«Развитие математических компетенций у детей дошкольного возраста посредством LEGO-конструирования»
Актуальность
В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе, и значительную роль играет обучение основам математики, формирование математических представлений. Математика выступает в дошкольном возрасте как фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Дошкольники уже активно осваивают счёт, пользуются числами, осуществляют элементарные вычисления по наглядной основе и устно, осваивают простейшие временные и пространственные отношения, преобразуют предметы различных форм и величин. Ребёнок, не осознавая того, практически включается в простую математическую деятельность, осваивая при этом свойства, отношения, связи и зависимости на предметах и числовом уровне.
В то же время, обучение математике – достаточно сложный процесс для ребенка, и поэтому важно сделать так, чтобы обучение проходило с высоким уровнем интереса и эффективности. Для этого образовательная деятельность должна проходить в увлекательной игровой форме, особенно с учетом того факта, что ведущей деятельностью в этом возрасте является игра. Именно поэтому достаточно легко, благодаря играм, удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес у детей дошкольного возраста.
Многие ученые занимались проблемой развития элементарных математических представлений.
Известный психолог Лев СеменовичВыготский говорил: «Научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребёнком, не берутся памятью, а возникают искладываются с помощью величайшего напряжения всей активности егособственной мысли». Поэтому единственный правильный путь, ведущий к ускорению познания, состоит в применении методов обучения, способствующих ускорению интеллектуального развития (без ущерба физическому развитию, а в гармоничном единстве с ним).
Мария Монтессори (итальянский врач и педагог),выделила «…важную составляющую обучения создание специальных условий (среды) для освоения чисел, форм, величин, письменной и устной нумерации и подбор оптимального материала…»
Василий Васильевич Давыдов(советский и российский педагог и психолог)говорил, что прежде, чем знание о целостности мира будет оформлено в системе теоретических понятий ребенка, он должен воссоздать подвижный интегральный образ действительности на уровне воображения. Занятия по развитию математических представлений рекомендуется соединять с другими видами деятельности: игровой, продуктивной. Это способствует улучшению концентрации внимания дошкольников и, соответственно, лучшему усвоению программы .
Абрам Аронович Столяр (белорусский советский педагог-методист, известный работами по проблемам развития логического мышления школьников. Доктор педагогических наук, профессор).полагал, что «развертывание математических представлений
у дошкольников находится на пред математическом уровне, но итогом процесса подготовки на этом уровне является общее умственное развитие, эволюция базовых специфических познавательных и умственных умений, важным для дальнейшего усвоения математического содержания».
Поэтому необходимо в детском саду создать такие условия и подобрать методы и приемы, при помощи которых подача ребенку знаний в игровой форме из области математики, позволяла бы ему более эффективно формировать элементарные математические представления.
Я заметила что дети нашей группы очень интересуются лего-конструированием, и порой очень трудно оторвать детей от любимого занятия и переключить их внимание на развитие элементарных математических представлений. А так как лего-конструктор легко интегрируется практически со всеми областями образовательной деятельности и всесторонне развивает детей, я решила включить его как элемент в структуру образовательной деятельности по развитию элементарных МП. Я предположила, что лего-элементы могут быть использованы в дидактических играх и упражнениях, направленные на формирование элементарных математических представлений, развитие мышления, памяти, тактильного восприятия.
Цель моей работы: создание условий для совершенствования математических компетенций у дошкольников посредством лего – конструирования.