Консультация для родителей МУЗЫКАЛЬНО — РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ И МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ РАЗВИТИЯ
Музыкальное воспитание является одним из действенных средств эмоционального, умственного, нравственного развития ребёнка. Это положение, неоспоримое в общей педагогике, является справедливым и по отношению к детям с выраженным умственным недоразвитием.
Среди задач музыкального воспитания детей сегодня выделим развитие навыков музыкально — ритмических движений.
Это довольно сложная задача, особенно для детей с нарушением речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата и другими нарушениями здоровья. Но, её решение способствует развитию творческой активности детей, помогает им раскрыться, снять напряжение, обрести свободу движений и восприятия.
Также способствует решению коррекционных задач:
для оздоровления психики:
- воспитание уверенности в своих силах
- выдержки
- волевых черт характера
- помогает ребёнку почувствовать свой успех.
для нормализации психических процессов и свойств:
- памяти
- внимания
- мышления
- регуляции процессов возбуждения и торможения.
для укрепления и тренировки двигательного аппарата:
- развития равновесия
- развития свободы движений
- снятия излишнего мышечного напряжения
- улучшения координации движений
- развития дыхания
- формирования двигательных навыков и умений
- совершенствования моторики
- совершенствования ориентировки в пространстве.
для исправления речевых недостатков:
- невнятного произношения
- проглатывания окончания слов
- для стимуляции речи
- обеспечивает тренировку слуха.
для развития социальных навыков:
- умения жить и работать в коллективе.
Для решения этих задач используются следующие методы и приёмы:
Словесные методы:
- объяснения (должны быть короткими, чёткими, эмоциональными)
- указания (могут быть обращены ко всем детям или персонально)
- вопросы (должны быть чёткими, конкретными, понятными). Вопросы побуждают мыслительную деятельность, активизируют внимание, развивают память.
Здесь приемлем метод проблемного обучения.
Практический метод или метод упражнений:
- дети с нарушениями требуют большего количества повторений при освоении какого-либо движения или упражнения.
Наглядно — слуховые:
- исполнение текста педагогом
- использование шумовых музыкальных инструментов.
Наглядно — зрительные:
- показ педагогом правильных движений
- показ детьми, которые хорошо освоили упражнение
- можно использовать наглядные пособия.
Тактильно — мышечные приёмы:
- индивидуальная помощь педагога для принятия правильного положения
- помощь педагога при исполнении того или иного движения.
- игровые приёмы: они помогут заинтересовать детей и вызовут желание выполнить задание лучше.
Чаще всего используется сочетание приёмов и методов:
выполнение упражнения детьми по показу взрослого (практический + наглядный);
показ и объяснение (наглядный + словесный);
объяснение и упражнение (словесный + практический);
индивидуальная помощь педагога (тактильно-мышечная наглядность + упражнение).
В классической интерпритации музыкально — ритмические движения представляют собой основы танцевальных движений. Но в работе с детьми с особыми возможностями здоровья эта форма не очень актуальна.
В основных требованиях к методике обучения тяжело умственно отсталых детей первым пунктом указано использование игровой формы как доминирующей. Игра рассматривается как средство обучения и коррекции.
Да и опыт показал, что для детей с ОВЗ больше подходит игровая деятельность.
Ну, а для отдыха и развлечений — это естественно.
Игры, как обычные, так и музыкальные, делятся на сюжетные, бессюжетные и игровые упражнения.
Сюжетные игры.
Игры этого вида строятся на основе опыта детей, имеющихся у них представлений и знаний об окружающей жизни, профессиях, средствах транспорта, явлениях природы, образе жизни и повадках животных и птиц и т.д.
Сюжет игры и правила обуславливают характер движений играющих:
- прыгать, как зайчики
- скакать, как лошадки и т.д.
В сюжетных играх выполняемые движения носят в основном имитационный характер.
Бессюжетные игры.
Это игры более спортивной направленности:
- догонялки
- соревновательные игры.
Если они проходят под музыку — это гораздо интереснее и веселее.
Игровые упражнения.
Упражнения представляют собой методически организованные двигательные действия, выполнение которых зависит от личных возможностей детей и у педагога есть возможность проследить за каждым ребёнком и, если нужно, проделать их повторно.
В игровых упражнениях, в отличии от игры, более определённо выступают задачи прямого обучения.
Педагогический эффект музыкально-ритмических движений и игр зависит от соответствия их определённой воспитательной задаче и зависят от того, какие навыки и умения педагог стремится развивать у детей в данный момент, например:
- умение детей согласованно действовать в коллективе
- двигаться на большой площади
- развитие равновесия и т.д.
Также нужно учитывать состав группы детей, их умственные и физические возможности.
Ведущая роль при проведении таких занятий принадлежит педагогу.
Естественно, весёлый, ласковый, доброжелательный тон при общении с детьми, способствует лучшему усвоению и исполнению материала. Активное, заинтересованное участие педагога создаёт хорошую эмоциональную атмосферу, активизирует действия детей.
Очень важен индивидуальный подход к каждому ребёнку.
Также нужно следить, чтобы дети не переутомлялись и не перевозбуждались.
Практические советы из опыта работы.
- ХЛОПКИ
Хлопать можно под любую музыку и различными способами.
На ладони выходят нервные окончания, связанные со всеми внутренними органами. Хлопая в ладоши, мы стимулируем работу всего организма.
- ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ
"ЧЕРЕПАХА"
Черепаха, не скучая, (расставить пальцы правой руки, кроме среднего, и опереться на стол — получатся "ноги"; средний палец согнуть — получится "голова"; левой рукой обхватить правую — "панцирь")
Час сидит за чашкой чая. (сложить ладони "ковшиком")
А куда спешить тому, (развести руки в стороны, выразив удивление)
Кто всегда в своём дому?
- ИГРЫ ТИПА "ПОВТОРЮШКИ"
Мы похлопаем в ладошки
Раз, два, три! Раз, два, три!
И попляшут наши ножки
Раз, два, три! Раз, два, три!
- НАПЕВАТЬ ИЛИ РЕЧЕТАТИВОМ И СОПРОВОЖДАТЬ ДВИЖЕНИЯМИ РАЗЛИЧНЫЕ СЧИТАЛОЧКИ ИЛИ ПОТЕШКИ
СТИХОТВОРЕНИЕ С ДВИЖЕНИЯМИ "ВАЛЕНКИ"
Валенки, валенки, (Выставляют на пятку одну ногу и покачивают носком)
Не велики, не маленьки. (Другой ногой)
А как раз по ноженьке (Топают ногами)
Нашему Серёженьке.
- ИНСЦЕНИРОВКА ДВИЖЕНИЯМИ ДЕТСКИХ ПЕСЕНОК
Железновы "РАЗВИВАЛОЧКИ"
"ВЕСЁЛЫЕ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ"
"ДВА ВЕСЁЛЫХ ГУСЯ"
- МУЗЫКАЛЬНО — ИГРОВАЯ ГИМНАСТИКА
Железновы "ВЕСЁЛАЯ РАЗМИНКА", "ИГРОВАЯ ГИМНАСТИКА"
Клоун ПЛЮХ "МУЗЫКАЛЬНЫЕ РАЗВИВАЙКИ"
- АЭРОБИКА