Картотека игр и игровых упражнений по познавательному развитию детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста на плеоптическом этапе лечения
Картотека игр и игровых упражнений по познавательному развитию детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста на плеоптическом этапе лечения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_igr_strashego_vozrasta_detey_s_narusheniem_zreniya_poznavatelnoe_wecompress.com_1.docx | 585.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Колокольчик»
Картотека игр и игровых упражнений по познавательному развитию детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста на плеоптическом этапе лечения
Подготовила:
Воспитатель
Нуцалова З.Р.
г. Когалым, 2021г.
Задачи:
Учить детей соотносить натуральный объект и его силуэтное изображение,
активизировать фиксацию, локализацию, развивать зрительную память.
Закрепить знания о разных видах предметов: игрушки, мебель, одежда, посуда,
транспорт, растения, животные, птицы, насекомые; их форме, величине; развивать
умение их зрительно обследовать, выделять основные части.
Совершенствовать умения детей называть предметы из разных групп, определять их цвет, форму, величину, пространственное положение частей.
Развивать цветовосприятие, умение соотносить цвет предмета с эталоном цвета,
определять оттенок.
Развивать способности зрительного обследования и анализа предметов, их словесного описания и мыслительного конструирования (мысленно разделить целое на части, а части соединить в целое).
Закреплять умение выбрать «лишний» предмет на карточке, назвать его и объяснить свой выбор; развивать умение сравнивать, обобщать, логически рассуждать.
Формировать зрительно - двигательные умения обследовать, анализировать,
классифицировать предметы по их основным признакам.
Развивать зрительное восприятие, умение располагать и словесно обозначать
предметы и изображения по убывающей (возрастающей) величине.
Расширять знания об окружающем мире, различать и называть качества, свойства
предметов и материалов (гладкий, шершавый, мягкий, теплый); находить разницу в
деревянных, металлических, пластмассовых поверхностях.
Закреплять особенности каждого из четырех времен года.
Учить отличать и правильно называть геометрические фигуры (круг, овал, квадрат,
прямоугольник, треугольник, ромб, трапеция) и объемные фигуры (шар, конус, куб, цилиндр); соотносить формы реальных предметов с основными геометрическими фигурами.
Сформировать понятие этапов развития человека, растений, животных, рыб.
Учить сравнивать между собой похожие картинки, указав признаки сходства и
различия.
Различать цвет, размер движущегося объекта, называть словом скоростные качества движения (быстро - медленно, высоко - низко).
Зрительно различать и называть группы предметов с однородными признаками
(форма, цвет, величина, пространственное положение).
Формировать пространственные представления и практическую ориентировку «от
себя»: словами описать пространственное положение различных предметов в
макропространстве.
Развивать навыки микроориентировки на поверхности листа бумаги, фланелеграфа,стола, доски. Учить располагать предметы в названных направлениях микропространства (слева направо, сверху вниз, в правом верхнем углу, в левом нижнем углу).
Моделировать простейшие пространственные отношения в игровых ситуациях
(обставить комнату для кукол) по словесной инструкции.
Находить детали, составлять и дополнять из частей целый предмет, сюжетное
изображение
Название игры | Описание игры и оборудование | Фото, схема игры |
«Угадай животных » | Оборудование: 2 набора картинок: 1). Предметные картинки, на которых изображены животные (дикие и домашние); 2). Картинки с изображением теней животных (диких и домашних). Инструкция: 1. Взрослый предлагает рассмотреть картинки с изображением животных и назвать их. 2. Взрослый просит ребенка подобрать картинку, на которой изображена тень животного, к предметной картинке, на которой изображено само животное. 3. Взрослый предлагает ребенку посмотреть на картинку и отгадать, какого животного тень изображена на ней, без опоры на предметные картинки. | |
Дидактическая игра «Чудесный мешочек» | Оборудование: мешочек из ткани, игрушки (собака, кукла, пирамидка, машинка, юла и др.). Показываю детям разные игрушки, уточняю их форму, величину, рассматриваем их , трогаем, выделяем основные части (дополняем зрительную информацию представлениями, полученными различными анализаторами). Затем предлагаю одному из детей взять одну игрушку из чудесного мешочка (которую они не видели) и на ощупь угадать, какую игрушку он достал. | |
Дидактическая игра «Подбери нитки к платью». | Предлагаю детям подобрать нитки к платью (соотносить цветной силуэт платья с цветом ниток), помогаю детям узнавать и называть цвета спектра (красный, жёлтый, зелёный, синий, чёрный, белый). | |
Дидактическая игра «Составь из частей». | Оборудование: разрезные картинки с изображением предметов одежды. Предлагаю детям составлять целый предмет из частей; назвать части предмета: (рукав, воротник, карман и т.д.), их форму, пространственное положение. | |
Дидактическая игра «Подбери силуэт к предмету» | Оборудование: различные игрушки и на карточках их силуэтное изображение. Предлагаю детям брать со стола один предмет и выбирать подходящий силуэт к нему (соотносить натуральный объект и его силуэтное изображение). | |
Лото «Все работы хороши» | Ведущий оставляет у себя большие карты, а маленькие раздают играющим поровну. Затем кладет по одной карте на середину стола и называет профессии. Например: «Я строитель». Играющие должны быстро выложить на стол карточки, относящиеся к этой профессии. Кто раньше других освободится от своих карточек, тот выиграл. | |
Ботаническое лото «Что, где растет» | Каждый участник игры берет себе одну или две большие карты. Маленькие карточки ведущий перемешивает и показывает по одной и спрашивает: «Кому нужна карточка с этим растением?». Играющий, у которого на карте есть этот рисунок говорит: «Это вишни, они на моей карте» Он получает от ведущего карточку и закрывает ею рисунок на своей карте. | |
Различные Игра «Веселая логика» помощи кому-либо | Вариант1: Анализ: от предмета к его запасным частям. На стол выкладывают рисунками вверх все первые элементы карточек. Затем каждый из игроков берет по три вторых элемента и подбирает к ним соответствующие первые элементы. Вариант 2: Синтез: от части к целому. На стол выкладывают рисунками вверх все вторые элементы карточек. Затем каждый из игроков берет по три первые элемента (с составными частями) и подбирает к ним соответствующие вторые элементы. | |
Лото «Парочки» | Ведущий раздает детям по одной большой карте, а маленькие карточки перемешивают, затем показывают одну из них и спрашивает, кто или что на ней изображено. Например: «Паук». Игрок, у которого на большой карте есть такая же картинка, говорит: «Мне паука», берет карточку и закрывает аналогичный рисунок | |
Игра «Кто мы? » | Карты с черно- белым изображением раздаются детям, а у ведущего карточки с этими же персонажами в цветном изображении. Ведущий показывает карточку, у кого есть на большой карте тень этого предмета, берет карточку и закрываем ею тень. Можно попросить ребенка назвать сказку, откуда пришел этот персонаж. | |
Игр а «Что лишнее » | Предложить детям выбрать «лишний» рисунок на каждой из карточек, назвать его и объяснить свой выбор. Например: «Пять не подходит, потому что это цифра, а остальные - буквы» | |
Игра «Посчитай-ка » | Гусеницы сравнивают по длине , деревья- по высоте, шарфики по ширине (с помощью полосок); кубики и мячики по величине (с помощью квадратов). Также можно выкладывать полоски от самой длинной до самой короткой, от самой широкой до самой узкой, от самой высокой до самой низкой и наоборот. | |
Игра «На что это похоже? » | Оборудование: Каждой карточке со схемами соответствует три карточки с предметами. Играющему предлагаются карточки с предметами. Ведущий показывает карточку со схемой и говорит: «На что это похоже?» Играющие подбирают карточки с похожими на эту схему предметами. | |
Игра «Веселые фигуры» | Ведущий называет геометрические фигуры, которые изображены на большой карте и предлагает детям подобрать к каждой геометрической фигуре четыре предмета такой же формы. . | |
«Овощное лото» | Большие карты раздают игрокам. Воспитатель достает по одной карточке и читает загадку. Дать ответ на загадку имеет право только игрок, на большой карте которого нарисован данный овощ. Если один из игроков подсказывает, то у него снимается одна из закрывающих карточек. Победителем считается тот, кто первым закроет свою большую карту | |
Закономерность | Расположить геометрические фигуры в таблице так, чтобы в каждом ряду они были расположены по - разному. Ни один ряд по расположению фигур не должен повторяться. | |
Упражнение «Найди такой же» | Образец: На карточке изображены: попугай, бабочка, автомобиль. Предложите ребенку из пяти попугаев, бабочек, автомобилей, расположенных ниже, выбрать по одному, похожему на образец. | |
«Заселите теремок» (состав числа) | В окошко на крыше поместите карточку с цифрой, которая показывает, сколько гостей живет в доме. К числовой карточке на крыше подбираем счетную карточку и вставляем в окошко теремка. Например: к числовой карточке с цифрой 9 подойдет карточка с изображением 9 бабочек или 9 цыплят. Сложный вариант: К числовой карточке на крыше и счетной карточке в одном окошке подобрать недостающую счетную карточку для второго окошка. Например: к числовой карточке 10 (с 10 квадратами) на крыше теремка и счетной карточке с 5 собаками в первом окошке подбирается счетная карточка с 5 кошками для второго окошка. | |
«Веселые клеточки» | Вариант 1. Предложите ребенку тетрадь в клетку или отдельный лист. Перед тем как рисовать, рассмотрите узоры и предложите ребенку выбрать любой понравившийся ему узор. После этого ребенок кладет узор перед собой и в точности перерисовывает его на лист. Взрослый проверяет правильность его выполнения. Вариант 2. Ведущий выбирает любой узор и диктует ребенку по клеточкам это изображение (не показывая его ребенку). Ребенок должен внимательно, под диктовку взрослого нарисовать этот узор, не ошибаясь. | |
Цветик-семицветик» (дни недели) | Дети раскладывают по цифрам лепесточки в виде цветочка (цвета радуги). Называют дни недели. Каждому дню соответствует лепесток определенного цвета. | |
Дидактическая игра «Что было сначала, а что потом?» | Перед детьми картинки: 1. На кустике много цветов. 2. На кустике бутоны. 3. Поспели ягоды на кустиках. - Расскажите дети, как появилась ягода клубники? Что было сначала, а что потом? Что можно приготовить из ягод? (показ изображения ягод) Компот из клубники - клубничный. Варенье из голубики - голубичный. Джем из брусники - брусничный Морс из клюквы - клюквенный. | |
Игра «Найди клубочки» | Воспитатель каждому ребенку раздает план - схему группы, на которой обозначено местоположение клубочков. Дети определяют, где находится предмет, приносят его воспитателю и рассказывают, в каком месте он находился (ответ полным предложением с использованием предлогов: в, на, под, за, между) | |
Упражнение «Найди вязаные вещи» | Дети снимают с прищепницы картинки, на которых изображены вязаные вещи. Дети показывают и называют вязаную одежду, рассказывают, для кого предназначена. | |
«Найди пару » | Варежки выкладываются на стол узором вниз. Дети берут по одной варежке и танцевальными движениями двигаются по группе. Как только музыка прекращается, дети ищут свою пару, когда находят - встают рядом и определяют у кого правая, а у кого левая варежка. Игру можно повторить, поменяв варежки. | |
Игра «Найди половинку » | Предложить детям из половинок фруктов разного цвета складывать целое. Линия разреза предмета идет по вертикали, по горизонтали или по диагонали. | |
Игра «Домино » | С помощью перцептивной и зрительного восприятия, дети должны определить какой из элементов подходит для следующего этапа: (гладкий, шероховатый, ребристый, мягкий, холодный), для того чтобы выстраивать цепочку по принципу «Домино». | |
Тактильная книга «Одежда» | Дети рассматривают внимательно страницу тактильной книги и называют время года и предметы одежды и обуви по сезонам. | |
Тактильная книга «Посчитай-ка» | Во время рассматривания страниц тактильной книги дети закрепляют порядковый счет от 1 до 10 с помощью предметов, ярких и красивых бусинок. | |
Игра «Проведи бусинку» | Ребенок проводит бусинку по дорожке, постоянно подталкивая ее пальцами вперед по дорожке до финиша (бабочка ищет цветок, медуза идет в гости к морскому коньку, мяч летит в ворота). | |
Игра «Накорми животных лесных и домашних» | Дать каждому ребенку прищепку с изображением животного и предлагаю им найти корм и покормить своего животного любимым лакомством (коню дать овес, кошке - рыбку, собаке - мясо, корове - траву, кролику - морковку, медведю - ягоды). | |
Игра «Есть у нас огород» | Ведущий предлагает детям располагать овощи на грядке по словесной инструкции: посадить морковь на верхней грядке, репку- на грядке, которая находится внизу, посчитать сколько всего морковок, назвать форму, цвет, местоположение. | |
Игра «Матрешки» | Дети располагают матрешки в ряд в порядке возрастания или убывания по высоте; - показывают самую высокую, самую низкую матрешку; - считают сколько их всего; - в одежде какого цвета одета первая матрешка, последняя; - во что одета матрешка, которая находится между второй и четвертой матрешки... | |
Рассматривание альбома «Виды бумаги» | Дети рассматривают различные виды бумаги и с помощью тактильных ощущений и прикосновений определяют, что за бумага перед ними, для чего она предназначена (бархат, картон, тетрадная, гофрированная бумага, фольга, калька...) | |
Игра «Полянка радости» | На «Полянке радости» есть разнообразные развивающие площадки, где можно: - пристегнуть на пуговицы цветы, бабочки; - с помощью прищепок прикрепить на яблоню листья и яблоки; - расстегнуть и застегнуть замочки - молнии; - завязать бантики - ромашки; - посчитать и соотнести количество бусинок с цифрой и прикрепить с помощью прищепки к кармашку, тем самым закрепив порядковый счет; - собрать веселую гусеницу, прикрутив крышечки и цветочки; - заплести косички, выполнить шнуровку ... | |
Упражнение «Ладошки» | Ведущая просит детей прикоснуться правой, затем левой рукой к ладошкам из разных видов материалов, тем самым дети запоминают правую - левую руку. Дети рассказывают, какие ощущения чувствуют от прикосновения к тому или другому материалу, какой он на ощупь, как называется ткань. | |
Игра «Животные» «Деревья и цветы» | Дети собирают картинку из частей с определенными буквами и объединяют отдельные буквы в слова. | |
Игра «Мир вокруг нас» | Вариант -1. Ведущий берёт цветную карточку и показывает предмет, нарисованный на ней. Игрок должен определить, относится ли этот предмет к тому множеству, которое изображено у него на карте. Если да, то он забирает её себе и выкладывает на своей карте. Побеждает тот, кто быстрее и правильнее закроет свою карту. Вариант -2. Ведущий называет предмет, изображённый на карточке, и не показывает его игрокам. Игрок должен определить, есть ли у него этот предмет на его теневых карточках. Если он его находит, то забирает карточку себе и выкладывает её на своей карте. Побеждает тот, кто правильно и быстрее всех закроет все изображения. | |
Игра «Подбери по контуру» | Вариант -1. Ребёнку предлагается карта с чёрными контурами предметов. Если играет группа детей, то карты делят поровну. Ведущий показывает маленькую карточку с предметом, ребёнок, глядя на свою карточку, ищет по контуру соответствующий предмет. Если у него есть этот контур, ребёнок забирает эту картинку себе, закрывая подходящий контур. Побеждает тот, кто быстрее всех и правильно выложит все предметы на карты с контурами. Вариант -2. Ребёнку предлагается рассмотреть контуры предметов, изображённые на большой карте. Запомнить те предметы, которые изображены. Перевернуть или отложить карточку. Среди разрезанных карточек выбрать по памяти эти предметы. Ведущий проверяет правильность выполнения задания. | |
Игра «Ателье» | Выбирается приёмщик, который принимает у детей заказы. Дети отбирают образцы – кусочки ткани и заказывают разные виды одежды. При этом они должны сказать, что просят сшить (юбку, пальто и т.д.) и из какой ткани. («Сшейте, пожалуйста, платье из ситца». «Сшейте, пожалуйста, куртку из кожи.») |
~ ~