формируем предпосылки финансовой грамотности у дошкольников
Формируем предпосылки финансовой грамотности у дошкольников.
Одной из важнейших задач дошкольной педагогики является обучение детей азам экономики, формирование экономических представлений.
Это обусловлено переменами в социальной жизни всех членов общества (включая детей дошкольного возраста), значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентации его в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы — дошкольным обучением и школой.
Особое внимание уделяется экономическому образованию и воспитанию у подрастающего поколения экономической самостоятельности, инициативности, ответственности, трудолюбия, способности к взаимодействию, восприятию происходящих экономических преобразований, принятию необходимых решений. Сформированность финансовых представлений у детей старшего дошкольного возраста, позволили определить четыре направления работы по формированию финансовой грамотности: «Потребности», «Труд и профессии», «Товар, товарообмен» , «Деньги и бюджет семьи». Программа доу по финансовому воспитанию «Покупаем, продаем, обмениваем», «Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны» «Тратим разумно, сберегаеми экономим» «Без труда нет жизни на земле» «Учимся занимать и отдавать долги» «Учимся планировать» «Богатство и бедность». Каждое направление решает образовательные, развивающие и воспитательные задачи.
Педагоги дошкольных образовательных организаций испытывают некоторые трудности в формировании у детей таких понятий, как «цена», «выгода», «аванс», «банк», «аукцион», «бюджет», «валюта», «товар», «энергосбережение», «реклама». Это приводит к достаточно низким результатам развития финансовых представлений у детей.
Наблюдаются противоречия между потребностью общества в экономически-грамотном подрастающем поколении и недостаточной методической разработанностью процесса формирования финансовой грамотности детей в условиях дошкольной образовательной организации.
Специфика формирования финансовых представлений у детей дошкольного возраста связана с их эмоциональной отзывчивостью, любознательностью, наглядно-действенным мышлением. Процесс познания экономики не прост для дошкольника. Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует игровая деятельность.
В процессе формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста необходимо активное взаимодействие с семьями воспитанников считаем конкурсы семейных газет, обмен опытом «Домашней экономики», ведение «Семейного экономического (или финансового) дневника», в котором дети и родители совместно планируют «доходы» и «расходы», рассчитывают варианты экономии денежных средств, др. Таким образом, на этапе дошкольного детства создаются необходимые условия для планомерного, последовательного введения детей в мир экономики и финансов.
В ходе овладения финансово-экономическими категориями у детей обогащается словарь, воспитывается чувство достоинства, формируется опыт положительного финансового поведения, осознанного отношения к явлениям социо-экономической действительности.
Подготовила Мутина Е.В.
- Мне нравится (1)