Развитие игрового замысла детьми
Первоначальные ростки игрового замысла могут появиться в различной деятельности детей, если для этого созданы необходимые условия. Ребёнок начинает строить или рисовать без какой-либо цели, а затем в силу различных ассоциаций у него появляется желание построить машину, нарисовать дом.
Глубокий и сложный процесс преобразования и усвоения жизненных впечатлений происходит в играх. Творческое начало проявляется и в замысле – выборе темы игры, рисунка, в нахождении способов осуществления задуманного. Дети не копируют виденное, а с большой искренностью и непосредственностью передают своё отношение к изображаемому, свои мысли и чувства.
Дети намечают лишь общий план, который реализуется в процессе деятельности. Задача воспитателя – развивать творческие способности ребёнка, целенаправленное воображение, побуждать его в любом деле идти от мысли к действию.
Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребёнка, его художественных способностей. Задача педагога – прививать им навыки и умения, без которых невозможна творческая деятельность, воспитывать у них самостоятельность, активность в применении этих знаний и умений, формировать критическое мышление, целенаправленность.
Таким образом, в дошкольном возрасте закладываются основы творческой деятельности ребёнка, которые проявляются в развитии способности к замыслу и его реализации, в умении комбинировать свои знания и представления, в искренней передаче своих чувств.
В различных возрастных группах творческая игра имеет определённый характер развития. Так, в младшем возрасте ( 2-3 года), когда воображение ребёнка ещё недостаточно развито, организующим началом игр являются игрушки, различные материалы, подражание товарищам. Цель возникает в процессе игры и легко сменяется под воздействием различных впечатлений. Уже на 3 году жизни детей можно научить ставить цели сначала в строительных играх, а затем и в играх с игрушками: сделать кроватку для куклы, уложить ее спать.
На 4 году ребёнок способен определить, вво что он хочет играть, кем он будет. Но и в этом возрасте интерес к действию часто преобладает над устойчивостью цели.
Уже на 5 году жизни можно приучать детей не только обдуманно выбирать игру, ставить цель, но и распределять роли.
Первоначально дети намечают лишь общую цель игры, сюжет её развивается как импровизация. Под руководством воспитателя дети постепенно приучаются намечать общий ход игры, определять последовательность действий.
Развитие игрового замысла связано с общим умственным развитием ребёнка. Дошкольники 5-7 лет проявляют большой интерес к различным трудовым профессиям. У них есть любимые герои, которым они подражают. Обогащается сюжет их игр, более стойкие замыслы. Старшие дошкольники смелее и разнообразнее комбинируют в игре свои знания, почерпнутые из наблюдений, книг и рассказов взрослых. Они отражают в любимых играх новые впечатления, но пользуются своими знаниями и наблюдениями более сознательно.
Особый характер приобретает замысел в играх – драматизациях. План игры и последовательность действий определены заранее. Такая игра труднее для детей. Игры-драматизации помогают дошкольникам глубже понять идею книги, почувствовать её художественную ценность, способствуют развитию выразительности речи и движений.
Сказки и рассказы по-разному отражаются в играх детей разных возрастов. Малыши обычно воспроизводят отдельные эпизоды. С возрастом дети начинают передавать сказку целиком, внося в неё изменения.
У дошкольников 6-7 лет игра-драматизация часто становится спектаклем, в котором они играют для зрителей, а не для себя. Иногда дети поражают выразительностью мимики, жеста, слова.
Таким образом, в играх дошкольников замысел получает значительное развитие – от случайно, по ассоциации возникающей цели до сознательно задуманной темы игры, от подражания действиям того или иного человека до передачи его переживаний, чувств.