«Экология и здоровье дошкольников»
Давным-давно, еще на заре педагогики, Януш Корчак поделился своими наблюдениями: «Взрослым кажется, что дети не заботятся о своём здоровье…. Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясни им, и они будут беречься».
Согласно определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ, здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия. Оно, несомненно, включает такие важные показатели, как отсутствие болезней и травм, но не исчерпывается ими.
Здоровье людей зависит не только от индивидуально генетических факторов, но и в большей степени от социально-экологических и экономических условий существования. Отсюда очевидна взаимосвязь экологии и здоровья, необходимость основательного знания и разумного применения эко социальных закономерностей и правил здорового образа жизни.
Загрязненный воздух и вода, некачественный состав продуктов питания, городской шум и другие неблагоприятные факторы окружающей среды негативно воздействуют на физиологические функции организма, вызывают хронические заболевания, ухудшают самочувствие ребенка, тормозят процессы физического и умственного развития.
Быть полностью здоровым можно только в здоровой жизненной среде. Поэтому постоянная забота об окружающей среде и о своём здоровье закладывается у детей с ранних лет.
Главной задачей государства и современного общества является сохранение и укрепление здоровья населения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologiya_i_zdorove_doshkolnikov.docx | 18.69 КБ |
Предварительный просмотр:
«Экология и здоровье дошкольников»
Давным-давно, еще на заре педагогики, Януш Корчак поделился своими наблюдениями: «Взрослым кажется, что дети не заботятся о своём здоровье…. Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясни им, и они будут беречься».
Согласно определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ, здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия. Оно, несомненно, включает такие важные показатели, как отсутствие болезней и травм, но не исчерпывается ими.
Здоровье людей зависит не только от индивидуально генетических факторов, но и в большей степени от социально-экологических и экономических условий существования. Отсюда очевидна взаимосвязь экологии и здоровья, необходимость основательного знания и разумного применения эко социальных закономерностей и правил здорового образа жизни.
Загрязненный воздух и вода, некачественный состав продуктов питания, городской шум и другие неблагоприятные факторы окружающей среды негативно воздействуют на физиологические функции организма, вызывают хронические заболевания, ухудшают самочувствие ребенка, тормозят процессы физического и умственного развития.
Быть полностью здоровым можно только в здоровой жизненной среде. Поэтому постоянная забота об окружающей среде и о своём здоровье закладывается у детей с ранних лет.
Главной задачей государства и современного общества является сохранение и укрепление здоровья населения.
Так ФГОС ДО предусматривает:
- охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
В основу здорового образа жизни можно включить такие составляющие:
- рациональный режим дня: правильное чередование труда и активного отдыха;
- питание;
- личная гигиена;
- меры предупреждения простудных заболеваний;
- закаливание.
Режим дня.
Режим дня — это чёткий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности. Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребёнка режим укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности, предохраняет от переутомления.
Оптимальный режим дня – важное условие для сохранения здоровья ребёнка, основа его жизни. Важно сделать так, чтобы режим дня, предусмотренный в детском саду, совпадал с домашним, поскольку в дошкольном возрасте закладывается фундамент физического и психического здоровья.
При составлении режима дня для дошкольника важно четко учитывать его составляющие компоненты: длительность сна и бодрствования, интервалы между приемами пищи, продолжительность занятий и пребывания на свежем воздухе. Нельзя забывать и о таких важных компонентах повседневной жизни ребенка, как игровая деятельность, занятия по своему усмотрению, самообслуживание и помощь семье. Хорошая работоспособность в течение дня обеспечивается разнообразием видов деятельности и их чередованием.
У ребёнка, приученного к строгому распорядку, потребность в еде, сне, отдыхе наступает через определённые промежутки времени и сопровождается ритмичными изменениями в деятельности всех внутренних органов. Организм как бы заблаговременно настраивается на предстоящую деятельность, поэтому она осуществляется достаточно эффективно, без лишней траты нервной энергии и не вызывает выраженного утомления.
Питание.
Дети дошкольного возраста уже начинают разбираться в еде, показывают свои вкусовые пристрастия. Именно в этом возрасте необходимо следить за питанием ребенка и приучать его к здоровой пище. Важно, чтобы питание было рациональным, разнообразным и содержало все необходимые для развития детского организма вещества.
Правильно организованное питание, полноценное и сбалансированное по содержанию основных пищевых веществ, обеспечивает полноценный рост и развитие детского организма, повышает иммунитет ребенка по отношению к другим заболеваниям
При рациональном питании в организм детей ежедневно попадают все жизненно важные микроэлементы и витамины, необходимые для их полноценного развития и роста.
Детям дошкольного возраста необходимо кушать не менее 4 раз в день и соблюдать строгий режим питания. Не менее 3 раз нужно горячее блюдо.
При этом следует учитывать, что молоко и молочные продукты должны быть неизменным ежедневным пунктом рациона. Первые и вторые блюда не должны повторяться чаще, чем через 2-3 дня.
Личная гигиена.
Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых.
Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.
Меры предупреждения простудных заболеваний.
Дети подвержены большому числу простудных заболеваний. В принципе, малыши должны болеть в раннем возрасте, тем самым они обучают свою иммунную систему бороться с вредными воздействиями окружающей среды.
Для профилактики простудных заболеваний в холодное время года необходимо:
- следить за погодными условиями и одевать ребенка соответственно;
- в помещении (в группу) не надо утеплять ребенка как «капусту»;
- витаминизация. Витаминизация блюд проводится под контролем медицинского работника (при его отсутствии иным ответственным лицом);
- занятия физической культурой в детском саду и дома повышают устойчивость организма к инфекциям. Занятия с включением закаливающих процедур и соблюдением правил личной гигиены увеличивают защитные силы организма.
Закаливание.
С давних времен использовались и сейчас остаются основными и самыми действенными средства закаливания естественные силы природы: солнце, воздух и вода.
Закаливание обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию внешней среды. Вешняя среда не стабильна, она меняется и не только в естественных, но и специально организованных условиях. Изменения во внешней среде вызывают нарушения в привычной системе физиологических функциях организма ребенка и ставят перед ним задачу быстрого приспособления, адаптации к этим новым условиям.
Закаливание – это система постепенного приспособления организма к воздействию неблагоприятных метеорологических факторов внешней среды и повышения сопротивляемости организма к простудным и инфекционным заболеваниям
Следует знать, что закаливающие процедуры приносят пользу лишь в том случае, если они проводятся систематически, то есть в одно и то же время регулярно.
Основные принципы закаливания:
- закаливание нужно начинать в состоянии полного здоровья;
- интенсивность и длительность закаливающих процедур должны нарастать постепенно с учётом переносимости их ребёнком;
- эффект закаливания зависит от систематичности его проведения.
Воздушные закаливающие процедуры входят в обычный режим дня дошкольников:
- воздушные ванны при переодевании ребёнка и во время утренней гимнастики;
- сон в хорошо проветренной спальне с доступом свежего воздуха (открытые фрамуги, форточки);
- поддержание оптимального температурного режима в помещении;
- ежедневные прогулки на свежем воздухе в любую погоду тренируют терморегуляторный механизм ребёнка, адаптируют его к колебаниям температуры, влажности, движению воздуха;
- одежда должна быть лёгкой, не стесняющей движений, с минимальным содержанием искусственных и синтетических материалов.
Закаливание должно быть осторожным, постепенным, систематическим, а главное проводится на положительных эмоциях. Это не сложно и занимает совсем немного времени, но является очень результативной.
Для того чтобы обезопасить ребенка от негативного влияния экологии взрослые должны сами позаботиться об окружающей среде, прилагая как можно больше усилий для поддержки природного баланса, и стараться придерживаться основных рекомендаций относительно здорового образа жизни ребенка.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет/сост. В. И. Теленчи. - М.: Просвещение, 2014.- 143с.: ил.
2. Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения: проектирование, тренинги, занятия/ сост. Н. И. Крылова. - Волгоград: Учитель, 2009,- 218 с.: ил.
3.Настольная книга учителя физической культуры: подготовка школьников к олимпиадам (всероссийским, региональным, городским, районным, школьным). Методическое пособие/ авт. -сост. П. А. Киселёв, С. Б. Киселёва. – 2-е изд. испр. и доп. - М.: Глобус, 2009, - 345с. – (Серия «Готовимся к олимпиадам»)
4. Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни/ авт. -сост. Н. В. Полтавцева, М. Ю. Стожарова, Р. С. Краснова, И. А. Гаврилова. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128с. (Библиотека воспитателя)