Современные кейс-технологии в детском садике.
«Кейс-технологии в работе со старшими дошкольниками»
Современный мир очень быстро развивается. И для педагогов очень важно, во-первых, не отстать от мира, и во-вторых, не потеряться во всем том новом, что появляется.
Одним из новых направлений развития педагогических технологий являются кейс-технологии. Они появились в начале ХХ века в США в Гарвардском университете, в Школе Бизнеса. В последнее время активно распространяются в России не только в образовании, но и в менеджменте, юриспруденции, бизнесе.
Нас с вами интересуют кейс-технологии в ДОУ.
Итак, то такое кейс-технологии? Само слово «Кейс» переводят с латинского как «казус, необычный случай» и с английского «чемодан, портфель». Получается, что кейс – технологии – это «портфель с необычными ситуациями, случаями».
Метод кейсов – техника обучения, при которой используется описание реальной ситуации. Дошкольники должны изучить ситуацию, разобраться в проблеме, изложенной в ситуации, а затем предложить воспитателю возможные пути решения и совместно со взрослым выбрать самый оптимальный путь выхода из проблемы. Ребенок не получает новых знаний, он учится использовать тот багаж, который у него уже имеется. Так сказать, от практики к теории.
В ДОУ дошкольникам может быть предложена иллюстрация, фото, видеоролик, или озвученная воспитателем ситуация, в которых дети могут сами разглядеть проблемы. Педагог выслушивает, направляет, провоцирует детей на рассуждения. Вместе с воспитателем дети анализируют ситуацию, совместно разбираются в проблеме, предлагают способы, как ее решить, и выбирают лучшее решение.
Рассмотрим несколько кейсов.
Кейс-Прогнозирование
Ситуация: | Одна девочка очень любила бабочек. Она любовалась ими в книгах, на картинках. С нетерпением ждала весны, чтобы как можно раньше заметить их пробуждение. Девочка узнавала о бабочках все самое-самое интересное и очень любила их рисовать. Однажды зимой она размечталась: «Как было бы здорово, если бы было вечно лето, и все-все бабочки мира оказались тут, у нас в саду!». |
Момент проблемного включения детей | Представьте себе, что желание девочки сбылись. Будет ли это здорово? |
Комментарии | Педагог по ходу рассказа использует возможный тон, чтобы мнение детей разделились. Пофантазировав с детьми о том, как это с здорово и красиво, воспитатель побуждает серьезно задуматься о последствиях и опасности такой ситуации. |
Кейс-неоднозначная ситуация
Ситуация: | Воспитатель демонстрирует детям мультипликационный фильм «Винни Пух и день забот» (авторы сценария Б. Заходер, Ф. Хитрук). Особое внимание уделяют фрагменту, где Ослик Иа находится в печали, жалуется Винни Пуху на то, что он бедный несчастный, что никто не пришел его поздравить с днем рождения, на отсутствие именинного пирога и клюквы в сахаре… |
Момент проблемного включения детей | Кто виноват в том, что Ослик Иа такой грустный? |
Комментарии | Цель воспитателя – побудить детей видеть не только поверхностный, глубинный характер проблемы. В данном случае важно не только прочувствовать печальному образу Ослика Иа, но и разобраться в причине того, почему все так вышло, и как этого можно было избежать. |
Кейс-проблемная ситуация
Ситуация: | Воспитатель показывает детям видеоролик, фотоизображение (или реальное действие) птиц, нахохлившихся на морозе. |
Момент проблемного включения детей | Почему, распушивши перья на морозе, птицы согреваются? Она же так все тепло выпустит! Может, нужно, наоборот, - перья прижать, чтобы теплее было? |
Комментарии | Основная задача воспитателя не сформировать стереотип «нахохлилась, чтобы согреться…». Важно заострить внимание детей на парадоксе явлений, чтобы их личный опыт пошел «вразрез» с действительностью. |
Кейс-диспут
Ситуация: | Дети слушают песню «Виноватая тучка» (Д.Тухманова). После это воспитатель предлагает подумать, действительно ли тучка была виновата? Кто готов ее обвинить? А, может быть, кто-то встанет на ее защиту? |
Момент проблемного включения детей | Педагог предлагает детям игру «Прокурор и адвокат». Задача детей разбиться на пары. Участники каждой пары берут на себя роль прокурора и адвоката. Цель – привести как можно больше аргументов в защиту кого-нибудь или чего-нибудь. Например: «Я обвиняю дождь за то, что мокрый, холодный, не дает гулять, простужает…» и «Я встаю на защиту дождя, потому что он дает жизнь, смывает пыль с растений, по лужам весело скакать, после него растут грибы и ...» |
Комментарии | Основная задача воспитателя сформировать у детей компетенцию живого аргументированного спора. Основанием могут быть любые объекты, субъекты или явления окружающей действительности, в т. ч. и фантастические. |
Кейс с добавлением проблемной ситуации
Ситуация: | Однажды девочка Нина собралась пойти с бабушкой в магазин. Они подошли к этому очень ответственно. Бабушка проверила, каких продуктов не хватает, составила список продуктов и попросила Нину взять его с собой, положить в рюкзак. Они долго шли до большого магазина, а когда оказались у прилавка, обнаружили, что бабушка забыла очки и прочитать список не может. |
Момент проблемного включения детей | Что дальше делать в такой ситуации? |
Комментарии | Задача воспитателя: чтобы дети предложили более двух решений. На каждый ответ воспитанников он ставит новый «барьер». Например: - Надо попросить продавца прочитать! – отвечают дети. -Продавец не в настроении и не хочет помогать, - возражает воспитатель. - Может, Нина прочтет? - Нина не умеет еще читать. Как вариант, можно предложить детям самим придумать друг для друга новые трудные обстоятельства. |