Использование многофункционального дидактического пособия «Весёлые гусенички» для всестороннего развития речи дошкольника.
Мастер-класс
Учителя-логопеда: Хайровой Ю.А.
Тема: «Использование многофункционального дидактического пособия «Весёлые гусенички» для всестороннего развития речи дошкольника».
Цель мастер-класса: знакомство и обучение участников мастер-класса применению универсального дидактического пособия, которое можно многопланово использовать при решении задач развития речи у дошкольников (младших школьников) с речевыми нарушениями.
Задачи:
- Раскрыть актуальность и универсальность дидактического пособия «Весёлые гусенички»;
- Представить участникам мастер-класса комплекс игровых упражнений для индивидуальных и подгрупповых занятий с использованием всего лишь одного дидактического пособия;
- Заинтересовать педагогов данным пособием для активного применения в работе с дошкольниками по речевому развитию;
- Создать условия для обмена опытом участников мероприятия.
Практическая значимость:
Данный мастер-класс может быть интересен родителям, учителям-логопедам, воспитателям и педагогам, работающим над речевым развитием детей дошкольного возраста (начальной школы).
Прогнозируемый результат мастер-класса:
1. Получение педагогами представления об игровом пособии, способствующему многоплановому развитию речи ребенка.
2. Внедрение в образовательный процесс данных игровых приемов, чтобы сделать обучение воспитанников (учащихся) интересным и непринужденным.
Оборудование: пособие «Весёлые гусенички», картинки, цифры, схемы, слоги, буквы (на липучках).
Ход мастер-класса
I. Организационный момент
Добрый день, уважаемые коллеги!
Я рада вас приветствовать на нашем мастер-классе «Использование многофункционального дидактического пособия «Весёлые гусенички» для всестороннего развития речи дошкольника (младшего школьника)».
II. Вводная часть
«Без игры, нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В. А. Сухомлинский.
Одна из самых актуальных проблем, стоящих перед современным обществом – увеличение детей с различными нарушениями речи. Ведущая педагогическая идея моей работы заключается в определении путей повышения эффективности процесса, путем внедрения игровых технологий. Кроме традиционных дидактических игр, применяемых в коррекционной педагогике, я использую на своих занятиях собственные игры и наработки.
Сегодня я познакомлю Вас с одним из таких пособий, научу вас, как организовать игровую деятельность детей с нарушениями речи с помощью игры «Веселые гусенички». Данное пособие позволяет решить задачи в соответствии с ФГОС ДО по развитию речи детей, наиболее эффективным для ребенка способом – в игре.
И так…
Начну своё выступление со слов заслуженного учителя, логопеда высшей квалификации Т.А. Ткаченко «Запасы профессиональных умений и секретов, имеющиеся у специалистов, должны стать достоянием коллег по работе. Тогда лучшее в опыте одного может принести десятикратную пользу».
Сегодня Вам уважаемые коллеги я предлагаю стать детьми и немного поиграть.
Итак, представляю вашему вниманию комплекс игровых упражнений для индивидуальных и подгрупповых занятий с использованием «Веселых гусениц». Универсальность данного пособия заключается в том, что, используя лишь одно пособие, можно получить разные варианты игры, решая при этом не одну, а сразу несколько задач. Планирование той или иной игры осуществляется в зависимости от поставленных задач, реализуемых на данный момент, и проблем, возникающих на определенном отрезке времени у конкретных детей.
Для совершенствования навыков развития артикуляционной моторики можно поиграть в игру «Зарядка для язычка».
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Ход игры: Поддерживая детскую инициативу, предлагаю детям самостоятельно выбрать комплекс артикуляционных упражнений, затем вместе мы выполняем гимнастику для языка. (Педагоги выбирают картинки с артикуляционными упражнениями, прикрепляют их на «гусениц». С помощью индивидуальных зеркал по образцу учителя-логопеда выполняют данные упражнения.)
Для закрепления поставленных звуков и их дифференциации можно использовать игру «Весело играем – звуки закрепляем».
Цель: автоматизация и дифференциация звуков в речи. (Можно использовать картинки на любую группу звуков).
Ход игры: Если ребенок автоматизирует звук в речи, то предлагаем ему собрать картинки на «гусеницу», четко проговаривая заданный звук в словах. Если ведется работа по дифференциации звуков, то просим ребенка верно распределить картинки на «гусениц» в соответствии со звуками.
Для совершенствования слоговой структуры слова можно использовать игру «Слогоежки».
Цель: развитие слогового анализа и синтеза.
Ход игры: Перед детьми выкладывается большое количество слогов. Необходимо собрать из них заданные слова и выложить на своей «гусенице». Для этого необходимо правильно разделить слова на слоги, используя любой удобный способ. Мы с ребятами делим слова на части с помощью хлопков. Вы можете предложить другие варианты. Собираем слова: по-пу-гай-чик, ско-во-род-ка, по-ло-тен-це и т.д. (Педагоги делят слова на слоги, ищут эти слоги и выкладывают на своих «гусеницах»).
Для развития фонематических процессов у меня есть игры следующего характера:
«Где спрятался звук?».
Цель: развитие языкового анализа и синтеза, определение места звука в слове.
Ход игры: Игра может проводиться как в индивидуальной, так и в подгрупповой форме. Детям предлагается выбрать схему, с которой они будут работать. (Для игры выбирается конкретный звук, автоматизируемый в речи детей). Задача заключается в том, что дети, вытягивая картинку, называют слово и определяют место заданного звука в слове. Затем прикрепляют картинку на «гусеницу» с соответствующей схемой. Сегодня для примера мы возьмем с вами схемы со звуком [л]. (Педагоги выполняют задание).
Еще одна игра «Собери звуковую схему»
Цель: развитие языкового анализа и синтеза.
Ход игры: детям предлагается самостоятельно выбрать картинку, произнести слово, определить последовательность звуков в слове и выложить на «гусенице» звуковую схему. Затем дети меняются с напарником местами и проверяют друг у друга правильность выполнения задания. Предлагаю Вам выбрать картинки и выложить схему слова с помощью цветных кружков. (КИТ - зеленый, красный, синий; ЛАПА - синий, красный, синий, красный и т.д.)
Также можно использовать игровое упражнение «Парочки по твердости-мягкости».
Цель: развитие языкового анализа и синтеза, различение речевых звуков по твердости-мягкости.
Ход игры: Игра может проводиться как индивидуально, так и в паре. Индивидуально ребенок работает сразу с двумя «гусеницами». На одну собирает картинки с твердым звуком, на вторую с мягким звуком. В паре у каждого ребенка своя «гусеница», вытягивая перевернутые картинки по очереди, они называют картинку, определяют твердость или мягкость заданного звука, после чего крепят ее на свою «гусеницу» или отдают напарнику. Я вам предлагаю распределить картинки со звуками [р] и [р`].
Для формирования лексико-грамматических категорий у меня есть несколько игр, я предлагаю вам поиграть в игру «Словосочеталки».
Цель: развитие грамматического строя речи, расширение словарного запаса (развиваем умение согласовывать числительное и прилагательные с существительными в роде, числе и падеже) и при этом автоматизируем (дифференцируем) звуки в словах.
Ход игры: Ребенок на свой выбор берет цифру, кляксу любого цвета и предмет. Выкладывает на «Гусенице» и проговаривает получившееся словосочетание (5 желтых цыплят).
Игра: «Мой, Моя, Мои».
Цель: обучение детей согласованию существительных с притяжательным местоимением в роде, числе; автоматизация заданного звука.
Ход игры: предлагаем детям внимательно посмотреть на картинки и выбрать к какому предмету подходит слово «МОЙ, МОЯ, МОИ».
Для развития и обогащения словаря разработала для ребят варианты игры «Четвертый лишний».
Цель: обогащение словаря обобщающими понятиями, развитие связной речи.
Ход игры: Первый вариант игры: педагог дает детям готовый набор картинок, из которых нужно вычленить лишнюю картинку и доказать свой выбор. Второй вариант игры: дети самостоятельно подбирают карточки для своего напарника по принципу одного лишнего предмета.
Для развития словообразования использую игру «Какой сок?».
Цель: образование относительных прилагательных от существительных.
Ход игры: Детям предлагается самостоятельно приготовить фруктовый, овощной и ягодный сок. Для этого необходимо правильно распределить по «Гусеницам» картинки. Затем назвать каким соком они угостят ребят (Я угощу Таню вишневым соком и т.д.). (Педагоги по заданию выбирают соответствующие картинки и образуют относительное прилагательное от существительного).
На этом мы остановимся. Я планирую и дальше пополнять свою картотеку новыми заданиями, поэтому, если у вас в процессе игры появились новые идеи или другие игровые приемы, которые можно использовать в этом пособии, то я с удовольствием вас выслушаю. Надеюсь, мне удалось убедить вас в том, что представленное игровое пособие универсально, так как использование подобной игры позволяет разнообразить занятия и поддерживать интерес к ним, позволяет дать учебный материал в доступной и привлекательной для детей дошкольного (младшего школьного) возраста игровой форме, формирует навыки сотрудничества, взаимодействия и самостоятельности. С его помощью действительно можно решать множество задач и добиваться высоких результатов в нашей с вами работе. Завершить свой мастер-класс хотелось бы такими словами:
Задача, конечно, не слишком простая:
Играя учить и учиться играя,
Но если с учебой сложить развлеченье,
То праздником станет любое ученье!
Уважаемые, коллеги, спасибо за активное участие. Желаю Вам творческих успехов!
- Мне нравится (2)