенка. Пополняя и активизируя словарь ребенка, мы развиваем у него связную речь. Ощущение и восприятие – первая ступень в познании мира, развивающаяся речь опирается на базу сенсорных преставлений. Сенсорное и речевое развитие происходит в тесном единстве, поэтому работу по развитию речи нельзя отрывать от работы по развитию органов чувств и восприятия. Игры и развлечения на воздухе и в группе проводятся с учетом региональных климатических условий. Следует помнить, что рукотворный мир познается ребенком, прежде всего через экспериментирование и игры с предметами. На 3-ем году жизни основной упор делается на знакомство с окружающими предметами, их свойствами и назначением, на умение аккуратно обращаться с ними; класть на место, организовывая пространство вокруг себя. Знакомя детей 3-го года жизни с предметами ближайшего окружения, рассматривая их, взрослый уточняет названия деталей предметов (одежда) карман, рукав, воротник. Уточняя его размер, цвет, обязательно расспрашивая о назначении вещей. Читая рифмовку:

Куклы в гости собираются,

Одеваются, наряжаются.

Помоги одеться куклам –

Разбери одежду:

Оля любит - желтую,.

Катя любит синюю

Вот когда оденутся –

Будут все красивые.

Ребята с удовольствием играют с взрослым и выполняют его задания «Отгадай и назови», это шапочка, ее одевают на голову. Для чего? Чтобы было тепло.

Для того чтобы научить детей различать и называть предметы, обязательно используется наглядный материал: «чашка – стакан», «стул – табурет», формируя способность детей к общению, соотношению предметов с его изображением и наоборот. На 3-ем году жизни дети безошибочно различают диких и домашних животных и птиц, но часто путают внешнее сходство (корову – козу, гуся – утку, курицу – петуха). Для этого проводятся игры:

- на различие и название животных: «Кто пришел? Кого не стало? Кто как кричит?» и т. д. ;

- на сравнение взрослых животных и их детенышей: «Чей малыш? Чья мама? Найди маму.

Для того чтобы показать ребятам наглядно как растут овощи, проводим целевую прогулку на огород (Морковь, лук, свекла, репка прячутся под землей, а их зеленые хвостики находятся над поверхностью).

Мы глядим с тобой на грядки,

Овощи играют в прядки.

В огороде мы гуляем,

Что в корзину собираем?

Рассматривая с детьми овощи, обращаем внимание детей на их внешние признаки (цвет, форму, величину и т. д.) Пример: Огурец зеленый, длинный, кожица толстая, а помидор красный, круглый, мягкий с тоненькой кожицей. Показываем детям три предмета или растения и просим узнать их величину (большой, по меньше, маленький).

Прикладывая и накладывание один предмет на другой, вкладывание одного маленького предмета в другой (матрешки, кубики) малыши наглядно лучше воспринимают внешние признаки.

Рассматривая и наблюдая, дети правильно называют отдельные действия. В играх для малышей широко используются инсценировки несложных сюжетов с помощью игрушек, но инсценировка должна быть частью занятия. В возрасте от 2-3 лет дети наиболее восприимчивы к окружающему миру, настроены на познание явлений действительности предметов и их величинных свойств. Особое внимание по сенсорному развитию детей уделяется формированию речевых навыков.

 

Сенсорное воспитание в повседневной жизни

Сенсорное воспитание в повседневной жизни предусматривает, прежде всего, обогащение личности ребенка через непосредственное общение с природой, явлениями общественной жизни с миром вещей созданных руками человека. В процессе игр и труда дети воспринимают целый комплекс различных свойств и сторон явлений. У детей в этом возрасте преобладает целостное восприятие, при котором отдельные свойства и стороны явлений могут и не выделяться, не осознаваться до определенного времени. Поэтому воспитатель должен раскрыть детям те стороны явлений, которые могут оставаться незамеченными, вырабатывая отношения детей к этим явлениям. Существенной стороной этого является создание настроения, которое делает детей более восприимчивыми, воздействуя на сознание через чувства, вызванные получаемыми впечатлениями.

Пример: Одежда, которую малыш одевает; посуда из которой он ест; постельные и туалетные принадлежности, которыми он пользуется - все это предметный мир, окружающий ребенка.

Для развития сенсорных способностей очень важно, чтобы дети получали не только сведения о том, что и для чего употреблять, что и как называется, но и углубляли восприятие этих предметов, испытывали различные ощущения от прикосновения к ним, от действия с ними.

Пример: Наблюдая за одуванчиком и любуясь им, взрослый использует художественное слово, побуждая детей прислушиваться к стиху.

Одуванчик золотой Одуванчик золотой

Был красивый молодой. Постарел и стал седой,

Ни боялся никого, А как только постарел,

Даже ветра самого! Вместе с ветром улетел.

При этом объясняя, что у одуванчика полетели маленькие парашютики – это семена. На следующий год одуванчиков будет еще больше на нашем участке. Действия такого рода обогащают опыт детей, развивают способность ориентировки в окружающем мире.

Также сенсорное познание тесно связано с эстетическим воспитанием.

Пример: Красиво расставленная на полке посуда, украшенный цветами стол. В гранях стеклянной посуды отражаются радугой солнечные лучи. Мир простых вещей воспринимается малышами, как чудесный, еще неведомый и прекрасный.

Знакомство с предметным миром

Знакомство малышей с предметным миром осуществляется в играх, когда они воспроизводят бытовые ситуации. Миниатюрные предметы возбуждают у детей приятные чувства, желание действовать с ними. Привлекая внимание малышей к предметам, взрослый помогает восприятию его красоты.

Пример: На полу лежит игрушка (собачка). Ребята, что это такое? Кто это жалобно скулит? Кто же это плачет? Давайте внимательно посмотрим по сторонам, поищем, кто же это плачет? Ах, да это же собачка! Какая красивая, в такой пушистой шубке и вдруг лежит на полу. Поднимает игрушку, гладит ее. Какие у нее красивые лапки, глазки! Дети обязательно обратят на это внимание. Взрослый предлагает ребятам посадить собачку на кубик и полюбоваться ею. Дети повторяют действия взрослого, привлеченные к этой игре. Значит, результат достигнут, они начинают оберегать эту игрушку, как и другие игрушки. Можно прочесть стихотворение:

Вот наш Бобик славный пес,

Белый лобик, черный нос.

Бобик, Бобик лапку дай

Сядь на коврик и не лай!

Двигательные ощущения

Также  играют двигательные ощущения. Например: движения рук (дети ощущают предмет, поглаживание предмета (знакомятся с его величиной, объемом, формой). Необходимо учить малышей вслушиваться в пение птиц, шум листвы и дождя, раскаты грома – улучшая слуховое восприятие. Дети очень любят считалки, чистоговорки и скороговорки, в которых особое внимание уделяется четкому произношению слов, их звучанию, побуждая интерес к слову.

Считалки:

Раз, два, три, четыре, пять Бегал заяц по болоту,

Начинаем мы играть, Он искал себе работу,

Раз, два, три, четыре, пять, До работы не дошел,

Я иду ребят искать. Сам заплакал и пошел.

Прилетели журавли,

И сказали всем: «Замри!

А кто первый отомрет,

Тому три щелбана в лоб.

Не смеяться, не болтать,

А солдатиком стоять!»

Скороговорки:

Ткали ткачи ткани На дворе трава,

На платье Тани. На траве дрова.

Тридцать три вагона в ряд

Тараторят, тарахтят,

Тарахтят и тарахтят

Тридцать три вагона в ряд.

Чистоговорки:

Са – са – са, Ук – ук - ук,

Идет лиса. Кот чистит лук.

Из - под топота копыт

Пыль по полю летит.

 

Дидактические игры и упражнения, как важный фактор сенсорного воспитания ребенка

Важной формой сенсорного воспитания в повседневной жизни детей, являются дидактические игры и упражнения, которые возникают по желанию детей или проводятся с помощью взрослого в разные периоды дня. Эти игры и упражнения по содержанию разнообразны, направлены на совершенствование восприятий и представлений о форме, цвете, величине и других свойствах предметов на развитие – фонематического слуха (эхо, телефон). Рассматриваются два вида игр:

- игры – занятия;

- дидактические игры.

Дидактическая игра, как форма обучения содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Взрослый является и учителем и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Как самостоятельная игровая деятельность дидактическая игра выступает средством всестороннего воспитания личности ребенка и развивает у ребят такие качества: умственное воспитание, нравственное воспитание, эстетическое воспитание, трудовое воспитание, физическое воспитание.

Основные виды дидактических игр

Все дидактические игры можно разделить на 3 основных вида:

1 – игры с предметами (различные игрушки, природный материал). В этих играх используем игрушки и реальные предметы. Ведь играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие. Ценность их в том, что с их помощью дети знакомятся с их признаками, цветом, величиной, формой и качеством. Решаются задачи на сравнение, установление последовательности, классификацию. Объединяют предметы, по какому либо одному качеству (форме, цвету, назначению и т. д.). Так игры с куклами формируют культурно – гигиенические навыки и нравственные навыки качества, заботливое отношение к партнеру по игре – кукле, которое затем переносится на детей. В дидактической игре широко используем разнообразные игрушки, в которых ярко выражен цвет, форма, величина, назначение, материал из которого они сделаны.

Пример: Брат игрушки, сделанные из дерева, пластмассы, керамики. Или игрушки для различных творческих игр в строителей, в больницу и т. д. В таких играх совершенствуются знания детей о материале, из которого сделаны игрушки, о предметах необходимых людям в различных видах их деятельности, которую дети отражают в своих играх. Вызываем интерес к самостоятельной игре, показывая замысел для игры с отобранными игрушками.

2 – Игры с природным материалом (листья, семена растений камешки, ракушки, разнообразные цветы) используем при проведении таких дидактических игр, как «От какого дерева лист?», «Узор из камешков», «Собери букет из зеленых листьев», «Сделай кукле бусы», «Какой мяч больше?» и т. д. Такие игры организуют на прогулках, непосредственно соприкасаясь с природой (деревьями, камешками, листьями, ягодой) закрепляя знания ребят об окружающей их природной среде, формируя мыслительные процессы – анализ, синтез, классификацию, воспитывая у детей любовь и бережное отношение к природе.

3 – Настольно – печатные игры. Они разнообразны и интересны детям (лото, домино, парные картинки и т. д. а). Такие игры, как: «Найди пару» (цветок, куклу, кубик, самолет, «Найди среди разных картинок две одинаковые по цвету (два яблока, два мяча, два цветка, две куклы, «Принеси два кубика», подбор картинок по общему признаку. Здесь требуется установить связь между предметами: «Что растет в огороде?», «Что растет в саду или в лесу?»

Сюжетные игры. Они построены на словах и действиях играющих. Играя в такие игры, дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этом требуется использовать изобретенные ранее знания.

Словесные игры можно объединить в четыре основные группы:

1 – игры, с помощью которых формируют умение выделять существенные признаки предметов, явлений. «Где был Саша?», «Что, кому, чем?», «Да. Нет» и т. д.

2 – игры, которые учат детей умению сравнивать, сопоставлять, делать правильные умозаключения. «Похоже – не похоже», «Кто это?» и т. д.

3 – игры, которые развивают умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам. «Кому, что нужно», «Назови одним

словом», «Назови три предмета» и т. д.

4 – игры на развитие внимания и сообразительности, быстроты мышления, чувства юмора. «Летает, не летает», «Где же наши глазки», «Больше или меньше»

Независимо от вида дидактические игры отличаются от других видов и упражнений. Игры, используемые для обучения, содержат в себе, прежде всего обучающую дидактическую задачу. Решают ее дети в занимательной форме. Ведь игровые действия составляют основу дидактической игры, без них не возможна сама игра. Обязательным компонентом игры являются правила, благодаря ним взрослый управляет поведением детей и обучающим процессом. Участвуя в игре, помогает ребятам советом, делом, напоминанием. Играя с детьми, обязательно учитываем индивидуальные особенности малышей. Проводя игру с детьми третьего года жизни, объясняем правила игры по ходу ее действия.

Важное значение имеет сочетание в игре умственной задачи с активными действиями и движениями самого ребенка. К третьему году жизни у детей уже накапливается определенный сенсорный опыт, который используется в продуктивных видах деятельности, в частности при рисовании, играх с мозаикой, мелким конструктором и т. д. При организации игр – занятий взрослый должен стимулировать активность детей, которая помогает им использовать свойства предметов адекватно. Не следует требовать обязательного запоминания и употребления названий цвета, формы. Речевая инструкция должна содержать только сущность задания. Игры – занятия по сенсорному воспитанию обязательно должны включаться не только в предметную, но и в элементарную деятельность – рисование, игры с мозаикой. На этом этапе развития ребенок способен увидеть и самостоятельно исправить допущенные ошибки, если взрослый сконцентрирует на них внимание вопросом «Посмотри, что неправильно?».