Использование инновационных технологий в ДОУ
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2021/10/10/itgc4ckw5ca.jpg)
В настоящее время все педагоги, коллективы дошкольных образовательных учреждений интенсивно внедряют разнообразные инновационные технологии. Благодаря использованию технологий и их интеграции – образовательный процесс становится эффективным, результативным, интенсивным, современным, экономичным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование инновационных технологий в ДОУ
Сысоева Надежда Петровна
Воспитатель ВВК
МДОУ «ЦРР детский сад №131» г. Воронеж
т.89601398634
В настоящее время все педагоги, коллективы дошкольных образовательных учреждений интенсивно внедряют разнообразные инновационные технологии. Благодаря использованию технологий и их интеграции – образовательный процесс становится эффективным, результативным, интенсивным, современным, экономичным. С введением ФГОС в качестве основного принципа дошкольного образования стандарт выдвигает «полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста, обогащение детского развития». Также в стандарте говорится, что реализация программы должна осуществляться «форме специфической для данного возраста, прежде всего в игре».
В своей работе мы используем различные методики, но особое внимание уделяем методике Марии Монтессори. Она является интересной и востребованной ретроинновацией в нашем современном мире, несмотря на более чем 100-летнюю практику, очень тесно перекликается с требованиями ФГОС ДО. Ведь все без исключения мечтают о том, чтобы их малыш стал успешным, уверенным в себе человеком. Методика Марии Монтессори поможет вырастить свободную, творческую, гармоничную личность.
Огромное внимание педагогов привлекают сенсорные материалы Монтессори и работа с ними. Игры, занятия, упражнения с дидактическими материалами позволяют развивать зрительно-различительное восприятие размеров, форм, цветов, распознавать звуки, способствуют математическому развитию и развитию речи.
Вся Монтессори - среда состоит из множества предметов, с которыми ребенок может заниматься в автономном режиме, то есть без помощи взрослого. Ежеминутно ребенок стоит перед выбором: с чем ему заниматься. То есть он всегда находится в ситуации выбора своей деятельности. Ребенок приходит в детский сад и говорит: «Я хочу лепить». - «Пожалуйста, иди, лепи». Другой приходит: «Я хочу считать». Он идет и занимается счетом. При этом каждый Монтессори-материал предполагает возможность длительной самостоятельной работы с ним. Обращение к педагогу за помощью рассматривается не как несостоятельность, а как стремление к совершенствованию выбранного вида деятельности.
Иры по методике М. Монтессори способствуют развитию, каких – либо навыков, умений, позволяющих ребёнку делать необходимые выводы, а точнее маленькие открытия. К материалам, позволяющим приобрести практические навыки, относятся не только специально разработанные и сделанные пособия, но и самые обычные предметы, которыми мы часто пользуемся в повседневной жизни.
В группе с использованием методов и приёмов М. Монтессори детей учит сама окружающая среда. Всю программу воспитания и обучения ребёнок устанавливает сам себе. Пособия и игровой материал всегда доступны. Дети пользуются ими столько, сколько считают нужным. Таким образом, они приобретают независимость, самостоятельность и ответственность. А это полезные и сложные навыки, которые необходимо усвоить маленьким детям.
Метод Монтессори основан на наблюдении за ребёнком в естественных условиях и принятии его таким, каков он есть.
Сама Монтессори называла свою педагогическую систему системой развития ребёнка в дидактически подготовленной среде.
У ребёнка есть внутренние потребности осваивать и узнавать мир вокруг себя. Для того чтобы ребёнок развивался, образовывал себя уму необходимо создать условия, «подкидывать «уголёк» в топку его ума».
Как построить свою работу:
1. необходимо разработать предметно-пространственную среду, такую, чтобы попадая в неё, ребёнок мог учиться самостоятельно.
2. собрать, изготовить необходимый дидактический материал
3. поддерживать и обогащать предметно-пространственную среду
4. Показать, объяснить, но никогда не делать за ребёнка. Ребёнок должен сам, методом проб и ошибок научиться всему сам!
При такой методике воспитания и обучения у детей появляются не только новые умения и навыки, ребёнок приобретает чувство независимости и уверенности, развивает естественную любовь к учению, интерес к получению новой информации в том объёме, который он в состоянии освоить. Ребёнка должна учить сама окружающая среда. Методика Монтессори основана на индивидуальном подходе к ребенку: именно ребёнок выбирает тот дидактический материал, который в данный момент ему наиболее интересен, именно ребёнок определяет продолжительность занятий, что обуславливает индивидуализацию педагогического процесса и развитие каждого воспитанника в собственном ритме.
Методика М. Монтессори сейчас очень популярна, она идентична требованиям ФГОС, к предметно-развивающей среде по ФГОС.
Как заниматься с детьми
1. Развивающая среда с играми, игровыми пособиями должна быть доступна.
2. Не ставьте перед собой цель воспитывать вундеркинда. В погоне за результатом можно перегрузить ребёнка и отбить у него желание заниматься, а демонстрируя результаты окружающим – испортить характер ребёнка.
3. Разговаривайте с детьми обо всём и везде – на прогулке, в совместной деятельности, комментируйте все свои действия, обсуждайте ближайшие планы. Разговоры с детьми, рассказы и обсуждения важнее любого методического пособия.
4. Не нагружайте детей знаниями «про запас», которые не пригодятся ему в ближайшее время. Лучше занимайтесь изучением и освоением того, что нужно сейчас.
5. Не углубляйтесь в изучение какого-то одного предмета, в ущерб остальным. Действуйте по интересам детей.
6. Все игры и НОД вводите по принципу от простого к сложному. Если дети не справляются с чем – то упрощайте задания.
7. Используйте как можно больше разнообразных методических пособий. Освещайте одну тему по-разному: в играх, плакатах, книгах, изо-деятельности и др.
8. Радуйтесь каждому успеху детей и хвалите их!
9. С самого раннего детства предоставьте ребёнку как можно больше самостоятельности в быту
10. Не забывайте, что высокий интеллект – это ещё не самое главное в жизни.
Дидактические материалы и пособия
Огромное значение для развивающей среды имеют специальные дидактические материалы и пособия. Для чего они нужны? Любой дидактический материал имеет две цели: прямую и косвенную. Прямую - перед собой ставит сам ребёнок (играет с цветным кубом). Косвенную цель – ставит педагог или родитель: когда ребёнок манипулирует, рассматривает куб, у него развивается восприятие цвета, координация движений, концентрируется внимание.
Дидактические игры и материалы нужны чтобы:
1. работая самостоятельно с дидактическими материалами, ребёнок учится ставить перед собой цель
2. Он получает практические навыки решения разных задач
3. У него формируется способность находить собственные ошибки и исправлять их, потому что действует методом проб и ошибок.
Самый оптимальный период, когда ребёнок активно развивается с 3 месяцев до 6 лет. Использование предметов и пособий на основе системы Марии Монтессори не только развивает детей, но и делает их жизнь интересней.
Многие вещи вам не придётся покупать: они есть в каждом доме, у каждой хозяйки. Главное найти им правильное применение.
Это крышечки, лоскутки, семена, крупа, различные коробочки.
Какие игры можно придумать вместе с детьми
*«Подбираем крышечку».
Возьмите разные бутылки, банки, чтобы крышки были все разные по размеру. Начинайте медленно отворачивать крышки на глазах у ребенка. Расскажите малышу, как подбираются крышки. Затем смешайте все крышки, предложите ребенку найти подходящие крышки для каждой емкости, которые у Вас на столе.
*«Прищепки»
Отличный материал для развития мелкой моторики малыша обычные бельевые прищепки. Давайте возможность ребенку вместе с вами развешивать белье, пусть ребенок использует прищепки как игрушки, как украшение или как составление орнамента.
«Коробочки» Вряд ли отыщутся на свете малыши, равнодушные к коробочкам. Дайте ребенку коробку, а уж он придумает, что с нею делать. Причем с этой задачей прекрасно справляются даже самые маленькие дети. Коробочка в руках малыша может стать фотоаппаратом, подзорной трубой, машиной, корабликом
«Лоскутки»
Лоскутки можно раскладывать, перебирать, менять местами, угадывать цвета и т.д. и т.п.
Как показывает практика, любимыми играми нынешних детей, как и прошлых поколений, являются игры с бросовым материалом: веточками, шишками, камешками - их можно бросать, ломать, стучать и т. д. А если пофантазировать? То можно и на прогулке придумать множество игр:
*«Тяжёлый - легкий»
Используя простые камешки, воспитанники получают возможность потренироваться в способности к различению веса, закрепить представления о понятиях «лёгкий» - «тяжёлый».
*«Бусы»
На прогулке можно использовать плоды рябины для составления бус.
*Осенние листья можно использовать для составления различных изображений: бабочек, стрекоз, рыбок, домиков ит.д.
*Из еловых шишок - смастерить великолепного ежа.
*Из плодов каштана – гусеницу.
Фантазия детей безгранична! А все эти природные материалы у нас на участке, надо только захотеть творить. А мы, педагоги, должны им в этом помочь: незаметно, ненавязчиво. Создать пространство для творчества.