Консультация для педагогов «Образовательное событие как современный метод работы с детьми»
Консультация для педагогов
«Образовательное событие как современный метод работы с детьми»
Введение новых образовательных стандартов в дошкольном образовании (ФГОС ДО) поставило перед педагогами множество вопросов, связанных с пересмотром многих сторон жизни детского сада – от среды до образовательного процесса. На сегодняшний день при работе с дошкольниками нужно уделять внимание тому, что действительно интересно детям и важно для их развития.
Образовательное событие становится тем пространством возможностей, в котором ребенок является инициатором собственной образовательной деятельности.
Образовательное событие – полноценный компонент образовательно процесса, который организуется педагогом в образовательных целях. За кажущейся простотой процесса стоит детально продуманная и кропотливая работа, направленная на приобретение детьми новых знаний и умений.
Отличительной особенностью образовательного события является то, то оно происходит в течение длительного периода и не завершается, а продолжает существовать в виде воспоминаний.
Этот вид работы требует от воспитателя особое внимание к эмоциям детей. Основным критерием успешности является эмоциональный настрой и вовлеченность детей.
Чтобы интерес к деятельности внутри образовательного события не угасал, дети должны понимать не только что они делают, но и зачем. И детям должно быть очень важно то, чем они занимаются.
Для младшей группы смыслом образовательного события может стать помощь персонажу, дети с радостью откликаются на любую нереальную ситуацию, в которой герой попал в затруднение (например, дети охотно будут лепить орешки, чтобы помочь белочке сделать запасы на зиму).
Особенностью образовательного события в младшем дошкольном возрасте является сложность удерживать несколько задач одновременно.
Для детей старшего возраста смыслом деятельности может стать участие в мероприятиях, которые помогают им чувствовать свою причастность к взрослой жизни (например, оформление веранды). Также смыслом деятельности старших дошкольников может быть и желание что-то узнать и продемонстрировать свои новые знания сверстниками взрослым.
Подготовка к образовательному событию – это творческий процесс и совместная деятельность педагога, детей, родителей, где каждый находит себе место и познает новые возможности своих личностных качеств.
Сущность образовательного события заключается в том, что организуются специальные условия для детского действия, полученный опыт, осмысленный и осознанный, превращается в средство для достижения новой, уже более высокой, цели. При этом любой из участников образовательного события – это действительно участник, а не зритель: у каждого – свои смыслы, своя деятельность, свои переживания.
Образовательные события могут отличаться по способу организации.
Образовательное событие, запланированное воспитателем
Работая с детьми очень важно поддерживать актуальные для детей темы, но нельзя упускать из виду темы, которые необходимы для развития ребенка. Именно в таких случаях воспитатель планирует тему самостоятельно.
Образовательное событие, спровоцированное воспитателем
Организатором образовательного события, спровоцированное воспитателем, является также воспитатель. Только в данном случае воспитатель планирует работу так, что инициатива события идет от детей.
Образовательное событие, возникшее по инициативе детей
Это один из самых сложных видов образовательного события.
Во-первых, детский интерес не всегда имеет продолжение.
Во-вторых, интерес одного ребенка надо распространить на группу детей.
В-третьих, педагог должен оперативно отреагировать на потенциально интересные темы для детей.
Особенностью деятельности педагога является то, что она носит гибкий, дифференцированный характер и включает элементы спонтанности и импровизации, требует наличия ряда профессиональных умений и навыков, среди которых – умение наблюдать за деятельностью, поведением и взаимоотношениями детей, анализировать текущие события, интерпретировать полученные результаты.
Деятельность педагога по реализации событийности может быть организована на различных уровнях: в процессе проведения НОД, в процессе режимных моментов, индивидуальной и групповых форм работы и т. д.
Ценность образовательного события в том, что оно создает целостное единство образовательного процесса, а его содержание отражает картину всего изученного, приобретенного, накопленного, сформированного в творческой, речевой, культурной, эмоциональной сфере. В образовательном событии также представлена целостная картина личностных качеств ребенка – это работоспособность, настойчивость, исполнительность и качества межличностного общения – это творческое сотрудничество, доброта, отзывчивость, сопереживание.
Переход на событийный формат образовательной деятельности в детском саду дарит новые возможности всем участникам образовательного процесса. Для взрослого это возможность увидеть ребенка в новом свете, услышать его. Для ребенка – возможность заявить о том, что у него есть свои способы мыслить, творить, действовать. Организация жизни в детском саду в событийной форме – это есть возможность для ребенка естественным образом использовать весь ресурс, который предоставляет дошкольный период.