Современные кейс-технологии в детском садике.

Галустян Сабина Максимовна

«Кейс-технологии в работе со старшими дошкольниками»

Современный мир очень быстро развивается. И для педагогов очень важно, во-первых, не отстать от мира, и во-вторых, не потеряться во всем том новом, что появляется.

Одним из новых направлений развития педагогических технологий являются кейс-технологии. Они появились в начале ХХ века в США в Гарвардском университете, в Школе Бизнеса. В последнее время активно распространяются в России не только в образовании, но и в менеджменте, юриспруденции, бизнесе.

Нас с вами интересуют кейс-технологии в ДОУ.

Итак, то такое кейс-технологии? Само слово «Кейс» переводят с латинского как «казус, необычный случай» и с английского «чемодан, портфель». Получается, что кейс – технологии – это «портфель с необычными ситуациями, случаями».

Метод кейсов – техника обучения, при которой используется описание реальной ситуации. Дошкольники должны изучить ситуацию, разобраться в проблеме, изложенной в ситуации, а затем предложить воспитателю возможные пути решения и совместно со взрослым выбрать самый оптимальный путь выхода из проблемы. Ребенок не получает новых знаний, он учится использовать тот багаж, который у него уже имеется. Так сказать, от практики к теории.

В ДОУ дошкольникам может быть предложена иллюстрация, фото, видеоролик, или озвученная воспитателем ситуация, в которых дети могут сами разглядеть проблемы.  Педагог выслушивает, направляет, провоцирует детей на рассуждения. Вместе с воспитателем дети анализируют ситуацию, совместно разбираются в проблеме, предлагают способы, как ее решить, и выбирают лучшее решение.

Рассмотрим несколько кейсов.

 

Кейс-Прогнозирование

Ситуация:

Одна девочка очень любила бабочек. Она любовалась ими в книгах, на картинках. С нетерпением ждала весны, чтобы как можно раньше заметить их пробуждение. Девочка узнавала о бабочках все самое-самое интересное и очень любила их рисовать. Однажды зимой она размечталась: «Как было бы здорово, если бы было вечно лето, и все-все бабочки мира оказались тут, у нас в саду!».

Момент проблемного включения детей

Представьте себе, что желание девочки сбылись. Будет ли это здорово?

Комментарии

Педагог по ходу рассказа использует возможный тон, чтобы мнение детей разделились. Пофантазировав с детьми о том, как это с здорово и красиво, воспитатель побуждает серьезно задуматься о последствиях и опасности такой ситуации.

 

Кейс-неоднозначная ситуация

 

Ситуация:

Воспитатель демонстрирует детям мультипликационный фильм «Винни Пух и день забот» (авторы сценария Б. Заходер, Ф. Хитрук). Особое внимание уделяют фрагменту, где Ослик Иа находится в печали, жалуется Винни Пуху на то, что он бедный несчастный, что никто не пришел его поздравить с днем рождения, на отсутствие именинного пирога и клюквы в сахаре…

Момент проблемного включения детей

Кто виноват в том, что Ослик Иа такой грустный?

Комментарии

Цель воспитателя – побудить детей видеть не только поверхностный, глубинный характер проблемы.

В данном случае важно не только прочувствовать печальному образу Ослика Иа, но и разобраться в причине того, почему все так вышло, и как этого можно было избежать.

 

Кейс-проблемная ситуация

 

Ситуация:

Воспитатель показывает детям видеоролик, фотоизображение (или реальное действие) птиц, нахохлившихся на морозе.

Момент проблемного включения детей

Почему, распушивши перья на морозе, птицы согреваются? Она же так все тепло выпустит! Может, нужно, наоборот, - перья прижать, чтобы теплее было?

Комментарии

Основная задача воспитателя не сформировать стереотип «нахохлилась, чтобы согреться…». Важно заострить внимание детей на парадоксе явлений, чтобы их личный опыт пошел «вразрез» с действительностью.

 

Кейс-диспут

 

Ситуация:

Дети слушают песню «Виноватая тучка» (Д.Тухманова). После это воспитатель предлагает подумать, действительно ли тучка была виновата? Кто готов ее обвинить? А, может быть, кто-то встанет на ее защиту?

Момент проблемного включения детей

Педагог предлагает детям игру «Прокурор и адвокат». Задача детей разбиться на пары. Участники каждой пары берут на себя роль прокурора и адвоката. Цель – привести как можно больше аргументов в защиту кого-нибудь или чего-нибудь.

Например: «Я обвиняю дождь за то, что мокрый, холодный, не дает гулять, простужает…» и «Я встаю на защиту дождя, потому что он дает жизнь, смывает пыль с растений, по лужам весело скакать, после него растут грибы и ...»

Комментарии

Основная задача воспитателя сформировать у детей компетенцию живого аргументированного спора. Основанием могут быть любые объекты, субъекты или явления окружающей действительности, в т. ч. и фантастические.

 

Кейс с добавлением проблемной ситуации

Ситуация:

Однажды девочка Нина собралась пойти с бабушкой в магазин. Они подошли к этому очень ответственно. Бабушка проверила, каких продуктов не хватает, составила список продуктов и попросила Нину взять его с собой, положить в рюкзак. Они долго шли до большого магазина, а когда оказались у прилавка, обнаружили, что бабушка забыла очки и прочитать список не может.

Момент проблемного включения детей

Что дальше делать в такой ситуации?

Комментарии

Задача воспитателя: чтобы дети предложили более двух решений. На каждый ответ воспитанников он ставит новый  «барьер». Например:

- Надо попросить продавца прочитать! – отвечают дети.

-Продавец не в настроении и не хочет помогать, - возражает воспитатель.

- Может, Нина прочтет?

- Нина не умеет еще читать.

Как вариант, можно предложить детям самим придумать друг для друга новые трудные обстоятельства.