«Музыкальная деятельность и ее роль в формировании полноценного восприятия у детей»
«Мы должны учить детей быть творческими личностями,
способными к восприятию новизны, умению импровизировать.
Развивать навыки самостоятельности»
А. Маслоу
Дошкольник предрасположен к восприятию произведений различных видов искусства. Вместе с тем восприятие музыки представляет для него большую трудность, чем восприятие других искусств. Это связано, с одной стороны со спецификой и сложностью музыкального художественного образа, с другой стороны возрастными особенностями дошкольника.
Нужно помочь ребенку войти в мир музыки, понять ее содержание и овладеть сложным музыкальным языком. Ведь восприятие является фундаментом музыкального развития ребенка и лежит в основе любого вида музыкальной деятельности:
- Восприятие музыки.
- Исполнительская деятельность (пение, ритмика, игра на музыкальных инструментах.
- Самостоятельная и творческая деятельность.
- Музыкально-образовательная деятельность.
Все эти компоненты тесно связаны между собой. Прежде чем приступаем к формированию вокально-хоровых навыков, к разучиванию песни, предлагаю ее послушать с целью вызвать заинтересованность, желание петь.
При работе с музыкально-ритмическими движениями дети опираются на целостное восприятие музыкального произведения, отличают характер и наиболее яркие средства выразительности. При обучении игре на музыкальных инструментах восприятие помогает ребенку понять, осознать конечную цель, к чему он должен стремиться в своем исполнении. Исполнительская деятельность наиболее активная и практические навыки, приобретаемые в ее результате повышают мыслительную активность ребенка. В результате взаимосвязи восприятие музыки и исполнительства у детей появляется желание самостоятельно выразить свои чувства, настроение в пении, ритмике, игре на инструментах, импровизировать несложные мелодии, ритмические попевки, комбинировать знакомые танцевальные элементы.
Естественно, что у каждого ребенка имеется ярко выраженная готовность к восприятию. Однако способность более глубокого осознания красоты и своеобразие воспринимаемого музыкального произведения развивается только с началом систематического обучение и по мере накопления опыта общение с музыкой. Музыкальное обучение должно быть эмоциональным, творческим. Я использую различные методы и приемы, формы изучая много литературы, дидактический материал. Веду индивидуальную работу. Прежде всего работу с детьми начинаю с диагностики т.к должна знать с чего и на чем работать. Я приглашаю детей в зал индивидуально и на фоне положительно эмоционального общения ребенком задаю несколько любых вопросов. «Кто тебя сегодня провожал в детский сад?» ребенок отвечает. Прислушиваясь к его звучанию его естественного речевого голоса, определяю его тип (высокий, средний, низкий). Таким образом провожу в разделе «пение» тембр — фиксирую.
В пении дети учатся чувствовать интонационную сторону мелодии, соотносить ее характер с содержанием, постигают закономерности строения музыкального языка. Голос – первейший собственный музыкальный инструмент ребенка, и пение помогает ему выразить свои чувства и настроение в наиболее доступной форме. Используется дедуктивный материал «настроение» – игра и др.
На «слушание» – раздел, добиваюсь результатов, чтоб дети определяли жанр, форму и характер произведения. Знакомлю с композиторами и их произведениями. Дети самостоятельно различают и называют произведение, отличают средства музыкальной выразительности – смену темпа, динамику, развитие формы (все зависит от возраста детей). В результате обучения на занятиях и вне их, вырабатываю у детей умение самостоятельно ориентироваться в музыке, стараюсь прививать любовь к ней. Дети охотно делятся впечатлениями о музыке, высказывают своё отношение к ней. Иногда их ответы удивляют образностью и умением очень тонко уловить характер произведения. (Я очень люблю музыку т.к она всегда о чем-то рассказывает.. Без музыки скучно жить).
Поощряю интерес к музыке, развиваю у них желание самостоятельно слушать ее. Для этого, помимо занятий, организую детскую самостоятельную деятельность вне занятий. В группах имеются музыкальные уголки, где дети могут послушать музыку в аудио записи, либо самостоятельно подобрать на инструментах знакомую мелодию. На занятиях приучаю детей самостоятельно контролировать качество своего пения и пение товарищей, исправлять ошибки (чистота интонации). Так во время пения учу детей внимательно слушать друг друга и если сосед низко интонирует, помогать товарищу, пропевая песню на ухо.
Постепенно дети учатся высказывать о качестве прослушанных импровизаций – это уже становиться осмысленным восприятием, что является необходимой для музыкального творчества.
Ритмическое восприятие основано на сознательной передаче ритма музыки в простых разнообразных движениях, выполняя которых дети мысленно представляют тот или иной образ. Музыкально-ритмические движения заставляют детей переживать выраженное в музыке, служат важным средством развития эмоциональной отзывчивости, которая в свою очередь, возможно только на основе восприятия.
Я использую перепляс, где дети с большей готовностью соревнуются в нахождении новых сочетаний уже знакомых элементов танца. Но на этом не останавливалась, а старалась после того как дети прослушивали танцевальную музыку предлагала им придумать свой танец, который бы соответствовал характеру музыки. Ведь через танцевальные движения они более осмысленно воспринимают выразительные средства музыки, ритм, размер, лад, фразировку. Первые попытки были неудовлетворительными, зато через несколько занятий появились «первооткрыватели» в танце. Движения их были ритмичными, пластичными, соответствовали характеру музыки. Остальные дети пока с интересом наблюдали за ними, не решаясь попробовать свои силы. Детям не навязывали импровизировать. Они сами постепенно правильно реагируют на музыку, не путают ее характер. Таким образом я предоставляю им возможность проявлять свое творчество в движениях.
Известно, что танец, подобно песне, связан с бытом. Многие народные пляски произошли от трудовых движений или древних игр. Народные песни, игры таят в себе огромные неиспользованные возможности в свете современных задач воспитания. «Программа воспитания в детском саду предусматривает развитие творческой инициативы детей, связанной прежде всего с игрой и в частности, музыкально-игровой деятельностью. Для решения этой задачи недостаточно использовать только игры под инструментальную музыку, не обращаясь к богатому фольклорному песенно-игровому материалу. В них одно действующее лицо — ребенок. Он самостоятельно выполняет движение под музыку соответственно по тексту песни. Делает это так как понимает и представляет. Затем где два контрастных по своему образы характера. Например в песне «Котик и козлик» – образ мягкого, вкрадчивого кота и боязливого козлика. Провожу обыгрывание народных песен. Создание этих песен – инсценировок всегда радостное событие для детей, т.к. каждый из них вносит свою крупицу творчества. Эти песни обыгрываются на занятиях, участках, группах. Все варианты тут же обсуждаются самими детьми, принимаются или наоборот отвергаются как неудачные.
Таким образом, одновременно дети были и взыскательными зрительными и творцами и исполнителями. Эти игры-хороводы постоянно повторяются с разными солистами, в новых интерпретациях.
Все виды деятельности направлены на развитие у детей творческой инициативной самостоятельности.