Методы и приёмы обучения коммуникации детей с аутизмом
Методы и приёмы обучения коммуникации детей с аутизмом
1. Визуальный контакт, понимание взгляда, установление внимания
У ребенка с расстройствами аутистического спектра специфично формируется зрительный контакт, ребенок не смотрит в глаза взрослого, не протягивает ручки с немой просьбой, чтобы его взяли на руки, как это делает здоровый малыш уже на первом этапе социально-эмоционального развития.
2. Требование внимания
Зрительное внимание детей с аутизмом крайне избирательно и очень кратковременно, ребенок смотрит как бы мимо людей, не замечает их и относится к ним как к неодушевленным предметам. («Послушайте меня!», похлопывание по плечу, звон колокольчика.)
3. Понимание и использование жестов
Понять значение экспрессивных жестов не так легко. Они используются для передачи сложных эмоций и состояний. «Экспрессивные жесты» намного труднее идентифицировать для детей, которые испытывают большие трудности в понимании смысла, скрытого за буквальным значением.
Формирование указательного жеста.
Предварительный этап обучения этому сложному навыку – обучение использовать указательный жест для выражения своего желания. Некоторые мутичные дети не умеют показывать рукой, чего они хотят; тянут взрослого за руку, иногда ведут туда, где находится желаемый объект. Обучение лучше производить в учебной ситуации, а затем переносить в быт.
Перед ребенком помещают (либо кладут на стол, либо держат в руках) два предмета, один из которых для него значительно более привлекателен, чем другой (например, юла и кубик). Затем либо спрашивают: «Что ты хочешь?», либо дают инструкцию: «Покажи, что ты хочешь». Как только он потянется к одному из предметов, оказывают помощь – руку ребенка складывают в указательный жест, показывают на тот предмет, который он выбрал, и дают ему этот объект. Постепенно помощь уменьшают; ребенок овладевает навыком показывать на тот предмет, который он хочет. Впоследствии ребенка учат использовать этот навык не только во время занятий.
Просьба. Эта функция может быть выражена как вербальными, так и
невербальными способами. Не всегда нужно стремиться к использованию только одних слов. Он знает, как называются все предметы, но не знает, как использовать слова. Он очень хорошо справляется, когда его просят назвать предметы (описать то, что его
окружает: бананы, сок...), но он еще не научился просить предметы, в которых он нуждается. Для таких людей умение попросить что-либо, когда голоден, намного важнее, чем умение называть предметы. Рекомендуется создавать «провокационные» ситуации, тогда у детей возникает потребность в коммуникации. (Однако эти ситуации строятся таким образом, чтобы никто не впал в отчаяние. Всегда присутствует еще один взрослый, который может помочь и показать, что и как следует делать.)
4. Вербальная просьба
Обучение словам, выражающим просьбу, следует начинать как можно раньше. Как только произносительные возможности ребенка позволяют ему сказать «Дай», «Помоги», «Открой» и т.п., надо приступать к обучению. Учить употреблять эти слова лучше в естественных ситуациях. При обучении используется вербальная подсказка, которая
постепенно уменьшается. Важно, чтобы ребенок действительно хотел того, что мы его учим просить – поэтому прежде, чем предоставить подсказку, ждут инициативы со стороны ребенка (когда он будет тянуть взрослого за руку или покажет на желаемый предмет). Для того чтобы закрепить употребление новых слов, надо предоставить ребенку
возможности для практики. Можно специально создавать прецеденты для того, чтобы ребенку пришлось попросить о чем-либо. Как только ребенок усвоил односложные просьбы, его учат произносить более распространенные высказывания – например, «Дай пить» или «Мама, помоги».
5. Согласие и отказ
«Нет», карточка со словами «слишком трудно», отбрасывание предмета... Иногда эта функция развита у ребенка слишком сильно и может создавать проблемы для педагогов. Если это функция развита недостаточно, то проблем у людей с аутизмом, будет еще больше. Необходима стимуляция. Даже если устная речь ребенка сводится к отдельным вокализациям, его необходимо учить выражать согласие или несогласие с чем-либо. Этот навык очень важен для общения, он позволяет ребенку выражать приятие или неприятие той или иной
ситуации, не прибегая к таким видам поведения, как крик или агрессия.
Вначале следует решить, каким способом ребенок сможет овладеть. Некоторым из детей доступны только жесты и простые вокализации; кто-то сможет сказать: «Я хочу пить» или другое предложение. Затем подбирают материал, в качестве которого используются привлекательные для ребенка предметы и занятия. Обучение проходит следующим образом:
1. Ребенку показывают предмет, который является для него желаемым (например, конфету, машинку, магнитофон, любимую книгу и т.п.).
2. Взрослый задает вопрос: «Ты хочешь?» и тут же подсказывает ответ (например, кивок головой или «Да»).
3. Когда ребенок «отвечает» правильно, ему дают то, что он хочет.
4. Обучение продолжают до тех пор, пока ребенок сам не будет выражать согласие.
Затем учат выражению несогласия:
1. Показывают что-то, что не нравится ребенку (например, еду, которую он не хочет; или игрушку, которой он не любит играть).
2. Задают вопрос: «Ты хочешь?»; подсказывают ответ (например, покрутить головой, сказать «Нет»).
3. В некоторых случаях, если ребенок не возражает, можно дать ему попробовать что-то невкусное (например, немного соли на чайной ложке) для того, чтобы он лучше понял, что выражение несогласия поможет ему избежать неприятного.
Для мутичных детей умение пользоваться жестами отрицания и согласия иногда оказывается одним из основных способов взаимодействия с окружающими.
6. Речевые формулы: здравствуйте, спасибо...
7. Комментирование
Комментирование всего, что ребенок может видеть в своем ближайшем окружении. «Самолет!» – указывание на картинку на рабочем столе, на мяч, на символ, обозначающий свободное время... Прием комментирования действий, помимо развития, предваряет употребление необходимых жестов и слов в общении.
8. Сообщение информации
О предметах, которые в данный момент ребенок не может видеть, о прошлом и будущем – это более абстрактные понятия. «Что ты собираешься делать завтра?» Ребёнок показывает картинку с изображением бассейна.
9. Ответы на вопросы: «Для чего это нужно?», «Зачем это нужно?», «Что этим делают?»
Если понимание речи ограничено, вводят только один тип вопросов, затем другой. Лучше, если этот навык формируется с одновременной демонстрацией назначения предметов. Например, если изучают функциональное значение ножниц, можно вырезать из бумаги, проговорить, для чего нужны ножницы, затем задать ребенку вопрос.
Формулировки, которым учат ребенка в том случае, если он не знает, как отвечать, должны быть простыми и однозначными (на начальном этапе). Например, на вопрос: «Зачем нужна тарелка?», учат отвечать: «Чтобы из нее есть», хотя тарелка может использоваться и по другому назначению (например, для хранения продуктов).
10. Работа над увеличением числа спонтанных высказываний
В первую очередь, используются ситуации так называемого «естественного» обучения. Когда инициатива в общении исходит от самого ребенка, он больше заинтересован в том, чтобы говорить – следовательно, выученные в таких ситуациях высказывания (например, просьбы) чаще используются ребенком, поскольку он видит их действие на окружающих. Подобным же образом можно учить ребенка использовать более распространенные фразы (например, вместо: «Дай сок» – «Пожалуйста, налей мне яблочный сок»), обращаться к другому человеку («Мама, включи телевизор»), использовать выученные на занятиях слова-признаки («Я хочу играть с маленькой машинкой»).
11. Запрос информации
«Когда я поеду домой?» При этом ребенок показывает картинку с изображением машины (что символизирует поездку домой).
12. Сообщение о своих эмоциях
«Ой!» (больно). Ребёнок показывает на рану, таким образом, сообщает нам о своих эмоциях. Но это не простое выражение эмоций. Дети, страдающие аутизмом, испытывают много эмоций, иногда это экстремальные (чрезмерные) эмоции. Если они лежат в углу комнаты и плачут или наносят себе вред, они выражают эмоции. Но выражать эмоции и сообщать о них другим людям - не одно и то же.
13. Понимание эмоциональных высказываний
Человеку, для того чтобы понять, что обозначает та или иная ситуация, приходится постоянно анализировать все, что он наблюдает. Аутисту окружающая действительность представляется чем-то запутанным, массой взаимодействующих событий, людей, мест, однако он не видит ни границ, ни порядка, ни смысла. Его проблема в том, что он не может понять эмоции, стоящие за этим, не может добавить значение к буквальному восприятию.