ЗАГАДКА КАК СРЕДСТВО РАСШИРЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ОКРУЖАЮЩИХ ПРЕДМЕТОВ

Жидеева Елизавета Александровна

Теоретические основы формирования у детей представлений о предметном мире средствами загадки

 

  1. Загадки и их виды

 

Загадка помогает совершенствовать человеческую мысль, развивает наблюдательность, учит воспринимать мир многократно, образно.

В глубокой древности люди использовали загадку, как один из приемов иносказательного тайного языка, чтобы скрыть свои мысли и намерения, уберечь от «нечистых сил» свое жилище, свою семью, свой скот, орудия труда и прочее. С ее помощью испытывали мудрость, находчивость, образованность человека. Для этого загадки включали в различные обряды: посвящение юношей в воины, отбор претендентов на роль руководителей, в свадебный обряд (здесь загадки должны были отгадывать дружки жениха или сам жених, это был своеобразный выкуп невесты).

С течением времени, с успехами просвещения, с ростом культуры человека «тайный» язык постепенно теряет свое значение, и загадка начинает использоваться для проверки знаний, наблюдательности, сообразительности человека. В настоящее время она используется, как увлекательное средство в обучении детей и организации их досуга.

В «Литературной энциклопедии» загадка определяется как «как замысловатое поэтическое описание какого-либо предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего.

По определению В.И. Чичерова «загадка – это иносказательное описание какого-либо предмета или явления данное обычно в форме вопроса». Другой советский фольклорист В.П. Аникин определяет загадку как «мудреный вопрос, поданный в форме замысловатого, краткого, как правило, ритмически организованного описания какого-либо предмета или явления».

Содержание загадки отражает жизнь человека и окружающую действительность: растительный и живой мир, различные явления природы, предметы быта и т.п.

Детям трудны загадки о таких понятиях,  как время (что такое год, месяц), о жизни и смерти, родстве (муж, жена, свекровь и т.п.), о старинных обычаях и обрядах, о трудовых процессах, отражающие старые способы производства (посев зерна вручную и др.), о вышедших из употребления орудиях труда и предметах домашнего обихода (соха, лапти, зыбка, веретено) и прочее.

В.А. Сухомлинский рассказывает, как он учил ребят находить нужные слова для обозначения того, что они видят, чувствуют: «Главное, чтобы малыш не просто усвоил знания слова, а был бы взволнован, захвачен, заворожен его поэзией. В том нежном и чутком возрасте, когда перед ребенком открывается не только красота мира, но и первая мысль о радости бытия, я веду своих воспитанников в поле, на берег пруда, в сад – веду удивляться, веду запечатлевать в детской памяти образ, картину, которые воплощает в себе поэтическое слово…».

Каждый признак, качество, действие предмета, состояние явления имеют свое конкретное речевое выражение,  которое отыскивает, как правило, сам воспитатель, показывая тем самым, какие для этого речевые средства выбираются и как они используются. При этом воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному выражению удивительного, поправляет его ответы, редактирует их.

Различают следующие типы загадок:

  • Описательные загадки, основанные на перечислении признаков предмета, явления (величина, форма, цвет, вкус, звучание, движение, материал, назначение).

Например:

  1. Инструмент в руках у нас,

В огороде – высший класс!
Можем грядки им копать.
Подскажите, как назвать? (Лопата)

 

  1. Два конца,

Два кольца,

Посредине гвоздик. (Ножницы)

 

  1. Что, дотронувшись едва,

Превращает в дым дрова? (Огонь)

 

Отгадывание таких загадок основано на элементарном анализе (выделении признаков) и синтезе (объединение их в одно целое). Достаточное количество признаков позволяет производить необходимые умственные операции и успешно решать логическую задачу.

  • Сравнительные основанные на отрицании или сопоставлении предметов, на сравнении предметов или явлений.

Например:

  1. Белое, а не вода,

Сладкое, да не мед,

От рогатого беру

И деточкам даю. (Молоко)

 

  1. Есть спина,

А не лежит,

Четыре ноги,

А не ходит,

Но всегда стоит

И всем сидеть велит. (Стул)

 

  1. Не человек,

А разговаривает. (Радио)

Чтобы решить подобную логическую задачу, ребенок должен быть знаком с указанным в ней признаком, должен уметь выделить его, связать по ассоциации с другими признаками, не названными в загадке. Это возможно при наличии достаточно полных представлений о предмете, явлении.

  • Метафорические выделяют сходство, общие черты в предметах и явлениях на первый взгляд далеких друг от друга.

Например:

  1. Идет пароход

То взад, то вперед,

А за ним такая гладь

Ни морщинки не видать. (Утюг)

 

  1. Барыня-княгиня

Весь мир нарядила,

А сама нагая ходит. (Иголка)

 

  1. Что за шустрый старичок,

Восемьдесят восемь ног,

Все по полу шаркают

За работой жаркою. (Веник)

 

Загадки-метафоры составляют самый обширный вид загадок.

В качестве метафор в загадках могут выступать: существительные (например, «Старик у ворот тепло уволок» мороз или «Золотое решето чёрных домиков полно» подсолнух); прилагательные (например, «Зубастые, а не кусаются» грабли); глаголы (например, «Кто всю ночь по крыше бьёт да постукивает, и бормочет, и поёт, убаюкивает?» дождь или «Всю зиму лежал, весной в реку побежал» снег); одновременно различные части речи (например, «Чёрная корова весь мир поборола» ночь или «Вился, вился белый рой, сел на землю стал горой» снег).

С.Г. Лазутин, исследуя метафору в загадке, выделяет шесть основных наиболее распространённых типов или способов образования метафорических загадок, в которых: предметы сопоставляются на основе их общего внешнего сходства (например, «Спереди шильце, сзади вильце, сверху чёрное суконце, снизу белое полотенце» ласточка); предметы сопоставляются по цвету (например, «Белая корзинка, золотое донце, в ней лежит росинка и сверкает солнце» – ромашка); предметы (явления) сближаются на основе признаков их внутренней организации (например, «Без окон, без дверей полна горница людей» огурец); предметы (образы) сравниваются по их функции, роли в бытовой жизни народа (например, «Стоит на крыше верхолаз и ловит новости для нас» антенна); предметы сопоставляются по особенностям их движения, соотношению подвижного и неподвижного (например, «Идут, идут, а с места не сойдут» часы); предметы, явления и образы могут сближаться на основе некоторых одинаковых черт и признаков в их поведении (например, «Водяные мастера строят дом без топора» бобры).

Тематика загадок для детей младшего дошкольного возраста ограничена их небольшим жизненным опытом. Это загадки о предметах, с которыми ребенок сталкивается в быту, которые оказывают на него эмоциональное воздействие (игрушки, домашние животные, предметы обихода, продукты питания). В загадках названы яркие, характерные признаки, качества и свойства предмета (цвет, форма, величина, голос животного, чем он питается, повадки и т.д.). Младшим дошкольникам можно предложить рифмованные загадки, в которых отгадка рифмуется с текстом загадки.

Детям среднего дошкольного возраста предлагается более широкая тематика загадок: о домашних и диких животных, об одежде, о продуктах, о явлениях природы, о транспорте и т. д. Характеристика предмета загадки может быть дана полно, подробно, как «мини-рассказ» о предмете. Рекомендуются загадки с простыми сравнениями и прозрачными метафорами.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста можно использовать загадки разнообразной тематики: явления природы, предметы обихода, орудия труда, средства передвижения, связи, спорт, человек, и т.д.

 

  1. Роль загадок в расширении у детей представлений о предметах

 

В современном детском саду загадки используются как дидактическое, увлекательное средство в обучении детей и организации их досуга. Отгадывание загадок активизирует словарь детей, закрепляет умение выделять существенные признаки предметов.  Загадки развивают любознательность у детей, интерес к родному языку. Они заставляют ребенка внимательно вдумываться в каждое слово, сравнивать его с другими словами, находить в них сходство и различие. 

При  отборе   загадок для работы с детьми необходимо, прежде всего, определить доступность их содержания, учесть опыт ребенка, психологические особенности  возраста. Также большое значение имеет сложность художественного образа  выбранной загадки, точность и полнота характеристики.

Например, учеными было установлено, что младшим дошкольникам значительно труднее отгадывать метафорические загадки, нежели описательные. Младшие дошкольники не понимают образного строя языка загадок и неадекватно интерпретируют метафоры.

Интересно, что в рассказе, сказке, стихотворении дети значительно легче воспринимают метафору, чем в загадке. Н. Гавриш объясняет это тем, что в художественном тексте описывается реальная ситуация, а загадка – иносказание. Таким образом, усвоение образного строя языка, осознания переносного значения слов и словосочетаний возможно лишь на определенном уровне развития абстрактного и образного мышления, поэтому для младшего возраста должны быть подобраны загадки, основанные на  жизненном опыте детей. Лаконизм и яркость характеристики, точность языка и конкретность образа – вот основные критерии при отборе загадок для малышей.

Начинать нужно с самых простых загадок, постепенно усложняя их.

Условиями, обеспечивающими правильное понимание и правильное отгадывание загадок, являются: предварительное ознакомление детей с предметами и явлениями, о которых говорится в загадке; продумывание педагогом способа использования загадок, характер и манера их преподнесения; уровень развития речи детей; учет возрастных особенностей и возможностей дошкольников.

Тематика загадок для детей младшего дошкольного возраста ограничена их небольшим жизненным опытом. Это загадки о предметах, с которыми ребенок сталкивается в быту, которые оказывают на него эмоциональное воздействие (игрушки, домашние животные, предметы обихода, продукты питания).

Обучение детей отгадыванию загадок требует большого терпения и подготовительной работы. Обучение  отгадывать загадки начинается не с их загадывания, а с воспитания умения наблюдать жизнь, воспринимать предметы и явления с разных сторон, видеть мир в разнообразных связях и зависимостях, в красках, звуках движении и изменении.
Развитие всех психических процессов дошкольника является основой при отгадывании загадки, а предварительное ознакомление детей с предметами и явлениями, о которых пойдет речь, является главным условием, обеспечивающим понимание и правильное отгадывание загадки.

Необходимы также знания, специально подводящие детей к отгадыванию. Для этого необходимо организовывать наблюдения детей за повадками животных, за трудом взрослых, за изменениями природы, за обыденной жизнью.  Большое значение для закрепления полученного опыта играют дидактические игры и игровые занятия. И конечно помимо фактических знаний детям необходимо знание языка. Каждое действие, признак предмета, предмет и любое явление имеют языковое обозначение. Для их освоения необходимо всевозможное побуждение ребенка к высказываниям – на прогулке, в группе, дома.

Учитывая особенности загадки как логической задачи, Ю.Г. Илларионова  советует соблюдать последовательность тех мыслительных действий, которые совершаются при отгадывании:

  • Выделить указанные в загадке признаки неизвестного объекта, т.е. произвести анализ;
  • Сопоставить и объединить эти признаки, чтобы выявить возможные между ними связи, т.е. произвести синтез;
  • На основе соотнесенных признаков и выявленных связей, сделать вывод, т.е. отгадать загадку.

Воспитателю также необходимо знать основные ошибки детей при отгадывании загадок.

  • Дети торопятся с ответом, не дослушивают до конца, не запоминают всех подробностей. У младших дошкольников внимание часто внимание привлекает какой-нибудь яркий объект, уже хорошо знакомый и рвется нить внимания;
  • Дети выделяют сразу несколько второстепенных объектов, но пропускают главный признак;
  • Дети осознанно пропускают один из названных в загадке признаков, заменяя его своим, как им кажется, верным и как бы подстраиваются под отгадку, искажая ее.

Методисты предлагают использовать загадки не только в начале и в процессе деятельности, но и в ее завершении. Например, рассматривая предметы, сравнивая и сопоставляя их, находя сходство и различие между ними, дети приходят к выводам и выражают их словом. Загадка может служить при этом своеобразным завершением и обобщением процесса деятельности, помогая закрепить в сознании детей признаки предмета. Этот прием помогает конкретизировать представления детей о характерных свойствах предмета или явления. Таким образом, загадки помогают детям понять, как, емко и красочно, по-разному используя языковые средства, можно сказать об одном и том же.

 

  1. Задачи и содержание работы по ознакомлению детей с предметным миром

 

 

Предметы имеют большое значение для развития и социализации ребенка. Они окружают его с момента рождения и сопровождают всю жизнь.

Задача педагога – помочь ребёнку  войти в предметный мир, научиться ориентироваться в его многообразии, правильно использовать предметы по назначению в разных видах деятельности и главное – воспитать ценностное отношение к предметному миру.

Исследования по дошкольной педагогике (В.И. Логинова, Г.Н. Бабывкина, Л.А. Мишарина, М.В. Крулехт, О.В. Дыбина, С.А. Козлова и др.) показали необходимость системного подхода к формированию у детей представлений о  предметном мире.

Прежде всего, детям необходимо показать, что предмет может выполнить своё назначение, если он имеет определённое строение. Каждая часть предмета также имеет своё назначение. Чтобы в чашку можно было налить жидкость, она должна иметь стеночки; их высота, размер чашки обусловливают объём входящей в чашку жидкости. Из маленьких чашечек пьют кофе. Чайные чашки имеют больший размер. Ручка чашки позволяет удобно её держать, а донышко – ставить на блюдце.

Предметы сделаны из разных материалов, и это, опять таки, не случайно: каждый материал, будь то ткань или бумага, песок, глина, пластмасса, металл, дерево, имеет свои свойства и качества. Материал может быть твёрдым, мягким, гладким, холодным, гибким, прозрачным, хрупким, прочным  и т.д. Почему из этого материала сделан данный предмет, может ли он быть сделан из другого материала? Только целенаправленное знакомство с предметом даёт возможность ребёнку ответить на эти вопросы, осознать, почему так или иначе сделан предмет и как им пользоваться.

Каждый предмет имеет своё название. Известно, что первоначально малыш соотносит слово лишь с конкретным предметом. Такое слово ещё не имеет обобщающего характера. М.В. Крулехт приводит такой пример: слово шляпа ассоциируется у ребёнка  только с фасоном шляпы  его мамы, поэтому бабушкину шляпу из пушистого меха малыш называет кисой. Эмоционально значимые для ребёнка, но не существенные признаки предмета являются причиной  того, что дети «путают» сходные предметы, не владея видовыми понятиями. Дети часто неправильно называют многие предметы одежды и обуви, мебели, посуды, хотя эти предметы обихода непосредственно окружают их дома и в детском саду.

Комплекс видовых признаков – назначение предмета, его строение и материал помогает ребёнку оперировать видовыми понятиями, так как существенными признаками для видовых обобщений являются, как правило, внешние особенности предметов. Например, кресло от стула отличается наличием подлокотников, гольфы и носки – длиной; шарф, платок, косынка – формой.

Ещё более сложными для дошкольников являются родовые понятия: мебель, посуда, одежда, обувь, инструменты, транспорт и т.д. Используя данные слова в своей речи, дети, вместе с тем, часто не владеют понятием, поэтому сужают или расширяют значение слова. Например, даже старшие дошкольники могут включить в понятие «овощи» некоторые виды фруктов, грибы, мотивируя это тем, что «всё это растёт» или «всё это едят», а понятие транспорт связывают только с теми его видами, у которых есть колёса. Сложность освоения родовых понятий дошкольниками объясняется тем, что существенными для данных понятий могут быть как внешние, так и внутренние признаки или их группы. Они более скрыты и поэтому не всегда доступны для детского способа мышления без помощи взрослого.

В младшем дошкольном возрасте начинается вхождение ребёнка в предметный мир. Воспитатель призван помочь ребёнку получить отчетливые представления о предметах ближайшего окружения, необходимые для адекватного использования их в разнообразных видах детской деятельности. Задача воспитателя – обеспечить постепенный переход от предметного восприятия и узнавания объекта («Что это?», «Кто это?») к простейшему сенсорному анализу, выделению с помощью взрослого наиболее ярко выраженных в предметах качеств и свойств (назначение предмета; его части и их назначение; материал, из которого сделан предмет; цвет, форма, величина и т.д.).

Конкретное содержание работы с детьми младшего дошкольного возраста представлено в программе «От рождения до школы» в образовательной области «Познавательное развитие».  Программа рекомендует проводить следующую работу: знакомить детей с предметами ближайшего окружения (игрушки, предметы домашнего обихода, виды транспорта), их функциями и назначением.

Побуждать вычленять некоторые особенности предметов домашнего обихода (части, размеры, форму, цвет), устанавливать связи между строением и функцией. Понимать, что отсутствие какой-то части нарушает предмет, возможность его использования.

Расширять представления детей о свойствах (прочность, твёрдость, мягкость) материала (дерево, бумага, ткань, глина). Способствовать овладению способами обследования предметов, включая простейшие опыты. Предлагать группировать (чайная, столовая, кухонная посуда) и классифицировать (посуда – одежда) хорошо знакомые предметы.

Рассказывать о том, что одни предметы сделаны руками человека (посуда, мебель и т.п.), другие созданы природой (камень, шишка). Формировать понимание того, что человек создаёт предметы, необходимые для его жизни и жизни других людей.

В средней группе продолжается знакомство дошкольников с предметным миром. Воспитатель продолжает расширять круг представлений об окружающих предметах,  особое внимание уделяя ознакомлению со свойствами и качествами материалов, умению использовать сенсорное обследование. Продолжается работа по формированию видовых обобщений. Начинается формирование родовых обобщений [1, с.78]

В старшем дошкольном возрасте, организуя познание предметного мира, требуется раскрыть детям существенные особенности предметов, способствовать освоению вариативных способов познания и интеллектуальной деятельности, развивать наблюдательность, логичность мышления, исследовательский подход к доступным для старшего дошкольника объектам окружающей действительности. Детей учат сравнивать сходные предметы, формируют представления о родовых понятиях, проводится  их классификация и дифференциация [1, с. 78]

Таким образом, задачи и содержание по ознакомлению детей с предметным миром от группы к группе усложняются, что обеспечивает решение общих задач приобщения дошкольников к современному миру, его ценностям путём формирования общих представлений о предметах.

 

 

 

  1. Особенности представлений о предметном мире у детей с ОНР

 

 

Общее недоразвитие речи характеризуется нарушением формирования всех компонентов речевой системы в их единстве (звуковой стороны речи, фонематических процессов, лексики, грамматического строя речи) у детей с нормальным слухом и относительно сохранным интеллектом.

У всех детей с ОНР всегда отмечается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя.

Недоразвитие речи у детей может быть выражено в различной степени: от полного отсутствия речи до незначительных отклонений в развитии. С учетом степени несформированности речи выделяют четыре уровня ее недоразвития.

I уровень речевого развития характеризуется отсутствием речи (так называемые «безречевые дети»).

Дети этого уровня для общения пользуются главным образом лепетными словами, звукоподражаниями, отдельными существи­тельными и глаголами бытового содержания, обрывками лепетных предложений, звуковое оформление которых смазано, нечетко и крайне неустойчиво. Нередко свои «высказывания» ребенок подкреп­ляет мимикой и жестами.

Низким речевым возможностям детей сопутствуют и бедный жизненный опыт, и недостаточно дифференцированные представ­ления об окружающей жизни. Значительная ограниченность активного словарного запаса проявляется в том, что одним и тем же лепетным словом или зву­косочетанием ребенок обозначает несколько разных понятий («биби» самолет, самосвал, пароход; «бобо» болит, смазы­вать, делать укол). Отмечается также замена названий действий названиями предметов и наоборот («адас» карандаш, рисовать, писать; «туй»сидеть, стул).

Переход к II уровню речевого развития (зачатки общеупот­ребительной речи) знаменуется тем, что, кроме жестов и лепетных слов, появляются хотя и искаженные, но достаточно постоянные общеупотребительные слова.

Слова нередко употребляются в узком значении, уровень словесного обобщения очень низкий. Одним и тем же словом могут быть названы многие предметы, имеющие сходство по форме, назна­чению или другим признакам (муравей, муха, паук, жук в одной ситуации одним из этих слов, в другой другим; чашка, ста­кан обозначаются любым из этих слов). Ограниченность словарного запаса подтверждается незнанием многих слов, обозначающих:

  • Части предмета (ветки, ствол, корни дерева);
  • Посуду (блюдо, поднос, кружка);
  • Транспортные средства (вертолет, моторная лодка);
  • Детенышей животных (бельчонок, ежата, лисенок) и др.

Отмечается отставание в использовании слов-признаков пред­метов, обозначающих форму, цвет, материал. Часто появляются замены названий слов, обусловленные общностью ситуаций (ре­жет рвет, точит – режет).

Всё это свидетельствует о неумении детей выделять части и детали предмета, его признаки, особенности.

III уровень речевого развития характеризуется наличием раз­вернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.

Несмотря на значительный количественный рост словарного запаса, специальное обследование лексических значений позволяет выявить ряд специфических недочетов:

  • полное незнание значений ряда слов (болото, озеро, ручей, петля, бретельки, локоть, ступ­ня, беседка, веранда, подъезд и др.);
  • неточное понимание и упот­ребление ряда слов (подшивать – зашивать – кроить, подрезать – вырезать).

Среди лексических ошибок выделяются следующие:

  • замена названия части предмета названием целого пред­мета (циферблат «часы», донышко «чайник»);
  • подмена названий профессий названиями действия (бале­рина «тетя танцует», певец «дядя поёт» и т. п.);
  • замена видовых понятий родовыми и наоборот (воробей «птичка»; деревья «ёлочки»);
  • взаимозамещение признаков (высокий, широкий, длинный «большой», короткий «маленький»).

В свободных высказываниях дети мало пользуются прилагательными и наречиями, обозначающими признаки и состояние предметов, способы действий.

Таким образом, для детей с ОНР на всех уровнях  речевого развития характерны:

  • Трудность в  усвоении отвлечённых и обобщающих понятий;
  • Замена родовых понятий видовыми;
  • Лексический запас характеризуется стереотипностью;
  • Недоступность понимания метафор и сравнений, слов с переносным значением, скрытого смысла загадок и пословиц;
  • Недоступность осмысления и употребления сложных речевых конструкций.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЗАГАДКА КАК СРЕДСТВО РАСШИРЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ОКРУЖАЮЩИХ ПРЕДМЕТОВ

Теоретические основы формирования у детей представлений о предметном мире средствами загадки

  1. Загадки и их виды

Загадка помогает совершенствовать человеческую мысль, развивает наблюдательность, учит воспринимать мир многократно, образно.

В глубокой древности люди использовали загадку, как один из приемов иносказательного тайного языка, чтобы скрыть свои мысли и намерения, уберечь от «нечистых сил» свое жилище, свою семью, свой скот, орудия труда и прочее. С ее помощью испытывали мудрость, находчивость, образованность человека. Для этого загадки включали в различные обряды: посвящение юношей в воины, отбор претендентов на роль руководителей, в свадебный обряд (здесь загадки должны были отгадывать дружки жениха или сам жених, это был своеобразный выкуп невесты).

С течением времени, с успехами просвещения, с ростом культуры человека «тайный» язык постепенно теряет свое значение, и загадка начинает использоваться для проверки знаний, наблюдательности, сообразительности человека. В настоящее время она используется, как увлекательное средство в обучении детей и организации их досуга.

В «Литературной энциклопедии» загадка определяется как «как замысловатое поэтическое описание какого-либо предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего.

По определению В.И. Чичерова «загадка – это иносказательное описание какого-либо предмета или явления данное обычно в форме вопроса». Другой советский фольклорист В.П. Аникин определяет загадку как «мудреный вопрос, поданный в форме замысловатого, краткого, как правило, ритмически организованного описания какого-либо предмета или явления».

Содержание загадки отражает жизнь человека и окружающую действительность: растительный и живой мир, различные явления природы, предметы быта и т.п.

Детям трудны загадки о таких понятиях,  как время (что такое год, месяц), о жизни и смерти, родстве (муж, жена, свекровь и т.п.), о старинных обычаях и обрядах, о трудовых процессах, отражающие старые способы производства (посев зерна вручную и др.), о вышедших из употребления орудиях труда и предметах домашнего обихода (соха, лапти, зыбка, веретено) и прочее.

В.А. Сухомлинский рассказывает, как он учил ребят находить нужные слова для обозначения того, что они видят, чувствуют: «Главное, чтобы малыш не просто усвоил знания слова, а был бы взволнован, захвачен, заворожен его поэзией. В том нежном и чутком возрасте, когда перед ребенком открывается не только красота мира, но и первая мысль о радости бытия, я веду своих воспитанников в поле, на берег пруда, в сад – веду удивляться, веду запечатлевать в детской памяти образ, картину, которые воплощает в себе поэтическое слово…».

Каждый признак, качество, действие предмета, состояние явления имеют свое конкретное речевое выражение,  которое отыскивает, как правило, сам воспитатель, показывая тем самым, какие для этого речевые средства выбираются и как они используются. При этом воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному выражению удивительного, поправляет его ответы, редактирует их.

Различают следующие типы загадок:

  • Описательные загадки, основанные на перечислении признаков предмета, явления (величина, форма, цвет, вкус, звучание, движение, материал, назначение).

Например:

  1. Инструмент в руках у нас,

В огороде – высший класс!
Можем грядки им копать.
Подскажите, как назвать? (Лопата)

  1. Два конца,

Два кольца,

Посредине гвоздик. (Ножницы)

  1. Что, дотронувшись едва,

Превращает в дым дрова? (Огонь)

Отгадывание таких загадок основано на элементарном анализе (выделении признаков) и синтезе (объединение их в одно целое). Достаточное количество признаков позволяет производить необходимые умственные операции и успешно решать логическую задачу.

  • Сравнительные  основанные на отрицании или сопоставлении предметов, на сравнении предметов или явлений.

Например:

  1. Белое, а не вода,

Сладкое, да не мед,

От рогатого беру

И деточкам даю. (Молоко)

  1. Есть спина,

А не лежит,

Четыре ноги,

А не ходит,

Но всегда стоит

И всем сидеть велит. (Стул)

  1. Не человек,

А разговаривает. (Радио)

Чтобы решить подобную логическую задачу, ребенок должен быть знаком с указанным в ней признаком, должен уметь выделить его, связать по ассоциации с другими признаками, не названными в загадке. Это возможно при наличии достаточно полных представлений о предмете, явлении.

  • Метафорические  выделяют сходство, общие черты в предметах и явлениях на первый взгляд далеких друг от друга.

Например:

  1. Идет пароход

То взад, то вперед,

А за ним такая гладь

Ни морщинки не видать. (Утюг)

  1. Барыня-княгиня

Весь мир нарядила,

А сама нагая ходит. (Иголка)

  1. Что за шустрый старичок,

Восемьдесят восемь ног,

Все по полу шаркают

За работой жаркою. (Веник)

Загадки-метафоры составляют самый обширный вид загадок.

В качестве метафор в загадках могут выступать: существительные (например, «Старик у ворот тепло уволок» мороз или «Золотое решето чёрных домиков полно»  подсолнух); прилагательные (например, «Зубастые, а не кусаются»  грабли); глаголы (например, «Кто всю ночь по крыше бьёт да постукивает, и бормочет, и поёт, убаюкивает?»  дождь или «Всю зиму лежал, весной в реку побежал»  снег); одновременно различные части речи (например, «Чёрная корова весь мир поборола»  ночь или «Вился, вился белый рой, сел на землю  стал горой»  снег).

С.Г. Лазутин, исследуя метафору в загадке, выделяет шесть основных наиболее распространённых типов или способов образования метафорических загадок, в которых: предметы сопоставляются на основе их общего внешнего сходства (например, «Спереди  шильце, сзади вильце, сверху  чёрное суконце, снизу  белое полотенце»  ласточка); предметы сопоставляются по цвету (например, «Белая корзинка, золотое донце, в ней лежит росинка и сверкает солнце» – ромашка); предметы (явления) сближаются на основе признаков их внутренней организации (например, «Без окон, без дверей  полна горница людей»  огурец); предметы (образы) сравниваются по их функции, роли в бытовой жизни народа (например, «Стоит на крыше верхолаз и ловит новости для нас»  антенна); предметы сопоставляются по особенностям их движения, соотношению подвижного и неподвижного (например, «Идут, идут, а с места не сойдут»  часы); предметы, явления и образы могут сближаться на основе некоторых одинаковых черт и признаков в их поведении (например, «Водяные мастера строят дом без топора»  бобры).

Тематика загадок для детей младшего дошкольного возраста ограничена их небольшим жизненным опытом. Это загадки о предметах, с которыми ребенок сталкивается в быту, которые оказывают на него эмоциональное воздействие (игрушки, домашние животные, предметы обихода, продукты питания). В загадках названы яркие, характерные признаки, качества и свойства предмета (цвет, форма, величина, голос животного, чем он питается, повадки и т.д.). Младшим дошкольникам можно предложить рифмованные загадки, в которых отгадка рифмуется с текстом загадки.

Детям среднего дошкольного возраста предлагается более широкая тематика загадок: о домашних и диких животных, об одежде, о продуктах, о явлениях природы, о транспорте и т. д. Характеристика предмета загадки может быть дана полно, подробно, как «мини-рассказ» о предмете. Рекомендуются загадки с простыми сравнениями и прозрачными метафорами.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста можно использовать загадки разнообразной тематики: явления природы, предметы обихода, орудия труда, средства передвижения, связи, спорт, человек, и т.д.

  1. Роль загадок в расширении у детей представлений о предметах

В современном детском саду загадки используются как дидактическое, увлекательное средство в обучении детей и организации их досуга. Отгадывание загадок активизирует словарь детей, закрепляет умение выделять существенные признаки предметов.  Загадки развивают любознательность у детей, интерес к родному языку. Они заставляют ребенка внимательно вдумываться в каждое слово, сравнивать его с другими словами, находить в них сходство и различие. 

При  отборе   загадок для работы с детьми необходимо, прежде всего, определить доступность их содержания, учесть опыт ребенка, психологические особенности  возраста. Также большое значение имеет сложность художественного образа  выбранной загадки, точность и полнота характеристики.

Например, учеными было установлено, что младшим дошкольникам значительно труднее отгадывать метафорические загадки, нежели описательные. Младшие дошкольники не понимают образного строя языка загадок и неадекватно интерпретируют метафоры.

Интересно, что в рассказе, сказке, стихотворении дети значительно легче воспринимают метафору, чем в загадке. Н. Гавриш объясняет это тем, что в художественном тексте описывается реальная ситуация, а загадка – иносказание. Таким образом, усвоение образного строя языка, осознания переносного значения слов и словосочетаний возможно лишь на определенном уровне развития абстрактного и образного мышления, поэтому для младшего возраста должны быть подобраны загадки, основанные на  жизненном опыте детей. Лаконизм и яркость характеристики, точность языка и конкретность образа – вот основные критерии при отборе загадок для малышей.

Начинать нужно с самых простых загадок, постепенно усложняя их.

Условиями, обеспечивающими правильное понимание и правильное отгадывание загадок, являются: предварительное ознакомление детей с предметами и явлениями, о которых говорится в загадке; продумывание педагогом способа использования загадок, характер и манера их преподнесения; уровень развития речи детей; учет возрастных особенностей и возможностей дошкольников.

Тематика загадок для детей младшего дошкольного возраста ограничена их небольшим жизненным опытом. Это загадки о предметах, с которыми ребенок сталкивается в быту, которые оказывают на него эмоциональное воздействие (игрушки, домашние животные, предметы обихода, продукты питания).

Обучение детей отгадыванию загадок требует большого терпения и подготовительной работы. Обучение  отгадывать загадки начинается не с их загадывания, а с воспитания умения наблюдать жизнь, воспринимать предметы и явления с разных сторон, видеть мир в разнообразных связях и зависимостях, в красках, звуках движении и изменении.
Развитие всех психических процессов дошкольника является основой при отгадывании загадки, а предварительное ознакомление детей с предметами и явлениями, о которых пойдет речь, является главным условием, обеспечивающим понимание и правильное отгадывание загадки.

Необходимы также знания, специально подводящие детей к отгадыванию. Для этого необходимо организовывать наблюдения детей за повадками животных, за трудом взрослых, за изменениями природы, за обыденной жизнью.  Большое значение для закрепления полученного опыта играют дидактические игры и игровые занятия. И конечно помимо фактических знаний детям необходимо знание языка. Каждое действие, признак предмета, предмет и любое явление имеют языковое обозначение. Для их освоения необходимо всевозможное побуждение ребенка к высказываниям – на прогулке, в группе, дома.

Учитывая особенности загадки как логической задачи, Ю.Г. Илларионова  советует соблюдать последовательность тех мыслительных действий, которые совершаются при отгадывании:

  • Выделить указанные в загадке признаки неизвестного объекта, т.е. произвести анализ;
  • Сопоставить и объединить эти признаки, чтобы выявить возможные между ними связи, т.е. произвести синтез;
  • На основе соотнесенных признаков и выявленных связей, сделать вывод, т.е. отгадать загадку.

Воспитателю также необходимо знать основные ошибки детей при отгадывании загадок.

  • Дети торопятся с ответом, не дослушивают до конца, не запоминают всех подробностей. У младших дошкольников внимание часто внимание привлекает какой-нибудь яркий объект, уже хорошо знакомый и рвется нить внимания;
  • Дети выделяют сразу несколько второстепенных объектов, но пропускают главный признак;
  • Дети осознанно пропускают один из названных в загадке признаков, заменяя его своим, как им кажется, верным и как бы подстраиваются под отгадку, искажая ее.

Методисты предлагают использовать загадки не только в начале и в процессе деятельности, но и в ее завершении. Например, рассматривая предметы, сравнивая и сопоставляя их, находя сходство и различие между ними, дети приходят к выводам и выражают их словом. Загадка может служить при этом своеобразным завершением и обобщением процесса деятельности, помогая закрепить в сознании детей признаки предмета. Этот прием помогает конкретизировать представления детей о характерных свойствах предмета или явления. Таким образом, загадки помогают детям понять, как, емко и красочно, по-разному используя языковые средства, можно сказать об одном и том же.

  1. Задачи и содержание работы по ознакомлению детей с предметным миром

Предметы имеют большое значение для развития и социализации ребенка. Они окружают его с момента рождения и сопровождают всю жизнь.

Задача педагога – помочь ребёнку  войти в предметный мир, научиться ориентироваться в его многообразии, правильно использовать предметы по назначению в разных видах деятельности и главное – воспитать ценностное отношение к предметному миру.

Исследования по дошкольной педагогике (В.И. Логинова, Г.Н. Бабывкина, Л.А. Мишарина, М.В. Крулехт, О.В. Дыбина, С.А. Козлова и др.) показали необходимость системного подхода к формированию у детей представлений о  предметном мире.

Прежде всего, детям необходимо показать, что предмет может выполнить своё назначение, если он имеет определённое строение. Каждая часть предмета также имеет своё назначение. Чтобы в чашку можно было налить жидкость, она должна иметь стеночки; их высота, размер чашки обусловливают объём входящей в чашку жидкости. Из маленьких чашечек пьют кофе. Чайные чашки имеют больший размер. Ручка чашки позволяет удобно её держать, а донышко – ставить на блюдце.

Предметы сделаны из разных материалов, и это, опять таки, не случайно: каждый материал, будь то ткань или бумага, песок, глина, пластмасса, металл, дерево, имеет свои свойства и качества. Материал может быть твёрдым, мягким, гладким, холодным, гибким, прозрачным, хрупким, прочным  и т.д. Почему из этого материала сделан данный предмет, может ли он быть сделан из другого материала? Только целенаправленное знакомство с предметом даёт возможность ребёнку ответить на эти вопросы, осознать, почему так или иначе сделан предмет и как им пользоваться.

Каждый предмет имеет своё название. Известно, что первоначально малыш соотносит слово лишь с конкретным предметом. Такое слово ещё не имеет обобщающего характера. М.В. Крулехт приводит такой пример: слово шляпа ассоциируется у ребёнка  только с фасоном шляпы  его мамы, поэтому бабушкину шляпу из пушистого меха малыш называет кисой. Эмоционально значимые для ребёнка, но не существенные признаки предмета являются причиной  того, что дети «путают» сходные предметы, не владея видовыми понятиями. Дети часто неправильно называют многие предметы одежды и обуви, мебели, посуды, хотя эти предметы обихода непосредственно окружают их дома и в детском саду.

Комплекс видовых признаков – назначение предмета, его строение и материал помогает ребёнку оперировать видовыми понятиями, так как существенными признаками для видовых обобщений являются, как правило, внешние особенности предметов. Например, кресло от стула отличается наличием подлокотников, гольфы и носки – длиной; шарф, платок, косынка – формой.

Ещё более сложными для дошкольников являются родовые понятия: мебель, посуда, одежда, обувь, инструменты, транспорт и т.д. Используя данные слова в своей речи, дети, вместе с тем, часто не владеют понятием, поэтому сужают или расширяют значение слова. Например, даже старшие дошкольники могут включить в понятие «овощи» некоторые виды фруктов, грибы, мотивируя это тем, что «всё это растёт» или «всё это едят», а понятие транспорт связывают только с теми его видами, у которых есть колёса. Сложность освоения родовых понятий дошкольниками объясняется тем, что существенными для данных понятий могут быть как внешние, так и внутренние признаки или их группы. Они более скрыты и поэтому не всегда доступны для детского способа мышления без помощи взрослого.

В младшем дошкольном возрасте начинается вхождение ребёнка в предметный мир. Воспитатель призван помочь ребёнку получить отчетливые представления о предметах ближайшего окружения, необходимые для адекватного использования их в разнообразных видах детской деятельности. Задача воспитателя – обеспечить постепенный переход от предметного восприятия и узнавания объекта («Что это?», «Кто это?») к простейшему сенсорному анализу, выделению с помощью взрослого наиболее ярко выраженных в предметах качеств и свойств (назначение предмета; его части и их назначение; материал, из которого сделан предмет; цвет, форма, величина и т.д.).

Конкретное содержание работы с детьми младшего дошкольного возраста представлено в программе «От рождения до школы» в образовательной области «Познавательное развитие».  Программа рекомендует проводить следующую работу: знакомить детей с предметами ближайшего окружения (игрушки, предметы домашнего обихода, виды транспорта), их функциями и назначением.

Побуждать вычленять некоторые особенности предметов домашнего обихода (части, размеры, форму, цвет), устанавливать связи между строением и функцией. Понимать, что отсутствие какой-то части нарушает предмет, возможность его использования.

Расширять представления детей о свойствах (прочность, твёрдость, мягкость) материала (дерево, бумага, ткань, глина). Способствовать овладению способами обследования предметов, включая простейшие опыты. Предлагать группировать (чайная, столовая, кухонная посуда) и классифицировать (посуда – одежда) хорошо знакомые предметы.

Рассказывать о том, что одни предметы сделаны руками человека (посуда, мебель и т.п.), другие созданы природой (камень, шишка). Формировать понимание того, что человек создаёт предметы, необходимые для его жизни и жизни других людей.

В средней группе продолжается знакомство дошкольников с предметным миром. Воспитатель продолжает расширять круг представлений об окружающих предметах,  особое внимание уделяя ознакомлению со свойствами и качествами материалов, умению использовать сенсорное обследование. Продолжается работа по формированию видовых обобщений. Начинается формирование родовых обобщений [1, с.78]

В старшем дошкольном возрасте, организуя познание предметного мира, требуется раскрыть детям существенные особенности предметов, способствовать освоению вариативных способов познания и интеллектуальной деятельности, развивать наблюдательность, логичность мышления, исследовательский подход к доступным для старшего дошкольника объектам окружающей действительности. Детей учат сравнивать сходные предметы, формируют представления о родовых понятиях, проводится  их классификация и дифференциация [1, с. 78]

Таким образом, задачи и содержание по ознакомлению детей с предметным миром от группы к группе усложняются, что обеспечивает решение общих задач приобщения дошкольников к современному миру, его ценностям путём формирования общих представлений о предметах.

  1. Особенности представлений о предметном мире у детей с ОНР

Общее недоразвитие речи характеризуется нарушением формирования всех компонентов речевой системы в их единстве (звуковой стороны речи, фонематических процессов, лексики, грамматического строя речи) у детей с нормальным слухом и относительно сохранным интеллектом.

У всех детей с ОНР всегда отмечается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя.

Недоразвитие речи у детей может быть выражено в различной степени: от полного отсутствия речи до незначительных отклонений в развитии. С учетом степени несформированности речи выделяют четыре уровня ее недоразвития.

I уровень речевого развития характеризуется отсутствием речи (так называемые «безречевые дети»).

Дети этого уровня для общения пользуются главным образом лепетными словами, звукоподражаниями, отдельными существительными и глаголами бытового содержания, обрывками лепетных предложений, звуковое оформление которых смазано, нечетко и крайне неустойчиво. Нередко свои «высказывания» ребенок подкрепляет мимикой и жестами.

Низким речевым возможностям детей сопутствуют и бедный жизненный опыт, и недостаточно дифференцированные представления об окружающей жизни. Значительная ограниченность активного словарного запаса проявляется в том, что одним и тем же лепетным словом или звукосочетанием ребенок обозначает несколько разных понятий («биби» самолет, самосвал, пароход; «бобо»  болит, смазывать, делать укол). Отмечается также замена названий действий названиями предметов и наоборот («адас» карандаш, рисовать, писать; «туй»сидеть, стул).

Переход к II уровню речевого развития (зачатки общеупотребительной речи) знаменуется тем, что, кроме жестов и лепетных слов, появляются хотя и искаженные, но достаточно постоянные общеупотребительные слова.

Слова нередко употребляются в узком значении, уровень словесного обобщения очень низкий. Одним и тем же словом могут быть названы многие предметы, имеющие сходство по форме, назначению или другим признакам (муравей, муха, паук, жук  в одной ситуации  одним из этих слов, в другой  другим; чашка, стакан обозначаются любым из этих слов). Ограниченность словарного запаса подтверждается незнанием многих слов, обозначающих:

  • Части предмета (ветки, ствол, корни дерева);
  • Посуду (блюдо, поднос, кружка);
  • Транспортные средства (вертолет, моторная лодка);
  • Детенышей животных (бельчонок, ежата, лисенок) и др.

Отмечается отставание в использовании слов-признаков предметов, обозначающих форму, цвет, материал. Часто появляются замены названий слов, обусловленные общностью ситуаций (режет рвет, точит – режет).

Всё это свидетельствует о неумении детей выделять части и детали предмета, его признаки, особенности.

III уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.

Несмотря на значительный количественный рост словарного запаса, специальное обследование лексических значений позволяет выявить ряд специфических недочетов:

  • полное незнание значений ряда слов (болото, озеро, ручей, петля, бретельки, локоть, ступня, беседка, веранда, подъезд и др.);
  • неточное понимание и употребление ряда слов (подшивать – зашивать – кроить, подрезать – вырезать).

Среди лексических ошибок выделяются следующие:

  • замена названия части предмета названием целого предмета (циферблат «часы», донышко  «чайник»);
  • подмена названий профессий названиями действия (балерина «тетя танцует», певец  «дядя поёт» и т. п.);
  • замена видовых понятий родовыми и наоборот (воробей «птичка»; деревья  «ёлочки»);
  • взаимозамещение признаков (высокий, широкий, длинный «большой», короткий  «маленький»).

В свободных высказываниях дети мало пользуются прилагательными и наречиями, обозначающими признаки и состояние предметов, способы действий.

Таким образом, для детей с ОНР на всех уровнях  речевого развития характерны:

  • Трудность в  усвоении отвлечённых и обобщающих понятий;
  • Замена родовых понятий видовыми;
  • Лексический запас характеризуется стереотипностью;
  • Недоступность понимания метафор и сравнений, слов с переносным значением, скрытого смысла загадок и пословиц;
  • Недоступность осмысления и употребления сложных речевых конструкций.