Использование многофункционального дидактического пособия «Весёлые гусенички» для всестороннего развития речи дошкольника.

Хайрова Юлия Александровна

Мастер-класс

Учителя-логопеда: Хайровой Ю.А.

Тема: «Использование многофункционального дидактического пособия «Весёлые гусенички» для всестороннего развития речи дошкольника».

Цель мастер-класса: знакомство и обучение участников мастер-класса применению универсального дидактического пособия, которое можно многопланово использовать при решении задач развития речи у дошкольников (младших школьников) с речевыми нарушениями.

Задачи:

  1. Раскрыть актуальность и универсальность дидактического пособия «Весёлые гусенички»;
  2. Представить участникам мастер-класса комплекс игровых упражнений для индивидуальных и подгрупповых занятий с использованием всего лишь одного дидактического пособия;
  3. Заинтересовать педагогов данным пособием для активного применения в работе с дошкольниками по речевому развитию;
  4. Создать условия для обмена опытом участников мероприятия.

Практическая значимость:

Данный мастер-класс может быть интересен родителям, учителям-логопедам, воспитателям и педагогам, работающим над речевым развитием детей дошкольного возраста (начальной школы).

Прогнозируемый результат мастер-класса:

1.         Получение педагогами представления об игровом пособии, способствующему многоплановому развитию речи ребенка.

2.         Внедрение в образовательный процесс данных игровых приемов, чтобы сделать обучение воспитанников (учащихся) интересным и непринужденным.

Оборудование: пособие «Весёлые гусенички», картинки, цифры, схемы, слоги, буквы (на липучках).

Ход мастер-класса

I.         Организационный момент

Добрый день, уважаемые коллеги!

Я рада вас приветствовать на нашем мастер-классе «Использование многофункционального дидактического пособия «Весёлые гусенички» для всестороннего развития речи дошкольника (младшего школьника)».

II.        Вводная часть

«Без игры, нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В. А. Сухомлинский.  

Одна из самых актуальных проблем, стоящих перед современным обществом – увеличение детей с различными нарушениями речи.    Ведущая педагогическая идея моей работы     заключается   в определении путей повышения эффективности процесса, путем внедрения   игровых технологий. Кроме традиционных дидактических игр, применяемых в коррекционной педагогике, я использую на своих занятиях собственные игры и наработки.

Сегодня я познакомлю Вас с одним из таких пособий, научу вас, как организовать игровую деятельность детей с нарушениями речи с помощью игры «Веселые гусенички». Данное пособие позволяет решить задачи в соответствии с ФГОС ДО по развитию речи детей, наиболее эффективным для ребенка способом – в игре.

 

И так…

Начну своё выступление со слов заслуженного учителя, логопеда высшей квалификации Т.А. Ткаченко «Запасы профессиональных умений и секретов, имеющиеся у специалистов, должны стать достоянием коллег по работе. Тогда лучшее в опыте одного может принести десятикратную пользу».

Сегодня Вам уважаемые коллеги я предлагаю стать детьми и немного поиграть.

Итак, представляю вашему вниманию комплекс игровых упражнений для индивидуальных и подгрупповых занятий с использованием «Веселых гусениц». Универсальность данного пособия заключается в том, что, используя лишь одно пособие, можно получить разные варианты игры, решая при этом не одну, а сразу несколько задач. Планирование той или иной игры осуществляется в зависимости от поставленных задач, реализуемых на данный момент, и проблем, возникающих на определенном отрезке времени у конкретных детей.

 

Для совершенствования навыков развития артикуляционной моторики можно поиграть в игру «Зарядка для язычка».

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Ход игры: Поддерживая детскую инициативу, предлагаю детям самостоятельно выбрать комплекс артикуляционных упражнений, затем вместе мы выполняем гимнастику для языка. (Педагоги выбирают картинки с артикуляционными упражнениями, прикрепляют их на «гусениц». С помощью индивидуальных зеркал по образцу учителя-логопеда выполняют данные упражнения.)

Для закрепления поставленных звуков и их дифференциации можно использовать игру «Весело играем – звуки закрепляем».

Цель: автоматизация и дифференциация звуков в речи. (Можно использовать картинки на любую группу звуков).

Ход игры: Если ребенок автоматизирует звук в речи, то предлагаем ему собрать картинки на «гусеницу», четко проговаривая заданный звук в словах. Если ведется работа по дифференциации звуков, то просим ребенка верно распределить картинки на «гусениц» в соответствии со звуками.

Для совершенствования слоговой структуры слова можно использовать игру «Слогоежки».

Цель: развитие слогового анализа и синтеза.

Ход игры: Перед детьми выкладывается большое количество слогов. Необходимо собрать из них заданные слова и выложить на своей «гусенице». Для этого необходимо правильно разделить слова на слоги, используя любой удобный способ. Мы с ребятами делим слова на части с помощью хлопков. Вы можете предложить другие варианты. Собираем слова: по-пу-гай-чик, ско-во-род-ка, по-ло-тен-це и т.д. (Педагоги делят слова на слоги, ищут эти слоги и выкладывают на своих «гусеницах»).

Для развития фонематических процессов у меня есть игры следующего характера:

«Где спрятался звук?».

Цель: развитие языкового анализа и синтеза, определение места звука в слове.

Ход игры: Игра может проводиться как в индивидуальной, так и в подгрупповой форме. Детям предлагается выбрать схему, с которой они будут работать. (Для игры выбирается конкретный звук, автоматизируемый в речи детей). Задача заключается в том, что дети, вытягивая картинку, называют слово и определяют место заданного звука в слове. Затем прикрепляют картинку на «гусеницу» с соответствующей схемой. Сегодня для примера мы возьмем с вами схемы со звуком [л]. (Педагоги выполняют задание).

Еще одна игра «Собери звуковую схему»

Цель: развитие языкового анализа и синтеза.

Ход игры: детям предлагается самостоятельно выбрать картинку, произнести слово, определить последовательность звуков в слове и выложить на «гусенице» звуковую схему. Затем дети меняются с напарником местами и проверяют друг у друга правильность выполнения задания. Предлагаю Вам выбрать картинки и выложить схему слова с помощью цветных кружков. (КИТ - зеленый, красный, синий; ЛАПА -  синий, красный, синий, красный и т.д.)

Также можно использовать игровое упражнение «Парочки по твердости-мягкости».

Цель: развитие языкового анализа и синтеза, различение речевых звуков по твердости-мягкости.

Ход игры: Игра может проводиться как индивидуально, так и в паре. Индивидуально ребенок работает сразу с двумя «гусеницами». На одну собирает картинки с твердым звуком, на вторую с мягким звуком. В паре у каждого ребенка своя «гусеница», вытягивая перевернутые картинки по очереди, они называют картинку, определяют твердость или мягкость заданного звука, после чего крепят ее на свою «гусеницу» или отдают напарнику. Я вам предлагаю распределить картинки со звуками [р] и [р`].

 Для формирования лексико-грамматических категорий у меня есть несколько игр, я предлагаю вам поиграть в игру «Словосочеталки».

Цель: развитие грамматического строя речи, расширение словарного запаса (развиваем умение согласовывать числительное и прилагательные с существительными в роде, числе и падеже) и при этом автоматизируем (дифференцируем) звуки в словах.

Ход игры: Ребенок на свой выбор берет цифру, кляксу любого цвета и предмет. Выкладывает на «Гусенице» и проговаривает получившееся словосочетание (5 желтых цыплят).

Игра: «Мой, Моя, Мои».

Цель: обучение детей согласованию существительных с притяжательным местоимением в роде, числе; автоматизация заданного звука.

Ход игры: предлагаем детям внимательно посмотреть на картинки и выбрать к какому предмету подходит слово «МОЙ, МОЯ, МОИ».

Для развития и обогащения словаря разработала для ребят варианты игры «Четвертый лишний».

Цель: обогащение словаря обобщающими понятиями, развитие связной речи.

Ход игры: Первый вариант игры: педагог дает детям готовый набор картинок, из которых нужно вычленить лишнюю картинку и доказать свой выбор. Второй вариант игры: дети самостоятельно подбирают карточки для своего напарника по принципу одного лишнего предмета.

Для развития словообразования использую игру «Какой сок?».

Цель: образование относительных прилагательных от существительных.

Ход игры: Детям предлагается самостоятельно приготовить фруктовый, овощной и ягодный сок. Для этого необходимо правильно распределить по «Гусеницам» картинки. Затем назвать каким соком они угостят ребят (Я угощу Таню вишневым соком и т.д.). (Педагоги по заданию выбирают соответствующие картинки и образуют относительное прилагательное от существительного).

На этом мы остановимся. Я планирую и дальше пополнять свою картотеку новыми заданиями, поэтому, если у вас в процессе игры появились новые идеи или другие игровые приемы, которые можно использовать в этом пособии, то я с удовольствием вас выслушаю. Надеюсь, мне удалось убедить вас в том, что представленное игровое пособие универсально, так как использование подобной игры позволяет разнообразить занятия и поддерживать интерес к ним, позволяет дать учебный материал в доступной и привлекательной для детей дошкольного (младшего школьного) возраста игровой форме, формирует навыки сотрудничества, взаимодействия и самостоятельности. С его помощью действительно можно решать множество задач и добиваться высоких результатов в нашей с вами работе. Завершить свой мастер-класс хотелось бы такими словами:

Задача, конечно, не слишком простая:

Играя учить и учиться играя,

Но если с учебой сложить развлеченье,

То праздником станет любое ученье!

Уважаемые, коллеги, спасибо за активное участие. Желаю Вам творческих успехов!