"Формирование навыков безопасности дорожного движения для дошкольников"
Статья по ПДД на тему "Формирование навыков безопасности дорожного движения для дошкольников"
Формирование навыков безопасности дорожного движения для дошкольников
Проблема дорожно-транспортных происшествий (ДТП) в России по своим масштабам и тяжести травм имеет все признаки национальной катастрофы. Особую тревогу вызывает ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом. Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание правил дорожного движения, пренебрежение ими, отсутствие навыков поведения на дороге, а также безучастное отношение взрослых к поведению детей на дороге.
Воспитание безопасного поведения у детей - одна из важнейших задач дошкольного учреждения. Ребёнок становится пешеходом значительно раньше, чем он по своим знаниям, усилиям, развитию становится к этому подготовленным. С первых дней пребывания ребёнка в детском саду следует так организовать его воспитание и обучение, чтобы к моменту перехода из детского сада в школу он легко ориентировался в ближайшем окружении, умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях. Именно в детском саду все дети могут и должны получить систематизированную информацию о безопасном поведении на улице и приобрести необходимые навыки такого поведения.
Основными целями изучения правил дорожного движения, и поведения на улице являются:
- снижение дорожно-транспортного травматизма среди детей посредством повышения уровня знаний ими правил дорожного движения;
- развитие психофизиологических качеств ребенка;
- формирование культуры общественного поведения в процессе общения с дорогой.
Для достижения поставленной цели нами определены задачи
- Формировать у воспитанников знания о правилах безопасного поведения на улицах города
- Развивать у детей способность к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.
- Вырабатывать у дошкольников привычку правильно вести себя на дорогах. Воспитывать в детях грамотных пешеходов.
- Повышать уровень психофизиологических качеств, обеспечивающих безопасность ребенка на улице посредством реализации проектов и практической деятельности.
- Использовать дополнительные возможности интеграции специалистов, инспекторов ГИБДД, воспитателей, воспитанников и родителей в работе по формированию безопасного поведения в дорожно - транспортной среде.
Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Её нужно проводить планово, систематически, постоянно. Она не должна выноситься в самостоятельный раздел, а входить логическим элементом во все виды детской деятельности для того, чтобы полученные «теоретические» знания ребёнок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовывал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада. Когда и сколько времени отводить на тот или иной вид деятельности с детьми в данном направлении определяем мы сами в зависимости от условий, темы, сезонности, состояния детей, вида занятий и т. д.
Работа по обучению воспитанников правилам дорожного движения включает в себя разнообразные формы :
- не менее 2–3 раз в неделю организуем беседы с детьми о безопасном поведении на улицах и дорогах, о дорожно-транспортных происшествиях, связывая это с изменениями погоды и особенностями дороги (гололёд, дождь, рано темнеет и т. д.);
- подвижные, дидактические игры, моделирование дорожных ситуаций, путешествия в «Страну дорожной азбуки», загадки и задачки мультипликационных героев помогают детям научиться правильно вести себя в окружающей дорожной среде;
- обучение правилам дорожного движения, правилам поведения на улице, проводится на непосредственно образовательной деятельности по развитию речи и ознакомлению с окружающим через рассматривание картин («Транспорт», «Улица нашего города», «Дети и дорога»), просмотр диафильмов, беседы, разучивание стихотворений, чтение рассказов., по развитию элементарных математических представлений даем понятия «левая, правая сторона», т. е. ориентируют в окружающем пространстве, изодеятельности учим рисовать, лепить, изображать в аппликации различные виды транспорта, трудового воспитания, конструирования формируется интерес к созданию разнообразных зданий и сооружений из строительного материала (мост для пешеходов, мост для транспорта), на музыкальных и физкультурных занятиях.
Организацию работы с детьми по обучению дошкольников правилам дорожного движения мы начали с оснащения предметно развивающей среды - это:
- изготовление макетов для сюжетно-ролевых игр,
- изготовление дорожных знаков,
- дидактического материала по обучению дошкольникам правилам дорожного движения.
Для реализации намеченной цели и поставленных задач разработали перспективный план работы по формированию навыков безопасного поведения на дороге у дошкольников.
Большое внимание уделяем работе с родителями, ведь именно они каждый день не раз переходят с ребятишками дорогу и несут за них ответственность. Однако иногда случается, что сами дети знают значительно больше родителей и даже поправляют их поведение на дороге. Активизируем работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей через разнообразные формы:
- анкетирование родителей: «Безопасность на дороге», «Какой Вы пешеход», «Знаете ли Вы правила дорожного движения?». Это помогает определить уровень знаний родителей и подобрать наиболее эффективные методы подачи дорожной грамотности, выбрать формы общения.
- памятки и листовки-обращения к родителям о необходимости соблюдения ПДД;
- папки-передвижки, в которых содержится материал о правилах дорожного движения, необходимый для усвоения, как детьми, так и взрослыми;
- консультационный материал «Дошкольник и дорога»;
- выпуск газеты «Безопасная дорога детства»
Традицией стало проведение встреч-бесед родителей с инспектором ГИБДД, на которых он консультирует родителей по интересующим их вопросам, помогает решить проблемные дорожные ситуации: «Роль семьи в профилактике дорожного травматизма», «Типичные ошибки детей при переходе улиц и дорог».
Конкурсы, викторины и развлечения по ПДД с участием педагогов, детей и родителей дают положительный результат в усвоении детьми знаний по правилам дорожного движения и сближают всех участников воспитательно-образовательного процесса.
- Увлекательна и интересна новая форма работы «Семейный мастер - класс», которая позволяет знакомить родителей с игровыми технологиями по обучению детей с основами безопасного поведения на улице и обмениваться опытом семейного воспитания по данной проблеме.
В информационных стендах для родителей систематически появляется информация, которая знакомит родителей с методами формирования дорожной культуры у детей, сознательного выполнения правил дорожного движения самими взрослыми. Рекомендованный материал вызывает большой интерес и отклик у родителей. Все это позволяет комплексно решать задачи обучения детей безопасному поведению в дорожной среде, учитывая возрастные особенности детей уровень их психического и физического развития, воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортной среде.
Поэтому, при обучении детей основам «дорожной грамоты мы придерживаемся следующих правил:
1) не механически заучивать с детьми Правила дорожного движения, а воспитывать у дошкольников культуру поведения на дороге.
2) сочетать изучение Правил с развитием у детей координации, внимания, наблюдательности.
3) использовать все доступные формы и методы работы, не считая какую- то форму основной, а какую- то второстепенной. Рассказ и игра, викторина и рисование, практическое занятие и показ видеофильмов, чтение книги и экскурсия все необходимо поставить на службу воспитания у детей навыков безопасного поведения на дороге.
Таким образом, полученные результаты дают нам возможность предполагать, что использование комплекса разнообразных мероприятий, методов, форм, тесная работа педагогического коллектива с воспитанниками, педагогами дополнительного образования, инспекторами ГИБДД и родителями, а так же систематичность и регулярность проводимой работы, имеют положительное воздействие на повышение уровня безопасного поведения дошкольников на улицах города, помогает нашим детям быть уверенными на дороге и избежать травматизма.