Балалайка
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад №9
Красногвардейского района
Санкт - Петербурга
Конспект непрерывной образовательной деятельности
По образовательной области: художественно-эстетическое развитие, для детей старшей группы «Балалайка, балалайка, веселее заиграй-ка.»
Музыкальный руководитель: Радионова Софья Андреевна
Используемые технологии:
Технология личностно – ориентированного взаимодействия педагога с детьми;
Игровые технологии;
ЭОР.
Санкт – Петербург
2021
Конспект непрерывной образовательной деятельности
по образовательной области: художественно-эстетическое развитие, для детей старшей группы «Балалайка, балалайка, веселее заиграй-ка.»
Цель: Формирование интереса к истории своей страны через знакомство с русским народным музыкальным инструментом-балалайкой.
Задачи:
Образовательные:
• познакомить с р.н.м. «Светит месяц»;
• формировать умение различать тембры музыкальных инструментов;
• совершенствовать технику выполнения русских танцевальных движений.
Развивающие:
• развивать эмоциональную отзывчивость;
• формировать певческий голос и выразительность движений;
• развивать чувство ритма и моторику рук;
• расширять представление о музыкальном наследии России.
Воспитательные:
• воспитывать патриотические чувства, интерес и любовь к народной музыке;
•воспитывать положительные эмоции привыполнении музыкально-ритмических движений;
• воспитывать чувство сопереживания музыкальным образам, настроениям.
Словарная работа:
• активизировать и обогащать словарный запас детей по теме (картуз, кокошник, сарафан, рубаха, балалаечник, дударь, ложкарь).
Образовательная область: художественно-эстетическое развитие.
Интеграция образовательных областей:
• познавательное развитие;
• речевое развитие;
• социально-коммуникативное развитие.
Виды детской деятельности:
• игровая:
• коммуникативная:
• музыкально-художественная:
• продуктивная.
Предварительная работа с детьми:
• Знакомство с русскими народными инструментами (гусли, трещотки, ложки).
• Рассматривание иллюстраций русских народных инструментов, картин о быте Русского народа.
• Разучивание русских народных игр «Жил был у бабушки чёрный баран» и «Никнорих»
• Познакомить детей с произведением П. И. Чайковского «Камаринская».
• Загадывание загадок о русских народных инструментах.
• Беседа с детьми о жизни людей на Руси, о праздниках.
Демонстрационный материал:
• инструмент балалайка
• предметные картинки с изображением музыкальных инструментов;
• портрет П.И. Чайковского
Раздаточный материал:
• детские музыкальные инструменты (трещетки,ложки,бубен)
Ход НОД:
Деятельность педагога | Деятельность детей |
Музыкальный руководитель приглашает детей в музыкальный зал. - Ребята, посмотрите, что это у меня стоит на столе? - Правильно, это короб. Для чего он нужен? Сегодня к нам в гости пришел один очень интересный музыкальный инструмент, а какой, я думаю, вы сами мне скажете, если отгадаете загадку! | Дети под народную музыку входят в музыкальный зал. Ответы детей. |
Треугольная доска, А на ней три волоска Три струны, а звук какой! С переливами, живой! Узнаю его в момент – Самый русский инструмент – | Ответы детей |
Ребята, знаете ли вы, как она появилась и почему балалайка так называется? (рассказ о балалайке) (Произошло это, около ста лет назад в Петербурге. К известному скрипичному мастеру Иванову пришел молодой скрипач Василий Андреев. Он сказал: «Хотел бы заказать у вас музыкальный инструмент». Но когда мастер посмотрел чертежи, которые принес ему Андреев, он страшно рассердился. Как, так ему, уважаемому мастеру, предложили сделать шутовской, скомороший инструмент, да еще из лучших сортов дерева. И рассердившись, мастер сказал: « Что если господину Андрееву угодно, он может приобрести сей мужицкий инструмент в любой лавке, где тот продается вместе со спичками и солью». Ребята, Как вы думаете, какой же инструмент предложил мастеру сделать Андреев? А еще Василий Андреев заметил, что ему скрипачу совсем не зазорно играть на балалайке и показал мастеру свое искусство игры на балалайке. И тогда мастер сдался. Ему понравилось, как молодой музыкант горячо говорит о том, что хочет наладить, усовершенствовать русские народные инструменты и как виртуозно звучит в его руках этот мужицкий инструмент. И приступил к работе. Так заладилось дело и вскоре, Василий Васильевич Андреев организовал первый оркестр русских народных инструментов и назвал его «Великорусским». Андреев смог усовершенствовать балалайку и создать чертежи их разновидностей, получилась целая семья: прима, альт, бас-балалайка Репертуар был очень разнообразным, писал их сам Андреев: пляски, песни, хороводы, наигрыши, музыканты много концертировали по разным странам. Приложение 1 | Ответы детей |
А мы с вами любим веселиться, баловаться, балагурить? Русская народная игра «Баран» | Ответы детей Дети играют в игру |
- Ребята, а вы знаете, что музыку может исполнять оркестр, а мы можем играть в оркестре? - А на каких музыкальных инструментах мы можем играть? | Ответы детей |
- А чтобы вы быстрее вспомнили, я вам загадаю загадки?
1.Ой, звенит она, звенит, всех игрою веселит, А всего-то три струны ей для музыки нужны Кто такая? Отгадай-ка? Ну, конечно….. 2.Деревянные сестрички, Друг о дружку стучат, Всю округу веселят…. 3.Я круглый словно солнышко, Только с бубенцами Звучу я очень звонко Услышите вы сами, Когда в руки меня возьмете, Ударите ложкой Звучать я буду громко-громко Угадайте - кто я?...... 4.Чьи мы слышим перекаты Словно гром гремят – раскаты В ряд пластинки – будто щетка, А звучит сейчас …… | Ребенок, который отгадывает загадку, выставляет картинку на мольберт. Ответы детей Игра в оркестре, исполнение пьесы «Светит месяц» р.н. м. |
- Ребята, посмотрите, что это? - А это что? - Ребята, а как вы думаете, зачем здесь портрет? - Сейчас мы с вами послушаем музыкальное произведение, которое называется «Камаринская». - Какое произведение по характеру? - Понравилось вам это произведение? - Что хочется делать под эту музыку? | Ответы детей Слушание музыки П.И. Чайковского «Камаринскя» Ответы детей |
Игра «Никанориха» (русская народная песня). | Дети, взявшись за руки, идут по кругу, сопровождая движение пением: Никанориха гусей пасла, Запустила в огород козла. Никанориха ругается, А козел-то упирается. Далее под музыку «Камаринской» дети продолжают движение по кругу, но уже топающим шагом, далее переходят на пружинный бег, врассыпную. С окончанием музыки стараются быстро подобрать пару и отойти от центра зала, освобождая место для того, кто остался без пары. Хором произносят слова: Надо быстро пару брать, Чтобы козликом не стать. Проигравший ребенок танцует под музыку «Камаринской», а все остальные, помогая ему, прохлопывают ритмический рисунок. |
Вот и подошло наше занятие к концу. Вам понравилось? А что интересного было для каждого из вас? | ответы детей |