Тема: «Организация дополнительного образования в ДОУ как система непрерывного образования»

Организация дополнительных образовательных услуг в дошкольном образовательном учреждении — неотъемлемый компонент социального заказа общества, а также результат последовательного решения федеральных и региональных задач в области образования.

         Сегодня трудно найти родителей, которые не понимают значения дополнительного образования в общем развитии ребенка. Ребенок должен получить образование, быть развитым и успешным в будущей взрослой жизни. Поэтому родители уже в дошкольном возрасте, принимая во внимание способности и желание ребенка, выбирают направление дополнительного образования. Большинство родителей сегодня заинтересованы во всестороннем развитии своих малышей с первых лет жизни, поэтому дополнительные образовательные программы в детских садах всегда востребованы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Организация дополнительного образования в ДОУ как система непрерывного образования»

Заведующий

МБДОУ детский  сад № 18«Улыбка»

                                                                                        Командин Евгений Николаевич

        Организация дополнительных образовательных услуг в дошкольном образовательном учреждении — неотъемлемый компонент социального заказа общества, а также результат последовательного решения федеральных и региональных задач в области образования.

        Сегодня трудно найти родителей, которые не понимают значения дополнительного образования в общем развитии ребенка. Ребенок должен получить образование, быть развитым и успешным в будущей взрослой жизни. Поэтому родители уже в дошкольном возрасте, принимая во внимание способности и желание ребенка, выбирают направление дополнительного образования. Большинство родителей сегодня заинтересованы во всестороннем развитии своих малышей с первых лет жизни, поэтому дополнительные образовательные программы в детских садах всегда востребованы.

        Каждый ребенок неповторим и уникален. Это шкатулка, в которой лежат сокровища. Но шкатулка закрыта, и мы не можем увидеть, какие сокровища в ней спрятаны. Поэтому задача педагогов дополнительного образования – подобрать ключик к каждой шкатулке и достать сокровища, которые там спрятаны.

        Исходя из уникальности и неповторимости каждого ребенка, педагог должен опираться на те природные способности и возможности, которые заложены в ребенке. Оптимальное решение этой задачи предоставляет дошкольное образовательное учреждение, которое 12 часов в сутки ищет эти сокровища, видит ребенка в любом его проявлении: в игре,  режимных моментах,  образовательной деятельности.

        Детский сад – первая ступень общей системы образования, главной целью которой является всестороннее развитие ребенка. Большое значение для развития дошкольника имеет организация системы дополнительного образования в дошкольном образовательном учреждении, которое способно обеспечить переход от интересов детей к развитию их способностей.

        Развитие творческой активности каждого ребенка представляется главной задачей современного дополнительного образования в дошкольном образовательном учреждении и качества образования в целом.

        Сегодня дополнительное образование представляет собой систему непрерывного образования – это особая подсистема общего образования, обеспечивающая развитие интересов и способностей личности на основе свободного выбора. Дополнительное образование – это особое образовательное пространство, которое отличается основным фактором: развитие творческих способностей ребенка. Этот вид образования направлен на создание условий для социализации, культуры, творческой самореализации ребенка для его интеграции в общество. Дополнительное образование предназначено для свободного выбора и освоение детьми дополнительных образовательных программ, которые очень близки детям от природы, на развитие творческого потенциала. Самое главное, дополнительное образование – мотивированное образование за рамками основного образования. Мотив – это желание ребенка.

        На современном этапе рынок образовательных услуг широк и многообразен, что и порождает конкуренцию среди дошкольных образовательных учреждений. Детские сады выбираются в соответствии с запросами ребенка и самих родителей. А запросы разные: подготовить малыша к школе, приобщить к детскому сообществу, укрепить здоровье, обучить ребенка рисованию, танцам, а самим родителям получить квалифицированную помощь в вопросах воспитания и развития ребенка.

        Именно поэтому, чтобы детский сад выжил в современных условиях, а, следовательно, учитывал запросы родителей, необходимо выстраивать стратегию развития дошкольного учреждения так, чтобы быть современным, востребованным, авторитетным, открытым образовательным пространством.

        Система дополнительного образования детей в условиях дошкольного образовательного учреждения все больше воспринимается как сфера услуг (услуг специфических, связанных с формированием личности человека, воспроизводством интеллектуальных ресурсов, передачи ценностей культуры). Отсюда следует, что в современных условиях от умения руководства дошкольного образовательного учреждения своевременно проводить мероприятия, по организации дополнительного образования зависит сохранность, развитие и востребованность в обществе услуг, предоставляемых этим учреждением. Особое значение приобретает выработка стратегических изменений и переориентация образовательного процесса в соответствии с потребностями общества.

        Сложившиеся объективные условия в системе дошкольного образования предполагают внедрение дополнительных платных услуг повсеместно. Но чтобы дошкольному образовательному учреждению (ДОУ) стать конкурентоспособным, необходимы следующие условия:

  • постоянное внедрение нововведений;
  • поиск новых форм образовательной деятельности;
  • постоянное обучение и переподготовка        кадров;
  • проведение маркетинговых исследований        с целью изучения потребностей заказчика;
  • анализ конкурентов;
  • выработка корпоративной культуры.

        Исходя из вышеизложенного, перед руководством дошкольного образования возникает острая проблема о необходимости модернизировать организационный аспект управления, что ведет за собой переосмысление всего процесса дошкольного образования и переход на новый качественный уровень образовательных услуг при выполнении социального заказа.

        Ценность дополнительного образования состоит и в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в дошкольном образовательном учреждении, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное – в условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени.

Отличие основного образования от дополнительного

Основное образование

Дополнительное образование

Ребенок – сосуд, который нужно наполнить.

Как факел зажигает детей.

Ориентированность на социум.

Ориентировано на личность.

Строгая обязательность образования.

Свобода на всех этапах обучения.

Выполнение требований ФГОС ДО.

Мобильность образовательных программ.

        1. В основном образовании ребенок как сосуд, который бесконечно нужно наполнять знаниями, умениями, навыками. Дополнительное образование как факел, и к этому факелу тянутся дети, они видят, что там интересно.

        2. Основное образование ориентировано на социум: какую задачу дает государство и социум, такую и выполняет основное образование. Дополнительное образование ориентировано, конечно, на личность ребенка. Мы знает, личность ребенка и личность каждого человека представляет собой уникальный набор особенностей, на которые ориентируется дополнительное образование.

        3. Следующее отличие – строгая обязательность образования. В законе Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» и в Конституции РФ четко прописано, что ребенок обязан получить образование. Дополнительное образование, наоборот, ориентируется на свободу выбора.

        4. Основное образование ориентировано на выполнение требований ФГОС ДО. В дополнительном образовании каких-либо требований к выполнению стандарта нет. Все программы мобильные.

                В 2012 году в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ дополнительное образование выделено как отдельный вид образования. Прописана основная цель дополнительного образования: обеспечить адаптацию детей к жизни в обществе, профессиональному ориентированию, к выявлению и поддержке детей, которые проявляют выдающиеся способности (ст.75, гл.10). Также впервые были определены задачи дополнительного образования.

        На современном этапе дошкольного образования развитие дополнительного образования сформировало следующие функции:

        1. Социальная функция. Ее основное направление стало удовлетворение социального спроса, куда можно включить формирование культуры и современное требование социума, и удовлетворение родительского спроса. Родительский спрос при формировании дополнительного платного дошкольного образования в основном направлении на удовлетворение потребностей ребенка.

        2. Психологическая функция. В психологическую функцию можно включить несколько элементов:

  • развивающий - это создание благоприятной развивающей среды, обеспечивающей условия для развития детей;
  • релаксационной - это предоставление возможности занятия воспитанникам любимым делом;
  • консультационный - данный элемент предназначен для педагогов, родителей и детей. В его основу входят консультации по определенному вопросу [6].

        3. Образовательная функция. Сущность образовательной функции заключается в предоставлении образования по развитию познавательного интереса; предоставление возможности воспитанникам в общении со сверстниками.

Правила оказания платных образовательных услуг

2013 г.

2020 г.

Постановление Правительства РФ от 15.08.2013 г. № 706

Постановление Правительства РФ от 15.09.2020 г. № 1441

                   Платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, которая финансируется за счет бюджетных ассигнований.

                    Дополнительные образовательные услуги осуществляются по образовательным программам дополнительного образования.

        Дополнительное образование может быть бесплатным и может быть платным. В 2013 году Постановлением Правительства РФ от 15.08.2013 г. № 706 были прописаны основные положения правил оказания платных образовательных услуг. Основная мысль – платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, которая финансируется за счет бюджетных ассигнований. Дополнительные образовательные услуги осуществляются по образовательным программам дополнительного образования.

        Приказ Министерства Просвещения России от 2018 года № 196 – это главный приказ министерства по дополнительному образованию, который утверждает Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дополнительного образования.

        В дошкольных образовательных учреждениях самое главное – выполнение ФГОС ДО, которое выполняется по программам дошкольного образования и финансируется по государственному заданию. Все остальное, что не входит в ФГОС ДО, финансирование не выделяется. Поэтому могут быть оказаны платные образовательные услуги, что подтверждено нормативными документами 2013 года. В 2020 году вышли новые Правила об оказании платных образовательных услуг, которые утверждены Постановлением Правительства РФ от 15.09.2020 года № 1441 и введены в действие с 01.01.2021 года.

        Организация платных дополнительных образовательных услуг в дошкольном образовательном учреждении — неотъемлемый компонент социального заказа общества, а также результат последовательного решения федеральных и региональных задач в области образования.

        Не все дошкольные учреждения равно успешны в организации платных дополнительных образовательных услуг.

        Причины разные:

        — отсутствие комплексного видения руководителями некоторых образовательных учреждений специфики дополнительных образовательных услуг, вытекающей из действующего законодательства;
        — желание многих заведующих решать новые (рыночные) задачи по старому, исходя из имеющегося у них опыта, что может быть губительным в условиях рынка.

        Таким образом, организация платных дополнительных услуг образовательными учреждениями на современном этапе имеет большое значение. Платные дополнительные услуги должны работать на статус учреждения. Это не только дополнительное финансирование, но и востребованность образовательных услуг, это социальная защищённость сотрудников, рост квалификации педагогов.

        Предоставление дошкольными образовательными учреждениями платных услуг является частью их хозяйственной деятельности и регулируется Налоговым и Гражданским кодексами Российской Федерации (с учетом изменений, внесенных в них Законом № 83-ФЗ), уставом учреждения, нормативными правовыми актами РФ, субъекта РФ и муниципального образования, на территории которых дошкольное учреждение функционирует. Законодательно уточнено, что осуществление приносящей доход деятельности государственными и муниципальными образовательными учреждениями допускается, если это не противоречит федеральным законам.

Направленность программ дополнительного образования

Реализуются (ФЗ-273, ст.75, п.2) по 6 направленностям (Порядок, п.9)

  • Техническая;
  • Естественнонаучная;
  • Физкультурно-спортивная;
  • Художественная;
  • Туристко-краеведческая;
  • Социально-педагогическая.

        Для дошкольных образовательных учреждений только три направленности, которые выбираются по образовательным областям. В ФГОС ДО предусмотрено 5 образовательных областей: познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое, социально-коммуникативное развитие. Из этих 6 направленностей, которые определяет ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации» для дошкольных учреждений следующие:

  • Физкультурно-спортивная;
  • Художественная;
  • Социально-педагогическая направленность.

Свободные объединения детей

Кружки, секции, студии – свободные объединения детей в группы на основе общих интересов, строящихся на дополнительном материале к задачам образовательной программы дошкольного образования под руководством педагога.

        В каждом дошкольном учреждении  своя образовательная программа, в которой прописан дополнительный образовательный материал к задачам образовательной программы ДОУ. Таким образом, все студии, секции, кружки должны быть прописаны в образовательной программе дошкольного образования.

        Цели дополнительного образования

  • Формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых; (273-ФЗ)
  • Удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании; (273-ФЗ)
  • Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также ….организация их свободного времени; (273-ФЗ)
  • Выполнение социального заказа общества, последовательное решение федеральных и региональных задач в области образования;
  • Углубление и расширение базовых знаний, опережающих развитие ребенка;
  • Формирование навыков межличностных коммуникаций, саморегулирования и саморазвития.
  • Формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых.

        Дополнительное образование выполняет множество задач и целей. Основная задача организации дополнительного образования в дошкольном учреждении – оздоровительная, чтобы родители не водили своих детей по разным учреждениям в течение дня, когда ребенок должен находиться в детском учреждении. Это нарушение режима, контакты с детьми другого учреждения, транспорт. Поэтому родители с большим удовольствием записывают детей в кружки, секции, студии именно в дошкольном учреждении. Если в дошкольном учреждении  созданы все условия для оказания дополнительных образовательных услуг – это положительно сказывается на состоянии ребенка.

Организация дополнительного образования

Организация дополнительного образования включает в себя несколько составляющих:

  • Подготовка.
  • Оформление нормативно-правовой базы.
  • Программное и методическое обеспечение образовательного процесса по дополнительному образованию.
  • Создание условий.
  • Кадровое обеспечение.

                Подготовка включает в себя множество аспектов: это могут быть реклама, информационные стенды, публикации в СМИ, на сайте ДОУ.

  1. Подготовка
  • Реклама;
  • Публикации на сайте учреждения;
  • Информация в СМИ;
  • Мониторинг родителей по выбору направлений дополнительных образовательных услуг;
  • Видеопрезентации и другое…

Обязательно проводится мониторинг родителей по выбору направления дополнительных образовательных услуг. Этот мониторинг является ориентиром руководителя ДОУ для выбора направлений дополнительных образовательных услуг с нового учебного года. Только на основе полученных данных мониторинга можно говорить о внедрении платных услуг. Причем необходимо учитывать тот факт, что данная услуга должна оказываться на добровольных началах родителей. Если родитель не согласен в необходимости данной услуги, то он вправе отказаться от неё.

Оформление нормативно-правовой базы

  1. Оформление нормативно-правовой базы
  • Получение лицензии;
  • Внесение в устав порядка предоставления платных дополнительных образовательных услуг;
  • Положение о дополнительном образовании в ДОО;
  • Договоры с родителями;
  • Расчет стоимости образовательных услуг (калькуляция);
  • Постановление Учредителя об оказании дополнительных услуг;
  • Приказ о организации платных образовательных услуг;
  • Приказ о назначении ответственного за организацию платных дополнительных образовательных услуг и определении круга его обязанностей.

        Без оформления нормативно-правовой базы ДОУ не имеет право проводить дополнительные образовательные услуги.

        В Уставе ДОУ обязательно должно быть прописано, что в дошкольной образовательной организации могут быть оказаны дополнительные образовательные услуги как на платной основе, так и бесплатной с указанием направлений.

        Положение о дополнительном образовании в каждой дошкольной организации свое, в котором прописываются условия оказания дополнительных образовательных услуг.

        Хотелось бы обратить внимание на некоторые Федеральные нормативные акты, регламентирующие правила оказания дополнительных образовательных услуг.

  • Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Постановление Правительства РФ от 15.09.2020 г. № 1441 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» (после января 2021 г.);
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 25.10.2013 г. № 1185 «Об утверждении примерной формы договора об образовании на обучение по дополнительным образовательным программам».
  • «Концепция развития дополнительного образования детей», утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 года № 1726-р.

Главный документ, который дает право на осуществление дополнительной образовательной деятельности – это Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», который используется как основа для разработки локальных нормативных актов по организации дополнительных образовательных услуг.

Первый локальный документ в ДОУ по дополнительному образованию – это «Положение об оказании платных образовательных услуг».

ПОЛОЖЕНИЕ

ОБ ОКАЗАНИИ ПЛАТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

  1. Настоящее Положение об оказании платных образовательных услуг (далее – Положение), разработанное в соответствии с постановлением Правительства РФ15.09.2020 г. № 1441 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг», Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», регулирует отношения, возникающие между Заказчиком, Исполнителем – МБДОУ детский сад…… и Обучающимися при оказании платных образовательных услуг.

        В Правилах оказания платных образовательных услуг прописано, что организации, осуществляющие образовательную деятельность за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, вправе осуществлять за счет средств физических и (или) юридических лиц платные образовательные услуги, не предусмотренные установленным государственным или муниципальным заданием. Этот пункт дает нам право организации такой формы оформления дополнительных услуг.

И второй важный момент – это платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.

В Положении должна быть прописана открытость оказания услуг, т.е. родителям должны быть доступны все документы по оказанию дополнительных услуг, условия оказания услуг, где проводятся эти услуги, в каком помещении, кто оказывает эти услуги, какая программа будет использована и т.д. Также данная информация должна быть отражена в Договоре об оказании дополнительных образовательных услуг с родителями (законными представителями) воспитанника.

Также, необходимо в Положении указать вид, уровень и направленность образовательной программы. В дошкольном учреждении бывает только вводный или ознакомительный уровень. Это очень важно учесть при написании программы. Также для Заказчика очень важно знать стоимость данной услуги, которая обязательно должна быть прописана в Договоре.

ДОГОВОР

ОБ ОКАЗАНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПЛАТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

        Предоставление платных образовательных услуг в ДОУ возможно только с взаимного согласия исполнителя (дошкольного учреждения) и заказчика (родителей). Все платные услуги оказываются на основании договора, подписываемого сторонами. Детский сад может иметь свой образец договора, который не должен противоречить действующему законодательству. Единой формы для таких документов не предусмотрено.

Хотелось бы остановиться на Договоре об оказании дополнительных платных образовательных услуг. Договор составляется в двух экземплярах, в котором четко прописывается, что Исполнитель предоставляет, что Заказчик получает, обязательно указывается форма обучения - очная, срок обучения, форма проведения занятий – групповая или индивидуальная, обязанности Исполнителя и Заказчика, а также порядок оплаты.

        В договоре обязательно должны содержаться следующие сведения:

  • полное наименование исполнителя – организации – и все контактные данные (фактический и юридический адрес, телефон, веб-сайт, e-mail),
  • ФИО, паспортные и контактные данные заказчика,
  • реквизиты Устава ДОУ,
  • данные о лицензии ДОУ на осуществление образовательной деятельности,
  • ФИО воспитанника, который будет заниматься в платной группе, а также его место жительства,
  • полная стоимость платных услуг и порядок расчетов,
  • права и обязанности сторон, а также права, обязанности и ответственность воспитанника,
  • данные о программе, реализуемой на платной основе (форма обучения, продолжительность и время занятий, направленность, вид и др.),
  • данные о документе, выдаваемом воспитаннику по прохождении этой программы (если выдача такого документа предусмотрена),
  • сведения о порядке внесения изменений в договор и условиях его расторжения.

        Перед подписанием договора на платные услуги в ДОУ образовательная организация должна предоставить родителям всю необходимую информацию о развивающей программе и ее стоимости. Эти сведения также должны быть опубликованы на сайте ДОУ и на момент подписания договора не противоречить друг другу.

Программное и методическое обеспечение образовательного процесса по дополнительному образованию.

3. Программное и методическое обеспечение образовательного процесса по дополнительному образованию

  • Дополнительные общеразвивающие программы;
  • Методические материалы к программам;
  • Графики работы специалистов;
  • Режим дня;
  • Расписание занятий…

На данном этапе основное внимание следует уделить составлению дополнительных общеразвивающих программ и соответствия их структуры нормативным документам. Дополнительные общеразвивающие программы должны быть составлены для конкретного возраста детей, которые могут быть разработаны на один, два или три года.

К методическим материалам программы относится: оборудование, интернет-ресурсы, конспекты занятий, программное обеспечение, рабочие программы, графики работы специалистов, режим дня по дополнительному образованию, расписание занятий.

  • Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей;
  • «Образцы оформления структурных элементов дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ» из приложения к письму Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242;
  • У каждого субъекта могут быть свои документы.

Все требования к составлению программ дополнительного образования указаны в нормативных документах, представленных на слайде.

На слайде представлен примерный график работы дополнительной образовательной услуги:

График работы

дополнительной образовательной услуги «Английский язык»

педагога Ивановой И.В.

на 2020-2021 учебный год

Группа/ ФИО педагога

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

1 группа (дети групп 1,2)

Помещение: кабинет доп.образ.

12.00-12.25

(кабинет д.о.)

15.10-15.35

(кабинет д.о.)

2 группа (дети групп 3,5)

Помещение: кабинет доп.образ.

15.15-15.40 (кабинет д.о.)

12.00-12.15 (кабинет д.о.)

3 группа (дети групп 7,9)

Помещение: кабинет доп.образ.

16.30-17.00 (кабинет д.о.)

16.30-17.00 (кабинет д.о.)

Обязательно график работы должен быть размещен на сайте образовательного учреждения и в каждой группе. Родители, приводя детей утром в детский сад, видят в какое время и когда проводятся дополнительные образовательные услуги.

Структура дополнительной общеразвивающей программы:

  • Титульный лист.
  • Пояснительная записка.
  • Учебный (тематический) план и его содержание.
  • Планируемые результаты.
  • Организационно-педагогические условия реализации программы.
  • Приложения.

Далее, обращаю ваше внимание на структуру дополнительной общеразвивающей программы.

Программу составляет педагог дополнительного образования, в которой он прописывает что он может и хочет дать по данному направлению. Все это прописывается в Пояснительной записке к программе. Далее прописывается учебный тематический план и его содержание. Обязательно указываются планируемые результаты освоения дополнительной общеразвивающей программы. Обратите внимание, что аттестация по освоению программы дополнительного образования в дошкольном образовательном учреждении не проводится.

Далее прописываются организационно-педагогические условия реализации программы и приложения.

На слайде вы видите образец оформления титульного листа программы.

Титульный лист программы:

  • Наименование образовательной организации.
  • Гриф утверждения программы
  • (с указанием ФИО руководителя, даты и номера приказа).
  • Название программы, уровень.
  • Категория обучающихся.
  • Срок реализации программы, количество часов.
  • ФИО, должность автора(ов) программы.
  • Город и год ее разработки.

Пояснительная записка:

  • Цель и  задачи программы.
  • Учащиеся, для которых программа актуально (+ возраст и индивидуальные особенности).
  • Срок реализации программы.
  • Формы и режим занятий с указанием обязательного перерыва.

Срок реализации дополнительной общеразвивающей программы должен обеспечить возможность достижения планируемых результатов по каждому году обучения.

        

        В Пояснительной записке обязательно должна быть указана направленность дополнительной образовательной программы. Направленность указывается в соответствии с современными нормативными документами. Направленности всего три: социально-педагогическая, художественная и физкультурно-спортивная. Уровень усвоения программы у дошкольников – только вводный (ознакомительный).

        Новизна и актуальность, педагогическая целесообразность формулируется коротко, конкретно, без лишних описаний, отражая аспект: зачем современным детям нужна данная программа.

        В целях прописываем общую формулировку образовательных задач педагога, которые связаны с темой и содержанием программы, которые позволят установить: какой результат хочет получить педагог дополнительного образования, какими средствами. Цель программы реальна.

        Формулировки цели программы должны соответствовать современным требованиям к образовательной деятельности с учетом нормативных документов: Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 года, Приказа Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», «Концепция развития дополнительного образования, утвержденная в 2014 году распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 года № 1726-р, Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

        В задачах должны быть отражены образовательные направления деятельности: обучающие, воспитывающие и развивающие. Задачи – это конкретные шаги для достижения целей программы дополнительного образования.

        В отличительных особенностях программы необходимо указать, на основе каких дополнительных программ она составлена, можно назвать автора, чей опыт был обобщен.

        Обязательно указываем возраст детей, сроки реализации программы, форма организации: индивидуальная, групповая.

        В разделе «Режим занятий» указывается продолжительность и количество занятий в неделю, количество учебных часов в год. Режим занятий должен соответствовать заявленному уровню программы.

        Ожидаемые и планируемые результаты могут быть написаны по следующим характеристикам: можно указать, какими знаниями и умениями могут овладеть дети для данного направления деятельности.

        Уровень усвоения программы может быть высокий, средний и низкий.

Содержание программы:

  • Учебно-тематический план.
  • Содержание учебно-тематического плана.

Учебно-тематический план включает:

  • Перечень разделов (тем);
  • Количество часов по каждому разделу (теме) с указанием количества теоретических и практических часов;
  • Формы аттестации (контроля).

Учебно-тематический план составляется на каждый год обучения отдельно. Форм аттестации в дошкольной организации нет, но  можно проводить как форму аттестации различные конкурсы, фестивали, спартакиады, различные викторины между группами, музыкальные фестивали, различные выступления детей перед родителями, т.е. все те мероприятия, на которых дети показывают, чему они научились на занятиях по дополнительному образованию.

На следующем слайде представлен образец оформления учебно-тематического плана.

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе

Форма аттестации (контроля)

теоретических

практических

1.

Название раздела 1

1.1.

Название темы 1.1.

1.2.

Название темы 1.2.

2.

Название раздела 2

2.1.

Название темы 2.1.

2.2.

Название темы 2.2.

ИТОГО

Обратите внимание, что теоретические и практические часы прописываются в минутах.

Далее представлено содержание учебно-тематического плана:

Содержание учебно-тематического плана

НЕОБХОДИМО:

  • Указать название темы;
  • Обозначить теоретическую и практическую части;
  • Перечислить основные узловые моменты, которые излагаются в рамках данной темы.

Организационно-педагогические условия реализации программы:

  • Материально-технические условия реализации программы (перечень помещений, оборудования, приборов, технических средств);
  • Кадровое обеспечение программы;
  • Учебно-методическое и информационное обеспечение программы (описание методических материалов, учебных пособий, справочников, основная и дополнительная литература, интернет-ресурсы и т.д.).

        Хотелось бы акцентировать внимание на создании условий, где принимают участие все участники образовательных отношений: административный состав, педагогический состав, технический персонал, учредитель, т.к. без условий невозможно дать полноценное дополнительное образование.

4. Создание условий организации дополнительного образования

На данном этапе работы мы ориентируемся на Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», а также санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и(или) безвредности для человека факторов среды обитания»:

  • Материально-техническая база;
  • Помещения;
  • Оборудование;
  • Инвентарь;
  • Интерактивное оборудование;
  • Включение в режим деятельности ДО занятий по дополнительному образованию.

        

        Очень важно так продумать создание условий, чтобы не нарушать общие требования Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28,  а также санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и(или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 2.

        Обращаю Ваше внимание на то, что СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.06.2014 года № 41 утратили силу с 01.01.2021 года на основании постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года N 28; отменено с 1 января 2021 года на основании постановления Правительства Российской Федерации от 8 октября 2020 года N 1631.

        

        Кадровое обеспечение – немаловажный фактор организации дополнительного образования. Сегодня дополнительное образование проводят как воспитатели, так и педагоги дополнительного образования. Важно, чтобы педагог имел курсы повышения квалификации по организации проведения дополнительных образовательных услуг по конкретному направлению.

5. Кадровое обеспечение дополнительного образования

  • Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования;
  • курсы повышения квалификации;
  • оформление договора ГПХ или срочного договора на определенный срок;

Подбирая кандидатуры педагогов дополнительного образования, следует ориентироваться на Приказ Минтруда и социальной защиты населения РФ от 05.05.2018 года № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»

        С педагогом дополнительного образования заключается Договор гражданско-правового характера или Срочный договор на определенный срок.

        В 2018 году вышел Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования, в котором четко прописаны его трудовые функции, требования к образованию, умениям, навыкам и т.д.

        Дополнительное образование очень важно для развития ребенка. Дети становятся гораздо мобильнее, дети становятся умнее, дети становятся раскованнее, дополнительное образование расширяет кругозор ребенка. Самое главное, дополнительное образование позволяет не только развивать интеллектуальные и познавательные качества ребенка, но и социально-личностные и эмоциональные качества: дети становятся более общительными, владеющие навыками самоорганизации и самоконтроля, коммуникативными навыками. Дополнительное образование дает возможность раскрыться каждому ребенку. Наша задача в дошкольном образовании – социализация ребенка в общество, которую и выполняет дополнительное образование.

        Созданная система в детском саду помогает дошкольникам реализовать свои способности под руководством опытных воспитателей. При этом решаются основные задачи по выявлению способных и талантливых детей, созданию максимально благоприятных условий для разностороннего развития детей, разработке и внедрению нового содержания образования, педагогических технологий, созданию условий дошкольникам для реализации их творческих способностей.

        Современный детский сад должен стать открытым, мобильным, быстро реагировать на все изменения и выстраивать деятельность в соответствии с интересами и ожиданиями детей, родителей, общества в целом и государства.