«ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (нарушения слуха) В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ» (из опыта работы МБДОУ № 104)

«ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

 (нарушения слуха)

В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ» (из опыта работы МБДОУ № 104)

 

Павлова А.А., заведующий

МБДОУ № 104, г. Курск,

Назарова Е.Б., старший воспитатель,

МБДОУ № 104, г. Курск

 

Аннотация: В статье раскрываются особенности психолого-педагогической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья с нарушением слуха в условиях дошкольного образовательного учреждения.

 

Ключевые слова: дети-инвалиды, инклюзивное образование, адаптированная основная образовательная программа, психолого – педагогическое сопровождение.

 

Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает, что государство создаёт гражданам с ограниченными возможностями здоровья условия для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.[1]

В связи с этим в МБДОУ № 104 организована группа компенсирующей направленности. Все педагоги, специалисты, работающими с детьми данной группы, помимо опыта в дошкольном образовании, имеют квалифицированную подготовку в области коррекционной педагогики и сурдопедагогики. Создание оптимальных психолого-педагогических условий для обеспечения недостатков в физическом и (или) психическом развитии дошкольников с ОВЗ и оказании помощи детям этой категории в освоении адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования – главная цель деятельности педагогов нашего учреждения.

Психолого – педагогическое сопровождение рассматривается, как слаженная система деятельности всех специалистов, которая направлена на создание условий успешного развития каждого ребенка. 

Дети с нарушением слуха имеют особые образовательные потребности, которые включают в себя реализацию специфических образовательных нужд, направленных на преодоление последствий дефекта слуха – это развитие средств коммуникации, формирование словесной речи как средства общения, развитие слуховой функции, формирование произносительной стороны речи.

В связи с этим перед специалистами, работающими с воспитанниками, имеющими нарушения слуха стоят следующие задачи коррекционно-развивающей работы:

  • Организация коррекционно-развивающей среды и жизненного пространства для обеспечения разнообразной деятельности детей с ОВЗ;
  • Осуществление квалифицированной коррекции отклонений в развитии детей с нарушением слуха;
  • Организация интеллектуального и личностного развития детей с нарушением слуха с учетом коррекции нарушений развития и индивидуальных возможностей;
  • Обеспечение социальной адаптации детей с нарушением слуха: формирование способности к сотрудничеству со взрослыми и детьми в игре и совместной деятельности.
  • Включение детей с нарушением слуха в среду слышащих сверстников.
  • Взаимодействие с социальными партнерами для обеспечения полноценного развития детей.
  • Оказание консультативной и методической помощи семьям детей с нарушением слуха по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

Деятельность педагогов дошкольного учреждения по работе с детьми ОВЗ в нашем учреждении проводиться по 4 этапам:

На диагностическом этапе проводится сбор необходимой информации об особенностях психофизического развития, выявление структуры речевого нарушения и потенциальных возможностей ребёнка. При поступлении в группу дети с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями нуждаются в комплексном, всестороннем анализе всеми специалистами особенностей познавательной деятельности, личностного развития, эмоционально-волевой сферы, а также исследования сферы знаний, умений, навыков, представлений об окружающем мире, имеющихся у ребёнка.

После проведения мониторинга, проводятся психолого -педагогические консилиумы (ППк), где происходит объединение информации о ребенке от всех специалистов, что позволяет увидеть его, как целостную личность.

Плановые заседания ППк проводятся в соответствии с графиком проведения, но не реже одного раза в полугодие, для оценки динамики обучения и коррекции для внесения (при необходимости) изменений и дополнений в рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся. Внеплановые заседания ППк проводятся при зачислении нового обучающегося, нуждающегося в психолого-педагогическом сопровождении; при отрицательной (положительной) динамике обучения и развития обучающегося; при возникновении новых обстоятельств, влияющих на обучение и развитие обучающегося в соответствии с запросами родителей (законных представителей) обучающегося, педагогических и руководящих работников Организации; с целью решения конфликтных ситуаций и других случаях.[2]

 На консультативном этапе специалисты обсуждают варианты решения проблем, определяют наиболее эффективные методы и приёмы коррекционной работы, составляют индивидуальные программы, распределяют обязанности по их реализации, уточняют сроки.

Для детей с ОВЗ каждой категории нарушений слуха разработана адаптированная основная образовательная программа. Адаптированная программа является необходимым условием успешной социализации детей и неотъемлемым законодательно закреплённым правом на получение детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами образования в сообществе сверстников.

Основным документом, заполняемым специалистами по итогам комплексного обследования, является индивидуальная карта развития ребенка. Индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут психолого-педагогического сопровождения составляется на ребенка с ОВЗ, не освоившего программное содержание коррекционной работы по году обучения. Он разрабатывается на основе индивидуальной карты развития, отражающей трудности ребенка с ОВЗ; причину возникновения данной трудности, комплекс заданий для коррекционной работы по преодолению проблем.

 В ходе практического этапа реализуются индивидуальные программы комплексного сопровождения детей с ОВЗ.

         Деятельность с воспитанниками на данном этапе организуется как индивидуально, так и с включением в подгрупповую и групповую работу, с использованием различных техник:

  • Сказкотерапия, где используется психологическая корректирующая и развивающая работа.
  • Игровая терапия, которая способствует коррекции самооценки ребенка, формированию у него положительных отношений со сверстниками и взрослыми.
  • Релаксация –при работе с детьми ОВЗ учитывается, что нервная система ребят подвижна, эмоциональный фон бывает неустойчив, ребята достаточно быстро устают, поэтому в арсенале имеются игры на физическое и эмоциональное расслабление. Дети наблюдают за природой, играют в сухом бассейне.
  • Песочная терапия –во время игр с песком корректируется эмоциональное состояние ребенка. Это также прекрасное средство для развития мелкой моторики руки. Песочные крупицы стимулируют их работу, развивают тактильные ощущения. Кроме того, занятия с песком развивают воображение и креативность ребенка.
  • Психо-гимнастика – включает в себя мимические игры, игры на снятие напряжения, развитие эмоционально-личностной сферы.
  • Арт-терапия –помогает малышу выразить себя. Основная задача состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка. Арт-терапия предполагает активизацию не только познавательных и эмоциональных процессов ребенка, но и его физической активности, связанной с использованием разных изобразительных материалов.

Педагогами ДОУ активно используются в работе с детьми элементы здоровье-сберегающих технологий.

В детском саду открыт мини-музей «Русская изба», который помогает разнообразить предметно-развивающую среду детского сада, развивает познавательную деятельность и помогает педагогам в работе по духовно- нравственному воспитанию детей.

  Поддерживая и развивая интерес к природе, используя экологическую тропу педагоги нашего ДОУ воспитывают у детей с ОВЗ такие положительные качества личности, как жизнерадостность, чуткое отношение ко всему живому.

Весь учебно-воспитательный процесс направлен на обеспечение психологического, физического, социального и эмоционального развития детей с нарушением слуха.

Одним из условий повышения эффективности коррекционно- педагогической работы является создание охранительно-педагогической и предметно-развивающей среды. Предметно-пространственная среда в ДОУ организована так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом.

Дактильная речь – средство общения малыша с нарушением слуха как на специальных занятиях, так и в обычной жизни. Поэтому каждый элемент в группе имеет надпись словом и дактилем. Педагоги используют в работе готовые таблички с написанными словами.

Многие задачи коррекционно-развивающей работы решаются воспитателями в процессе традиционных форм и видов деятельности детей (в образовательном процессе и режимных моментах). Работу осуществляется по нескольким направлениям:

•        в повседневной жизни путем оказания взаимопомощи, участия в коллективных мероприятиях;

•        в процессе специальных игр и упражнений, направленных на развитие представлений о себе, окружающих взрослых и сверстниках.

•        в процессе обучения сюжетно-ролевым и театрализованным играм, играм-драматизациям, где воссоздаются социальные отношения между участниками, позволяющие осознанно приобщаться к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений;

•        в процессе хозяйственно-бытового труда и в различных видах деятельности.

Для создания благоприятных условий включения детей с ограниченными возможностями здоровья в социальное пространство, наши педагоги создают ситуации успеха в различных видах детской деятельности, обеспечивают эмоциональную комфортность и хорошее психологическое самочувствие в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и дома.

Дети с нарушением слуха испытывают большие трудности в освоении окружающего мира. Поэтому, учитель-дефектолог работает над созданием  условий для оптимального развития ребенка с нарушенным слухом: в речевом развитии, в формировании и совершенствовании навыков пользования остаточным слухом в познавательной деятельности, в повседневной жизни, а также в дальнейшем развитии устной и письменной речи, формировании и совершенствовании коммуникативных навыков, в содействии социальной успешности такого ребенка.

Логопедическая работа учитывает структуру слуховой недостаточности, разного уровня овладения речью детей с нарушением слуха. Индивидуальная программа речевого развития регулярно корректируется, изменяется, дополняется с учетом достигнутых результатов.

Позднооглохшие дети, за редким исключением, сохраняют уже сформировавшуюся речь. Слабослышащие могут овладеть речью самостоятельно, опираясь на остатки слуха.

На каждом занятии предусматривается время, чтобы дети воспринимали речь только на слух. Новый речевой материал предлагается на зрительной или слухо-зрительной основе, с использованием дактиля.

Учителем-логопедом проводятся специальные занятия для обучения дошкольников чтению с губ. Механизм чтения с губ имеет свою специфику у ранооглохших, позднооглохших глухих и слабослышащих детей. При полной потере слуха речь ребенка формируется только в условиях специального обучения и с помощью вспомогательных форм – мимико-жестовой речи, дактильной, чтения с губ.

Трудности общения детей с ОВЗ с обычными детьми являются предпосылкой для формирования некоторых негативных черт личности, таких как агрессивность, замкнутость. Педагог-психолог оказывает квалифицированную коррекционную помощь для преодоления этих отклонений в развитии личности воспитанников с нарушением слуха.

 Дети с нарушением слуха мало эмоциональны. Кроме таких эмоций как горе, радость, страх - другие они не умеют проявлять.

Большое значение для компенсации нарушений слуха имеет развитие зрительного восприятия – как главного источника представлений об окружающем мире. Мышление глухих и слабослышащих детей отличается конкретностью и наглядностью, им сложно оперировать обобщенными и абстрактными понятиями. Слова ими употребляются в самом конкретном значении.

Нарушения слуха, затрудняя ориентацию в окружающем мире, создают предпосылки к задержкам психического и речевого развития: чем раньше и тяжелее нарушен слух, тем более выражено будет отставание в развитии, еще более усугубляя трудности социальной адаптации.

Для коррекции и профилактики таких отклонений у воспитанников с нарушением слуха педагог -психолог – проводит как групповые психокоррекционные занятия, так и индивидуальные психокоррекционные занятия. А также занятия по психологическому сопровождению процесса адаптации слабослышащих детей и занятия по психологическому сопровождению процесса подготовки слабослышащих детей к обучению в школе.

Содержание  работы по музыкальному развитию направлено на развитие слухового восприятия, ориентировки в пространстве, чувства ритма, двигательных качеств и уточняется в зависимости от возраста, характера и особенностей, имеющихся у детей данной категории нарушений.

Музыкальные занятия детьми с нарушением слуха, как правило, проводятся в игровой форме, часто с введением какого-нибудь персонажа.

У глухих детей важно развивать вибрационное, слухозрительное и слуховое восприятие музыки. Наиболее важная задача состоит в том, чтобы научить ребёнка вовремя вступать, выжидать паузы, следить за мелодией и ритмом.

    С большим желанием слабослышащие дети участвуют в ансамблевой игре на музыкально-шумовых инструментах.

Результат работы по музыкальному развитию хорошо виден на праздниках и развлечениях, когда малыши выступают перед детьми и взрослыми. Такие выступления способствуют их взаимодействию друг с другом, постепенному преодолению страха перед выступлениями на сцене, проявлению желания продемонстрировать свои способности перед аудиторией, что в дальнейшем положительно сказывается на социализации и адаптации детей с нарушением слуха в обществе. [3]

Кроме традиционных задач по физическому воспитанию, в рамках занятия по физической культуре реализуются и коррекционно-развивающие задачи: развитие способности к восприятию и передаче движений; предлагаются упражнения, требующие выполнения движений по условному сигналу (знаку или слову).

Одной из важных коррекционных задач физического воспитания глухих и слабослышащих детей является развитие ориентировки в пространстве.

Задачами консультативно-просветительского сопровождения семьи являются:

  • создание благоприятных условий для повышения педагогической и психологической грамотности родителей в воспитании и обучении детей;
  • вовлечение родителей в образовательный процесс через участие в совместных мероприятиях.

Для выполнения поставленных задач, педагоги и специалисты, работающие с детьми ОВЗ используют разные формы работы: 

на официальной странице МБДОУ № 104 в социальной сети ВКонтакте осуществляют консультативную поддержку родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья детей, разрабатывают и доводят до их сведения методические рекомендации, советы специалистов в области дошкольной психологии и педагогики по организации детской деятельности дома.

В группе функционирует «Школа для родителей». Консультирование осуществляется через родительские стенды, папки–передвижки, индивидуальные беседы, родительские собрания, мастер-классы.

На базе ДОУ работает Консультационный пункт по оказанию методической, диагностической и консультативной помощи семьям, обеспечивающим получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования.

Ежедневное информирование родителей о ходе образовательного процесса, совместные досуги и праздники способствует налаживанию доброжелательного отношения с родителями, знакомству с семьями воспитанников, сферой их деятельности, увлечениями, интересами, знакомству родителей между собой.

Родители вместе с детьми группы - активные участники праздников, акций, всех конкурсов и выставок, проводимых в образовательном учреждении.

Квалифицированное сопровождение ребенка с ОВЗ с нарушением слуха специалистами нашего дошкольного учреждения способствует гармоничному развитию социально-коммуникативной, познавательной и эмоционально-волевой сферы дошкольников.

Работа с детьми с ОВЗ - трудоемкая, не всегда заметная, не такая быстрая, как нам хочется, но она выполняется ежесекундно и в итоге приносит плоды. Для детей с ограниченными возможностями в детском саду важно, чтобы здесь работали педагоги, способные реализовать особые образовательные потребности детей этой категории, способные создать психологическую и моральную атмосферу, в которой ребенок с нарушением слуха перестанет чувствовать себя не так, как все. Детский сад – это место, где ребенок с ограниченными возможностями может не только реализовать свое право на образование, но и, если он включен в полноценную общественную жизнь со сверстниками, получить право на счастливое детство.

 

 

 

 

 

 

Библиографический список:

1.      Головчиц, Л.А. Система коррекционно-педагогической помощи дошкольникам с недостатками слуха в структуре комплексных нарушений развития [Текст]: монография / Л. А. Головчиц. - М.: МПГУ, 2015.

2.      Жданова М. А., Казакова Е. И., Шипицына Л. М. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: Пособие для учителя-дефектолога (под ред. Шипицыной Л.М.) Издательство: ВЛАДОС Гуманитарный издательский центр. – 2003.

3.      Носкова, Л.П. Программы для специальных дошкольных учреждений. Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста / Л.П. Носкова, Л. А. Головчиц, Н. Д. Шматко, Т. В. Пелымская, Р. Т. Есимханова, А. А. Катаева, Г. В. Короткова, Г. В. Трофимова. – М., 1991.

4.    Воспитание и обучение слабослышащих детей   дошкольного   возраста [Текст]: программы для специальных дошкольных учреждений / Л.П. Носкова, Л.А. Головчиц, Н.Д.  Шматко и др.–М.:  Просвещение, 1991.

5.      Распоряжение Министерства просвещения РФ от 9 сентября 2019 г. N Р-93 "Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации"

6.      Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ

 



[1] Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ

[2] Распоряжение Министерства просвещения РФ от 9 сентября 2019 г. N Р-93 "Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации"

[3] Воспитание и обучение слабослышащих детей   дошкольного   возраста [Текст]: программы для специальных дошкольных учреждений / Л.П. Носкова, Л.А. Головчиц, Н.Д.  Шматко и др.–М.:  Просвещение, 1991.