Мой опыт работы: «Гендерное воспитание дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»
Владимирова Оксана Валерьевна
воспитатель МКДОУ «Детский сад №171», г.Зимы
«Главная школа воспитания детей –
взаимоотношения мужа и жены, отца и матери»
В.А. Сухомлинский
Важную роль в процессе формирования полоролевого поведения ребенка играет семья.
Гендер это социально – педагогическая характеристика, с помощью которой люди дают определение понятиям «мужчина» и «женщина».
Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Так как на этапе дошкольного возраста у детей важно формировать качества мужественности и женственности, готовить их к выполнению в будущем социальных ролей, соответствующих полу, воспитывать культуру взаимоотношений между девочками и мальчиками.
Работая с детьми, я обратила внимание на то, что дошкольники не знают мужских и женских ролей в обществе, что влечет за собой повышение неадекватности форм поведения среди сверстников, непонимание ими своей гендерной принадлежности. И причиной этому являются воспитание детей в неполных семьях (чаще всего мамами и бабушками), а также средства массовой информации, которые ведут пропаганду европейского стиля воспитания.
Более углубленно заняться гендерным воспитанием с дошкольниками мне захотелось после знакомства с книгами: Т. Доронова «Девочки и мальчики 3 – 4 лет в семье и детском саду». // М., Линка – пресс. 20009; В. Д. Еремеева, Т. П. Хризман «Мальчики и девочки два разных мира». // М., Линка – пресс. 1998; Михайленко И.Я. , Короткова Н.А «Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду». // НОУ «Учебный центр» «Развитие» М., 2009; А. М. Щетинина, О. И. Иванова «Полоролевое развитие детей 5 – 7 лет».//М.: ТЦ Сфера, 2010; Н.А. Баранникова «О мальчишках и девчонках, а также их родителях», // М.: ТЦ Сфера, 2012; И.А. Лыкова «Играют девочки: гендерный подход в образовании. // М.: Издательский дом «Цветочный мир», 2013; И.А. Лыкова «Играют мальчики: гендерный подход в образовании. // М.: Издательский дом «Цветочный мир», 2013. Также я использовала статьи журналов Воспитатель ДОУ №3 – 2016г., №5 – 2011г.; Ребенок в детском саду №5 – 2009г., №1 – 2012г.
Проблема совместного обучения мальчиков и девочек, а также особенности их воспитания является одной из актуальных для современной науки. Весомый вклад в разработку вопросов, касающихся психологических различий полов, внесли представители экспериментальной психологии: М.М. Рубинштейн, Н.Е. Румянцев, Н.А. Рыбников, В.С. Агеева, Я.Л. Коломинского, Т.А. Репиной и др.
Свою работу по гендерному воспитанию дошкольников, начала вести в 2015 году с детьми старшего дошкольного возраста. Составила перспективный план работы разбив его на два года.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования содержание работы реализовываю во всех видах деятельности детей: игровой, коммуникативной, восприятие художественной литературы, изобразительной, музыкальной, двигательной формах активности детей.
Вся работа строится с учетом принципов ФГОС дошкольного образования, которые взаимосвязаны и реализуются в единстве:
1) принцип связи теории с практикой выражает необходимость подготовки воспитанников в условиях детского сада к правильному использованию теоретических знаний в разнообразных практических ситуациях, к преобразованию окружающей его действительности;
2) принцип систематичности и последовательности обеспечивает усвоение детьми систему знаний, которую нужно разделять содержанием учебного материала на логически завершенные части, последовательно их реализовать;
3) принцип доступности изложения является лишь то, что соответствует его уровню мышления, объему накопленных знаний, умений, способов мышления;
4) принцип учета в воспитании возрастных, индивидуальных, полоролевых особенностей детей, направляет педагогов на решение задачи развития уникальных, самобытных особенностей каждого ребенка.
Работу по выполнению выше поставленных задач я начала с создания необходимых условий в группе.
В первую очередь в среде группы определила центры активности детей согласно гендерному подходу: центры, которые предпочитают девочки и центры для мальчиков. Центры оснащены большим количеством развивающих материалов. Таким образом, каждый ребенок в течение дня мог найти для себя увлекательное дело.
Также обогатила развивающую предметно – пространственную среду настольно-печатными играми, конструкторами для мальчиков и для девочек, наборами игрушек по профессиям, наборами для игр «Магазин», «Салон красоты», «Аптека» и др. Атрибуты для сюжетно-ролевых игр изготавливала вместе с детьми из различного материала. Также большую помощь нам оказывали родители, изготавливая разнообразные костюмы, атрибуты.
В приемной, умывальной комнате и спальне дифференцировала кабинки, кровати по цветам и картинкам, которые также соответствовали полу ребенка.
Для реализации поставленных задач была составлена картотека дидактических игр, которые строятся на принципах гендерного равенства с учетом индивидуальных особенностей и способностей каждого ребёнка, подобрала серию настольно – печатных игр. Для обогащения опыта детей и их полоролевой социализации мною были разработаны следующие игры: парные картинки «Мамины и папины помощники», «Наши игрушки», домино «Труд мужской и женский», «Разные лица», лото «Профессии», эстафеты для мальчиков и эстафеты для девочек.
Кроме этого библиотеку группы полнили книги с произведениями, где повествующие о подвигах и поступках героев, которые воспитывают в мальчиках мужество и смелость, и произведения, описывающие семейный быт и ценности, в котором важная роль отводится женщинам. А также имеются энциклопедии для мальчиков и энциклопедии для девочек.
Организованная таким образом образовательная среда позволили ориентировать детей на развитие качеств личности свойственных тому или иному полу. Например, как у девочек нежность, забота, сочувствие и сопереживание, а у мальчиков – храбрость, отважность, твердость характера.
Игра как ведущий вид детской деятельности способствует познанию социальной действительности, обеспечивает усвоение различных социальных ролей, моделей отношений, в том числе – между представителями противоположного пола.
Особое внимание уделила театрализованным играм, которые способствуют обогащению социального опыта дошкольника. Дети любят играть в игры – драматизации, активно участвовать в происходящем, перевоплощаясь в разные роли. Они представляют себя на месте изображаемого персонажа, проникаясь его мыслями, переживаниями, чтобы передать соответствующий образ. Разыгрывая произведение и реализуя авторский замысел, дети учатся быть терпеливыми друг к другу, собранными, внимательными.
Работая с детьми по данному направлению, я не оставляю без внимания тот факт, что не смотря на существенную разницу девочек и мальчиков имеются функции и обязанности, которые могут выполнять и те и другие. Например, организуя совместные игры, в процессе которых они могут действовать сообща и мальчики могут быть не только водителями, но и журналистами и парикмахерами, девочки не только продавцами и воспитателями, но и капитанами дальнего плавания или археологами.
Часто в совместной деятельности с детьми в режимных моментах я использую такой методический приём, как решение проблемных ситуаций: для мальчиков: «Старшие мальчики обижают девочку, она плачет. Ты? Для девочек: Мам после работы готовит ужин. Ты? Ребятам очень нравится рассуждать на предложенные темы, строить предположения. Тем самым мы приходим к выводу о необходимости и важности помогать друзьям, близким.
Большими помощниками в этой работе являются родители воспитанников. Они не только оказывают помощь в пополнении среды, но и являются активными участниками образовательного процесса. Мамы учат девочек заплетать косички, пеленать кукол, сервировать стол. А папы и дедушки изготавливают вместе с мальчиками скворечники, кормушки, ремонтируют мебель. Для привлечения родителей использую яркий и красочный материал в приемной, распространяю памятки и буклеты с советами воспитания девочек и мальчиков.
В ходе наблюдений за самостоятельной деятельностью детей и опросам родителей выявлено, что у детей старшего дошкольного возраста сформировалось эмоционально-положительное отношение к выполнению будущей социальной роли, культура общения между мальчиками и девочками.
Опытом работы я поделилась с коллегами нашего учреждения на педагогическом совете, представила консультацию «Гендерный подход в воспитании дошкольников» и публикую материал на своей персональной странице в социальной сети работников образования «Наша сеть».
В перспективе планирую продолжать работу по гендерному воспитанию дошкольников и представить свой опыт на различных уровнях.