Зачем нужно дежурство в детском саду?
Зачем нужно дежурство в детском саду?
"Только в процессе трудовой деятельности возникает потребность в общении, в становлении социальных и психологических отношений, деловых взаимоотношений между людьми, взаимопомощи, взаимопонимания, дисциплинированности, согласованности действий и поступков."
В.А. Сухомлинский.
Дежурство в дошкольном возрасте - это ничто иное, как труд, исполнение какой - либо обязанности в порядке очереди. Важной задачей организации дежурства в дошкольном возрасте является – формирование у детей ответственности за порученное дело, стремление работать на пользу коллектива, привычки к систематическому выполнению обязанностей.
Результаты труда, получаемые в ходе дежурства, кажутся незначительными. Ведь это большое заблуждение: именно в дежурстве проявляется огромное воспитательное значение. Во время дежурства воспитанники осознают значимость той работы, которую они выполняют, помогая помощнику воспитателя или воспитателю, а также трудятся на благо всей группы. Таким образом, благодаря дежурству, ребенок начинает нести ответственность за поручение. Даже если задание довольно простое, дежурство в детском саду сформирует любовь к труду. Ведь малышу будет очень приятно, когда благодаря его собственным приложенным усилиям станет, например, чище.
В зависимости от возрастной группы обязанности детей во время дежурств усложняются по форме организации работы и ее содержанию.
В зависимости от содержания труда в детском саду выделяют несколько направлений:
· дежурство по столовой;
· дежурство во время занятий;
· дежурство по группе и на участке;
· дежурство в уголке природы.
Нужно понимать, что дежурство в детском саду не включает в себя элементы наказания. Это лишь возможность продемонстрировать воспитаннику, каково это - заботиться о других.
Привлекая детей к дежурству, воспитатель обязательно проводит с ними беседы, рассказывает, что нужно готовиться к дежурству. Например, если дежурство по столовой, то сначала моем руки, надеваем фартуки и косынки и т.д. В самом начале воспитатель напоминает о последовательности и помогает, делая это до тех пор, пока дети не усвоят последовательность.
Не мало важным является показать детям значимость его труда, напоминая об этом при каждом дежурстве. Воспитатель развивает положительную мотивацию на проведение дежурств, учит работать в паре, организовать свою работу, разделать обязанности, а также помочь в оказании помощи друг к другу.
Воспитатель же со своей стороны поддерживает детей-дежурных, хвалит из за помощь, поощряет! Ребенок, принимая все это, что его работа нужна, укрепляет в себе уверенность, уверенность в своих силах!