Краткосрочный проект «Малыши чистюли» группы раннего возраста
Краткосрочный проект «Малыши чистюли»
группы раннего возраста
.
- Актуальность проекта
Образовательная область здоровье требует от нас формировать у детей привычки к здоровому образу жизни, которые всегда стоят на первом месте.
В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
Главная задача - формировать простейшие навыки опрятности и самообслуживания, закладывать фундамент гигиенической культуры.
В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
Сначала детей приучают к выполнению элементарных правил: мыть руки перед едой, после пользования туалетом, игры, прогулки и т. д.
Формируют навыки личной гигиены: умение детей быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять. Приучают правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу, уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой.
Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним. Широко используются, особенно в раннем возрасте, игровые приемы: дидактические игры, потешки, стихотворения.
В раннем возрасте необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в играх специально направленного содержания. Важно, чтобы эти игры были интересны, могли увлечь детей, активизировать их инициативу и творчество.
Гигиенические знания целесообразны и на занятиях по физической культуре, труду, ознакомлению с окружающим, с природой. Для этого используются некоторые дидактические и сюжетно-ролевые игры. Интересны детям и литературные сюжеты «Мойдодыр», «Федорино горе» и др.
Чтобы ускорить формирование культурно-гигиенических навыков необходимо в процессе игр напоминать ребёнку: "Ты всегда моешь руки перед едой. Не забыл ли ты помыть руки своей дочке? ". Таким образом, усвоенные культурно-гигиенические навыки обогащают содержание детских игр, а игры в свою очередь становятся показателем усвоения культурно-гигиеническими навыками.
Культурно-гигиенические навыки связаны не только с игрой. Они лежат в основе первого доступного ребёнку вида трудовой деятельности - труда по самообслуживанию. Малыш научился надевать платье, колготки, туфли и начинает осваивать последовательность одевания: что сначала, что потом. При этом сформированные навыки объединяются, образуя схему действий в ситуациях одевания, умывания, укладывания спать и т. д.
Таким образом, можно утверждать, что сформированные культурно-гигиенические навыки обеспечивают переход к более сложным видам деятельности, стимулируют их развитие, обогащают содержание этой деятельности.
Цель проекта:
Формирование культурно гигиенических навыков у детей раннего возраста.
Задачи проекта:
- Дать детям представления о правилах личной гигиены, систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур.
- Воспитывать у детей желание выглядеть чистыми, опрятными.
- Укрепить связи между детским садом и семьёй в вопросах формирования у детей культурно гигиенических навыков.
Проблема:
Не достаточно развиты у детей культурно гигиенические навыки.
Участники проекта: дети и родители группы раннего возраста, воспитатели.
Срок реализации проекта: 2 недели (лето) 2016 г.
Сроки проекта:
Ожидаемые конечные результаты реализации проекта:
- С помощью взрослого приводить себя в порядок.
Пользоваться индивидуальными предметами(носовым платком, салфеткой, полотенцем, расчёской, горшком) Держать ложку в правой руке. Самостоятельно или с небольшой помощью взрослого одеваться и раздеваться. При небольшой помощи взрослого снимать одежду и обувь(расстёгивать пуговицы спереди, застёжки на липучках).
- Аккуратно складывать снятую одежду
Подготовительный этап | Наблюдение за детьми Сбор литературы, игр, иллюстраций по данной теме. Разработка содержания проекта. |
Основной этап | Чтение художественной литературы: «Мойдодыр». Конспект НОД «Да здравствует мыло душистое!» Игровая ситуация «Купание куклы Насти» Наглядная информация для родителей на тему: «Как приучить ребёнка быть аккуратным» Заучивание потешки «Водичка, водичка » Дидактическое упражнение: «Покажем кукле кате, как мы умеем умываться и вытирать руки полотенцем». Игры по формированию КГН |
Заключительный этап | Развлечение: «Надо, надо умываться по утрам и вечерам!» |
Сюжетно - ролевая игра
Цель:
- Помочь детям создать игровую обстановку.
- Содействовать желанию детей самостоятельно подбирать игрушки, атрибуты для игры, использовать предметы - заместители (мыло –кубик, мочалка -кирпичик, шпатель – ложечка) и воображаемые предметы (вода)
- Помочь детям употреблять в речи названия предметов, действий : ванночка, мыло, мочалка, полотенце, намыливать, смывать, вытирать.
- Закрепить знания детей о чайной посуде. Формировать дружеские взаимоотношения в игре, активности, дружелюбия.
Игровой материал: кукла, ванночка, полотенце, кирпичик, шпатель, детский столик, чайная посуда, кроватка.
Подготовка к игре: рассматривание иллюстраций «Игра с куклой».
Ход игры
(Дети играют самостоятельно в игровом уголке, кукла заранее немножко испачкана – носик, ручки). Кукла плачет а-а-а-а.
Воспитатель: Посмотрите, что случилось с нашей Настей? (Воспитатель берет куклу в руки и читает отрывок из стихотворения А. Барто, П. Барто «Девочка чумазая» - Ах ты, девочка чумазая, где ты руки так измазала? - Ах ты, девочка чумазая, где ты носик так измазала?
Воспитатель: - Какие руки у Насти? Носик?
Дети: Она грязная, чумазенькая.
Воспитатель: Что нужно сделать, чтобы кукла стала чистой? Как ей помочь? Дети: Куклу нужно помыть.
Воспитатель: Давайте поможем ей. Настя, хочешь купаться?
Кукла: - Хочу (измененным голосом, за куклу).
Воспитатель:- Ну, давай. А что нам для этого нужно?
Дети: Ванночка.
Воспитатель: Сережа, принеси, пожалуйста, ванночку.
Воспитатель: Сейчас воду налью в ведерко. (Подходит к крану, как будто поворачивает его) Тссс… Вода льется горячая. Давай Настя, иди купаться. Не хочешь? Что? Вода горячая? Сережа, налей еще в ведерко холодной водички, а то очень горячо. Сережа (берет ведерко, подходит с ним к раковине, подставляет под кран). Тссс… (подражает взрослому). Воспитатель: Ну, как Настя, теперь вода хорошая, теплая. Сережа подлил холодненькой. Нужно Настю раздеть. Катя помоги раздеть Настю. (Катя снимает с куклы платье, трусики, туфли). Садись Настя в ванночку (усаживает куклу в ванночку).
Воспитатель как будто поливает куклу водичкой и читает потешку : «Водичка».
Водичка, водичка
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Воспитатель: А чем мыть – то? Мыло забыла взять. Егор принеси мыло. В коробке лежит кубик, принеси его. Это у нас будет мыло, понарошку. Егор приносит кубик. А где же у нас мочалка – губка?. Настя принеси кирпичик.Это у нас будет мочалка.
Воспитатель: давай, Настя, я тебе помою головку, ручки, носик, ушки и приговаривает:
«Будет мыло пениться. Грязь куда-то денется .
(Дети по очереди помогают воспитателю купать куклу).
Воспитатель: Все, помыли Настю. Катя налей нам, пожалуйста, воды в кувшин. Катя (берет кувшин и идет к крану) : Тссс… «Наливает воду, несет кувшин воспитателю). Воспитатель ставит куклу на ноги, обливает куклу водой из кувшина, приговаривая слова из стихотворения Е. Благининой «Аленушка»
«Теплую водичку. Льем на нашу птичку». «Вот и вымыли Настю».
Воспитатель: - Настю нужно вытереть. Чем мы будем ее вытирать?
Дети: Полотенцем.
Воспитатель: А где у нас полотенце? Настя принеси мне полотенце, Настю вытереть.
Настя: Где?
Воспитатель показывает на тумбочку. Настя достает салфетку и несет воспитателю.
Воспитатель вытирает куклу. Какая наша Настя стала? (чистая) .
Воспитатель: :Катя, одень Насте трусики. Катя подержи Настю. Настя спать хочет. Тише, не шумите.
Катя : аааа –аа (держит на руках куклу и укачивает ее)
Максим: Тише! Тише!
Воспитатель: Катя положи куклу на кровать. Чтобы кукла быстрее заснула. Давайте споем ей колыбельную песенку.
Баю – баю, баиньки, .
В огороде заиньки!
Зайки травоньку едят
Насте спатеньки велят.
Воспитатель: Всё глазки закрылись, теперь Настя спит. Пока Настя спит, пойдемте, накроем стол. Сережа постели скатерть на стол. Катя положи на стол блюдце, поставь чашку, чайник. Накрыли на стол. Вот и Настенька проснулась. Настя, почему такая грустная? Пить хочешь чай? Дать чаю? Воспитатель: Сережа налей Насте чай, напои её. Чай горячий, Катя остуди чай. (Катя дует на чай). (Кукла Настя пьет и качает головой).
Воспитатель: Что тебе не нравится чай? (да он без сахара). А где у нас сахарница? Егор поставь сахарницу на стол. А где у нас ложечка? (берет шпатель и размешивает чай). А сейчас нравится чай? Вот тебе конфетка (ест).
Настя пьет горячий чай
И сосет конфетку
Не облейся, дорогая
На тебе салфетку.
Воспитатель включает веселую музыку, дети вместе с куклой танцуют.
Консультация для родителей
Очень часто молодые мамы сталкиваются с тем, что дети от года и старше не осознают того, что нужно оставаться чистыми, расчесывать и укладывать волосы, стричь ногти. Нужно сразу сказать, что не стоит винить своего малыша в неаккуратности. В таком маленьком возрасте ему все интересно, его не устраивает то, что мешает заниматься познанием мира, а чаще всего попытки мамы расчесать малыша или запретить ему ползать по земле становятся именно преградой в его познании.
Не стоит беспокоиться о неряшливости малыша в возрасте от года до двух с половиной лет, а поэтому не стоит заставлять малыша быть аккуратным, нужно превращать процесс умывания или чистки зубов в приятную игру, которая вскоре станет традицией и даже привычкой.
Помните, что ребенок в скором времени будет брать пример с вашего поведения, он станет вашей копией не только в манере говорить, но и в отношении к своей внешности. Обратите внимание, когда мамы заботятся о себе, регулярно посещают салоны красоты и просто заботятся о том, чтобы хорошо выглядеть в любом возрасте, дети перенимают эту привычку.
Поведение матери особенно важно для становления девочки, нужно с раннего возраста объяснять ребенку, что ухоженная внешность, чистая одежда — это не просто прихоть и нежелание мамы много стирать, а показатель красоты и воспитанности ребенка.
Нужно отметить, что примерно в трехлетнем возрасте у ребенка возникает осознание того, что одежду, руки и лицо нужно сохранять чистыми. Интересно, что в этом возрасте ребенок почти болезненно воспринимает любую свою или постороннюю неряшливость. Во многих случаях ребенок это перерастает и начинает адекватно оценивать ситуацию, такое поведение приводит к нормальной чистоплотности. Если же вы начали замечать неряшливость и стабильную неаккуратность ребенка, нужно на своем примере показывать, как стоит ухаживать за своей внешностью. Девочек постарше можно даже взять в салоны красоты , чтобы дать почувствовать себя взрослее, ощутить свою женственность и привлекательность. Но не стоит увлекаться, ведь чрезмерное увлечение своей внешностью может привести к нарциссизму или к развитию комплексов.
Не нужно зацикливаться на одной проблеме, постарайтесь в доступной форме объяснять своему ребенку прописные истины, при этом не забывая о том, что для малыша все это является настоящим открытием.
Для ребенка родители — это своеобразный эталон поведения, и поэтому нужно постараться, чтобы этот пример был положительным.
Составил: Домбак Т.И. 07.09.21г.
https://blog.dohcolonoc.ru/entry/zanyatiya/kratkosrochnyj-proekt